Среда, 24.04.2024, 12:33


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Сентябрь » 5 » РОМАНТИЗМ
20:42
РОМАНТИЗМ
РОМАНТИЗМ. 1. Художественный метод, сложившийся в на­чале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литерату­ре США. К более поздним эпохам термин Р. применяется в зна­чительной мере на основе художественного опыта первой поло­вины XIX века.

Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специ­фику, объясняемую особенностями национального историческо­го развития. Вместе с тем Р. обладает некоторыми устойчивыми общими чертами.

В этой обобщающей характеристике Р. можно выделить: а) историческую почву, на которой возникает Р., б) особен­ности метода, в) характер героя.

а) Общей исторической почвой, на которой возникает европейский Р., явилась переломная эпоха, связанная с Великой
французской революцией. Романтики восприняли от своего вре­мени идею свободы личности, выдвинутую революцией, но од­новременно в странах Запада они осознали беззащитность че­ловека в обществе, где побеждали денежные интересы. По­этому для мироощущения многих романтиков характерны смя­тение и растерянность перед окружающим миром, трагизм
судьбы личности.

Главными событиями русской истории начала XIX века яви­лись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, оказавшие огромное влияние на весь ход худо­жественного развития России и определившие круг тем и вопро­сов, волновавших русских романтиков.

Но при всей самобытности и оригинальности русского Р. развитие его неотделимо от общего движения европейской ро­мантической литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий: политические и социаль­ные идеи декабристов преемственно связаны с основными принципами, выдвинутыми Французской революцией.

При общей тенденции отрицания окружающего мира Р. не составлял единства социально-политических взглядов. Наобо­рот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе своего времени были резко несхожими — от револю­ционных (точнее, бунтарских) до консервативных и реакци­онных. Это часто дает основание делить Р. на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный и т. п. Пра­вильнее, однако, говорить о прогрессивности или реакцион­ности не самого метода Р., а социальных, философских или политических взглядов писателя, учитывая, что художествен­ное творчество такого, например, романтического поэта, как В. А. Жуковский, гораздо шире и богаче его политических и религиозных убеждений.

б)     Особый интерес к личности, характер ее отношения к ок­
ружающей действительности, с одной стороны, и противопостав­
ление реальному миру идеального (внебуржуазного, антибур­
жуазного) — с другой, в литературе Р. определяют и своеобразие ее художественного метода. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действитель­ность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принци­пу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное на­чало в Р. накладывает отпечаток на всю структуру худо­жественного произведения, определяет его субъективный харак­тер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и др., важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

Так, например, история Тамары в поэме «Демон» под­чинена главной задаче — воссоздать «дух беспокойный» — дух Демона, передать в космических образах трагедию совре­менного человека и, наконец, отношение самого поэта к реальной действительности,

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

в) Литература Р. выдвинула своего героя, чаще всего вы­ражающего авторское отношение к действительности. Это чело­век с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Поэтому он всегда поставлен выше окружающих («...я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня — слишком подлы»,-— говорит Арбенин в драме М. Лермонтова «Странный человек»).

Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произ­ведениях самых разных жанров, особенно часто в лирике («Иа севере диком стоит одиноко...» Г. Гейне, «Дубовый листок отор­вался от ветки родимой...» М. Лермонтова). Одиноки герои Лермонтова, герои восточных поэм Байрона. Одиноки даже ге­рои-бунтари: Каин у Байрона, Конрад Валленрод у Мицкевича. Это исключительные характеры в исключительных обстоятель­ствах,,

Герои Р. беспокойны, страстны, неукротимы. «Я рожден с душою кипучею, как лава»,— восклицает Арбенин в «Маска­раде» Лермонтова. «Ненавистно томление покоя» герою Байро­на; «это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самое себя»,- писал о байроновском герое В. Белинский.

Романтическая личность, несущая в себе бунтарство и отри­цание, ярко воссоздана поэтами-декабристами — представите­лями первого этана русского Р. (Рылеев, Бестужев-Марлинский, Кюхельбекер).

Героическое начало по-разному проявляется в литературе и искусстве Р. и может выражать пафос народной борьбы (см. Метод художественный и иллюстрации).

Р. составил целую эпоху в истории мировой литературы.

Повышенный интерес к личности и душевному миру че­ловека способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров,— в ряде стран именно эпоха Р. выдвинула великих на­циональных поэтов (во Франции — Гюго, в Польше — Мицке­вич, в Англии — Байрон, в Германии — Гейне); одновременно углубление романтиков в человеческое «я во многом подго­товило психологический реализм XIX века. Крупным открыти­ем Р. явился историзм. Если вся жизнь предстала перед романтиками в движении, в борьбе противоположностей, то это отразилось и на изображении прошлого. Родился истори­ческий роман (Скотт, Гюго, Дюма), историческая драма. Ро­мантики стремились красочно передать колорит эпохи, как национальный, так и географический (см. Местный колорит). Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а также произведений средневековой литерату­ры. Пропагандируя самобытное искусство своего народа, ро­мантики привлекали внимание к художественным сокровищам других народов, подчеркивая неповторимые черты каждой культуры. Эпоха Р. отмечена расцветом художественного пе­ревода (в России блестящим пропагандистом не только запад­ноевропейской, но и восточной поэзии явился Жуковский). Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся эстетикой класси­цизма, романтики провозгласили право поэтов на многообра­зие художественных форм, созданных всеми народами.

Р. не исчезает со сцены сразу же с утверждением крити­ческого реализма. Например, во Франции такие знаменитые романтические романы Гюго, как «Отверженные» и «93-й год», созданы спустя много лет после завершения творческого пути реалистов Стендаля и Бальзака. В России романтические поэ­мы Лермонтова, лирика Тютчева создавались тогда, когда ли­тература уже заявила о себе большими успехами реализма.

Но судьба Р. и на этом не завершилась. Спустя многие десятилетия, в других исторических условиях, писатели неред­ко вновь обращались к романтическим средствам художест­венного изображения. Так, молодой Горький, создавая одновременно и реалистические и романтические рассказы, именно в романтических произведениях полнее всего выразил пафос борьбы, стихийный порыв к революционному переустрой­ству общества (образ Данко в «Старухе Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

Романтическая традиция по-разному трансформируется в творчестве А. Блока, в творчестве ряда советских писателей, например Александра Грина.

Однако в XX веке Р. уже не составляет цельного ху­дожественного направления. Речь идет только о чертах Р. в творчестве отдельных писателей. А во многих случаях — в применении к современной литературе — правильнее гово­рить не о Р., а о романтике (см.).

2. В более широком смысле о Р. часто говорят как об особом типе творчества (наряду с реализмом), характеризующемся особенным значением, которое в нем имеет субъективная по­зиция писателя, тяготеющего не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, в самых различ­ных формах проявляющемся в историческом развитии ли­тературы.
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1403 | Добавил: admin | Теги: памятка по литературе, литературные определения, литературный словарик школьника, словарь литературоведческих термино, урок русской литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0