РИФМА (от греч. rhythmos —
соразмерность) — повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк,
например «поп — лоб», «морозы — розы», «Евгений — гений». Р. отмечает звуковым
повтором клаузулы (стиховые окончания), подчеркивая междустрочную паузу, а тем
самым и ритм стиха.
В организации стиха Р.
играет большую роль, ибо она связана не только с ритмом, но и звуковой
организацией стиха в целом, лексикой, интонацией и синтаксисом, строфикой.
В зависимости от расположения
ударений в рифмующихся словах Р. бывают: мужские — с ударением на последнем
слоге строки («окно — давно»); женские — с ударением на втором от конца строки
слоге («даром — пожаром»); дактилические—с ударением на третьем от конца
строки слоге («расстилается — разливается»);
гипердактиличес к и е — с ударением на четвертом и последующих от конца
слогах («свешивающиеся — смешивающиеся»).
По расположению в строках
Р. делятся на парные, или смежные, связывающие соседние строки (по схеме аа,
бб); перекрестные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая
строки (по схеме абаб); охватные, опоясанные, в которых рифмуются первая и
четвертая, вторая и третья строки (по схеме абба).
В зависимости от
совпадения звуков в рифмующихся словах различают Р.точную, в которой
повторяющиеся звуки одинаковы («гор — спор», «он — сон»), и неточную с несовпадающими
звуками: «рассказ — тоска», «распят — паспорт» и т. п. Разновидностями неточной
Р. являются ассонанс («красивая — неугасимая»), неравносложная рифма («тронуту
— фронту»), усеченные рифмы («казарм — глаза»). При несовпадении ударных
гласных, но при одинаковых согласных образуется диссонанс, или консонанс («мячики
— пулеметчики»).
Различают Р. простые
(«чести — мести», «прекрасный — ясный») и составные, включающие в созвучие
два-три слова. Составная рифма широко представлена в стихах В. Маяковского:
«ста расти — старости», «большевиков — больше веков». |