СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment
— чувство, чувствительность) — направление (течение) в литературе и искусстве
второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому
чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Само по себе изображение
переживаний героя не было новым в европейских литературах. Тем не менее
произведения С. XVIII века («Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна в
Англии, «Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо во Франции, «Страдания юного Вертера»
Гете в Германии, «Бедная Лиза» Н. Карамзина в России) воспринимались
современниками как художественные открытия.
Новое у сентименталистов состояло
не просто в том, что они изображали чувство,— новым был взгляд на человека,
которого они оценивали, исходя из того, в какой мере он способен на большие,
искренние и глубокие переживания. Умение чувствовать рассматривалось
сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой
личности.
Существенно при этом, что
С. выдвигал в качестве героя человека простого, незнатного. Слова Карамзина в
«Бедной Лизе» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительную
демократическую направленность С. Но другие писатели шли значительно дальше:
они не приравнивали крестьянку к знатной даме, а, наоборот, утверждали, что
именно простой человек, не развращенный аристократическими предрассудками и
ближе стоящий к природе,— именно он и способен на большое чувство, и потому он
и есть настоящий Человек и тем превосходит любого дворянина. В этом и состояла
огромная притягательная сила романов, повестей и лирики С.— рядовой читатель
был поражен близостью к себе литературного героя — ведь он и у себя
обнаруживал дар чувствовать, способность ощущать величие и красоту природы.
Пейзаж в произведениях
писателей С. получает эмоциональную характеристику — это не просто
бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая
картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором,
прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем.
Культ природы и чувства,
характерный для писателей Со, мог, однако, иметь разный идейный смысл. С. Карамзина,
например, отражал позиции просвещенного дворянина, лишь сочувствующего горестям
простого человека, но далекого от мысли о каком-либо преодолении существующего
неравенства между людьми. Иным был Руссо, убежденного противника всяких
дворянских привилегий, поборника свободы и равенства, одного из тех идеологов
третьего сословия, которые духовно подготовили Великую французскую революцию.
Оставаясь
идейно-художественным направлением (течением) в рамках Просвещения, С.
отдельными чертами подготовил романтизм (интерес к личности, эмоциональное
восприятие природы). Вместе с тем С. иногда граничит с просветительским
реализмом (Руссо, Радищев).
В России С. сыграл важную
роль и в становлении литературного языка, в сближении его с разговорным. Н. Карамзин
очищает язык от устаревших слов (архаизмов), разрабатывает более гибкую
синтаксическую структуру. |