Пятница, 22.11.2024, 16:58


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ [19]
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ [10]
УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ [17]
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ [21]
СЛОВАРЬ ОШИБОК РУССКОГО ЯЗЫКА [29]
ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ [40]
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ [6]

Главная » Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ

АУДИТОРИЯ

Ораторам-знатокам следует избегать той гипнотической манеры выступления, которую практиковал Капила Кумарасинге, известный рассказчик и жизнелюб. Он держал аудиторию в полной прострации в течение ста пятидесяти часов, повествуя о культуре буддизма. Рискованна также манера выступления с открытыми концовками, побуждающими продолжить дебаты. Об этом свидетельствует случай с Полом Осгудом, у которого за обедом в Ливерпуле ушло 16 часов 6 минут на то, чтобы ответить на тост за гостей.

Отсюда следует: прежде чем выступать с речью, надо выяснить, что представляет собой аудитория.

ЧЕГО ОНА ХОЧЕТ?

Большая часть аудитории не хочет ничего. Только бы уйти поскорее. Ораторы, однако, обычно не осознают этого важного обстоятельства, и всем кажется, что речь их растягивается на недели. Нужно уметь оценивать настроение публики и запастись на всякий случай сокращенным вариантом концовки или завершающей фразой.

Опытный оратор обязательно воспользуется настроением аудитории одним из двух способов:

1. Если председательница местного женского комитета захочет узнать, почему вы говорили об искусстве составления букетов с помощью компьютера только три минуты, вы можете сказать, что почувствовали, что аудитория уже ухватила суть вашего сообщения, так что пускай, перехватив чашечку чая с бисквитом, спешит домой, чтобы применить новообретенные знания на практике.

2. Если вы захотите состроить кому-то "козью морду" или заручиться гарантией, что вас никогда больше сюда не пригласят, выберите для своей речи предмет, который ни для кого не представляет интереса, и рассусоливайте, пока сил хватит. Каким бы ни было настроение зала вначале, четыре с половиной часа спустя, когда вы закончите, они будут знать о "мерзкой болтливой жабе" больше, чем кто-либо из живущих на свете, - за исключением вас. Хорошо бы не включать в план выступления никаких слайдов, поскольку они могут пробудить робкий, неуверенный интерес, неизбежно ведущий к вопросу, к которому вы совсем не готовы. Еще хуже то, что яркий свет может разбудить публику прежде, чем вы закончите выступление.

Можно предложить несколько захватывающих тем:

- -"Строительство концентрических замков в Англии".

- "Дельтапланеризм в Голландии".

- "101 вещь, которую можно сделать на горе Баттер".

ЧТО ИМ ЗДЕСЬ НАДО?

Есть масса причин, по которым аудитория приходит слушать именно вас, а не кого-либо другого. Вот самые распространенные:

Принуждение

Использование насилия для собирания масс на выступления ораторов - старый прием, известный еще со времен знаменитых гладиаторских игр. С тех пор придуманы также школьные собрания, конференции коммунистических партий, суды над военными преступниками и концерты Барри Манилова.

Очень Важные Персоны

Знаменитости; всегда привлекают толпу, поскольку многие полагают, что личная встреча с какой-нибудь шишкой возвышает их самих. Знатокам следует отнестись к этому с пониманием, потому что ораторство - один из способов приобрести известность и собрать собственную, свиту подлипал, которые рады будут поставить вам выпивку - только бы их увидели в компании с вами.

Секс

Всегда был одним из великих стимуляторов. В своей непростой: жизни директора и Коммерческие представители крупных и не очень крупных компаний: проделывают громадные расстояния, чтобы, посетить какой-нибудь семинар, конференцию или диспут, - но только когда уверены, что будут соблюдены два условия:

а) предусмотрена ночевка в отеле;

б) противоположный пол имеется в наличии и доступен.

Бизнесмены и их секретарши выделяются на этих сборищах, как красная красная шляпа на похоронах. Они так заинтересованы и внимательны - по крайней мере, друг к другу. Выдают они себя и тем, что просят копию текста выступления. Это верный знак, что они не собираются осчастливить заседание своим присутствием, а копия нужна им как алиби.

Семейные торжества

Подобные события привлекают массу давно забытых родственников из отдаленных уголков, слетающихся как полчища саранчи. Прием единокровных гостей по поводу крестин, свадеб, поминок и проводов оборачивается нашествием татаро-монгольских орд" устремившихся лавиной из провинциальных степей.

Ключ к успеху - ввернуть в подходящий момент соответствующую случаю речь: "Дорогие друзья, мы собрались здесь сегодня, чтобы почтить скорбную память нашего дорогого... " Едва ли подобное заявление явится воодушевляющим началом обеда, посвященного сорокалетию хозяина дома.

Торгово-рекламные конференции

На них люди собираются главным образом потому, что им за это платят. Менеджеры компании могут сколько угодно тешить себя мыслью, что поставили спектакль не хуже, чем в Королевском Шекспировском театре, но при этом дурачат они только самих себя. Аудитория хочет знать несколько конкретных фактов и пропустит мимо ушей все остальное, в какой бы упаковке оно ни подавалось. У всех на уме следующие вопросы:

а) В котором часу кончается конференция?

б) Кто выступает в послеобеденной программе кабаре?

в) Какое средство привлечения публики придумают организаторы на следующий год?

г) Откуда, черт возьми, все достают эти стулья?

Понимать публику - искусство, без которого оратору не обойтись. В этом отношении блеф имеет сходство с настоящим ораторским искусством.

ВЫВОДЫ:

Характер речи зависит и от аудитории, пред которой приходится выступать.

Хорошо заранее знать состав своих слушателей, приблизительный умственный их уровень и насущные их интересы.

Говорящий все это должен учесть и использовать. Впрочем, опытный оратор сразу, взглянув на аудиторию, знает, с кем имеет дело.

Состав аудитории может быть самый разнообразный. Говорящим на политические и общественные темы чаще всего приходится обращаться к смешанной аудитории: здесь и рабочий, и профессор, и ученик, и торговец, и т. д.

Реже приходится выступать пред однородным составом слушателей: учащиеся, рабочие, крестьяне, солдаты «публика», наконец, идейные противники.

Эмоционально-воодушевленная речь, как и речь научно-обоснованная, встретят живой отклик в рабочей и городской среде. В деревне не нужно ни того, ни другого. Бесхитростная речь на доводах «здравого смысла», с яркими примерами житейского порядка - вот лучшее слово для крестьян.

Крестьяне и рабочие - два разных класса. «Целая пропасть между уровнем развития и мировоззрениями обоих классов», - говорит Анненский в своей прекрасной книге «Народ и книга».

«Крестьянин менее впечатлителен и менее падок на сильные ощущения, чем рабочий…»

«Насколько крестьянин любит всякие "поучения", "указания" и относится к ним чуть ли не с благоговением, настолько рабочий их не выносит. Крестьянин мечтает о достаточной жизни по старым устоям, по заветам дедов и отцов, рабочий недоволен настоящей жизнью, он ищет лучшего. Отсюда понятно, что "крестьянину не только нравится, что героями рассказа являются такие же, как он, крестьяне, но он с большим удовольствием останавливается на художественных описаниях мелочей хорошо знакомой ему обстановки и повседневного обихода. Рабочие, напротив, не любят подробного детального описания их повседневной жизни, находят это скучным, неинтересным"…»

Это далеко не одиночные наблюдения. Рубакин говорит даже об особых социально-психологических типах крестьянина и рабочего.

Все классовые группы, разумеется, являются особыми типами и нельзя ко всем из них подходить с одними и теми же запросами и приемами воздействия.

Великое дело уметь подойти к аудитории: захватили ее внимание, захватили ее доверие - делайте с ней, что угодно, обличайте ее, порицайте ее, бичуйте ее-вас будут слушать.

Не сумели подойти к аудитории - самая вкрадчивая лесть встретит недоверие и насмешки.

Обмануть слушателей можно, но только на один раз! Другой раз не обманите! Презрение, насмешки, полное невнимание, а то и роковые крики «долой!» будут справедливою мздой обманувшему!

Категория: ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ | Добавил: admin (17.01.2012)
Просмотров: 1627 | Теги: занятия по риторике, устная речь, ораторское искусство для школьников, культура речи, учимся выступать перед публикой, основы риторики | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0