Пятница, 29.03.2024, 02:24


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ [19]
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ [10]
УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ [17]
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ [21]
СЛОВАРЬ ОШИБОК РУССКОГО ЯЗЫКА [29]
ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ [40]
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ [6]

Главная » Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ

ЖИВОЕ СЛОВО

Poetae nascuntur, oratores fiunt.

Слово одно из величайших орудий

человека. Бессильное само по себе -

- оно становится могучий и неотразимым,

сказанное умело, искренно и вовремя.

А. Ф. Кони

В новых условиях нашей жизни всякому, не ушедшему целиком в свою скорлупу, приходится время от времени быть и оратором. Под оратором мы разумеем не только лиц, произносящих речи в больших собраниях, на митингах и т. д., но всякого, кому приходится обращаться с словом, хотя бы к самой небольшой группе собравшихся. Убедить, разъяснить что-либо, успокоить, ободрить, призвать - вот обязанности, постоянно налагаемые на нас жизнью.

В большей мере это относится к педагогу, который в сущности является профессиональным оратором.

Правда, современные методы школьного обучения переносят работу педагога, главным образом, в кабинет, лабораторию, на лоно природы, но это не исключает и возможности, быть может, даже необходимости все же прибегать и к живому слову. Люди малокультурные, поверхностно усвоив идеи трудовой школы, готовы совершенно изгнать из школы всякую лекцию. Это печальная ошибка.

Школа должна отказаться от лекционной системы обучения, но это не значит, что отныне нет места в школе живому слову (лекции).

Живое слово способно одухотворить ту же лабораторную работу, воодушевить работающих, внести смысл, наметить новые точки зрения, побудить к дальнейшим разысканиям.

Только ремесленник может обучать исключительно одним «показом», своим примером и техническими указаниями.

Учебно- научная работа есть творческий процесс, далеко выходящий за рамки подражания и «совместной работы».

Живое слово - могучее орудие в умелых руках. Никакая книга, брошюра, листовка, плакат, воззвание никогда не заменят живого слова!

Поэт Некрасов не случайно как-то сказал:

В ваши великие, трудные дни

Книги не шутка; укажут они:

Все недостойное, дикое, злое.

Но не дадут они сил на благое,

Но не научат любить глубоко!

Книги многому могут научить, но они не обладают такой побудительной силой, как речь, например, педагога, проповедника, агитатора, народного вождя.

«Напечатанная речь есть только бледное отражение той жизни, которая горела в душе…» - говорит Гете. Многие замечательные книги, если не найдут живых проповедников своих идей, остаются навсегда мертвы. Не то живое слово -оно не только дает знания («раскрывает глаза» на вещи и явления), но и берет, так сказать, за сердце, побуждает волю. Из живого слова «почерпается сила убеждения, взгляд, критическая оценка, передаваемая нередко с жаром, с увлечением…» Живое слово даже в науку «влагает душу живу. Никакой книжный курс этого не даст». (Гончаров). Выдающийся ученый профессор Петражицкий говорил, что одна часовая лекция (живое слово) может дать то, чего не дадут годы работы с книгами.

Если выразительное чтение книги дает более яркое и сильное впечатление, чем чтение про себя, то тем большее впечатление оставит живая, образная, вдохновенная, свободно льющаяся речь.

Иногда говорят о пассивности слушающих лекцию или речь. Это не верно! Пойдите на действительно содержательную лекцию, и вы увидите, с каким напряженным вниманием слушают ее присутствующие. Напряженное внимание - есть первое условие активно-трудового обучения. Слушать лекцию - есть большой умственный труд. И кто больше трудится: говорящий ли или внимательно слушающий и жадно хватающий всякое его слово - это еще большой вопрос. Эти соображения дают ним смелость предложить педагогам краткие практические указания по ведению лекций и произнесению речей, хотя бы самого делового содержания. Хороший педагог не только должен показать, но и убедить и увлечь своих слушателей.

В жизни бывает, что хороший оратор бывает плохим педагогом, и наоборот, но это не исключает нашего стремления к тому, чтобы хороший педагог был и хорошим оратором. Сила и средства его от этого лишь увеличатся.

В условиях же новой жизни всякий педагог, особенно сельский, неизбежно должен быть и общественником: работать среди общества, воспитывать общество не только через детей, но и непосредственно.

Умение говорить для педагога нашего времени - вопрос большой и важный.


В проведенном недавно опросе выступление с речью на публике возглавляло список худших неприятностей, которые могут произойти с человеком, включая даже собственные похороны.

Хотя выступления могут принимать разные формы, один фактор присутствует в них непременно. Большинство сказало бы, что это необходимость высказаться перед аудиторией. Однако тут же становится ясно, что все эти люди просто никогда не сидели в зале, когда перед ними выступает "мастер" (скорее, мастер блефа) в области ораторского искусства.

В действительности все намного проще. Как скажет вам любой оратор или более или менее опытный демагог, этот непременный фактор - просто животный страх. При этом не имеет значения ни повод для выступления, ни тема, которой оно посвящено: бедняга торчит на сцене перед вами лишь потому, что остальным хватило ума не ввязываться в это дело. Таким образом, эта книга послужит:

• Предупреждением для неопытного новичка, который может по неосторожности брякнуть "да" в ответ на предложение выступить перед публикой, не осознавая при этом, на что он соглашается.

• Руководством для того, кто по наивности или безрассудству взялся выступать и задается вопросом: "Что теперь?"

• Возможностью убедиться, что еще не все при этом потеряно.

• Утешением для тех, у кого нет выбора, то есть женихов, шаферов, полномочных представителей и прочих несчастных, которым никак не отвертеться от речей на публике.

• Помощником тому, кто желает овладеть искусством блефа.

• Книга принесет вам пользу независимо от того, первая у вас речь или сорок первая, обращаетесь вы к аудитории из двух или двухсот человек и хотите вы выступать или же вовсе нет.

Категория: ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ | Добавил: admin (17.01.2012)
Просмотров: 2233 | Теги: занятия по риторике, устная речь, ораторское искусство для школьников, культура речи, учимся выступать перед публикой, основы риторики | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0