Среда, 29.06.2022, 21:27





ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Статистика

Форма входа


Главная » 2012 » Сентябрь » 05
РАЗВЯЗКА — заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Она как бы добавляет пос­ледние штрихи к характерам действующих лиц (поединок Гамлета с Лаэртом и его гибель в трагедии Шекспира, смерть Базарова в «Отцах к детях» И. Тургенева). Содержание и форма Р. зависят от идейно-эстетических позиций автора. Поэтому трагическая Р. в литературе социалистического реализма может звучать оптимистически («Разгром» и «Мо­лодая гвардия» А. Фадеева, «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского). Иногда, руководствуясь субъективными взглядами, писатель может придать произведению ложную Р. (некоторые народ­ные рассказы Л. Толстого). Р. может логически выт ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1078 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ — заданная схема строения стихо­творной строки. Основа Р. с. различна в зависимости от системы стихосложения: в метрическом стихосложении (см.) — разме­щение долгих и кратких слогов,, в силлабическом (см.) — количество слогов.

В силлабо-тоническом (см.) сочетание раз­личного количества слогов и размещения ударений создавало огромное разнообразие Р. с; самые частые Р. с, например, у Пушкина: 4-стопный ямб, 5-стопный ямб, 4-стопный хорей, 6-стопный ямб.

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1002 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РАПСОД (греч. rhapsodes, от rhapto — шью и ode — песнь, или от rhabdos — трость и ode — песнь) — в Древней Греции чтец-декламатор, исполнитель уже созданных ранее произведений, в основном эпических. В пору оскудения героического эпоса пришел на смену аэду (см.), певцу-импровизатору. Выступал на поэтических состязаниях во время общественных празднеств. Для декламации самостоятельно составлял композицию из тек­ста эпических песен-поэм. Отсюда возможная этимология слова — «сшиватель песен». Вместо лиры, как у аэда, Р. держал в руке лавровую трость — символ нрава выступать на собрании. Отсюда вторая возможная этимология — «ведущий песнь с тростью в руке». Р. способствовали распространению гомеров­ских поэ ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1167 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РАССКАЗ — малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни ге­роя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц — особенность этой жанровой формы. Иногда Р. приравнивается к новелле (жанровые границы между Р. и но­веллой не всегда могут быть определены). «Пестрые рассказы» Чехова (1888) знакомят с самыми разнообразными эпизода­ми из жизни людей: здесь и зарисовки беззаботных детских проказ («Детвора»), и грустное повествование об извозчике Ионе, похоронившем сына и рассказывающем о своем горе лошади («Тоска»).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1168 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РЕАЛИЗМ (от лат. realis — вещественный) — художественный метод в искусстве и литературе. История Р. в мировой литерату­ре необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчи­вое стремление художников к правдивому изображению дейст­вительности.

Однако понятие правды, истины — одно из наиболее труд­ных в эстетике. Так, например, теоретик французского клас­сицизма Буало призывал руководствоваться истиной, «подражать природе». Но и ярый противник классицизма романтик Гюго со своей сто ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1421 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РЕДАКЦИЯ — разновидность текста литературного произведе­ния, возникшая в результате переработки ее автором, редакто­ром и т. п. Переработка имеет целью изменить содержание произведения (так, А. Фадеев под воздействием критики про­извел переработку своего романа «Молодая гвардия»), полноту (сокращенная редакция романа Ч. Диккенса «Давид Копперфильд»), стиль (с этой целью А. Пушкин в 1825 году перередактировал свои юношеские стихотворения лицейской по­ры).
Переработка бывает настолько значительна, что создает новое произведение, первоначальная же Р. остается сущест­вовать наряду с новой и печатается в собраниях сочинений параллельно, как самостоятельное произведение (повесть Н. Го­голя «Портрет», пь ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1078 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РЕДИФ (араб., букв, «сидящий позади всадника») — повторе­ние слова (иногда двух или трех) после рифмы в конце каж­дой строки в узбекской, уйгурской, туркменской, азербайд­жанской и турецкой классической и современной поэзии. Одна­ко бывают случаи, когда Р. стоит и перед рифмой, а иногда и перед началом строки.

В классической поэзии исчезно­вение Р. или замена его другим, хотя бы и рифмующимся слогом недопустимы. В современной поэзии применение Р. бо­лее или менее свободно:

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1128 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РЕЗОНЁР (от франц. raisonner — рассуждать) — персонаж, прежде всего драматургический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на пове­дение других действующих лиц. Р. свойственно больше поучать и рассуждать, чем действовать. Поэтому особенно популярной фигура Р. была в драматургии классицизма (например, Клеант в комедии Мольера «Тартюф») к Просвещения (у Дидро, Лессинга). В русской драматургии XVIII века пример Р.— Стародум в комедии Д.. Фонвизина «Недоросль» (1782).

В настоящее время понятие «Р.» чаще употр ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1216 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РЕМАРКА (от франц. remarque — замечание, примечание) — авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими. Р., наряду с действием и диалогом, явля­ется признаком драмы как особого литературного рода.

Особенно разнообразны и сложны идейно-художественные функции Р. в драматургии конца XIX—XX века. Так, в драмах Чехова Р. являются своего рода символическими лейтмоти­вами (см.), задающими тон всему действию ( ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1162 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РЕПЛИКА (итал. replica, от лат. replico — возражаю) — ответ­ная фраза собеседника в диалоге (прежде всего сцени­ческом), возникшая как немедленный и непосредственный от­клик на слова партнера. В драме используются также Р. «в сто­рону» — условный сценический прием, состоящий в том, что персонаж, высказывая вслух свое мнение о происходящем и о других лицах, адресует его не партнерам по сцене, а прямо зрителям. В театре Р. принято называть фразу (или ее окон­чание), завершающую высказывание одного персонажа, за которым следует текст другого действующего лица.
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1109 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РИТМ СТИХОТВОРНЫЙ — повторяемость в стихотворной ре­чи однородных звуковых особенностей. В различных системах стихосложения различны основы Р. с: размеренное чередо­вание долгих и кратких слогов (метрическое стихосложение), строгое количество слогов (силлабическое стихосложение). Сил­лабо-тоническое стихосложение в немецкой, английской к рус­ской поэзии основано на соотнесенности стихов по равномерному размещению ударных слогов (например, ударения только на четных слогах или только на нечетных или в ином порядке — с безударными интервалами не в один, а в два слога). В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого раз­мещения.
... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1233 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА — мало изученная форма прозаи­ческих произведений, сравнительно редко встречающаяся. Сам по себе ритм (см.) вообще присущ речи в его первичных фор­мах, в том числе и прозе вообще. Вторичная, более высокая его форма характеризует стихотворную речь с ее строгой симметричностью и повторяемостью. В Р. п. наблюдаем пе­реходную форму, еще далекую от симметричности стиха, но в то же время позволяющую ощутить повышенную ритмич­ность прозаического текста, например: «В белом плаще, с кро­вавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана, в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» (М ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1109 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РИФМА (от греч. rhythmos — соразмерность) — повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк, например «поп — лоб», «морозы — розы», «Евгений — гений». Р. отмечает звуко­вым повтором клаузулы (стиховые окончания), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В организации стиха Р. играет большую роль, ибо она связа­на не только с ритмом, но и звуковой организацией стиха в целом, лексикой, интонацией и синтаксисом, строфикой.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1268 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА — художественная проза, опираю­щаяся на рифмы. Таковы речь Кола Брюньона у Ромена Роллана («старый воробей бургундских кровей, обширный ду­хом и брюхом»), пьесы старинного русского кукольного те­атра («Сказка о попе и о работнике его Балде» А, Пушкина). Одни исследователи видят в Р. п. особый вид художест­венной прозы, другие относят ее к стиху, третьи признают смешанным промежуточным видом. В Р. п. есть разновид­ности, приближающиеся к прозе или стиху. Напечатана ли Р. п. стихотворным «столбиком» или сплошным текстом, как проза,— сути не меняет.
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1072 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. В соответствии с тремя формами изображения человеческой личности литература де­лится на три рода: эпический, драматический, лирический. Понятие «род» наиболее обобщающее и исторически устойчи­вое: деление на три литературных рода можно проследить с самых древних эпох.

Род (например, эпос) всегда проявляется через вид — поня­тие менее широкое. В пределах каждого рода выделяется мно­жество разных видов: эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот — в эпосе; стихотворение, песня, рома ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1328 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РОКОКО (от франц. rocaille — похожий на раковину) — художественный стиль, получивший распространение в евро­пейском искусстве XVIII века, особенно во внутреннем убран­стве (интерьере), в прикладном искусстве, а также в живописи и отчасти поэзии. Во Франции с Р. были связаны художники Ф. Буше и Фрагонар.

Для Р. характерны изящество, изысканность, причудливость линий. В живописи и поэзии преобладают анакреонтические (см.) мотивы, бездумная радость жизни. Место любви занимает галантность, изящная игра в чувство. Один из популярных жанров Р.— м ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1191 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РОМАН (от франц. roman) — жанр повествовательной литера­туры, раскрывающий историю нескольких, иногда многих чело­веческих судеб на протяжении длительного времени, порою — целых поколений. Это, в частности, определяет значительность объема Р. Специфической особенностью Р. в его класси­ческой форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер — в обусловленности средой. Таким образом, Р.— это такой жанр, который позволяет пере­дать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1240 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РОМАН В СТИХАХ — наиболее развернутая и объемная форма лиро-эпического жанра (см.), появившаяся в период перехода от романтизма к реализму. Р. в с. характеризуется широко развитым сюжетом, включающим ряд людей и со­бытий, как бы пронизанным в то же время лирическими от­ступлениями, создающими в целом образ лирического героя (см.), Пример Р. в с.— «Дон Жуан» Байрона, «Евгений Оне­гин» А. Пушкина. В советской поэзии можно назвать «Спекторского» Б. Пастернака, «Пушторг» и «Арктику» И. Сельвинского, «Добровольцев» Е. Долматовского, «Возмездие» А. Бло­ка (остался незаконченным).
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1109 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РОМАНС — небольшое стихотворное и музыкальное произ­ведение для сольного пения с аккомпанементом. Название воз­никло в странах романских языков. Испанский Р. позднего средневековья связан с борьбой за освобождение от завоева­телей, французский Р. был любовной песней и с этим со­держанием появился в России на рубеже XVII—XVIII веков. Мастера русской поэзии и музыки XIX века внесли в Р. об­щественные идеи, еще отчетливей зазвучавшие в советском Р. (стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Коль­цова, Н. Некрасова, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина, М. Исаковского).
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1082 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РОМАНТИЗМ. 1. Художественный метод, сложившийся в на­чале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литерату­ре США. К более поздним эпохам термин Р. применяется в зна­чительной мере на основе художественного опыта первой поло­вины XIX века.

Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специ­фику, объясняемую особенностями национального историческо­го развития. Вместе с тем Р. обладает некоторыми устойчивыми общими чертами.< ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1219 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РОМАНТИКА — особенность литературного творчества, кото­рая заключается в стремлении к изображению ярких, герои­ческих или возвышенных сторон жизни, создающая пафос произведения (Р. подвига, Р. труда, Р. любви и дружбы). Р. может быть присуща произведению независимо от того, каким художественным методом оно создано, и, следователь­но, не связана только с романтизмом. Хотя само по себе поня­тие о необычном, возвышающемся над повседневностью сложи­лось под влиянием романтизма (см.), следует различать роман­тические произведения (выражающие романтический идеал, созданные романтическими средствами) и произведения, окра­шенные Р. В первом случае говорят о романтическом герое, во втором — о герое, которому с ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1381 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РОНДО (от франц. rond — круглый) — наименование несколь­ких строфических форм, сложившихся во французской поэзии XIV века и широко распространившихся позже. Самая извест­ная из них — стихотворение из тринадцати стихов на две рифмы, с обязательными повторами: начальные слова пер­вого стиха затем дважды повторяются как укороченный стих после восьмого и тринадцатого, не рифмуясь и не входя в счет строк. Название Р. прилагали и к другим формам строф с обя­зательным повторением, в том числе кольцевым, см. «Опыты» В. Брюсова (1918).
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1171 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

РУБАИ — одна из самых распространенных стихотворных форм лирической поэзии народов Востока. Четверостишие, как правило, философского содержания, в котором рифмуются первая, вторая и четвертая строки, а третья остается без рифмы. Иногда после рифмы следует редиф. Признанными мастерами Р. были Захиреддин Бабур в тюркоязычной поэзии и Омар Хайям — в иранской.
Вот образец рубай Омара Хайяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1207 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

САГА (древнесканд. saga, от sedja — сказывать) — древнеирландское и древнеисландское прозаическое произведение, одна из разновидностей историко-героического эпоса (см. Эпос). За­писывать С. начали в VIII—IX вв., собирать — в XII веке. Для современных скандинавских литератур древние С. составляют живое наследие. Мотивы и образы С. часто звучат в произ­ведениях писателей XIX—XX веков, например у Г. Ибсена, X. Лакснесса. Термин «С.» иногда употребляется в значении «повествование» («Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси).
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1162 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

САРКАЗМ (от греч. sarkasmos — издевательство) — едкая, яз­вительная насмешка, с откровенно обличительным, сатири­ческим смыслом. Как художественное средство комического (см.), С. не только близок к иронии (см.), он ее разновид­ность. Но если сущность иронии в иносказании, в тонком намеке, в С. главное — крайняя степень эмоционального отно­шения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.

Со насыщена сатирическая литература — произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова и мн. др.

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1155 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

САТИРА (лат. satira, от более раннего satura — смесь, всякая всячина) — вид комического (см.), наиболее беспощадно осме­ивающий несовершенство мира, человеческие пороки. В отличие от юмора (см»), другой разновидности комического, С. не остав­ляет надежды на исправление критикуемых жизненных явле­ний, ее назначение «провожать в царство теней все отжи­вающее» (М. Салтыков-Щедрин). Смысл С. можно также определить словами Маркса: «чтобы человечество ве­село расставалось со своим прошлым».

Выдающимися мастерами С. в мировой литературе явились в ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1294 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

СВОБОДНЫЙ СТИХ, или верлибр, — мало изученный вид стихосложения, распространившийся главным образом в XX ве­ке и стоящий, можно сказать, на грани между стихом и прозой, поскольку в нем не сохраняются многие особенности, обычные для стихотворной речи: рифма, постоянный размер, строки различны по числу слогов, строфы — по количеству строк:

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся, ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1067 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment — чувство, чувст­вительность) — направление (течение) в литературе и искус­стве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприя­тию окружающего мира. Само по себе изображение пережи­ваний героя не было новым в европейских литературах. Тем не менее произведения С. XVIII века («Сентиментальное пу­тешествие» Лоренса Стерна в Англии, «Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо во Франции, «Страдания юного Вертера» Гете в Германии, «Бедная Лиза» Н. Карамзина в России) восприни­мались современниками как художественные открытия.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1215 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от лат. sillaba— слог) — система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т. е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке (в русском С. с. обычно 11 или 13 слогов), с цезурой (см.) после пятого или седьмого слога и, главным образом, женской рифмой.

В XVII веке в русской поэзии С. с. было распространено в творчестве Симеона Полоцкого и других и в первой трети XVIII века (А. Кантемир). В 30-х годах XVIII века была про­ведена реформа русского стихосложения, осуществленная Тре­диаковским ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1080 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. sylla-Ьё — слог и tonos — ударение) — система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Была предложена В. Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1785) и разработана М. Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотвор­ства», 1739). Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной системе и образуют так назы­ваемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей и ямб (см.).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1300 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

СИМВОЛ (от греч. symbolon — условный знак). В Древней Гре­ции так называли половины реарезанной надвое палочки, ко­торые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. С— предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах «Вакхической песни» Пушкина «Да здравствует солнце, да скроется тьма» солнце выстукает как С. счастья, радости, разума. Буревестник у Горького — С, предвещающий революционную бурю.

Заключая в себе переносное значение, С. близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1169 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0