РАЗВЯЗКА — заключительный
момент в развитии действия художественного произведения. Она как бы добавляет
последние штрихи к характерам действующих лиц (поединок Гамлета с Лаэртом и
его гибель в трагедии Шекспира, смерть Базарова в «Отцах к детях» И.
Тургенева). Содержание и форма Р. зависят от идейно-эстетических позиций
автора. Поэтому трагическая Р. в литературе социалистического реализма может
звучать оптимистически («Разгром» и «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Репортаж с
петлей на шее» Ю. Фучика, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского). Иногда,
руководствуясь субъективными взглядами, писатель может придать произведению
ложную Р. (некоторые народные рассказы Л. Толстого). Р. может логически
выт
...
Читать дальше »
|
РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ —
заданная схема строения стихотворной строки. Основа Р. с. различна в
зависимости от системы стихосложения: в метрическом стихосложении (см.) — размещение
долгих и кратких слогов,, в силлабическом (см.) — количество слогов.
В силлабо-тоническом (см.)
сочетание различного количества слогов и размещения ударений создавало
огромное разнообразие Р. с; самые частые Р. с, например, у Пушкина: 4-стопный
ямб, 5-стопный ямб, 4-стопный хорей, 6-стопный ямб.
|
РАПСОД (греч. rhapsodes,
от rhapto — шью и ode — песнь, или от rhabdos — трость и ode — песнь) — в
Древней Греции чтец-декламатор, исполнитель уже созданных ранее произведений, в
основном эпических. В пору оскудения героического эпоса пришел на смену аэду (см.),
певцу-импровизатору. Выступал на поэтических состязаниях во время общественных
празднеств. Для декламации самостоятельно составлял композицию из текста
эпических песен-поэм. Отсюда возможная этимология слова — «сшиватель песен».
Вместо лиры, как у аэда, Р. держал в руке лавровую трость — символ нрава
выступать на собрании. Отсюда вторая возможная этимология — «ведущий песнь с
тростью в руке». Р. способствовали распространению гомеровских поэ
...
Читать дальше »
|
РАССКАЗ — малая форма
повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода
из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число
действующих лиц — особенность этой жанровой формы. Иногда Р. приравнивается к новелле
(жанровые границы между Р. и новеллой не всегда могут быть определены).
«Пестрые рассказы» Чехова (1888) знакомят с самыми разнообразными эпизодами из
жизни людей: здесь и зарисовки беззаботных детских проказ («Детвора»), и
грустное повествование об извозчике Ионе, похоронившем сына и рассказывающем о
своем горе лошади («Тоска»).
...
Читать дальше »
|
РЕАЛИЗМ (от лат. realis —
вещественный) — художественный метод в искусстве и литературе. История Р. в
мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на
разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление
художников к правдивому изображению действительности.
Однако понятие правды,
истины — одно из наиболее трудных в эстетике. Так, например, теоретик
французского классицизма Буало призывал руководствоваться истиной, «подражать
природе». Но и ярый противник классицизма романтик Гюго со своей сто
...
Читать дальше »
|
РЕДАКЦИЯ — разновидность
текста литературного произведения, возникшая в результате переработки ее
автором, редактором и т. п. Переработка имеет целью изменить содержание
произведения (так, А. Фадеев под воздействием критики произвел переработку
своего романа «Молодая гвардия»), полноту (сокращенная редакция романа Ч.
Диккенса «Давид Копперфильд»), стиль (с этой целью А. Пушкин в 1825 году
перередактировал свои юношеские стихотворения лицейской поры). Переработка
бывает настолько значительна, что создает новое произведение, первоначальная же
Р. остается существовать наряду с новой и печатается в собраниях сочинений
параллельно, как самостоятельное произведение (повесть Н. Гоголя «Портрет»,
пь
...
Читать дальше »
|
РЕДИФ (араб., букв,
«сидящий позади всадника») — повторение слова (иногда двух или трех) после
рифмы в конце каждой строки в узбекской, уйгурской, туркменской, азербайджанской
и турецкой классической и современной поэзии. Однако бывают случаи, когда Р.
стоит и перед рифмой, а иногда и перед началом строки.
В классической поэзии
исчезновение Р. или замена его другим, хотя бы и рифмующимся слогом
недопустимы. В современной поэзии применение Р. более или менее свободно:
...
Читать дальше »
|
РЕЗОНЁР (от франц. raisonner
— рассуждать) — персонаж, прежде всего драматургический, используемый автором
для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других
действующих лиц. Р. свойственно больше поучать и рассуждать, чем действовать.
Поэтому особенно популярной фигура Р. была в драматургии классицизма (например,
Клеант в комедии Мольера «Тартюф») к Просвещения (у Дидро, Лессинга). В русской
драматургии XVIII века пример Р.— Стародум в комедии Д.. Фонвизина «Недоросль»
(1782).
В настоящее время понятие
«Р.» чаще употр
...
Читать дальше »
|
РЕМАРКА (от франц. remarque
— замечание, примечание) — авторское пояснение в драматическом произведении, с
помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик
персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими. Р., наряду с
действием и диалогом, является признаком драмы как особого литературного рода.
Особенно разнообразны и
сложны идейно-художественные функции Р. в драматургии конца XIX—XX века. Так, в
драмах Чехова Р. являются своего рода символическими лейтмотивами (см.),
задающими тон всему действию (
...
Читать дальше »
|
РЕПЛИКА (итал. replica, от
лат. replico — возражаю) — ответная фраза собеседника в диалоге (прежде всего
сценическом), возникшая как немедленный и непосредственный отклик на слова
партнера. В драме используются также Р. «в сторону» — условный сценический
прием, состоящий в том, что персонаж, высказывая вслух свое мнение о
происходящем и о других лицах, адресует его не партнерам по сцене, а прямо
зрителям. В театре Р. принято называть фразу (или ее окончание), завершающую
высказывание одного персонажа, за которым следует текст другого действующего
лица.
|
РИТМ СТИХОТВОРНЫЙ —
повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей. В
различных системах стихосложения различны основы Р. с: размеренное чередование
долгих и кратких слогов (метрическое стихосложение), строгое количество слогов
(силлабическое стихосложение). Силлабо-тоническое стихосложение в немецкой,
английской к русской поэзии основано на соотнесенности стихов по равномерному
размещению ударных слогов (например, ударения только на четных слогах или
только на нечетных или в ином порядке — с безударными интервалами не в один, а
в два слога). В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение
ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения.
...
Читать дальше »
|
РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА — мало изученная
форма прозаических произведений, сравнительно редко встречающаяся. Сам по себе
ритм (см.) вообще присущ речи в его первичных формах, в том числе и прозе
вообще. Вторичная, более высокая его форма характеризует стихотворную речь с ее
строгой симметричностью и повторяемостью. В Р. п. наблюдаем переходную форму,
еще далекую от симметричности стиха, но в то же время позволяющую ощутить
повышенную ритмичность прозаического текста, например: «В белом плаще, с кровавым
подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа
весеннего месяца Нисана, в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода
Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» (М
...
Читать дальше »
|
РИФМА (от греч. rhythmos —
соразмерность) — повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк,
например «поп — лоб», «морозы — розы», «Евгений — гений». Р. отмечает звуковым
повтором клаузулы (стиховые окончания), подчеркивая междустрочную паузу, а тем
самым и ритм стиха.
В организации стиха Р.
играет большую роль, ибо она связана не только с ритмом, но и звуковой
организацией стиха в целом, лексикой, интонацией и синтаксисом, строфикой.
...
Читать дальше »
|
РИФМОВАННАЯ ПРОЗА —
художественная проза, опирающаяся на рифмы. Таковы речь Кола Брюньона у Ромена
Роллана («старый воробей бургундских кровей, обширный духом и брюхом»), пьесы
старинного русского кукольного театра («Сказка о попе и о работнике его Балде»
А, Пушкина). Одни исследователи видят в Р. п. особый вид художественной прозы,
другие относят ее к стиху, третьи признают смешанным промежуточным видом. В Р.
п. есть разновидности, приближающиеся к прозе или стиху. Напечатана ли Р. п.
стихотворным «столбиком» или сплошным текстом, как проза,— сути не меняет.
|
РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. В
соответствии с тремя формами изображения человеческой личности литература делится
на три рода: эпический, драматический, лирический. Понятие «род» наиболее
обобщающее и исторически устойчивое: деление на три литературных рода можно
проследить с самых древних эпох.
Род (например, эпос)
всегда проявляется через вид — понятие менее широкое. В пределах каждого рода
выделяется множество разных видов: эпопея, былина, сказка, роман, повесть,
поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот — в эпосе; стихотворение, песня, рома
...
Читать дальше »
|
РОКОКО (от франц. rocaille
— похожий на раковину) — художественный стиль, получивший распространение в
европейском искусстве XVIII века, особенно во внутреннем убранстве
(интерьере), в прикладном искусстве, а также в живописи и отчасти поэзии. Во
Франции с Р. были связаны художники Ф. Буше и Фрагонар.
Для Р. характерны
изящество, изысканность, причудливость линий. В живописи и поэзии преобладают анакреонтические
(см.) мотивы, бездумная радость жизни. Место любви занимает галантность,
изящная игра в чувство. Один из популярных жанров Р.— м
...
Читать дальше »
|
РОМАН (от франц. roman) —
жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда
многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою — целых
поколений. Это, в частности, определяет значительность объема Р. Специфической
особенностью Р. в его классической форме является разветвленность сюжета,
отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его
социальных связей, характер — в обусловленности средой. Таким образом, Р.— это
такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы
жизни.
...
Читать дальше »
|
РОМАН В СТИХАХ — наиболее
развернутая и объемная форма лиро-эпического жанра (см.), появившаяся в период
перехода от романтизма к реализму. Р. в с. характеризуется широко развитым
сюжетом, включающим ряд людей и событий, как бы пронизанным в то же время
лирическими отступлениями, создающими в целом образ лирического героя (см.),
Пример Р. в с.— «Дон Жуан» Байрона, «Евгений Онегин» А. Пушкина. В советской
поэзии можно назвать «Спекторского» Б. Пастернака, «Пушторг» и «Арктику» И.
Сельвинского, «Добровольцев» Е. Долматовского, «Возмездие» А. Блока (остался
незаконченным).
|
РОМАНС — небольшое
стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом.
Название возникло в странах романских языков. Испанский Р. позднего
средневековья связан с борьбой за освобождение от завоевателей, французский Р.
был любовной песней и с этим содержанием появился в России на рубеже XVII—XVIII
веков. Мастера русской поэзии и музыки XIX века внесли в Р. общественные идеи,
еще отчетливей зазвучавшие в советском Р. (стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф.
Тютчева, А. Кольцова, Н. Некрасова, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина, М.
Исаковского).
|
РОМАНТИЗМ. 1.
Художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое
распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства
стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним
эпохам термин Р. применяется в значительной мере на основе художественного
опыта первой половины XIX века.
Творчество романтиков в
каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенностями национального
исторического развития. Вместе с тем Р. обладает некоторыми устойчивыми общими
чертами.<
...
Читать дальше »
|
РОМАНТИКА — особенность
литературного творчества, которая заключается в стремлении к изображению
ярких, героических или возвышенных сторон жизни, создающая пафос произведения
(Р. подвига, Р. труда, Р. любви и дружбы). Р. может быть присуща произведению
независимо от того, каким художественным методом оно создано, и, следовательно,
не связана только с романтизмом. Хотя само по себе понятие о необычном,
возвышающемся над повседневностью сложилось под влиянием романтизма (см.),
следует различать романтические произведения (выражающие романтический идеал,
созданные романтическими средствами) и произведения, окрашенные Р. В первом
случае говорят о романтическом герое, во втором — о герое, которому с
...
Читать дальше »
|
РОНДО (от франц. rond —
круглый) — наименование нескольких строфических форм, сложившихся во
французской поэзии XIV века и широко распространившихся позже. Самая известная
из них — стихотворение из тринадцати стихов на две рифмы, с обязательными
повторами: начальные слова первого стиха затем дважды повторяются как укороченный
стих после восьмого и тринадцатого, не рифмуясь и не входя в счет строк.
Название Р. прилагали и к другим формам строф с обязательным повторением, в
том числе кольцевым, см. «Опыты» В. Брюсова (1918).
|
РУБАИ — одна из самых
распространенных стихотворных форм лирической поэзии народов Востока.
Четверостишие, как правило, философского содержания, в котором рифмуются
первая, вторая и четвертая строки, а третья остается без рифмы. Иногда после
рифмы следует редиф. Признанными мастерами Р. были Захиреддин Бабур в
тюркоязычной поэзии и Омар Хайям — в иранской. Вот образец рубай Омара Хайяма:
Чтоб мудро жизнь прожить,
знать надобно немало,
...
Читать дальше »
|
САГА (древнесканд. saga,
от sedja — сказывать) — древнеирландское и древнеисландское прозаическое
произведение, одна из разновидностей историко-героического эпоса (см. Эпос). Записывать
С. начали в VIII—IX вв., собирать — в XII веке. Для современных скандинавских
литератур древние С. составляют живое наследие. Мотивы и образы С. часто звучат
в произведениях писателей XIX—XX веков, например у Г. Ибсена, X. Лакснесса.
Термин «С.» иногда употребляется в значении «повествование» («Сага о Форсайтах»
Д. Голсуорси).
|
САРКАЗМ (от греч. sarkasmos
— издевательство) — едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным,
сатирическим смыслом. Как художественное средство комического (см.), С. не
только близок к иронии (см.), он ее разновидность. Но если сущность иронии в
иносказании, в тонком намеке, в С. главное — крайняя степень эмоционального
отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.
Со насыщена сатирическая
литература — произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова
и мн. др.
|
САТИРА (лат. satira, от
более раннего satura — смесь, всякая всячина) — вид комического (см.), наиболее
беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. В отличие от юмора
(см»), другой разновидности комического, С. не оставляет надежды на
исправление критикуемых жизненных явлений, ее назначение «провожать в царство
теней все отживающее» (М. Салтыков-Щедрин). Смысл С. можно также определить
словами Маркса: «чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым».
Выдающимися мастерами С. в
мировой литературе явились в
...
Читать дальше »
|
СВОБОДНЫЙ СТИХ, или верлибр,
— мало изученный вид стихосложения, распространившийся главным образом в XX веке
и стоящий, можно сказать, на грани между стихом и прозой, поскольку в нем не
сохраняются многие особенности, обычные для стихотворной речи: рифма,
постоянный размер, строки различны по числу слогов, строфы — по количеству
строк:
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
...
Читать дальше »
|
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment
— чувство, чувствительность) — направление (течение) в литературе и искусстве
второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому
чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Само по себе изображение
переживаний героя не было новым в европейских литературах. Тем не менее
произведения С. XVIII века («Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна в
Англии, «Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо во Франции, «Страдания юного Вертера»
Гете в Германии, «Бедная Лиза» Н. Карамзина в России) воспринимались
современниками как художественные открытия.
...
Читать дальше »
|
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от лат. sillaba— слог) — система построения стиха, в основе
которой лежит равносложие, т. е. одинаковое количество слогов в каждой
стихотворной строке (в русском С. с. обычно 11 или 13 слогов), с цезурой (см.)
после пятого или седьмого слога и, главным образом, женской рифмой.
В XVII веке в русской
поэзии С. с. было распространено в творчестве Симеона Полоцкого и других и в
первой трети XVIII века (А. Кантемир). В 30-х годах XVIII века была проведена
реформа русского стихосложения, осуществленная Тредиаковским
...
Читать дальше »
|
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. sylla-Ьё — слог и tonos — ударение) — система
построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных
слогов. Была предложена В. Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению
российских стихов», 1785) и разработана М. Ломоносовым («Письмо о правилах
российского стихотворства», 1739). Сущность силлабо-тонической системы состоит
в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по
определенной системе и образуют так называемые двусложные и трехсложные
размеры. В двусложных размерах различают хорей и ямб (см.).
...
Читать дальше »
|
СИМВОЛ (от греч. symbolon —
условный знак). В Древней Греции так называли половины реарезанной надвое
палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. С—
предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах
«Вакхической песни» Пушкина «Да здравствует солнце, да скроется тьма» солнце
выстукает как С. счастья, радости, разума. Буревестник у Горького — С, предвещающий
революционную бурю.
Заключая в себе переносное
значение, С. близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).
...
Читать дальше »
|
|