При контроле реакций собеседника вполне
реальна угроза возникновения эмоционального заражения. Отсюда —
непреложное требование к деловой дискуссии — нельзя показывать
превосходство по отношению к оппоненту, как бы тот себя ни вел. Это
общий тезис, касающийся не просто тона, но всего разнообразия
преднамеренно осложненных ситуаций общения, то есть
— стопроцентного парирования всех возражений, без исключения;
— сохранения хорошей мины при плохой игре, создания имиджа специалиста, стоящего выше критики, безапелляционности;
— навязывание слишком высокого темпа и
эмоционального накала обсуждения проблемы (например, партнер готовился к
дискуссии долго и тщательно, потому его шокирует развитие ситуации,
свидетельствующее о крахе всей его работы, когда припасенные доводы
оказались разбитыми двумя фразами или одним вопросом, уничтожающим все
под корень).
Данное требование выполнить нелегко,
особенно если собеседник сам, как сказал бы Владимир Высоцкий, «на
грубость нарывается». Вот характерные ситуации.
Однажды Бертольду Брехту прислал свою
пьесу начинающий автор из провинции. К рукописи прилагалась весьма
самодовольная приписка: «От всех драматургов всех времен и народов я
отличаюсь тем, что не ставлю запятых, так как глубоко убежден, что они
не нужны. Если вы иного мнения, то прошу вас поставить их везде там, где
вы сочтете необходимым. С глубочайшим уважением ваш Мориц фон Морбах».
Возвращая
пьесу, Брехт написал: «Уважаемый господин фон Морбах! Считая запятые
необходимыми, прошу вас в следующий раз прислать только их. Текст я
как-нибудь сочиню сам. Бертольд Брехт».
И еще:
Когда в присутствии Свифта один из гостей стал похваляться своим знатным происхождением, писатель заметил:
— Хвалиться своими предками — значит быть похожим на картофель: у того тоже все достоинства под землей.
В
первых главах мы отмечали
субъективный характер многих замечаний и, как следствие,
несправедливость оценок. Поскольку это реальность, с которой необходимо
как-то сосуществовать, следует освоить контрприемы, помогающие,
во-первых, не допустить грубого превосходства оппонента, противника,
завистника и пр., во-вторых, дать ему вежливый, но поучительный отпор.
Среди
«жрецов искусства», к сожалению,
во все времена существовала жестокая конкуренция, соперничающие стороны
использовали далеко не самые корректные приемы. Так, покоренная
Рихардом Вагнером Вена всячески препятствовала восхождению на
музыкальный олимп Ф. Листа. Венские рецензенты на все лады повторяли,
что нет на свете композитора бездарнее Листа.
Но
вскоре им пришлось атаковать другой
объект: в Вену приехал И. Брамс. Пришлось искать нелицеприятные
характеристики и для его музыки. В газетах симфонии Брамса именовались
исключительно «омерзительной, безвкусной, до глубины души лживой и
сумасбродной стряпней». Для подкрепления своих оценок рецензенты
обратились к сравнениям с Листом (намереваясь, очевидно, одним махом
уничтожить обоих композиторов). «В одном единственном ударе
тарелок в любом произведении Листа больше души и чувства, чем во всех
трех симфониях Брамса с его серенадами», — писали тогда газеты. Брамсу в
ту пору было 29 лет, однако он продемонстрировал не по годам мудрую
реакцию и самообладание:
— Пусть себе пишут, раз больше ничего не умеют, — спокойно отозвался он в одной из бесед. — Надо же и им чем-то зарабатывать.
Вена все-таки реабилитировала себя:
молодой музыкант был назначен руководителем Венской певческой капеллы.
Коль скоро мы привели примеры некорректных высказываний, логичным будет
здесь же упомянуть о средствах защиты от них. Немецкий психолог Н.
Энкельман в сборнике статей «Преуспеть с радостью» посвятил им немало
страниц. В следующей главе мы рассмотрим каждую рекомендацию на примере
приложения к конкретной ситуации. |