РОМАН (от франц. roman) —
жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда
многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою — целых
поколений. Это, в частности, определяет значительность объема Р. Специфической
особенностью Р. в его классической форме является разветвленность сюжета,
отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его
социальных связей, характер — в обусловленности средой. Таким образом, Р.— это
такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы
жизни.
Повествовательный жанр,
близкий к Р., известен еще в античной литературе, например «Метаморфозы»,
позднее название — «Золотой осел» римского писателя II века Апулея. В эпоху
средних веков получили распространение рыцарские романы, в которых
изображались подвиги благородных рыцарей, совершенные в честь прекрасной дамы.
В средние века возникло и само слово «роман» от франц. «conte roman», что означало
«рассказ на романском языке», т. е. на одном из живых языков романского
происхождения, в отличие от латинского, на котором в то время писались обычно
книги. Как пародия на традиционный рыцарский P. И вместе с тем как утверждение
новых норм искусства был создан в начале XVII века Р. Сервантеса «Дон Кихот».
Р.— один из наиболее
распространенных жанров литературы нового времени. Мировую славу завоевал
английский просветительский Р. XVIII века, начало которому положил «Робинзон
Крузо» Д. Дефо (1719). С эпохой романтизма связано возникновение исторического
Р. (см. Историзм в литературе). Классическую форму приобрел реалистический
роман XIX века, «эпопея нашего времени есть роман» (В. Г. Б е л и н с к и й).
Многоступенчатость в
развитии сюжета, отражающая сложность человеческих отношений, широта и глубина
социальных обобщений в сочетании с конкретностью изображения — особенности
реалистического Р. Проблема личности и общества — центральная проблема
социально-психологического Р. воплощена в Р. А. Пушкина, М. Лермонтова»
Стендаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Флобера, И. Тургенева, Л. Толстого,
Ф. Достоевского. Так, в Р. Л. Толстого «Анна Каренина» предстает жизнь
русского общества в 70-е годы XIX века со всей сложностью его социальных,
политических проблем, нравственных исканий личности. В Р. переплетено несколько
сюжетных линий: Анна — Карелии — Вронский, Левин — Кити, Облонский — Долли и др.
В развитии Р. в литературе
социалистического реализма отразились пути становления нового художественного
метода. Первым Р. социалистического реализма явилось произведение М. Горького
«Мать». Почти одновременно вышел Р. «Пелле-завоеватель» датского писателя М.А.
Некое.
Р. занял ведущее место в
советской литературе, история которой представлена многими выдающимися
произведениями этого жанра. Несколько Р., в которых мы встречаемся с одними и
теми же героями (но каждый из Р. имеет свой законченный сюжет), объединяются в
циклы. Таковы «Человеческая комедия» Бальзака, серия «Ругои-Маккары» Золя,
трилогия «Хождение по мукам» А. Толстого («Сестры», «Восемнадцатый год»,
«Хмурое утро»). Р., с особенной полнотой охватывающие исторический процесс в
многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события
народной жизни, иногда относят к числу романов-эпопей («Война и мир» Л.
Толстого, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси). В советской литературе Р.-эпопея
создан М. Горьким («Жизнь Клима Самгина»), Шолоховым («Тихий Дон»), М.
Ауэзовым («Путь Абая») и др. В последнее время выдвинулось понятие,
предложенное М. Бахтиным,— полифонический роман. Этот термин является спорным. |