ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от франц.
expression —
выражение) — одно из авангардистских течений (см. Авангардизм) в искусстве
и литературе 10-х годов XX века. Э. утверждался, о чем
свидетельствует первоначальный смысл слова, как «искусство выражения»,
противопоставившее себя реализму и некоторым формам нереалистического искусства
конца XIX века
(например, натурализму, импрессионизму — см.) стремлением передать
прежде всего личные ощущения художника, его духовный мир. При этом
художественный образ в Э. обретал предельную эмоциональность и напряженность:
у экспрессионистов все чувства (а речь шла именно о чувствах, поскольку
основным предметом изображения были внутренние переживания) — боль, страдание,
любовь, надежда, вера — выражегы в крайней степени. Это всегда крик боли, вопль
отчаяния или безудержный пафос воодушевления, рожденный верой в прекрасное будущее.
Сущность образного языка Э. прекрасно определил немецкий поэт И. Бехер, в
юности переживший увлечение Э.: Напряженный, открытый в экстазе рот». Примером
может служить стихотворение Бехера «Долой»:
Отребье всех племен — к чертям собачьим!
Отродье всех племен — к чертям собачьим!
Клинок стиха, рви глотки негодяям!
Наймитов, шелудивых псов к ответу!
Втоптать их в землю! В молниеатаках
Всклубить их пылью над кипящим полем брани!
(Пер. В. Л у г
о в с к о г о.)
Осуждая
империалистическую войну (1914—1918) и воспевая революционное обновление,
буржуазная интеллигенция Запада, даже в лице ее лучших представителей, не могла
избавиться от расплывчатых представлений о происходящих на ее глазах
исторических событиях.
Нечеткость
общественных идеалов у экспрессионистов своеобразно проявилась в
художественном творчестве: они отказываются от объективного изображения жизни,
характеров, стремятся выразить сумятицу и хаос потрясенной социальными
катастрофами действительности в отвлеченных, лишенных индивидуальности
образах. Поэтому абстрактность столь же характерная для Э. черта, как и
страстность, субъективность. Не конкретные люди с теми или иными именами, а
отвлеченные понятия выступают персонажами в произведениях экспрессионистов:
Мужчина, Женщина, Мать, Человек, Народ, Масса. Тем самым экспрессионисты
стремились передать масштабность, острую динамику исторических событий.
Наибольшее
распространение Э. получил в Германии, охватив все важнейшие сферы искусства:
живопись, театр, литературу, кино. Среди видных экспрессионистов — И. Бехер,
Э. Толлер, Л. Франк. Наиболее последовательные среди этих бунтарей позднее
связали свою судьбу с немецким пролетариатом. Бехер стал крупнейшим поэтом
социалистического реализма |