ЭПОС
(от греч. epos
— слово). 1.
Один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой),
повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к
автору. «Эпическая поэзия есть по
преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к
поэту и его читателю»; «...поэт является только как бы простым повествователем
того, что совершилось само собою» (Белинский
В. Г.).
В
зависимости от протяженности изображаемого времени, охвата событий, в которых
раскрываются человеческие характеры, различают крупные, средние и малые формы
(жанры) эпоса.
Крупные
формы: эпопея (1), героический эпос, известный в древности; эпопея (2)
— монументальное по охвату изображаемых событий прозаическое произведение, роман
— изображение истории нескольких, иногда многих человеческих судеб на
протяжении длительного времени.
Средние
формы: повесть (иногда — новелла) — изображение истории одной
человеческой жизни или нескольких периодов в жизни группы людей.
Малые
формы: новелла или рассказ — изображение одного-двух эпизодов в
жизни людей.
Особая
форма повествовательной литературы — очерк. По размеру очерк может быть
близок к повести или рассказу, реже — к роману. В основе очерка — описание
реально происходящих событий. Очерк подчинен общим законам художественного
творчества: отбору автором материала, типизации и индивидуализации в
изображении героев, но главное в очерке — достоверность изображаемого.
2. В
узком смысле слова — народный эпос, специфическая народно-поэтическая
разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах. Как устное
творчество Э. неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого
основано на следовании традициям.
Архаический
тип Э.— мифические сказания и сказки. От них, например, пошел родственный
сказкам алтайский Э.— типа версии сказаний об Алпамыше, некоторые песни «Одиссеи».
Алып-Манаш — богатырь-великан: «Нос его на сопку похож, брови — на северный
лес, глаза — на огонь костра»; Одиссей со спутниками попадает в пещеру к
одноглазому циклопу Полифему и спасается, напоив великана вином и ослепив его.
С
этим видом древнейшего Э. связан его последующий, классический тип —
историко-героический Э. Образцом его является «Илиада», древнеисландская «Старшая
Эдда», русские былины, старофранцузская «Песнь о Роланде». В отличие от
предыдущего Э. этого типа исторически конкретен, в монументальной
идеализированной форме воспроизводит нормы героического поведения человека,
защищающего честь, свободу и независимость своего народа: Илья Муромец убивает
сына Сокольника за намерение сжечь и разграбить стольный Киев; граф Роланд
героически гибнет в битве с маврами в Ронсеваль-ском ущелье:
К Испании лицо он повернул, Чтоб было видно Карлу-королю,
Когда он с войском снова будет тут, Что граф погиб, но победил в бою.
Самый
поздний исторический тип Э. возникает в результате соединения фольклорного Э. с
индивидуальным творчеством поэта; например, эпопея Фирдоуси «Шахнамэ», поэма
Низами Ганджеви «Лейли и Меджнун», поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой
шкуре». Шота Руставели (XII) воспел любовь как силу, способную приобщить человека к
высшей гармонии. Непреклонное стремление способно устранить все беды. Деяние,
активность человека побеждает зло: «Зло убито добротою, доброте же нет
предела!» Гуманизм грузинского поэта-мыслителя слит с многовековой мудростью
восточной культуры.
Творцами
Э. были непрофессиональные и профессиональные певцы-сказители: аэды, рапсоды,
жонглеры, шпильманы, бах-ши, ашуги и др. Исполнение стихотворного Э. сопровождалось
игрой на музыкальных инструментах. Это повлияло на ритмику и строфику,
определило деление стиха, паузы.
Э.
как многоплановому и сложному творению, основанному на традициях фольклора,
присущи большие жанровые формы: это поэмы, эпопеи.
Народный
Э. оказал сильное влияние на развитие литератур у всех народов мира, оставаясь
для поэтов образцом высокого художественного творчества на глубоко национальной
основе. По словам К. Маркса, непосредственно сказанным о греческом Э., но
правильным и по отношению к любому другому Э., это искусство хотя и порождается
пройденной народом исторической эпохой, но «в известном отношении» сохраняет
значение «нормы и недосягаемого образца» (Маркс
К., Э нг е ль с Ф. Об искусстве). |