|
« 1 2 ... 27 28 29 30 31 »
ХОЛОСТОЙ СТИХ — незарифмованная строка
среди рифмованных, используется в особой форме построения строфы, где могут
рифмоваться только четные или только нечетные строки; незарифмованной может
оставаться и одна строка.
Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
...
Читать дальше »
|
ХОРЕЙ, или трохей (от греч. choros — хор),— двусложный размер,
где ударения приходятся на нечетные — 1-й, 3-й, 7-й и т. д. слоги, хотя- очень
часто встречаются пропуски ударений на положенном месте — пиррихии (см.).
...
Читать дальше »
|
ХРОНИКИ (от греч. chronicos
— относящийся ко
времени) — историческое повествование, где достопримечательные события записаны
по годам, появившееся в античную эпоху и особенно распространившееся в средневековой
Европе и Азии. Многие писатели перерабатывали сюжеты
...
Читать дальше »
|
ЦЕЗУРА (от лат. caesura
— рассечение,
разрез) — внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия
— равные или неравные. В шестистопном стихе Ц. обычна после третьей стопы:
Румяный крит
...
Читать дальше »
|
ЧАСТУШКА — жанр фольклора:
двухстрочные и четырехстрочные рифмованные куплеты песенно-декламационного характера
с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями. Виды частушек: лирические
п о п е в к и («Лучше кету того цвету, / Когда яблоня цветет, / Лучше
нету той минуты, / Когда миленький придет»); их особый вид — страдания («Приду домой, стукну в сенцы,/ Мать
не знает, что на сердце»); комические п а р о д и и-нескладухи («Я с высокого
забора / Прямо в воду упаду, / Ну, кому какое дело,
...
Читать дальше »
|
ЭВФЕМИЗМ (от греч. euphemismos
— хорошо говорю)
— один из тропов (см.), иносказание, вежливое выражение, смягчающее или
маскирующее неприятное, слишком откровенное или грубое слово: «Он сочиняет»
вместо «Он врет», «Пороху ему не выдумать» вместо «Он глуп». (См.: Н. В.
Гоголь. Мёртвые души.— Эвфемизмы, излюбленные губернскими дамами).
|
ЭКЛОГА (от греч. ecloge
— выбор).
Первоначально понятие прилагалось к стихотворным сборникам и к каждому стихотворению
сборника. В большинстве манускриптов такое название имели «Буколики» римского
поэта Вергилия (
...
Читать дальше »
|
ЭЗОПОВ ЯЗЫК — вынужденное иносказание,
художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками. Выражение
восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа,
создателя жанра басни (см.). Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить
правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим
образам животных, птиц (см. Аллегория). В дальнейшем Э. я. нашел
широкое применение в сатире (см.)
...
Читать дальше »
|
ЭКРАНИЗАЦИЯ — создание кино- или
телефильма на основе литературного произведения. Уже на заре кино как
искусства, в самом начале XX века, были перенесены на
экран «Робинзон Крузо» Дефо и «Путешествия Гулливера» Свифта. Первые Э. в
силу несовершенства технических средств и отсутствия дост
...
Читать дальше »
|
ЭКСПОЗИЦИЯ (от лат, expositio
— изложение,
объяснение) — изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки,
в которых они находятся до начала действия. Э. мотет быть краткой, данной всего
в нескольких строках («Смерть чиновника» Чехова), или распространенной (первые
шесть явлений «Горе от ума» Грибоедова, первые главы романа Гончарова
«Обломов»), Она может быть прямой» т. е. предшествовать завязке («Рудин»
Тургенева), или задержанной, т. е. следов
...
Читать дальше »
|
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от франц.
expression —
выражение) — одно из авангардистских течений (см. Авангардизм) в искусстве
и литературе 10-х годов
...
Читать дальше »
|
ЭКСПРОМТ
(лат, expromptum)
— небольшое, обычно в несколько строк, стихотворение, написанное или сказанное
сразу, в законченном виде под впечатлением нахлынувшего чувства. Э. близок к
импровизации, прост по мысли и строению. Стихи, получившие сразу законченную
форму, можно встретить у многих поэтов. Пример Э. у А. Пушкина «На Огареву»
(1816):
В молчаньи пред тобой сижу,
...
Читать дальше »
|
ЭЛЕГИЯ (возможно, от фригийск. elegn
— тростниковая
флейта) — жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней
Греции в ТГвёке до н. э. как стихотворение, написанное независимо от
содержания элегическими двустишиями (см.). Первоначально темы Э. многообразны,
от высокое божестве
...
Читать дальше »
|
ЭПИГРАММА (от греч. epigramma
— надпись) —
один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее
какое-либо лицо или общественное явление. В Древней Греции изначально — жанр
лиро-эпической поэзии, краткая надпись на предметах, выполненная гекзаметром.
Уже на этом этапе отличительная черта Э.— относительная краткость и присутствие
субъективного элемента, все возрастающая роль авторской оценки в изображении лица,
события, явления. В римской лите
...
Читать дальше »
|
ЭПИГРАФ (от греч. epigraphe
— надпись,
заглавие, оценка) — первоначально, в античном мире, надписи на предметах, к ним
непосредственно
относящиеся» В новое время — слова (пословицы, цитаты), предпосланные
художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и
призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторск
...
Читать дальше »
|
ЭПИГОНСТВО
—
художественная несамостоятельность, обусловленная подражанием литературному
предшественнику. Э. лишает литературу глубины: оно воспринимает в избранном для
подражания образце лишь какие-то формальные особенности. Эпигон превращает традицию
(см.) в стандарт, лишает ее подлинной жизненности. Эпигонами Пушкина с его
идеалами ясности, красоты и свободы были некоторые представители так
называемого «чистого искусства». Свобода и красота понимались эпигонами
в отрыве от глубоких общественных и философских идеалов поэта (см. также Влияние
литературное).
|
ЭПИЗОД (от греч. episodios
— привходящий,
посторонний) — та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная
часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный
в судьбе персонажа момент (например, Э. возвращения Остапа и Андрия в дом отца
в «Тара
...
Читать дальше »
|
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ФОРМА (греч. epistole
— письмо, послание)
— произведение, построенное в форме переписки действующих лиц. Первоначально в
XVIII веке
Э. ф. использовалась для описания путешествий («Письма русского путешественника»
Н. М. Карамзина). Одновременно развился и получил популярность жанр романа в
письмах («Новая Элоиза»
...
Читать дальше »
|
ЭПИТАФИЯ
— надгробная
надпись, часто в стихах. Иногда — иронического характера, что сближает ее с эпиграммой.
Он умер оттого, что был он скуп:
Не полечился — денег было жалко,
Но если б знал он цену катафалка,—
...
Читать дальше »
|
На уроках русского языка и литературы
школьники учатся замечать в произведении
образные средства языка – метафоры, эпитеты,
сравнения и др. Но нередко дело ограничивается
тем, что эти средства найдены, и не выясняется, в
чем их смысл, как они помогают понять авторскую
мысль.
Читательские умения формируются постепенно,
путем многочисленных упражнений, в соответствии
с возможностями возраста учащихся. Немалую роль
здесь играет знакомство с теорией словесности.
При этом надо помнить, что теория – инструмент
проникновения в произведение, а не самоцель.
Поэтому при обращении к теоретическим понятиям
надо не только учить наблюдать в тексте языковые
средства, но с самого начала определить общие
свойства, присущие всем обра
...
Читать дальше »
|
Хотя язык Платонова явно отличен от
языка его современников, он имеет и точки
соприкосновения с ним. В прозе Платонова
своеобразно воплотились те поиски нового языка,
под знаком которых прошли начало и двадцатые
годы XX в. В это время популярной была идея
затрудненной формы, которая вызвала к жизни
заумный язык, словотворчество. Наиболее
влиятельным направлением в это время была
орнаментальная проза, многие писатели
20-х годов «переболели» Андреем Белым.
Своеобразие орнаментальной прозы обусловлено
нагнетанием разнотипных тропов и развитием
лейтмотивов. Отголоски словоупотребления,
характерного для прозы начала XX в. и, в
частности, орнаментальной прозы, есть и в прозе
А.Платонова.
...
Читать дальше »
|
Филологический анализ текста – старая
и вечно новая проблема. Научиться анализировать
художественный текст – значит научиться его
понимать, и чем глубже анализ, тем глубже
понимание. Пути анализа текста бесконечны и
разнообразны. Не случайно терпят поражение общие
схемы анализа – они неизбежно связываются с
формальным, сухим, безжизненным подходом к
одному из самых увлекательных занятий
лингвистики.
Как произведение искусства
художественный текст двойствен. С одной стороны,
он строго ограничен рамками языка. С другой
стороны – в нем проявляется ничем не
ограниченная творческая свобода.
Как п
...
Читать дальше »
|
В 11-м классе, анализируя повесть И.А. Бунина
«Митина любовь», мы вместе с учащимися обращаем
внимание на стихотворение, которое нам
понадобится в дальнейшем и которое звучит в
тексте повести в устах Кати. Это известное
стихотворение А.А. Блока «Девушка пела в
церковном хоре», и оно проявляет сущность
названного произведения из бунинского цикла
«Темные аллеи».
Важно обратить внимание на совершенно
неправильное понимание и истолкование самого
стихотворения, которое становится «камнем
преткновения» для большинства, особенно если
дети (а речь идет о современных детях, для которых
компьютер – свет в окошке) не приучены получать
закодированную в некот
...
Читать дальше »
|
В начале анализа разбиваем текст на
композиционные единицы, соответствующие
синтаксическому строю произведений.
1) Кикимора
2) На петушке ворот, // крутя
курносым носом, // с ужимкою крещенской маски, //
затейливо Кикимора уселась // и чистит бережно
свое копытце. //
3) – Га! – прыснул тонкий голосок, //
– ха! ищи! А шапка вон на жерди... // 4) Хи-хи!..
хи-хи! // 5) А тот как чебурахнулся,
споткнувшись // на гладком месте!.. // 6)
Лебедкам-молодухам/ намяла я бока... // 7) Га!
ха-
...
Читать дальше »
|
Важно,
чтобы наши ученики понимали: метафора или
сравнение – не просто украшение
стихотворения, только восприняв и осмыслив все
языковые особенности поэтического произведения,
мы приблизимся к его пониманию. Сейчас, кажется,
этого уже никто не оспаривает. И тем не менее
известный литературовед может написать в своей
статье: «Думается, что главная мысль
стихотворения заключена в его первой строке».
Речь идет об одном стихотворении Тютчева.
Рассмотрим на его примере, как в
действительности могут влиять тропы на смысл
поэтического высказывания.
14-е декабря 1825 года
...
Читать дальше »
|
ЭПИТЕТ
(от греч. epitheton
— приложение) —
определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее
один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Э. широко
используется в поэтическом языке. «Отговорила роща золотая Березовым веселым языком». Так С. Есенин создал с
помощью Э. кар
...
Читать дальше »
|
ЭПОПЕЯ
(от греч. epopoiia
— собрание
сказаний) — наиболее крупный жанр эпической литературы. Различают Э. древнюю и
Э. как жанр повествовательной литературы.
Э.
древняя (героический эпос) изображает, как правило, героическое событие,
представляющее общенародный интерес. В основе Э. Древней Греции «Илиада» и
«Одиссея» мифологическое представление о жизни. «В «Илиаде» царствуе
...
Читать дальше »
|
ЭПОС
(от греч. epos
— слово). 1.
Один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой),
повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к
автору. «Эпическая поэзия есть по
преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к с
...
Читать дальше »
|
ЭССЕ — разновидность очерка,
в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение
впечатлений, раздумий и ассоциаций. Э. возник на рубеже XVII
века, распространился
в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии. Эссеистский
стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи.
Встречается философский Э. и литературно-критический. Автор
...
Читать дальше »
|
ЯВЛЕНИЕ
— часть
акта, сцены в драматическом произведении, определяемая кругом занятых в ней
действующих лиц, их приходом или уходом. Я. особенно широко пользовалась
реалистическая драматургия XIX века, подчеркивая, между
прочим, этим внешним приемом близость сценического действия к жизни. В
дальнейшем драматурги практически отказались от внешнего обозначения
...
Читать дальше »
|
| |