Характер речи зависит и от аудитории, пред которой приходится выступать.
Хорошо заранее знать состав своих слушателей, приблизительный умственный их уровень и насущные их интересы.
Говорящий все это должен учесть и использовать. Впрочем, опытный оратор сразу, взглянув на аудиторию, знает, с кем имеет дело.
Состав аудитории может быть самый
разнообразный. Говорящим на политические и общественные темы чаще всего
приходится обращаться к смешанной аудитории: здесь и рабочий, и
профессор, и ученик, и торговец, и т. д.
Реже приходится выступать пред однородным
составом слушателей: учащиеся, рабочие, крестьяне, солдаты «публика»,
наконец, идейные противники.
Эмоционально-воодушевленная речь, как и
речь научно-обоснованная, встретят живой отклик в рабочей и городской
среде. В деревне не нужно ни того, ни другого. Бесхитростная речь на
доводах «здравого смысла», с яркими примерами житейского порядка - вот
лучшее слово для крестьян.
Крестьяне и рабочие - два разных класса.
«Целая пропасть между уровнем развития и мировоззрениями обоих классов»,
- говорит Анненский в своей прекрасной книге «Народ и книга».
«Крестьянин менее впечатлителен и менее падок на сильные ощущения, чем рабочий…»
«Насколько крестьянин любит всякие
"поучения", "указания" и относится к ним чуть ли не с благоговением,
настолько рабочий их не выносит. Крестьянин мечтает о достаточной жизни
по старым устоям, по заветам дедов и отцов, рабочий недоволен настоящей
жизнью, он ищет лучшего. Отсюда понятно, что "крестьянину не только
нравится, что героями рассказа являются такие же, как он, крестьяне, но
он с большим удовольствием останавливается на художественных описаниях
мелочей хорошо знакомой ему обстановки и повседневного обихода. Рабочие,
напротив, не любят подробного детального описания их повседневной
жизни, находят это скучным, неинтересным"…»
Это далеко не одиночные наблюдения. Рубакин говорит даже об особых социально-психологических типах крестьянина и рабочего.
Все классовые группы, разумеется, являются
особыми типами и нельзя ко всем из них подходить с одними и теми же
запросами и приемами воздействия.
Великое дело уметь подойти к аудитории:
захватили ее внимание, захватили ее доверие - делайте с ней, что угодно,
обличайте ее, порицайте ее, бичуйте ее-вас будут слушать.
Не сумели подойти к аудитории - самая вкрадчивая лесть встретит недоверие и насмешки.
Обмануть слушателей можно, но только на
один раз! Другой раз не обманите! Презрение, насмешки, полное
невнимание, а то и роковые крики «долой!» будут справедливою мздой
обманувшему! |