РОМАНТИЗМ. 1.
Художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое
распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства
стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним
эпохам термин Р. применяется в значительной мере на основе художественного
опыта первой половины XIX века.
Творчество романтиков в
каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенностями национального
исторического развития. Вместе с тем Р. обладает некоторыми устойчивыми общими
чертами.
В этой обобщающей
характеристике Р. можно выделить: а) историческую почву, на которой возникает
Р., б) особенности метода, в) характер героя.
а) Общей исторической
почвой, на которой возникает европейский Р., явилась переломная эпоха,
связанная с Великой
французской революцией. Романтики восприняли от своего времени идею свободы
личности, выдвинутую революцией, но одновременно в странах Запада они осознали
беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому
для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед
окружающим миром, трагизм
судьбы личности.
Главными событиями русской
истории начала XIX века явились Отечественная война 1812 года и восстание
декабристов 1825 года, оказавшие огромное влияние на весь ход художественного
развития России и определившие круг тем и вопросов, волновавших русских
романтиков.
Но при всей самобытности и
оригинальности русского Р. развитие его неотделимо от общего движения
европейской романтической литературы, как неотделимы вехи национальной истории
от хода европейских событий: политические и социальные идеи декабристов
преемственно связаны с основными принципами, выдвинутыми Французской
революцией.
При общей тенденции
отрицания окружающего мира Р. не составлял единства социально-политических
взглядов. Наоборот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе,
борьбе своего времени были резко несхожими — от революционных (точнее,
бунтарских) до консервативных и реакционных. Это часто дает основание делить
Р. на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный и т. п. Правильнее,
однако, говорить о прогрессивности или реакционности не самого метода Р., а
социальных, философских или политических взглядов писателя, учитывая, что
художественное творчество такого, например, романтического поэта, как В. А.
Жуковский, гораздо шире и богаче его политических и религиозных убеждений.
б) Особый интерес к личности, характер ее отношения к ок
ружающей действительности, с одной стороны, и противопостав
ление реальному миру идеального (внебуржуазного, антибур
жуазного) — с другой, в литературе Р. определяют и своеобразие ее
художественного метода. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно
воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое
отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по
принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст
донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира. Это
активное личностное начало в Р. накладывает отпечаток на всю структуру художественного
произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в
романтических поэмах, драмах и др., важны лишь для раскрытия особенностей
личности, которая интересует автора.
Так, например, история
Тамары в поэме «Демон» подчинена главной задаче — воссоздать «дух беспокойный»
— дух Демона, передать в космических образах трагедию современного человека и,
наконец, отношение самого поэта к реальной действительности,
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.
в) Литература Р. выдвинула
своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности.
Это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на
мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Поэтому он всегда
поставлен выше окружающих («...я не создан для людей: я для них слишком горд,
они для меня — слишком подлы»,-— говорит Арбенин в драме М. Лермонтова
«Странный человек»).
Герой этот одинок, и тема
одиночества варьируется в произведениях самых разных жанров, особенно часто в
лирике («Иа севере диком стоит одиноко...» Г. Гейне, «Дубовый листок оторвался
от ветки родимой...» М. Лермонтова). Одиноки герои Лермонтова, герои восточных
поэм Байрона. Одиноки даже герои-бунтари: Каин у Байрона, Конрад Валленрод у
Мицкевича. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах,,
Герои Р. беспокойны,
страстны, неукротимы. «Я рожден с душою кипучею, как лава»,— восклицает Арбенин
в «Маскараде» Лермонтова. «Ненавистно томление покоя» герою Байрона; «это
личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем,
опершаяся на самое себя»,- писал о байроновском герое В. Белинский.
Романтическая личность,
несущая в себе бунтарство и отрицание, ярко воссоздана поэтами-декабристами —
представителями первого этана русского Р. (Рылеев, Бестужев-Марлинский,
Кюхельбекер).
Героическое начало
по-разному проявляется в литературе и искусстве Р. и может выражать пафос
народной борьбы (см. Метод художественный и иллюстрации).
Р. составил целую эпоху в
истории мировой литературы.
Повышенный интерес к
личности и душевному миру человека способствовал расцвету лирических и
лиро-эпических жанров,— в ряде стран именно эпоха Р. выдвинула великих национальных
поэтов (во Франции — Гюго, в Польше — Мицкевич, в Англии — Байрон, в Германии
— Гейне); одновременно углубление романтиков в человеческое «я во многом подготовило
психологический реализм XIX века. Крупным открытием Р. явился историзм. Если
вся жизнь предстала перед романтиками в движении, в борьбе противоположностей,
то это отразилось и на изображении прошлого. Родился исторический роман
(Скотт, Гюго, Дюма), историческая драма. Романтики стремились красочно
передать колорит эпохи, как национальный, так и географический (см. Местный
колорит). Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а
также произведений средневековой литературы. Пропагандируя самобытное
искусство своего народа, романтики привлекали внимание к художественным
сокровищам других народов, подчеркивая неповторимые черты каждой культуры.
Эпоха Р. отмечена расцветом художественного перевода (в России блестящим
пропагандистом не только западноевропейской, но и восточной поэзии явился
Жуковский). Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся эстетикой классицизма,
романтики провозгласили право поэтов на многообразие художественных форм,
созданных всеми народами.
Р. не исчезает со сцены
сразу же с утверждением критического реализма. Например, во Франции такие
знаменитые романтические романы Гюго, как «Отверженные» и «93-й год», созданы
спустя много лет после завершения творческого пути реалистов Стендаля и
Бальзака. В России романтические поэмы Лермонтова, лирика Тютчева создавались
тогда, когда литература уже заявила о себе большими успехами реализма.
Но судьба Р. и на этом не
завершилась. Спустя многие десятилетия, в других исторических условиях,
писатели нередко вновь обращались к романтическим средствам художественного
изображения. Так, молодой Горький, создавая одновременно и реалистические и
романтические рассказы, именно в романтических произведениях полнее всего
выразил пафос борьбы, стихийный порыв к революционному переустройству общества
(образ Данко в «Старухе Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песня о Буревестнике»).
Романтическая традиция
по-разному трансформируется в творчестве А. Блока, в творчестве ряда советских
писателей, например Александра Грина.
Однако в XX веке Р. уже не
составляет цельного художественного направления. Речь идет только о чертах Р.
в творчестве отдельных писателей. А во многих случаях — в применении к
современной литературе — правильнее говорить не о Р., а о романтике (см.).
2. В более широком смысле о Р. часто говорят как об особом типе
творчества (наряду с реализмом), характеризующемся особенным значением, которое
в нем имеет субъективная позиция писателя, тяготеющего не столько к
воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, в самых различных
формах проявляющемся в историческом развитии литературы. |