Впечатлительные натуры вкладывают в свои
слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление,
которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Таков,
например, герой тургеневского романа «Рудин». «Он говорил умно, горячо…
Он говорил мастерски, увлекательно…» «Можно сказать, он очаровал всех…
Все замолкали, лишь только Рудин раскрывал рот; можно было судить о силе
произведенного впечатления… Не самодовольной изысканностью опытного
говоруна - вдохновением дышала его речь… Он не искал слов: они сами
послушно и свободно приходили к нему на уста, и каждое слово, казалось,
так и лилось прямо из души, пылало всем жаром убеждения. Рудин владел,
едва ли не высшей тайной - музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним
струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие. Иной
слушатель, пожалуй, и не понимал в точности, о чем шла речь; но грудь
его высоко поднималась, какие-то завесы разверзались перед его глазами,
что-то лучезарное загоралось впереди. Самый звук его голоса увеличивал
обаяние; казалось, что устами говорило что-то высшее, для него самого
неожиданное…» Дар воодушевленной, проникнутой живым чувством речи -
драгоценнейший дар для агитатора.
В короткий срок воодушевить толпу, увлечь
ее, побудить, остановить и т. д. способен больше всех
эмоционально-воодушевленный тип оратора.
Художественная картинка воздействия на толпу
воодушевленной речи дана Горьким в его превосходной сказочке «О чиже,
который лгал!».
«Была серая, мокрая осень. Зловеще каркали вороны. И вдруг зазвучали смелые песни.
Вся роща, много слышавшая песен, встрепенулась и с напряженным вниманием прислушивалась…
Роща слушала и ощущала нечто хорошее и
сильное, это ощущение наполняло ее теплом и светом… А чиж звал вперед.
Туда - в страну счастья! Туда - в это чудное "вперед!".
- Вперед! - крикнули птицы, ибо в сердцах их
загорелась гордость собой. Слезы вдохновения переполнили глаза чижа и
он все говорил и звал туда - вперед! И все птицы пели, и всем стало так
легко, хорошо, и все чувствовали, что в сердцах родилось такое страстное
желание жизни и счастья».
По истине - «уменье волновать чувства слушателей есть высший и самый редкий дар природы оратору» (Гаррис).
Оратором этого типа дблжно родиться. Римскую
пословицу, что «ораторами становятся» (oratores fiunt) должно понимать
так, что каждый может стать оратором, но, разумеется, каждый в своем
роде. Разносторонне способные ораторы - редкий случай. Упомянутый выше
Рудин, способный увлечь и «зажечь сердца», не способен уже к простому
рассказыванию, когда его попросили рассказать что-либо из его
студенческой жизни, он почувствовал затруднение. «Рассказывал не совсем
удачно. В описаниях его не доставало красок. Он не умел смешить.
Впрочем, Рудин от рассказов своих заграничных похождений скоро перешел к
общим рассуждениям».
Отсюда практический вывод - изучите себя, проверьте свои силы и не беритесь за то, что вам непосильно или чуждо вашей натуре.
Оратор, не способный к искреннему
воодушевлению (или при теме недостаточно воодушевляющей) и пытающийся в
то же время воодушевить толпу,- впадет в ложный тон, начнет, как это мы
часто и наблюдаем, кричать, махать руками, в результате лишь насмешит
слушателей и не достигнет того, чего хотел.
Рассмешить толпу, особенно более
сознательных слушателей и неискренняя попытка разжалобить их: «плачущий
оратор и смеющиеся слушатели - это сцена, пригодная для шутовского
представления» (Гаррис).
Особенно часто в эту ошибку впадают лица,
заимствующие свои ораторские приемы у других. Помните, что, подражая
другому, должно учитывать и свои силы! Не беритесь за то, что вам не
свойственно, что вам не под силу!
Скажут, пожалуй, что сухая речь не может
быть прекрасной речью. Может быть, это и верно, но речь с ложным пафосом
хуже всякой сухой речи!
Для убедительности речи прежде всего нужны
очевидные доказательства, прочные факты, без которых бессильны и
искренний пафос и искренняя неодушевленность оратора. «Нужны пафос
фактов и красноречие фактов; если не будет этого, вы можете с таким же
успехом стучать в бубен и воображать себя, оркестром.
Сдержанность в обращении всегда ближе ведет к цели, чем шумливость.
Я не знаю дел, выигранных шумом и треском; в пене нет веса, в яростных словах нет силы» (Гаррис).
А. Ф. Кони рекомендует судебным ораторам «быть сильными в доводах, а не в эпитетах».
Речь, исполненная пафоса, должна сочетаться и
с глубиной или очевидностью мысли и с образным языком - иначе она не
оставит прочных следов в сознании слушателей.
Не о минутном впечатлении, а о прочном внушении должен заботиться оратор.
Помните: хорош не тот оратор, речь которого
вызывает разговоры (быть может, и очень лестные) о самом ораторе: нет -
хорош тот оратор, хороша та речь, которая вызывает разговоры и
размышления по вопросам, затронутым в речи оратора.
Плохо, если оратор развлекает публику,
доставляет ей блеском своих «речей» удовольствие! Оратор актер -
горе-оратор! Последний идеал оратора - быть не фокусником, не клоуном,
не веселым рассказчиком, не артистом даже, а - вождем! Помните же это!
Вольной или невольной ошибкой ораторов
рассмотренного типа является часто, выражаясь мягко, значительное
уклонение от истины. Гипербола, раздувание из мухи слона - обычное
явление трескучих речей. Громкие слова, сорвавшиеся с языка даже
случайно «ужас», «позор», «это преступление», «измена», «предатели» и т.
д. - все такие «страшные» слова нуждаются в подтверждении, и вот оратор
начинает громить «измену», «позор», «предательство» - к немалому
удивлению не только слушателей, но и самого себя!
Эмоционально-воодушевленные ораторы вообще
склонны к преувеличениям. Беспристрастное объективное изложение вопроса -
редкое, ценнейшее явление в практике таких ораторов.
Характеристику положительного и отрицательного представителей этого типа находим у Мережковского («Вера»).
«Он юрист, он обожал остроты, был франт,
носил фальшивый бриллиант, не знал предмета (речь идет о профессоре), но
имел талант, придумывал словечки, анекдоты и пошлости. Сереже этот
франт казался неприличным и вульгарным; он впрочем, был довольно
популярным».
Но был и профессор, «он говорил, и речь его
лилась с волнующей сердца свободной силой, как будто-то бы меж ними (им и
слушателями) родилась глубокая невидимая связь,- он знал, что слово
каждое входило в их душу молодую глубоко…» |