Суббота, 23.11.2024, 03:12


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Сентябрь » 5 » СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
20:28
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment — чувство, чувст­вительность) — направление (течение) в литературе и искус­стве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприя­тию окружающего мира. Само по себе изображение пережи­ваний героя не было новым в европейских литературах. Тем не менее произведения С. XVIII века («Сентиментальное пу­тешествие» Лоренса Стерна в Англии, «Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо во Франции, «Страдания юного Вертера» Гете в Германии, «Бедная Лиза» Н. Карамзина в России) восприни­мались современниками как художественные открытия.

Новое у сентименталистов состояло не просто в том, что они изображали чувство,— новым был взгляд на человека, которого они оценивали, исходя из того, в какой мере он спо­собен на большие, искренние и глубокие переживания. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как ре­шающая черта и высокое достоинство человеческой личности.

Существенно при этом, что С. выдвигал в качестве героя человека простого, незнатного. Слова Карамзина в «Бедной Лизе» «и крестьянки любить умеют» указывали на относи­тельную демократическую направленность С. Но другие пи­сатели шли значительно дальше: они не приравнивали кресть­янку к знатной даме, а, наоборот, утверждали, что именно простой человек, не развращенный аристократическими пред­рассудками и ближе стоящий к природе,— именно он и спо­собен на большое чувство, и потому он и есть настоящий Чело­век и тем превосходит любого дворянина. В этом и состояла огромная притягательная сила романов, повестей и лирики С.— рядовой читатель был поражен близостью к себе лите­ратурного героя — ведь он и у себя обнаруживал дар чувст­вовать, способность ощущать величие и красоту природы.

Пейзаж в произведениях писателей С. получает эмоцио­нальную характеристику — это не просто бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, укра­шающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем.

Культ природы и чувства, характерный для писателей Со, мог, однако, иметь разный идейный смысл. С. Карамзина, например, отражал позиции просвещенного дворянина, лишь сочувствующего горестям простого человека, но далекого от мысли о каком-либо преодолении существующего неравенства между людьми. Иным был Руссо, убежденного про­тивника всяких дворянских привилегий, поборника свободы и равенства, одного из тех идеологов третьего сословия, кото­рые духовно подготовили Великую французскую революцию.

Оставаясь идейно-художественным направлением (тече­нием) в рамках Просвещения, С. отдельными чертами подго­товил романтизм (интерес к личности, эмоциональное восприя­тие природы). Вместе с тем С. иногда граничит с просвети­тельским реализмом (Руссо, Радищев).

В России С. сыграл важную роль и в становлении литера­турного языка, в сближении его с разговорным. Н. Карамзин очищает язык от устаревших слов (архаизмов), разрабаты­вает более гибкую синтаксическую структуру.

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1527 | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, словарь литературоведческих термино, литературный словарик школьника, литературные определения, памятка по литературе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0