СВОБОДНЫЙ СТИХ, или верлибр,
— мало изученный вид стихосложения, распространившийся главным образом в XX веке
и стоящий, можно сказать, на грани между стихом и прозой, поскольку в нем не
сохраняются многие особенности, обычные для стихотворной речи: рифма,
постоянный размер, строки различны по числу слогов, строфы — по количеству
строк:
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к
занятиям
Болтовней.
(А. Блок.)
Как видно, строки здесь
содержат от трех до тринадцати слогов, строфы (во всем стихотворении) — от
четырех до семи строк, рифм нет, окончания стихов и мужские, и женские, и
дактилические. Однако стихотворение делится на отдельные строки, в конце каждой
из них ощутима сильная пауза, благодаря ее наличию отчетливо ощущается, что
6-я и 7-я строки связаны переносом, характерным для стиха, а не для прозы.
Таким образом, С. с.
сохраняет ряд существенных особенностей именно стихотворной речи, хотя и
ослабляющей черты симметричности речи, присущие стиху.
К С. с. обращались Гейне, Уитмен, в современной советской поэзии —
Межелайтис, Солоухин, Винокуров. С. с. иногда смешивают с вольным стихом (см.),
что неверно, так как В. с. относится к силлабо-тоническому стихосложению,
неверно относить к С. с. и тонический стих Маяковского. |