Пятница, 19.04.2024, 14:54


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ [19]
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ [10]
УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ [17]
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ [21]
СЛОВАРЬ ОШИБОК РУССКОГО ЯЗЫКА [29]
ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ [40]
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ [6]

Главная » Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ

ДИСПУТ

Искусство спорить, пожалуй, более трудное дело, чем произносить речи или читать лекции, не требующие возражений.

Спорить - значит доказывать. Что же в спорах обычно доказывают?

1. Истинность своей мысли (защита тезиса).

2. Ложность (ошибочность) мысли противника (опровержение чужого тезиса).

3. Неопровержимость своих доводов.

4. Ошибочность и недостаточность доводов противника.

5. Непонимание противником вашей мысли (выяснение тезиса).

6. Уклонение противника от тезиса (доводы его не относятся к тезисам).

В судебных диспутах приходится защитнику: 1) доказывать непричастность обвиняемого к преступлению; 2) в случае причастности - указать смягчающие вину обстоятельства; 3) доказать, что вменяемый в вину проступок - не преступление.

Обвинителю приходится обратное: 1) доказать причастность; 2) наличие причин и обстоятельств, усугубляющих вину.


ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СПОРА

1. Уважайте личность идейного противника, не переходите на личные счеты и оскорбления. В глазах здравомыслящих от этого потеряете только вы.

Личные достоинства и недостатки, несоответствие поведения красивым словам и пр. необходимо выяснить лишь при выборах кандидатов на ту или другую общественную или административную должность.

2. Помните, что в публичном споре вам важно убедить слушателей, а не противника.

Ваши доводы должны быть близки и понятны не только уму, но и чувству слушателей. Язык ваш должен быть прост и доступен, хотя бы вы говорили и об очень научных положениях.

Недаром как-то Лев Толстой сказал, что всякая научная истина доступна семилетнему мальчику - все зависит от нашего искусства растолковать ее.

Избегайте иностранных слов и научных специальных терминов.

3. В стране идейных врагов будьте спокойнее и увереннее. Не горячитесь, особенно с первых же слов, дабы не показаться, по выражению Аристотеля, больным среди здоровых.

Шопенгауэр в своей «Эристике» определенно рекомендует «возбуждать гнев противника» (уловка 7-я), так как под влиянием гнева он не в состоянии судить правильно и замечать свои преимущества.

Недобросовестный спорщик часто и пользуется этим методом. «Вызывается же гнев тем, что к противнику придираются и относятся явно несправедливо и вообще бессовестно».

«Если при каком-нибудь доводе противник неожиданно начинает сердиться, этим доводом надо усиленно пользоваться не потому только, что он годится для раздражения противника, но и потому, что можно предположить, что мы коснулись слабой стороны в ходе его мыслей и здесь именно можно поймать его лучше, чем сами мы это сразу можем заметить» (Шопенгауэр).

4. Не раздувайте из мухи слона. Хотя «слоны приносят счастье», однако «слон из мухи» погубит вас.

5. Не пускайте в ход сразу своего оружия. Если в арсенале ваших доводов есть действительно смертоносное для вашего противника оружие, то сразу бейте им… Но если вы не уверены, что противник будет бит сразу, то сильный довод приберегите к тому моменту, когда ваш противник ослабнет, будет поколеблен… Теперь ваш удар будет надежнее.

6. Никогда не прибегайте к «палочным приемам». Палочные приемы - запугивание противника властью, лишением его материальных и иных благ и проч. Противника вы напугаете, он оружие сдаст, а слушатели, для которых вы и выступали-то, разойдутся с сознанием вашего идейного бессилия. Помните пословицу: палка о двух концах.

ЗАЩИТА ТЕЗИСА

Победа далеко не всегда обуславливается

правотою защищаемого мнения, большею частью

первую роль играет искусство и знания защитника.

Кн. Д. Цертелев

Защиту тезиса (например, при диктатуре не может быть свободы слова) можно повести двояко:

1) положительным путем (разъясняя тезис) и

2) отрицательным (допустив на минуту истинность мысли, обратной тезису, рассмотреть выводы и следствия, вытекающие из нее).

Пример: 1-й случай (положительный): диктатор (единичный или коллективный) берет в свои руки все средства власти. Печать - могучее средство владеть умами, а посему диктатура берет в свои руки и всю печать… и пр.

2- й случай (отрицательный): допустим на минуту, что, объявив диктатуру, мы провозглашаем свободу слова. Наши враги сейчас же схватятся за это оружие… Начнется полемика, разгорятся еще не улегшиеся политические страсти… Снова начнется государственная анархия, для прекращения которой и была учреждена диктатура… и т. д.

Иногда тезис защищать крайне трудно, особенно в предубежденной аудитории. В таких случаях лучше сразу перейти к рассмотрению и опровержению обычных возражений против тезиса. Пример - тезис: «Бога создали люди». Доказательства: все возражения, делаемые нам, можно свести к следующим трем основам… Рассмотрим каждое из них… и проч.

Если вы взялись защищать тезис, то заранее подсчитайте свои доводы, выберите из них наиболее сильные и постарайтесь их наивозможно укрепить, слабые можно совсем оставить или упомянуть вскользь. Это совет величайшего из ораторов и диалектиков (спорщиков) - Цицерона. Он говорит: «Я устанавливаю прежде всего сильные и слабые места в доказательствах. Всячески укрепляю первые, обсуждая вторые мимоходом, уменьшая их значение, топя в массе доводов… Если доводы противника легче опровергнуть, чем привести собственные, я привязываюсь к опровержению и обрушиваю все, что возможно, на голову противника.

Если легче найти свои доводы, я отвращаю судей от доводов противника, удерживаю их внимание на представленных мною».

Часто неопытные спорщики губят себя, сами обнаруживая наиболее слабые места своей позиции.

«Мне часто, - говорит Гаррис, - приходилось видеть, как адвокат напоминал присяжным улику, забытую его противником. Это плохая тактика. Что прошло, то прошло».

Доводы, которые будете вы проводить в доказательство своей мысли, не равноценны. Располагая их, держитесь правила: начать более слабыми и менее очевидными и кончить наиболее сильными и яркими. Таким путем достигнете и наиболее сильного впечатления.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЧУЖОГО ТЕЗИСА

Прежде всего должно внимательно выслушать противника и учесть, что легче опровергать: тезис противника или его доводы.

Если опровержение тезиса представляет больше трудностей и менее понятно слушателям (а для них-то вы и выступаете!), то беритесь сразу за опровержение доводов вашего противника. Ищите наиболее слабые места в его доводах, напирайте на них, помните: в крепость врага должно только ворваться, - с какой стороны вы ворвались - не важно. Ворветесь с наиболее слабой стороны - сбережете лишь силы и время.

Наиболее сильные места вашего противника оставьте в стороне, как бы в тени.

Маккиавелли советовал царям пользоваться каждою минутою слабости своего соседа, чтобы напасть на него, так как в противном случае, сосед может воспользоваться минутою его слабости. То же самое должно посоветовать и участнику диспута.

Если чувствуете себя в силе целиком справиться с доводами своего врага, то подсчитайте их и, возражая, укажите их число и последовательно разбейте их один за другим. Здесь лучше начать с более сильных его соображений, оставив на конец более слабые. Особенно хорошо придать последним юмористический или комический оттенок.

Если ваш противник слаб и неосторожен, то, приберегая свои доводы про запас, попытайтесь вырвать из его рук его же оружие и убить его его же доводами. Это могучий прием диспута: не только противник теряет оружие, но и вы усиливаете (по крайней мере, количественно) свои средства.

Шопенгауэр приводит следующий пример этого «блестящего удара». Когда противник, например, говорит: «Это ребенок, к нему надо относиться снисходительно», спешите возразить: «Потому-то, что это ребенок, и следует учить его, чтобы он не закоренел в своих дурных привычках».

В борьбе с идейным противником хорошо пользоваться мыслями и словами его, его партии или авторитетов, на которые он сослался.

Покажите, что он противоречит себе, заветам своей партии или направления, и он уже разбит!

Особенно полезно начать свои соображения с неудачного приема или непродуманного слова противника. Это произведет благоприятное впечатление на слушателей и сразу понизит пыл и настроение вашего противника.

ОШИБКИ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ

Главнейшие ошибки в доказательствах, к которым как к ловким уловкам прибегает иногда и сознательно ваш противник, сводятся к следующим:

1. Доказывают или опровергают положение более узкое, чем дано в тезисе.

Пример: тезис - крестьянство неспособно к принятию идей социализма. Доказывают, что крестьяне такой-то местности высказали то-то или поступили так-то…

2. Доказывают или опровергают более широкие сравнительно с тезисом положения. Ловкий спорщик двумя-тремя вопросами, «правильными» выводами выведет вас за естественные пределы вашего положения и думает сразить вас в «открытом» поле. Не теряйтесь! Вернитесь к тезису, укажите, что вы столь широкого утверждения и не делали, что это фантазия вашего противника.

3. Забывают условия, подразумевающиеся в тезисе, или подменивают их другими.

Пример: тезис - социализм и просвещение. Опровергая, будут ссылаться на просвещение при Советской власти России, забывая ряд причин и условий: голод, падение техники, обнищание страны и пр., и пр.

В тезисе подразумевалось «принципиальное отношение социализма к просвещению…»

3. Доказывают не то, что разумеется в тезисе. Например, нужно доказать, что нет Бога, а доказывают, что нет чудес и все в окружающем нас мире подчинено определенным ее естественным законам.

Бесчестный противник, заметив свою слабость, ловким маневром меняет свою позицию. Он начинает сразу с чего-нибудь иного, как будто оно относится к делу. «Вот вы недавно также утверждали…» или что-либо подобное.

4. Доказывают непреложность только вероятной мысли.

5. Делают поспешные обобщения на основании недостаточного количества фактов.

6. Последствия заключают о его причине, забывая, что причин может быть много. Например, просвещение в стране пало, следовательно, плохо правительство. Возможно, но возможны и другие причины при самом разумном и бдительном правительстве (война, народное бедствие и проч.).

7. Различное понимание тезиса или части его. Здесь не обходимо выяснение тезиса. Для большей убедительности сделайте ссылку на то или другое авторитетное мнение.

Например, приемлемо ли материалистическое понимание истории. Прежде чем спорить, выясните, как понимают это термин наиболее авторитетные из представителей научного исторического материализма.

Все подобного рода ссылки и выписки должны быть коротки и ясны.

«БЕСЕДА» С ПРОТИВНИКОМ

Это «сократовский» прием. Задайте ряд вопросов противнику, добейтесь от него таких ответов, из которых неожидан но сделайте выводы в свою пользу. Старайтесь, чтобы противник не разгадал прямой цели ваших вопросов, иначе он не ответит, или ответит уклончиво.

«Спрашивать следует много и длинно для того, чтобы скрыть - какого именно допущения добиваешься. И, наоборот, нужно быстро излагать свою аргументацию из допущенного, так как тот, кто не быстро схватывает, не в состоянии легко уследить и заметить возможные ошибки к пробелы в доказательствах» (Шопенгауэр).

Вопросы должно задавать не в естественном их порядке, а так, чтобы, давая ответы на них, противник не видел решительной для себя опасности. Если заметили, что противник противоречит всему, что вы не скажете, то преподносите ему вопросы в обратной формулировке. Отрицая это, он сам даст оружие в ваши руки!


«ЭТО НЕ НОВО!…»

Обычен прием опытных спорщиков объявить ваши положения «старыми», «сданными в архив».

- Это не ново! - сказал один «критик».

- Да я и не гастролирую с новостями! - ловко отпарировал его противник.

«Старо», «не ново» - имеет свое действие в малокультурной среде.

Отнести положения и доводы противника к действительно устаревшему, всеми осужденному, всеми ненавистному и неприятному - это действительно сильный прием.

- К чему эти «нововведения»?!

- Это распространенный предрассудок…

- Это не заслуживает и возражения! (Особенно - когда и нечего возразить!).

- Оставьте грубости… Это пошлые сальности…

- Стыдитесь говорить!

И много иных, часто действительно бесстыдных, уловок и громких фраз.

Разоблачайте их у своего противника, сами же избегайте их.

Категория: ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ | Добавил: admin (17.01.2012)
Просмотров: 1966 | Теги: занятия по риторике, устная речь, ораторское искусство для школьников, культура речи, учимся выступать перед публикой, основы риторики | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0