|
Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! |
|
В категории материалов: 86 Показано материалов: 31-60 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
Поэтическое наблюдение Сергея Есенина имеет отношение и к
истории. Историческая дистанция оказывает огромное влияние на наше
понимание событий. В истории тоже есть свои «близь» и «даль».
|
В России с ее самодержавной властью века или эпохи обычно
менялись вместе со сменой императора, хотя их содержание, конечно,
разнообразно и связывается с именем царя несколько условно.
|
Культурное рождение нового века в России почти совпало с
календарем. 12 марта 1801 года в Петербурге сообщили о внезапной смерти
императора Павла и восшествии на престол его сына Александра I. На
улицах поздравляли друг друга с тем, что «миновали мрачные ужасы зимы».
|
Мирное сосуществование сети тайных обществ и дремлющего
царя закончилось смертью Александра в Таганроге, междуцарствием и
событиями на Сенатской площади.
|
В 1836 году в журнале «Телескоп» публикуется
«Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, блестящего гвардейского офицера,
участника Отечественной войны, дошедшего до Парижа, который вдруг вышел
в отставку, превратился в отшельника, потом – в украшение московских
салонов и вдруг выступил в роли свободного мыслителя.
|
Определения практического, промышленного характера
наступившего столетия стали привычными. Их, как общее мнение, часто
повторяют не только авторы, но и герои многих произведений русской
литературы.
|
Смерть императора Николая I в феврале 1855 года многими
современниками была воспринята как облегчение, конец эпохи лжи и
подавления свободной мысли, открытие перспективы будущего.
|
С конца шестидесятых годов затягивается новый тугой узел
русской истории. Вторая Александровская эпоха завершилась 1 марта 1881
года взрывом двух бомб на Екатерининском канале.
|
В первой трети XIX века стремительно сменяются два
литературных поколения и два художественных метода. Русская литература
окончательно догоняет другие европейские, и последующие литературные
направления в России и Европе возникают практически синхронно.
|
Дальними предками замечательных русских писателей XVIII
века были, как мы уже знаем, немец и два татарина. Матерью В. А.
Жуковского оказалась турчанка. История рождения и детства поэта
напоминает жестокий романс о незаконнорожденном ребенке, тайной подмене и
счастливом примирении.
|
Современники считали Жуковского основоположником русского
романтизма, автором, который в переводах и оригинальных сочинениях
утвердил на русской почве жанр баллады, а также предложил образцы
романтической элегии. Но это был ранний, только что рождающийся
романтизм, еще очень зависимый от сентиментализма.
|
Жизнь Грибоедова началась с загадки, которую не удается
разгадать более двухсот лет. Дата его рождения известна точно – 4 (15)
января. Но год рождения приходится выбирать из трех: 1790, 1794,
1795.Последний год назывался в детстве и юности Грибоедова.
|
Грибоедовская драма появилась накануне – накануне
великого перелома в жизни Российской империи, одного из самых важных в
XIX веке. Творца «Горя» ждала в этом новом времени совсем не
литературная судьба.
|
Оставив Москву после окончания университета, Грибоедов
редко возвращался в нее. В 1818 году, по пути в Персию, он увидел родной
город в двойном свете, ностальгическим и трезвым взглядом: воспоминания
о детстве столкнулись с новой реальностью.
|
Один из самых важных комментариев к «Горю от ума» –
письмо Грибоедова другу юности П. А. Катенину. Катенин чего-то не понял
и многое не принял в комедии, и Грибоедов подробно, шаг за шагом,
объясняет свой замысел, заканчивая это письмо-статью замечательным
афоризмом: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно».
|
Ранее уже цитировалось мнение Грибоедова о конфликте
комедии: «…Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…
этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим…»
|
В комедии легко обнаруживаются черты классицистской
драмы, которые современники Грибоедова долгое время считали общими
признаками драматического жанра (литературоведы даже обнаруживают прямую
связь Грибоедова с комедией Мольера «Мизантроп»).
|
Сюжет грибоедовской комедии завершен, но финал ее открыт и
провоцирует новые вопросы. Где найдет Чацкий уголок оскорбленному
чувству ? Что произойдет с ним через несколько месяцев, когда российская
история в очередной раз переломится?
|
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6
июня) 1799 года в семье незаурядной. Предки отца, отставного чиновника
Сергея Львовича Пушкина, были родовитыми дворянами, игравшими
существенную роль в русской истории. Несколько Пушкиных принимали
участие в возведении на трон династии Романовых.
|
После окончания лицея Пушкин три года провел в
Петербурге. Уже через четыре дня после лицейского экзамена он был
зачислен в Коллегию иностранных дел (вместе с Кюхельбекером и через
несколько дней после Грибоедова). Однако, в отличие от будущего автора
«Горя от ума», служба не привлекала поэта и не требовала от него особых
усилий.
|
Михайловское встретило Пушкина бедностью, тишиной и
тяжелой семейной атмосферой. Поэт поначалу оказался в более сложном
положении, чем в южной ссылке. Теперь надзор за ним был поручен не
начальнику-генералу, а родному отцу.
|
Пушкин отправляется в Болдино не счастливым женихом, а
задумавшимся о своем неопределенном будущем, сомневающимся человеком. Он
поссорился с матерью невесты. Намечавшуюся свадьбу отодвинула смерть
дяди, В. Л. Пушкина, связывавшего поэта с детством, лицеем, началом
литературного пути.
|
Пушкин (как позднее Л. Н. Толстой) относится к женитьбе
как к одному из важных, решающих переломов в своей судьбе. Он пишет
одному из друзей: «Молодость моя прошла шумно и бесплодно.
|
«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин.
Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные
имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей
и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин».
|
«Пушкин – поэт» – эту простую истину здравого смысла
напомнил Блок в той же речи «О назначении поэта». Действительно, все
тематическое и жанровое разнообразие пушкинского творчества вырастает на
фундаменте лирики.
|
Поэму «Цыганы» (1824) Пушкин «нашел» в Молдавии, начал в
зимней Одессе, а окончил уже в осеннем Михайловском. В Молдавии Пушкин
несколько дней странствовал с цыганским табором. |
Пушкин-лирик проделал быструю эволюцию. Опираясь на
классицистскую систему жанров (первые его сборники строились по
жанровому принципу), сочиняя оды в духе классицизма, быстро освоив жанры
карамзинской легкой поэзии, Пушкин уже в
начале 1820-х годов становится первым поэтом русского романтизма, быстро
и органично усвоив опыт европейской поэзии, прежде всего – Байрона. |
Любовная тема – вечный хлеб лирики. Поэты, в творчестве
которых она отсутствует, настолько редки, что они заслуживают
специального разговора. Первое сохранившееся пушкинское стихотворение –
любовное послание «К Наталье» (1813). |
В последние годы, особенно после второй болдинской осени,
Пушкин, претерпевающий многочисленные удары судьбы, отвлекающийся то на
прозу, то на журналистику, то на исторические исследования, все реже
обращается к лирике. |
Для пушкинской лирики очень важен не только образ
лирического героя с конкретными биографическими деталями, но и тема
поэта и поэзии, образ творчества, тоже меняющийся в разные эпохи, со
сменой биографических обстоятельств и художественного метода. |
| |