САТИРА (лат. satira, от
более раннего satura — смесь, всякая всячина) — вид комического (см.), наиболее
беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. В отличие от юмора
(см»), другой разновидности комического, С. не оставляет надежды на
исправление критикуемых жизненных явлений, ее назначение «провожать в царство
теней все отживающее» (М. Салтыков-Щедрин). Смысл С. можно также определить
словами Маркса: «чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым».
Выдающимися мастерами С. в
мировой литературе явились в эпоху Возрождения Рабле и Сервантес, в век Просвещения
— Свифт и Вольтер. Романтическая С. на Западе представлена именами Байрона,
Гофмана, Гейне.
В русской литературе
сатирическое направление в XVIII веке представлено А. Кантемиром, Д.
Фонвизиным, Н. Новиковым. В литературе XIX века как сатирики прославились Н.
Гоголь и М. Салтыков-Щедрин,
Говоря об особенностях С.,
Салтыков-Щедрин писал: «Для того чтобы сатира была действительно сатирою и
достигала своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот
идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно
осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало. И первая задача
сатирика состоит в том, чтобы как можно четче «дать почувствовать» читателям
свой идеал. Важнейшим средством художественного воплощения в С. является смех
— «смех сквозь невидимые миру слезы» (Н.
Гоголь).
Отличительные признаки С—
подчеркнутая тенденциозность, публицистичность, сознательное заострение
жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображаемых явлениях»
Сатирический образ поэтому всегда условен, он порожден взглядом на мир «с
одного боку» (Н. Гоголь) или «через увеличительное стекло» (В. Маяковский).
Сатирическое изображение отдельного лица может быть намеренно искаженным — с целью
подчеркнуть в преувеличенно-смешной форме характерные черты изображаемого: так
создается шарж, или карикатура. Чаще всего С. прибегает к гротеску (см.), гиперболизации
(см.), к фантастическому заострению жизненных ситуаций. Так, Свифт в «Путешествиях
Гулливера» показывает своего героя то среди лилипутов, то среди великанов, то
приводит его в царство умных лошадей. Фантастические ситуации позволяют ему
острее и злее обличать порядки современного ему общества.
Своего рода энциклопедией
сатирической фантастики, служащей как раз целям осознания изобличаемых явлений,
можно считать «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Писатель использует многие
характерные ситуации и персонажи русских народных сказок (волк, заяц, медведь,
баран, ворон и т. д.). Он нередко прибегает к чисто сказочным выражениям типа
«жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т. д. Однако
сказочная эпическая форма заполняется остросатирическим, злободневным
содержанием, иначе говоря, сатирик предельно субъективизирует ее, заставляет
служить своим целям. О смелости щедринских перелицовок сказочного жанра
свидетельствуют сами названия многих сказок: «Медведь на воеводств е», «Орел-м
е ц е н а т», «Карась-и д е а л и с т», «П ремудрый пескарь», «Бедный волк»,
«Баран непомнящий» и др.
Сатира может представлять
и прямое осмеяние, конкретно адресованное кому-либо, такая разновидность ее
называется инвектива (лат. invehi — нападать). Наиболее распространенная форма
инвективы — эпиграмма (см.).
Жанровая многоликость С.
при одновременном сохранении ею устойчивых признаков образного мышления (условность
художественных образов, их рационалистичность, «однобокость», гротесковый
характер и т. д.) затрудняет решение вопроса о родовой принадлежности
сатирических произведений. С. нельзя целиком отнести к лирике, эпосу или драме,
она шире этих подразделений. В то же время она не совпадает ни с одним из этих
литературных родов по своему образному языку. Поэтому в советском литературоведении
все отчетливее обозначается точка зрения на С. как на особый литературный род.
Однако подобный взгляд на С. нуждается в тщательном научном обосновании. |