Суббота, 23.11.2024, 03:02


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Сентябрь » 5 » САТИРА
20:31
САТИРА
САТИРА (лат. satira, от более раннего satura — смесь, всякая всячина) — вид комического (см.), наиболее беспощадно осме­ивающий несовершенство мира, человеческие пороки. В отличие от юмора (см»), другой разновидности комического, С. не остав­ляет надежды на исправление критикуемых жизненных явле­ний, ее назначение «провожать в царство теней все отжи­вающее» (М. Салтыков-Щедрин). Смысл С. можно также определить словами Маркса: «чтобы человечество ве­село расставалось со своим прошлым».

Выдающимися мастерами С. в мировой литературе явились в эпоху Возрождения Рабле и Сервантес, в век Просве­щения — Свифт и Вольтер. Романтическая С. на Западе пред­ставлена именами Байрона, Гофмана, Гейне.

В русской литературе сатирическое направление в XVIII ве­ке представлено А. Кантемиром, Д. Фонвизиным, Н. Нови­ковым. В литературе XIX века как сатирики прославились Н. Гоголь и М. Салтыков-Щедрин,

Говоря об особенностях С., Салтыков-Щедрин писал: «Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против ко­торого направлено ее жало. И первая задача сатирика состоит в том, чтобы как можно четче «дать почувствовать» читателям свой идеал. Важнейшим средством художественного вопло­щения в С. является смех — «смех сквозь невидимые миру сле­зы» (Н.   Гоголь).

Отличительные признаки С— подчеркнутая тенденциоз­ность, публицистичность, сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображаемых явле­ниях» Сатирический образ поэтому всегда условен, он порож­ден взглядом на мир «с одного боку» (Н. Гоголь) или «через увеличительное стекло» (В. Маяковский). Сатирическое изоб­ражение отдельного лица может быть намеренно искажен­ным — с целью подчеркнуть в преувеличенно-смешной форме характерные черты изображаемого: так создается шарж, или карикатура. Чаще всего С. прибегает к гротеску (см.), гипер­болизации (см.), к фантастическому заострению жизненных си­туаций. Так, Свифт в «Путешествиях Гулливера» показыва­ет своего героя то среди лилипутов, то среди великанов, то приводит его в царство умных лошадей. Фантастические ситуации позволяют ему острее и злее обличать порядки современного ему общества.

Своего рода энциклопедией сатирической фантастики, служащей как раз целям осознания изобличаемых явлений, можно считать «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Писатель ис­пользует многие характерные ситуации и персонажи русских народных сказок (волк, заяц, медведь, баран, ворон и т. д.). Он нередко прибегает к чисто сказочным выражениям типа «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т. д. Однако сказочная эпическая форма заполняется остросатирическим, злободневным содержанием, иначе говоря, сатирик предельно субъективизирует ее, заставляет служить своим целям. О смелости щедринских перелицовок сказоч­ного жанра свидетельствуют сами названия многих сказок: «Медведь на воеводств е», «Орел-м е ц е н а т», «Карась-и д е а л и с т», «П ремудрый пескарь», «Бедный волк», «Баран непомнящий»   и др.

Сатира может представлять и прямое осмеяние, конкретно адресованное кому-либо, такая разновидность ее называется инвектива (лат. invehi — нападать). Наиболее распростра­ненная форма инвективы — эпиграмма (см.).

Жанровая многоликость С. при одновременном сохранении ею устойчивых признаков образного мышления (ус­ловность художественных образов, их рационалистичность, «однобокость», гротесковый характер и т. д.) затрудняет реше­ние вопроса о родовой принадлежности сатирических про­изведений. С. нельзя целиком отнести к лирике, эпосу или драме, она шире этих подразделений. В то же время она не совпадает ни с одним из этих литературных родов по свое­му образному языку. Поэтому в советском литературове­дении все отчетливее обозначается точка зрения на С. как на особый литературный род. Однако подобный взгляд на С. нуждается в тщательном научном обосновании.

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1563 | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, словарь литературоведческих термино, литературный словарик школьника, литературные определения, памятка по литературе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0