Как уже не раз говорилось, жесты,
мимика в некоторых ситуациях красноречивее и эффективнее слов. «Не
хорошо вычещенный, а хорошо сшитый сапог показывает красивую форму ноги», — справедливо заметил М. Монтень.
Простейшее воплощение в жизнь метода невербального ответа:
— Знаешь, сегодня в автобусе контролер посмотрел на меня так, будто я не взял билет.
— А ты?
— А я посмотрел на него так, будто оплатил проезд.
Невербальный язык возражений стоит
того, чтобы рассмотреть его подробнее. Возражения, замечания, сделанные
бессловесно либо подкрепленные лаконичными фразами, выступают единым
фронтом и производят не меньший эффект, чем красноречивый риторический
посыл. Что касается выполняемых ими функций, то можно смело утверждать,
что они универсальны. Вопрошая, возражая с помощью соответствующих поз,
жестов, мимики, человек способен выразить одобрение либо протест,
негодование, приблизить либо отвергнуть собеседника, опровергнуть только
что сказанное партнером, изобразить активную мыслительную деятельность.
Начнем с классики. С ее помощью проиллюстрируем невысказанное возражение (протест).
«Мы давно уж вас ожидаем», — сказал
драгунский капитан с иронической улыбкой. Я вынул часы и показал ему. Он
извинился, говоря, что его часы уходят.
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени
Изучая это произведение в школе, мы
больше были нацелены на выяснение ключевого вопроса: является ли Печорин
лишним человеком и типичным представителем. Поэтому этот краткий диалог
вряд ли привлекал тогда наше внимание. Между тем он несет немалую
информационную нагрузку: драгунский капитан, убежденный, что Печорин
«первый трус», завуалированно, тонко обвиняет его в намерении сорвать
дуэль. Согласно Дуэльному кодексу, «заставить ждать себя на месте поединка крайне
невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть
часа. По прошествии этого срока явившийся первым имеет право покинуть
место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника».
Теперь вспомним другого «типичного
представителя» — Евгения Онегина. Как известно, он опоздал на дуэль
более чем на час. И вовсе не из-за трусости или лени — законы дворянской
чести не позволяли ему выразить отказ от поединка словами. Поэтому он
прибег к единственному имевшемуся в распоряжении средству —
бессловесному протесту против кровавого выяснения отношений с другом.
Для сравнения — «высказанное невербальное возражение».
В советские времена наших известных
деятелей искусств, гастролировавших за рубежом, нещадно обирали всякие
прихлебатели — чиновники всех рангов. После триумфальных концертов в США
Мстислава Ростроповича пригласили в советское представительство и
вежливо разъяснили, что львиную часть гонорара он должен сдать в
посольство. По одному ему известным причинам в тот момент музыкант
возражать не стал. Но вскоре попросил своего импресарио Юрока купить на
весь гонорар шикарную фарфоровую вазу и вечером доставить в посольство.
Сувенир был доставлен во время приема. Ростропович подержал ее в руках,
словно любуясь, затем неожиданно развел руки, ваза упала на мраморный
пол и разбилась. Подобрав один из кусочков и аккуратно завернув в
платок, маэстро пояснил послу:
— Это — мое, а остальное — ваше…
Протест красноречивее даже дипломаты вряд ли когда-либо видели.
Невербальное оправдание собственных поступков — разновидность, «заместитель» словесного ответа.
В послевоенные годы, когда главным
режиссером Театра комедий работал Николай Акимов, на первых ролях был
актер Жозеф Яецкий, любимец зрителей и великий шалопай. Он неоднократно
опаздывал на репетиции и каждый раз изображал искреннее раскаяние,
обещая коллегам исправиться. Его дисциплинированности надолго не
хватало, он вновь грешил и так же артистично каялся.
Однажды он опоздал на полчаса.
Разгневанный Акимов велел ему закрыть дверь с той стороны. В ответ
Лецкий достал карманные часы и изо всей силы грохнул об пол.
— Подвели, окаянные! Чинил их, чинил, а они до сих пор халамындрят.
— Жозеф Николаевич, ну зачем же вы так? — начал его успокаивать Акимов.
Актер очередной раз слукавил: поняв,
что ему грозит за опоздание, он забежал в реквизиторский цех и попросил
там бутафорские часы. Позже Акимов узнал правду. Репрессий не
последовало. Остроумие должно быть вознаграждено. Ведь это — театр.
Труханов В. Как Сергей Филиппов намылил шею Николаю Акимову |