Былины так же, как и другие фольклорные
жанры, не имеют авторского времени. Их время — время действия и время
исполнительское. Время действия былин, как и время действия сказок,
отнесено к прошлому.
А. А. Потебня пишет: «Лирика —
praesens. Она есть поэтическое познание, которое, объективируя чувство,
подчиняя его мысли, успокаивает это чувство. Эпос — perfectum. Отсюда
спокойное созерцание, объективность (отсутствие другого личного интереса
в вещах изображаемых и событиях, кроме того, который нужен для
возможности самого изображения)»[1].
{1}Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905. С. 531—532. 510-511
В сказках прошлое никак не определено
в общем потоке истории, замкнуто и как бы воспроизводится в каждом
новом исполнении сказки, благодаря чему усиливаются ее изобразительные,
игровые стороны. Время же действия былин строго локализовано в этом
прошлом — в условной эпохе русского прошлого, которую можно было бы
назвать «эпической эпохой». Для одной, большой части былин — это
идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для другой части —
эпоха новгородской вольности. Но обе эти эпохи по существу не
различаются. И тут, и там, и в тех третьих былинах, в которых трудно
определить черты строгой приуроченности к Новгороду или Киеву, действие
былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества, в
эпоху патриархальных взаимоотношений князя и дружины богатырей, в эпоху,
когда народ в лице богатырей мог брать верх, когда богатыри могли
влиять на судьбы страны, и т. д., то есть в одну общую условную
«эпическую эпоху». Эта «эпическая эпоха» — некая идеальная «старина», не
имеющая непосредственных переходов к новому времени. В эту эпоху
«вечно» княжит князь Владимир, вечно живут богатыри, происходит
множество событий. Это, в отличие от сказочного времени, история, но
история, не связанная переходами с другими эпохами, как бы занимающая
«островное» положение. В отличие от былин, действие исторических песен
происходит в разное время: от XIII до XIX в. Исторические песни как бы
сопутствуют русской истории, отмечают ее наиболее выдающиеся события. В
былинах же время действия все отнесено к некоторой условной эпохе
русской старины, которая, однако, несмотря на всю свою условность,
воспринимается как историческое время, «бывальщина».
Действие былин не могло быть
прикреплено к социальной обстановке XIV—XVII вв. В последней невозможны
былинные отношения богатыря и князя. Для отражения событий этого времени
народ создал другой вид эпического творчества — историческую песнь, где
не было места для богатырей, где социальное неравенство и новые
отношения князя, царя к своему военному слуге сделали невозможным
былинную идеализацию последнего, его превращение в богатыря.
Богатыря-крестьянина так же трудно вообразить себе при дворе удельного
князя, как и при дворе Ивана IV.
Когда бы ни слагалась былина и какое
бы реальное событие она ни отражала,— она переносит свое действие в
своеобразное «эпическое время» — в Новгород, ко двору князя Владимира и
т. д. Русские былины воспроизводят мир социальных отношений и
историческую обстановку именно этого времени и только героев киевского
цикла называют богатырями. Обогащаясь теми или иными новыми сюжетами,
былины переводят их в полупатриархальные отношения Х в., понятые,
правда, с большой долей идеализации.
Определяя время действия былин как
условное, мы все же должны иметь в виду, что оно воспринималось тем не
менее как строго историческое, действительно существовавшее, а не
фантастическое. Вот почему героев исторического эпоса народ никогда не
наделяет вымышленными именами, а действие былин происходит среди реально
существовавших городов и сел. Имена богатырей, князя Владимира и других
героев былин для народа — исторические имена, поэтому они так
традиционны и устойчивы. И в этом смысле могут быть оправданы поиски в
былинах исторических прототипов, как и исторических «протособытий»,
которыми в свое время не без опоры на художественную суть былин так
усиленно занимались представители исторической школы в изучении эпоса.
Известно, что северные сказители, попадая в Киев, искали «Маринкину
улицу», искали места действия былин киевского цикла.
Былины были для них историей, события былин — исторической действительностью, богатыри и князья — историческими лицами.
Русские былины, как уже было сказано,
восприняли немало позднейших исторических сюжетов, мотивов, эпизодов
XIV—XVII вв., но ошибаются те, кто видит в былинах отражение прежде
всего Московской Руси. Былины многослойны, их создавал народ в течение
многих веков.
В былинах отразились сюжеты и
древнейшего эпоса, еще «докиевского» и «доновгородского», и сюжеты
последующих веков. Однако и в том и в другом случае былина становится
былиной, лишь перенеся действие в эту «эпическую эпоху», в ее условную
историческую обстановку. Представление о «киевском» периоде русской
истории как о своеобразной эпической эпохе составляет наиболее яркую,
отличительную черту русских былин. Новые герои принимают старые,
«исторические» имена былинных героев.
Характерные черты этой
идеализированной эпохи условного русского прошлого были определены мною в
другой работе[1]; поэтому сейчас я не буду касаться вопроса о
«материальном наполнении» представлений об этом эпическом времени. В
первую очередь меня сейчас интересуют те взаимоотношения, в которые
входят различные аспекты изображаемого и фактического времени между
собой, временная структура былинного жанра.
Итак, действие былин все происходит в
прошлом, но не в неопределенном условном прошлом сказок, а в строго
ограниченном идеализированном эпическом времени, в котором существуют
особые социальные отношения, особый быт, особое государственное
положение Руси, в котором господствуют особые условные мотивировки
действий богатырей и врагов Руси, особые психологические законы и пр.
В этом эпическом времени может
совершаться сколько угодно различных событий, всегда, в общем,
кончающихся более или менее благополучно для страны. События былины, в
отличие от событий сказок, воспринимаются как события русской истории,
они отнесены к условной русской старине.
{1}См.: Лихачев Д. Эпическое время
русских былин // Сборник 1.JB честь академика Б. Д. Грекова. М.; Л.,
1952. С. 55—63. «Социальные Отношения» этой «эпической эпохи», формы
государственности, отношения князя и богатыря, богатырей между собой,
положение Руси относидтельио степи и пр. требуют своего дальнейшего
внимательного изучения, как требуют своего изучения исторические
представления эпоса в целом. 17
Время действия былин тем не менее
замкнуто и замкнуто как бы двойной замкнутостью. Во-первых, замкнуто
само эпическое время, которое занимает в русской истории Как бы
«островное положение» и не связано никакими переходами с остальной
русской историей, и, во-вторых замкнуто действие самой былины. Время в
былине, как и в сказке, начинается с началом сюжета и заканчивается
концом сюжета. По большей части конец былины — это конец подвига
богатыря (за исключением былин об Илье Муромце и Соловье Разбойнике и
Сухмане, где былина продолжается, чтобы выявить отношение к подвигу
богатыря князя Владимира). Былина развивается по принципу наибольшего
выделения главного героя, и поэтому действие былины концентрируется
вокруг богатыря, его судьбы. Длительность событий, связанных с
действиями богатыря, и есть сюжетная длительность былины. Никаких
упоминаний о событиях, выходящих за пределы сюжетного развития, в былине
не бывает.
Интересная характеристика
художественного времени в эпопее дана М. Бахтиным в его статье «Эпос и
роман»: «Оно (эпическое время.— Д. Л.) отгорожено абсолютною Гранью от
всех последующих времен, и прежде всего от того времени, в котором
находятся певец и его слушатели. Эта грань, следовательно, имманентна
самой форме эпопеи и ощущается, звучит в каждом слове ее. Уничтожить эту
грань — значит уничтожить форму эпопеи как жанра. Но именно потому, что
оно отгорожено от всех последующих времен, эпическое прошлое абсолютно и
завершено. Оно замкнуто, как круг, и в нем все готово и закончено
сполна. Ни для какой незавершенности, нерешенности, проблематичности нет
места в эпическом мире. В нем не оставлено никаких лазеек в будущее;
оно довлеет себе, не нуждается и не предполагает никакого продолжения.
Временные и ценностные определения здесь слиты в одно неразрывное целое
(как они слиты и в древних семантических пластах языка). Все, что
приобщено к этому прошлому, приобщено тем самым к подлинной
существенности и значительности, но вместе с тем оно приобретает
завершенность и законченность, лишается, так сказать, всех прав и
возможностей на реальное продолжение. Абсолютная завершенность и
замкнутость — замечательная черта ценностно-временного эпического
прошлого» [1].
{1} Бахтин М. Эпос и роман (о методологии исследования романа) // Вопросы литературы. 1970, № 1. С. 104.
При всей «абсолютной завершенности»
эпического времени оно завершено лишь формально, так как в
идеологическом отношении эпическое время является временем русской
старины, национально-героическим прошлым. Оно самостоятельная часть
русской истории.
Формальная замкнутость эпического
времени ведет к тому, что сюжет в нем по преимуществу один и время
однонаправлено, «однолинейно».
В самом деле, когда время в
произведении течет «открыто» и связано с историческим временем, тогда в
произведении легко могут совмещаться несколько временных рядов и
последовательность событий может переставляться (сперва может
рассказываться более позднее событие, а потом более раннее). Ведь все
перестановки и все временные ряды совершаются на фоне исторического
времени. Читатель или слушатель легко может поэтому ориентироваться в
реальной последовательности событий. События имеют некоторую
прикрепленность к реальному времени; за последовательностью событий в
произведении стоит последовательность историческая. Эта-то последняя и
«освобождает» первую. Когда же время произведения замкнуто в самом себе,
не связано с историческим временем, перестановки затруднены, затруднено
восприятие разных линий сюжета.
Время в былинах, как и в других
фольклорных жанрах, развивается только в одном направлении, оно не знает
возвращений назад и забеганий вперед. Правда, в былине существует как
бы и некоторое надвременное сознание, позволяющее слушателям угадывать,
что все кончится благополучно, что герой победит, и т. д., но это не
мешает основной «однолинейности» развития действия.
Даже в сводных былинах, состоящих из
многих вполне самостоятельных эпизодов, замкнутых и независимых друг от
друга, эти самостоятельные эпизоды не нарушают однолинейного течения
изображаемого времени действия былины: эпизоды никогда не возвращают
героя назад. Замечательный исследователь поэтики русской былины А. П.
Скафтымов отметил обычай сказителей начинать рассказ о любом подвиге
Ильи Муромца «с первого пункта его богатырской карьеры» — исцеления его
странником [1].
{1} См.: Скафтымов А. П. Поэтика и генезис былин. Очерки. Москва; Саратов, 1924. С. 71.
В сводных былинах сюжеты
располагаются в строго хронологической последовательности — там,
конечно, где как-то можно установить эту последовательность. Иногда даже
сюжет может разрывать другой сюжет, если это необходимо для временной
последовательности. Так, например, былины, рассказывающие об
освобождении Ильей города (Себежа, Кидоша, Чернигова и пр.), говорят
обычно о трудности дороги, и сюда иногда вставляется рассказ о победе
Ильи Муромца над Соловьем, живо рисующий как раз именно эту трудность
пути. Последовательности развития действия былин подчеркивается частыми
указаниями на время:
Три годы Добрынюшка стольничал, А
три годы Никитич притворотничал. Он стольничал, чашничал девять лет, На
десятый год погулять захотел [1].
Былина о Волхе Всеславьевиче в
передаче сборника Кирши Данилова начинается с того момента, как его мать
«понос понесла», продолжается рассказом о его рождении и затем отмечает
в последующем все этапы его воспитания:
А и будет Вольх в полтора часа… А
и будет Вольх семи годов… А и будет Вол(ь)х десяти годов… А и будет
Вольх во двенадцать лет… Сам он Вольх в пятнадцать лет… [2]
Подчеркивается последовательность
времени действия и обычной формулой «втапоры»: «Втапоры князь весел
стал», «втапоры его князь спрашивает», «втапоры Иван и жене своей
сказал», «втапоры Иван Годинович поехал ко стольному городу Киеву»,
«втапоры княгиня с князем заспоровалась» и т. д.
Однолинейно развивающееся время
былины течет неровно, то замедляясь, то убыстряясь. Едет герой на врага и
сразу же оказывается в сражении с ним; напротив, седлание коня,
богатырская «поездочка», стреляние из лука совершаются медленно. Даже
получение письма отнимает много времени:
Дмитрей-гость распечатывает и рассматривает, Просматривает и прочитывает [3].
{1} Древние российские стихотворения,
собранные Киршею Даниле вым. Изд. подгот. А. П. Евгеньева и Б. Н.
Путилов. М.; Л., 1958. С. 52 (бы лина «Три года Добрынюшка стольничал»),
(Далее: Кирша Данилов.)
{2} Кирша Данилов. С. 39—40 (былина «Вольх Всеславьевич»)
{3} Там же. С. 98 (былина «Иван Гаденович»),
Это происходит вследствие все того же
«принципа относительности», о котором мы говорили ранее: время былины
согласуется с «плотностью событий» и с их характером. Есть определенная
закономерность в отношениях между характером изображаемого и временем,
которое оно занимает в повествовании, закономерность, которая требует
еще своего обстоятельного исследования. Вместе с тем свои закономерности
имеют и перерывы во времени. Сюжетное развитие былины прерывается,
причем в целом эти разрывы значительно крупнее, чем в сказке. Если в
сказке эпизоды совершаются «через день», «на следующее утро» и пр., то
«шаг былины» шире: действие прерывается на год, на три года, на тридцать
три года. Время в былине течет медленнее. Сюжет развивается дольше.
Перед нами история, а не рассказ. При нашествии Калина-царя Илья Муромец
отсиживает в погребах «ровно три года»; действие других былин
замедляется иногда настолько, что новая обычная отлучка богатыря
занимает «ровно тридцать лет и три года».
Неровность течения времени в былине в
значительной степени объясняется концентрацией действия в богатыре.
Богатырь — сила, он активен, он сражается, он властвует над событиями,
он же движет время. Художественное время былины зависит от богатыря, от
его активности в сюжете. Свойственная былине тенденция «наибольшего
выделения героя»[ 1] распространяется и на художественное время былины.
{1}Скафтымов А. П. Поэтика… С. 60.
Неровность течения времени в былине —
это неровность действия богатыря. Время движется богатырским подвигом.
Богатырь как бы толкает время, движет его рывками, напряжением силы.
Подвиг богатыря быстр, его победа
почти мгновенно, только при поражении (былина о гибели богатырей) или
когда богатырь не прав, сражение длится долго.
В былине очень част эффект
внезапности, неожиданности. Этот эффект неожиданности эстетически
подготовляется грозными предвестиями, предсказаниями, предупреждениями.
Но «беда неминучая» часто не свершается. Не свершаются предсказания Илье
Муромцу о Соловье Разбойнике, Добрыне Никитичу — о трех дорогах, каждая
из которых ведет к гибели. Богатырь преодолевает предсказания. Он выше
рока, судьбы, мрачных предвестий.
В отдельных случаях, как мы видели,
былина подчеркивает длительность того или иного конкретного действия,
события, эпизода. Эта длительность нужна для изобразительности, а
изобразительность былины, как и изобразительность сказки, связана со
стремлением условно приравнять время исполнения былины ко времени
действия в ней.
Но это приравнивание, как и в сказке,
идет не по всему фронту изображаемого времени, а только в тех эпизодах
где былина стремится достигнуть наибольшей изобразительности, создать
иллюзию совершаемого.
В этих эпизодах, где былина стремится
к наибольшей изобразительности, время действия почти совпадает со
временем исполнения. Это эпизоды седлания коня, стреляния из лука. Есть
эпизоды, в которых длительность действия если и не приравнивается к
длительности исполнения то значительно замедляется: приезд богатыря в
Киев, прибытие корабля с богатырем, диалог богатыря с противником, сцены
на пируй пр. Тормозится время описанием силы богатыря и силы его врага,
описанием учтивости богатыря, предостережений богатырю и т. д. Все это
необходимо для того, чтобы исполнение былины сопроводить как бы показом
ее действия, усилить в ней игровую сторону. Но важно отметить, что время
былины течет медленно там, где и сам богатырь действует медленно, где
он проявляет степенную, медлительную учтивость, где он только играет
силой, отдыхает, седлает или расседлывает коня, разговаривает и пр.
Продолжительность того или иного
эпизода не только передается длительностью исполнения, она изображается с
помощью грамматических и лексических форм, указывающих на длительность
действия.
Лексические и грамматические формы
глаголов подчеркивают длительность совершающихся событий: не «вывел», а
«выводил», не «написал», а «писал», не «сказал», а «говорил», не
«ответил», а «отвечал», не «сел», а «садился», не «взял», а «брал» и т.
д. [1]
Как есён сокол вон вылетывал, Как
бы белой кречет вон выпархивал,— Выезжал удача добрый молодец [2].
Якори метали во быстрой Днепр, Сходни бросали на крут красен бережен,
Выходил Соловей со дружиною [3].
{1} Я не ссылаюсь здесь на
многочисленные работы по языку былин, так как все они рассматривают
формы языка былин вне связи с вопросами поэтики. Необходимы также
работы, которые исследовали бы язык фольклора в связи с поэтикой
фольклора.
{2} Кирша Данилов. С. 22 (былина «Дюк Степанович»),
{3} Там же. С. 15 (былина «Про Соловья Будимировича»).
Отмыкал окован сундук, Вынимал
денег сто рублев [1]. И брал Илья же брагу да единой рукой, Выпивал же
он да за единой дух. И тут говорили-то калики перехожия [2].
Особенно способствует отождествлению
времени действия с временем исполнения данного эпизода настоящее время.
Здесь игровая изобразительность исполнителя былины достигает особенной
выразительности:
От сна Алеша пробуждается, Встает
рано-ранешенько, Утрен(н)ей зарею умывается, Белаю ширинкою утирается,
На восток он, Алеша, богу молится[3], Костя Никитич корму держит,
Маленький Потаня на носу стоит, А Василе-ёт по кораблю похаживает,
Таковы слова поговаривает4. [Соловей Будимирович] идет во гридню во
светлую, Как бы на нету двери отворялися, Идет во гридню купав молодец,
Молодой Соловей сын Будимерович, Спасову образу молится, Владимеру-князю
кланеется, Княгине Апрексевной на особицу И подносит князю свое дороги
подарочки [5].
Те эпизоды в былине, где действие
совершается быстро, переданы в грамматическом прошедшем времени, а те,
где оно замедлено,— в настоящем. Едет богатырь на коне — и описание этой
поездки дано в прошедшем времени, сходит с коня — в настоящем.
Совершает богатырь грубый поступок — время прошедшее; проявляет богатырь
степенную вежливость — настоящее время.
Скоро Иван на двор прибежал, И
приходит он во светлу гридню Ко великому князю Владимеру, Спасову образу
молится, А Владимиру-князю кланяется[6].
{1}Кирша Данилов. С. 18 (былина «Про гостя Терентиша»).
{2} Былины Печоры и Зимнего берега
(новые записи). Изд. подгот. А. М. Астахова, Э. Г. Бородина-Морозова, Н.
П. Колпакова, Н. П. Митропольская.ф. В. Соколов, М.; Л., 1961. С. 258
(былина «Про Илью Муромча, как он был, жил и родился»).
{3}Кирша Данилов. С. 127 (былина «Алеша Попович»).
{4} Там же. С. 117 (былина «Василей Буслаев молиться ездил»).
{5} Там же. С. 11 (былина «Про Соловья Будимировича»).
{6} Там же. С. 98 (былина «Иван Гадеиович»).
Связь настоящего времени в былинах с
игровыми моментами особенно ясно сказывалась в исполнении былин
сказительницей Кривополеновой, изображавшей в эти случаях жестами
отдельные эпизоды. Характерны для былин глаголы, означающие как бы
невыполненность действия до конца: «похаживает», «поговаривает»,
«плавает-поплавает», «поныривает». Своею незавершенностью действия, его
«неполной силой» они позволяют подчеркивать длительность и тем самым
игровой характер исполнения.
Наиболее часто настоящее время встречается там, где надо особенно подчеркнуть медленность совершающегося действия:
А и едут неделю споряду, А и едут
уже другую [1]. Он дерется-бьется день до вечера [2]. А и едет уже
сутки другие, В четвертые сутки след дошел [3]. День-то за день как
птица летит, Неделя за неделю как дождь дожжит, Год-то за год быв
трава ростет [4]. Владимир-князь распотешился, По светлой гридне
похаживает, Таковы слова поговаривает[5].
На примере былин и сказок видно, что
фольклор стремится уменьшить или даже уничтожить различие между
субъективным временем, в котором живут персонажи, и объективной
значимостью времени. Время рассказа и время рассказываемого почти
отождествляются или сближаются. Это стремление отождествить время
рассказа с временем рассказываемого проявляется в замедлениях при
описании медленно разворачивающихся событий, в склонности к полному,
развернутому воспроизведению диалогической речи, в попытках повторять
рассказ во всех подробностях, когда мы имеем дело с повторами событий и
т. д. Наконец, это же явление обнаруживается и тогда, когда мы
рассматриваем стремление фольклора отождествить исполнителя и
лирического героя,автора и исполнителя. «Однолинейность» в развитии
действия, отсутствиезабеганий вперед и возвращений назад находятся в
фольклоре в связи с отсутствием в нем автора.
{1} Кирша Данилов. С. 123 (былина «Василей Буслаев молиться ездил»). !
{2} Там же. С. 66 (былина «Про Василья Буслаева»).
{3} Там же. С. 74 (былина «О женитьбе князя Владимира»).
{4}Онежские былины, записанные А. Ф. Гнльфердингом. Т. 1. М.; Л. 1949. № 38. С. 23, 33,65 и др.
{5} Кирша Даниловю. С.48 (былина <Иван Гостиной сын»).
Автора в фольклорном произведении нет
не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и
потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки
зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть
исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нем нет автора, сочинителя как
элемента самой художественной структуры произведения. Если нет автора,
то нет и авторского времени — столь необходимого компонента произведения
литературы. А если нет времени рассказчика как особой временной
позиции, с которой ведется рассказ, то нет возможности открыто забегать
вперед или возвращаться к старому. К будущему в фольклоре обращаются
только в порядке «предчувствия», то есть не отрываясь от настоящего, а к
прошлому — только в порядке воспоминания и напоминания. Остановка во
времени — веха, которая представляет собой тот момент, из которого
ведется рассказ,— могла бы служить для привязи, необходимой, чтобы
маневрировать в рассказе со временем без опасности потерять сюжетную
связь. Без автора нет возможности смотреть на время действия из какой-то
определенной временной точки. Иначе говоря, в фольклоре нет временной
перспективы, определяемой личностью автора,— так же точно, как в
средневековом искусстве нет пространственной перспективы, определяемой
положением неподвижного глаза художника, наблюдающего за натурой. И тут и
там отсутствие перспективы определяется отсутствием личности творца,
как бы находящегося в тесном и стабильном слиянии со своим
произведением.
Творение, свободное от творца,
пытается жить самостоятельной жизнью. Народное творчество как бы верит в
возможность повторяемости действия в самом повествовании. Слушатели
былины верят в действительность героев, в действительность действия,
ждут возможности иного исхода при повторном исполнении былины, как те
мальчики, которые по многу раз ходили смотреть кинофильм «Чапаев» в
надежде, что в каком-нибудь из сеансов Чапаев все же выплывает и не
утонет.
В связи со всем сказанным особенно
важно рассмотреть вопрос о народной импровизации. Для этого обратимся к
тому жанру фольклора, где импровизация является самой его сутью — к
причитаниям. |