РЕАЛИЗМ (от лат. realis —
вещественный) — художественный метод в искусстве и литературе. История Р. в
мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на
разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление
художников к правдивому изображению действительности.
Однако понятие правды,
истины — одно из наиболее трудных в эстетике. Так, например, теоретик
французского классицизма Буало призывал руководствоваться истиной, «подражать
природе». Но и ярый противник классицизма романтик Гюго со своей стороны
убеждал «советоваться только с природой, истиной и своим вдохновением, которое
так же есть истина и природа». Таким образом, оба защищали «истину» и «природу»,
но ни тот, ни другой не были реалистами.
Определение Ф. Энгельса:
«...реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение
типичных характеров в типичных обстоятельствах» —
непосредственно относится к литературе XIX века и имеет в виду
конкретно-исторический метод, который мы теперь называем методом критического
Р. Вместе с тем оно является важным ориентиром при общей характеристике Р. как
метода. Главное здесь в том, что в центре внимания Р. находятся не просто факты,
события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. При этом,
изображая эти закономерности, Р. не отрывается от реальной почвы, с наибольшей
полнотой отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием
жизни, выполняет познавательные задачи.
Отбор явлений жизни, их
оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — все это
связано с углом зрения художника на жизнь, а это, в свою очередь, зависит от
его мировоззрения, от умения уловить передовые движения эпохи. Стремление к объективности
нередко заставляет художника изображать реальную расстановку сил в обществе
даже вопреки собственным политическим предрассудкам.
Конкретные особенности Р.
зависят от тех исторических условий, в которых развивается искусство.
Национально-исторические обстоятельства определяют и неравномерность развития
Р. в разных странах.
Р. не есть нечто раз
навсегда данное и неизменное. В истории мировой литературы можно наметить
несколько основных типов его развития.
В науке нет единого мнения
о начальном периоде Р. Многие искусствоведы относят его к весьма отдаленным
эпохам: говорят о Р. наскальных рисунков первобытных людей, о Р. античной
скульптуры. В истории мировой литературы многие черты Р. обнаруживаются в
произведениях древнего мира и раннего средневековья (в народном эпосе,
например, в русских былинах; в летописях). Однако формирование Р. как
художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой
Ренессанса (Возрождения), которую Ф. Энгельс рассматривал как «величайший прогрессивный
переворот». Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь
рабской покорности, нашло отражение в лирике Петрарки, романах Рабле и
Сервантеса, в трагедиях и комедиях Шекспира. После того как средневековые
церковники веками проповедовали, что человек это «сосуд греха», и призывали к
смирению, литература и искусство Возрождения прославили человека как высшее
создание природы, стремясь раскрыть красоту его физического облика и богатство
души и ума. Для Р. Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот,
Гамлет, король Лир); поэтизация человеческой личности, способности ее к
большому чувству (как в «Ромео и Джульетте») и одновременно высокий накал
трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими
ей косными силами.
Следующий этап в развитии
Р.— просветительский (см. Просвещение), когда литература становится (на
Западе) орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции.
Среди просветителей были сторонники классицизма, на их творчество оказывали
влияние и другие методы и стили. Но в XVIII веке складывается (в Европе) и так
называемый просветительский Р., теоретиками которого были Дидро во Франции и
Лессинг в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман,
основоположником которого явился Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо» (1719).
В литературе Просвещения выступил демократический герой (Фигаро в трилогии
Бомарше, Луиза Миллер в трагедии «Коварство и любовь» Шиллера, образы крестьян
у Радищева). Просветители все явления общественной жизни и поступки людей
оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во
всех старых феодальных порядках и обычаях). Из этого они исходили и в
изображении человеческого характера, их положительные герои — это прежде всего
воплощение разума, отрицательные — отступление от нормы, порождение неразумия,
варварства прежних времен.
Р. Просвещения часто
допускал условность. Так, обстоятельства в романе и драме не обязательно были
типичными. Они могли быть условными, как в эксперименте: «допустим, что человек
оказался на необитаемом острове...». При этом Дефо рисует поведение Робинзона
не таким, каким оно могло быть на самом деле (прототип его романа одичал, даже
утратил членораздельную речь), а таким, каким он хочет представить человека,
во всеоружии его физических и умственных сил, как героя, победителя сил
природы. Так же условен и Фауст у Гете, показанный в борьбе за утверждение
высоких идеалов. Черты известной условности отличают и комедию Фонвизина «Недоросль»
.
Новый тип Р. складывается
в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от
ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами
Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, в России — А.
Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.
Критический Р. по-новому
изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер
раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом
глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический Р.
поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества
Р. большую роль сыграл романтизм (см.), стремившийся проникнуть в тайны человеческого
«я».
Углубление познания жизни
и усложнение картины мира в критическом Р. XIX века не означает, однако,
некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие
искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами. Утрачена была
масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос
утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра
над злом. Подъем в странах Запада рабочего движения, формирование в 40-х годах
XIX века марксизма не только оказывают влияние на литературу критического
реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности
с позиций революционного пролетариата. В Р. таких писателей, как Веерт, Моррис,
автор «Интернационала» Потъе, намечаются новые черты, предвосхищающие художественные
открытия социалистического Р.
В России XIX век является
периодом исключительного по силе и размаху развития Р. Во второй половине века
художественные завоевания Р. выводят русскую литературу на международную
арену, завоевывают ей мировое признание. Богатство и многообразие русского
реализма XIX века позволяют говорить о разных его формах.
Формирование его связано с
именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения
«судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития
русской культуры Пушкин как бы наверстывает ее прежнее отставание, прокладывая
новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом
оказываясь сродни титанам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются
основы критического Р., развитого в творчестве Гоголя и — за ним — в так
называемой натуральной школе (см.).
Выступление в 60-е годы
революционных демократов во главе с Н. Чернышевским придает новые черты
русскому критическому Р. (революционный характер критики, образы новых людей).
Особое место в истории
русского Р. принадлежит Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря им
русский реалистический роман приобрел мировое значение. Их психологическое
мастерство, проникновение в «диалектику души» открывали путь художественным
исканиям писателей XX века. Р. в XX веке во всем мире несет на себе отпечаток
эстетических открытий Толстого и Достоевского.
Нарастание русского
освободительного движения, которое к концу века переносит с Запада в Россию
центр мировой революционной борьбы, приводит к тому, что творчество великих
русских реалистов становится, как сказал В. И. Ленин о Л. Толстом, «зеркалом
русской революции» по своему объективному историческому содержанию, при всех
различиях их идейных позиций.
Творческий размах русского
социального Р. сказывается в жанровом богатстве, особенно в области романа:
философско-исторического (Л. Толстой), революционно-публицистического (Н.
Чернышевский), бытового (И. Гончаров), сатирического (М. Салтыков-Щедрин),
психологического (Ф. Достоевский, Л. Толстой). К концу века новатором в жанре
реалистического рассказа и своеобразной «лирической драмы» выступает А. Чехов.
Достоевский отмечал как
одну из особенностей русской литературы ее «способность к всемирности,
всечеловечности, всеотклика». Здесь речь идет не столько о западных влияниях,
сколько об органическом развитии в русле европейской культуры, ее многовековых
традиций.
В начале XX века появление
пьес М. Горького «Мещане», «На дне» и в особенности романа «Мать» (а на Западе
— романа М. А. Нексе «Пелле-завоеватель») свидетельствует о начале формирования
социалистического Р. (см.). В 20-х годах крупными успехами заявляет о себе
советская литература, а в начале 30-х годов во многих капиталистических странах
возникает литература революционного пролетариата. Литература социалистического
Р. становится важным фактором мирового литературного развития.
При этом следует отметить,
что советская литература в целом сохраняет больше связей с художественным
опытом XIX века, чем литература на Западе (в том числе и социалистическая).
Начало всеобщего кризиса
капитализма, две мировые войны, ускорение революционного процесса во всем мире
под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции и существования
Советского Союза, а после 1945 года — образование мировой системы социализма —
все это существенно сказалось на судьбах Р.
Критический Р.,
продолжавший развиваться в русской литературе до Октября (И. Бунин, А. Куприн)
и на Западе, в XX веке получил дальнейшее развитие, при этом претерпев
существенные изменения. В критическом Р. XX века на Западе более свободно
усваиваются и перекрещиваются самые различные влршния, в том числе некоторые
черты нереалистических течений XX века (символизма, импрессионизма,
экспрессионизма), что, конечно, не исключает борьбы реалистов против
нереалистической эстетики.
Примерно с 20-х годов в
литературах Запада сказывается тенденция к углубленному психологизму, передаче «потока
сознания» (см.). Возникает так называемый интеллектуальный роман Т. Манна;
приобретает особое значение подтекст (см.), например, у Хемингуэя. Эта
сосредоточенность на личности и ее духовном мире в критическом Р. Запада
существенно ослабляет его эпическую широту. Эпическая масштабность в XX веке
составляет заслугу писателей социалистического реализма («Жизнь Клима Самгина»
М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого,
«Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс).
В отличие от реалистов XIX
века писатели XX века чаще прибегают к фантастике (А. Франс, К. Чапек), к
условности (например, из социалистических писателей — Б. Брехт), создавая
романы-притчи и драмы-притчи (см. Притча). Одновременно в Р. XX века
торжествует документ, факт. Документальные произведения появляются в разных
странах, как в рамках критического Р., так и социалистического.
Так, оставаясь
документальными, являются произведениями большого обобщающего смысла
автобиографические книги Э. Хемингуэя, Ш. О. Кейси, И. Бехера.
В сложных идеологических
условиях капиталистического Запада, когда книжный рынок захвачен массовой
литературой, утверждающей мораль общества собственников, Р. отстаивает себя в
борьбе против всякого рода враждебных ему эстетических принципов. |