1. Нарушение лексической нормы в литературе.
Работа с сатирическими произведениями.
Часто писатели, особенно писатели-сатирики,
намеренно прибегают к приему нарушения языковой
нормы. (Учитель приводит примеры из
произведений Н.Гоголя, М.Шолохова, М.Зощенко и др.)
– Подумайте: зачем они это делают? (Ответы
учеников: чтобы дать яркую речевую
характеристику героя.)
На дом учащиеся получают задание найти примеры
нарушения языковой нормы в изучаемых
художественных произведениях и объяснить роль
данного приема в тексте.
2. Работа с рукописным журналом «Из школьных
сочинений». Редактирование.
Ученики получают задание найти в отрывках из
школьных сочинений нарушения языковой нормы,
определить тип ошибки, отредактировать текст.
6-й класс
1. Четвертое лишнее. Произнесите правильно.
1) пюре; 2) кафе;
3) кофе;
4) кашне. |
1) скучно; 2) конечно;
3) нарочно;
4) коричневый. |
2. Кто больше? Аукцион слов.
Ученики получают задание записать слова с
иноязычными корнями -авто- (сам), -теле-
(вдаль), -бол (мяч).
Отличную оценку получает тот, кто вспомнит
наибольшее количество слов (от 10 слов).
3. Встреча с новыми знакомыми. Словесные
раскопки.
Троллейбус – от англ. «троллей» (контактный
ролик).
Задание. Образуйте от данного слова
однокоренные, произведите словообразовательный
разбор.
Состязание – сравните устар.
«тяжба» (спор).
Задание. Подберите синонимы. Составьте
с ними словосочетания разных видов.
4. Справочное бюро.
Ученик
получает карточку для индивидуальной работы с
толковым словарем С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Задание. 1. С помощью толкового словаря
С.И.Ожегова подготовьте связный рассказ о слове рейд
(используйте все пометы словаря!).
2. Запишите с данным словом словосочетание.
3. С одним из словосочетаний составьте простое
предложение и произведите его синтаксический
разбор. |