Ораторам-знатокам следует избегать той
гипнотической манеры выступления, которую практиковал Капила
Кумарасинге, известный рассказчик и жизнелюб. Он держал аудиторию в
полной прострации в течение ста пятидесяти часов, повествуя о культуре
буддизма. Рискованна также манера выступления с открытыми концовками,
побуждающими продолжить дебаты. Об этом свидетельствует случай с Полом
Осгудом, у которого за обедом в Ливерпуле ушло 16 часов 6 минут на то,
чтобы ответить на тост за гостей.
Отсюда следует: прежде чем выступать с речью, надо выяснить, что представляет собой аудитория.
ЧЕГО ОНА ХОЧЕТ?
Большая часть аудитории не хочет
ничего. Только бы уйти поскорее. Ораторы, однако, обычно не осознают
этого важного обстоятельства, и всем кажется, что речь их растягивается
на недели. Нужно уметь оценивать настроение публики и запастись на
всякий случай сокращенным вариантом концовки или завершающей фразой.
Опытный оратор обязательно воспользуется настроением аудитории одним из двух способов:
1. Если председательница местного
женского комитета захочет узнать, почему вы говорили об искусстве
составления букетов с помощью компьютера только три минуты, вы можете
сказать, что почувствовали, что аудитория уже ухватила суть вашего
сообщения, так что пускай, перехватив чашечку чая с бисквитом, спешит
домой, чтобы применить новообретенные знания на практике.
2. Если вы захотите состроить кому-то
"козью морду" или заручиться гарантией, что вас никогда больше сюда не
пригласят, выберите для своей речи предмет, который ни для кого не
представляет интереса, и рассусоливайте, пока сил хватит. Каким бы ни
было настроение зала вначале, четыре с половиной часа спустя, когда вы
закончите, они будут знать о "мерзкой болтливой жабе" больше, чем
кто-либо из живущих на свете, - за исключением вас. Хорошо бы не
включать в план выступления никаких слайдов, поскольку они могут
пробудить робкий, неуверенный интерес, неизбежно ведущий к вопросу, к
которому вы совсем не готовы. Еще хуже то, что яркий свет может
разбудить публику прежде, чем вы закончите выступление.
Можно предложить несколько захватывающих тем:
- -"Строительство концентрических замков в Англии".
- "Дельтапланеризм в Голландии".
- "101 вещь, которую можно сделать на горе Баттер".
ЧТО ИМ ЗДЕСЬ НАДО?
Есть масса причин, по которым аудитория приходит слушать именно вас, а не кого-либо другого. Вот самые распространенные:
Принуждение
Использование насилия для собирания
масс на выступления ораторов - старый прием, известный еще со времен
знаменитых гладиаторских игр. С тех пор придуманы также школьные
собрания, конференции коммунистических партий, суды над военными
преступниками и концерты Барри Манилова.
Очень Важные Персоны
Знаменитости; всегда привлекают толпу,
поскольку многие полагают, что личная встреча с какой-нибудь шишкой
возвышает их самих. Знатокам следует отнестись к этому с пониманием,
потому что ораторство - один из способов приобрести известность и
собрать собственную, свиту подлипал, которые рады будут поставить вам
выпивку - только бы их увидели в компании с вами.
Секс
Всегда был одним из великих
стимуляторов. В своей непростой: жизни директора и Коммерческие
представители крупных и не очень крупных компаний: проделывают громадные
расстояния, чтобы, посетить какой-нибудь семинар, конференцию или
диспут, - но только когда уверены, что будут соблюдены два условия:
а) предусмотрена ночевка в отеле;
б) противоположный пол имеется в наличии и доступен.
Бизнесмены и их секретарши выделяются
на этих сборищах, как красная красная шляпа на похоронах. Они так
заинтересованы и внимательны - по крайней мере, друг к другу. Выдают они
себя и тем, что просят копию текста выступления. Это верный знак, что
они не собираются осчастливить заседание своим присутствием, а копия
нужна им как алиби.
Семейные торжества
Подобные события привлекают массу давно
забытых родственников из отдаленных уголков, слетающихся как полчища
саранчи. Прием единокровных гостей по поводу крестин, свадеб, поминок и
проводов оборачивается нашествием татаро-монгольских орд" устремившихся
лавиной из провинциальных степей.
Ключ к успеху - ввернуть в подходящий
момент соответствующую случаю речь: "Дорогие друзья, мы собрались здесь
сегодня, чтобы почтить скорбную память нашего дорогого... " Едва ли
подобное заявление явится воодушевляющим началом обеда, посвященного
сорокалетию хозяина дома.
Торгово-рекламные конференции
На них люди собираются главным образом
потому, что им за это платят. Менеджеры компании могут сколько угодно
тешить себя мыслью, что поставили спектакль не хуже, чем в Королевском
Шекспировском театре, но при этом дурачат они только самих себя.
Аудитория хочет знать несколько конкретных фактов и пропустит мимо ушей
все остальное, в какой бы упаковке оно ни подавалось. У всех на уме
следующие вопросы:
а) В котором часу кончается конференция?
б) Кто выступает в послеобеденной программе кабаре?
в) Какое средство привлечения публики придумают организаторы на следующий год?
г) Откуда, черт возьми, все достают эти стулья?
Понимать публику - искусство, без
которого оратору не обойтись. В этом отношении блеф имеет сходство с
настоящим ораторским искусством.
ВЫВОДЫ: Характер речи зависит и от аудитории, пред которой приходится выступать.
Хорошо заранее знать состав своих слушателей, приблизительный умственный их уровень и насущные их интересы.
Говорящий все это должен учесть и использовать. Впрочем, опытный оратор сразу, взглянув на аудиторию, знает, с кем имеет дело.
Состав аудитории может быть самый
разнообразный. Говорящим на политические и общественные темы чаще всего
приходится обращаться к смешанной аудитории: здесь и рабочий, и
профессор, и ученик, и торговец, и т. д.
Реже приходится выступать пред однородным
составом слушателей: учащиеся, рабочие, крестьяне, солдаты «публика»,
наконец, идейные противники.
Эмоционально-воодушевленная речь, как и
речь научно-обоснованная, встретят живой отклик в рабочей и городской
среде. В деревне не нужно ни того, ни другого. Бесхитростная речь на
доводах «здравого смысла», с яркими примерами житейского порядка - вот
лучшее слово для крестьян.
Крестьяне и рабочие - два разных класса.
«Целая пропасть между уровнем развития и мировоззрениями обоих классов»,
- говорит Анненский в своей прекрасной книге «Народ и книга».
«Крестьянин менее впечатлителен и менее падок на сильные ощущения, чем рабочий…»
«Насколько крестьянин любит всякие
"поучения", "указания" и относится к ним чуть ли не с благоговением,
настолько рабочий их не выносит. Крестьянин мечтает о достаточной жизни
по старым устоям, по заветам дедов и отцов, рабочий недоволен настоящей
жизнью, он ищет лучшего. Отсюда понятно, что "крестьянину не только
нравится, что героями рассказа являются такие же, как он, крестьяне, но
он с большим удовольствием останавливается на художественных описаниях
мелочей хорошо знакомой ему обстановки и повседневного обихода. Рабочие,
напротив, не любят подробного детального описания их повседневной
жизни, находят это скучным, неинтересным"…»
Это далеко не одиночные наблюдения. Рубакин говорит даже об особых социально-психологических типах крестьянина и рабочего.
Все классовые группы, разумеется, являются
особыми типами и нельзя ко всем из них подходить с одними и теми же
запросами и приемами воздействия.
Великое дело уметь подойти к аудитории:
захватили ее внимание, захватили ее доверие - делайте с ней, что угодно,
обличайте ее, порицайте ее, бичуйте ее-вас будут слушать.
Не сумели подойти к аудитории - самая вкрадчивая лесть встретит недоверие и насмешки.
Обмануть слушателей можно, но только на
один раз! Другой раз не обманите! Презрение, насмешки, полное
невнимание, а то и роковые крики «долой!» будут справедливою мздой
обманувшему! |