При подготовке к обобщенному изучению
грамматико-орфографического материала по данной теме необходимо вначале
подвергнуть его соответствующей логической обработке. Рассмотрим более
подробно «механизм» структурирования этого материала.
Основная, доминирующая цель урока – выведение обобщенных
правил в виде формул склонений существительных как грамматической
основы для построения формулы орфографического правила и
формулы-предписания, а в дальнейшем – и образца устного рассуждения и
письменного обоснования орфограмм.
На второй урок выносится второй блок правил – это
глагол, причастие как особая форма глагола, а также слова, входящие в
так называемую «глагольную группу», т. е. отглагольные прилагательные,
существительные и наречия, имеющие глагольный суффикс– ён-, – ен– и оттенок действия (слова типа: копчёный, ночёвка и
др.).
Проверить уровень усвоения теоретического материала и
практических умений по правописанию н и нн в существительных,
прилагательных и наречиях (первый блок правил). Познакомить учащихся с правилами правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
На первом уроке учащиеся вначале должны усвоить опорную
тему «НЕ с существительными» как основу для переноса знаний на другой,
сходный материал. Остальные темы вводятся на базе блоковой организации
учебного материала.
Следующая тема, которая одинаково успешно может быть введена как в 5, так и в 6 классе, – «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на– о, – е».
В отличие от предыдущих пяти тем, объединенных в два блока, где правила правописания не со
словами повторялись, в этой теме добавляется два новых условия выбора
правильных написаний, свойственных только причастию.