|
Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! |
|
В категории материалов: 86 Показано материалов: 61-86 |
Страницы: « 1 2 3 |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
«Евгений Онегин» – главное, ключевое, заветное пушкинское
произведение, связанное с несколькими этапами его жизни и многое
определившее в его судьбе. |
Начиная роман, Пушкин, конечно, не знал, чем и когда его окончит. «Евгений Онегин» менялся вместе с меняющейся жизнью. |
Вернемся еще раз к пушкинскому «отчету о проделанной
работе». В заглавиях для себя трижды обозначены хронотоп, место
действия, включающие деревню и две столицы, причем Петербург –
метонимически, также трижды
упомянуты сюжетные ситуации, переломы фабулы, метонимически названы два героя, но к
центральному персонажу относится лишь первая глава, в заглавии которой
сформулировано доминирующее в этой главе чувство, эмоция персонажа. |
«Пора мне сделаться умней, / В делах и в слоге
поправляться, / И эту пятую тетрадь / От отступлений очищать», –
иронически обмолвился Пушкин в середине романа (гл. 5, строфа XL). Но
можно ли назвать фрагменты «Евгения Онегина», не связанные с героями,
отступлениями? |
В рассказе А. П. Чехова «Учитель словесности» герой
задает гимназистам, ученикам VIII класса сочинение «Пушкин как психолог»
и получает отповедь от самоуверенной и несчастной знакомой: «Во-первых,
нельзя задавать таких трудных тем, а во-вторых, какой же Пушкин
психолог? <…> Психологом называется тот, кто описывает изгибы
человеческой души, а это прекрасные стихи и больше ничего». |
К любомудрию, философскому осмыслению жизни Пушкин
обращается не только в стихах. Наряду с добродушно-бытовыми «Повестями
Белкина» в первую болдинскую осень пишется цикл произведений, получивший
название Маленькие трагедии. |
Поэма «Медный всадник», созданная во вторую болдинскую
осень, стала еще одной, наряду с «Евгением Онегиным», вершиной
пушкинского творчества. И снова эта вершина была связана с обновлением
жанра. |
Первая часть пушкинской поэмы, в свою очередь, двучастна.
На фоне приближающегося наводнения рассказаны биография героя и его
мечты. Потом изображен сам трагический день, ломающий жизнь Евгения. |
Вторая часть поэмы тоже многосоставна. Четыре ее
кадра-эпизода, с одной стороны, продолжают сюжетную линию петербургской
повести, с другой – формируют символический сюжет, доводя его до
кульминации и развязки. |
Уже в последние годы жизни поэта, в эпоху охлаждения к
его творчеству «толпы», наиболее проницательные современники говорили об
исключительном значении Пушкина как явления не только русской
литературы, но и русской культуры и русской жизни вообще. |
«Почвы для исследования Лермонтова нет –
биография нищенская. Остается „провидеть" Лермонтова. Но еще лик его
темен, отдаленен и жуток», – написал о Лермонтове другой поэт со сложной
и драматической биографией (А. Блок. «Педант о поэте»). |
В финале «Тамани» Печорин называет себя «странствующим
офицером, да еще с подорожной по казенной надобности». Эта –
автобиографическая черта. После высылки из Петербурга Лермонтов
превращается в такого офицера, зависимого в своих передвижениях от
воинской части и приказаний начальства. |
Лермонтов и Пушкин навсегда связаны и в жизни, и в литературе, хотя даже факт их знакомства точно не установлен. |
Первые сохранившиеся стихотворения Лермонтова написаны
четырнадцатилетним мальчиком. С этого времени Лермонтов сочиняет в
разных литературных родах и жанрах: два романа (оба остались
неоконченными), шесть драм, более двадцати поэм. |
Наряду с элегией любимым лермонтовским жанром является
баллада. Баллады вырастают из лермонтовских элегий, продолжают их. В
балладах Лермонтов делает основой повествования те же лирические мотивы
одиночества, тоски по неведомому, бегства, любви и смерти. |
Это замечательное стихотворение кажется уже не
«лирической новеллой», а наброском стихотворной повести или романа.
Лермонтов возвращает себе права повествователя. Но композиционно
«Валерик» подобен «Завещанию». |
Любовная лирика поэта, как правило, непримиримый
поединок, в котором исходное чувство превращается в иное, прямо
противоположное. |
Знаменитый русский историк В. О. Ключевский утверждал,
что главным мотивом жизни Лермонтова-поэта были поиски личного счастья и
невозможность его достижения. Отсюда – глубокая грусть , как
доминирующая эмоция поэтического мира. |
Первое слово «Родины» – анафорическое «люблю» (оно
повторяется еще трижды и определяет четырехчастную структуру
стихотворения). Но в зачине «Родины» есть загадка. Стихотворение
начинается с полемики, спора: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» |
Эти двадцать лермонтовских строк, сочиненные за несколько
дней до гибели, – одна из вершин его поэзии, сопоставимая по значению с
пушкинскими «Памятником» или «…Вновь я посетил…». |
История создания «Героя нашего времени» так же неясна,
загадочна, полна пробелов, как и другие страницы лермонтовской
биографии. Романные хронотопы (горская деревушка и казачья станица,
Тамань, Кисловодск) совпадают с местами, в которых довелось побывать
самому автору во время первой кавказской ссылки. |
Двойная композиция романа определяет и особую логику его
прочтения. Каждая из пяти историй фабульно завершена. Печорин влюбляется
в Бэлу, ворует ее, и вскоре девушка гибнет; случайно встречается с
Максимом Максимычем и расстается с ним, смертельно обижая простодушного и
доброго офицера. |
Однако в начале «Журнала Печорина» нас ожидает очередной
парадокс. Из «Тамани» (Толстой и Чехов считали эту повесть образцом
русской прозы, а придирчивый Набоков, напротив, находил в ней «досадные
изъяны») мы узнаём о Печорине как внутреннем человеке даже меньше, чем
из «Бэлы» или «Максима Максимыча». |
Слово герой имеет в словарях три основных значения:
исключительный по смелости и доблести человек; действующее лицо
литературного произведения; человек, рельефно выражающий свою среду или
эпоху, свое время, типическое лицо. |
Среди современников наиболее высоко оценил лермонтовского
героя, как мы уже знаем, Белинский. Для Белинского Печорин отчасти
становится героем и в первом значении слова: титанической личностью с
«глубиной и мощью», не нашедшей, однако, применения своим незаурядным
способностям. |
Уже для современников Лермонтов стал поэтом
односторонним, поэтом отрицания и анализа, поэтом «тоски по жизни» (В.
Г. Белинский). Строгие критики видели в его поэзии повторение многих
романтических мотивов. |
| |