1-я группа
Работы общего характера, формирующие общую
лингвистическую компетенцию учащихся.
1. Индивидуальное сообщение об ученом-филологе.
2. Работа с лингвистическими терминами.
3. Сообщения учащихся о различных словарях,
краткие рассказы о слове с помощью словаря.
2-я группа
Работы, включающие элементы
этимологического анализа слов.
1. Словесные раскопки (ученики, опираясь на
этимологические словари, определяют
происхождение данного слова, подбирают
однокоренные слова).
2. В музее слов (сообщение ученика об этимологии
изучаемых слов).
3. К истокам слова (обращаясь к истории языка,
учитель сообщает ученикам слово-подсказку,
помогающее лучше запомнить словарное слово).
3-я группа
Орфографические упражнения.
1. «Солнышко» (индивидуальная работа со
словарными словами, записанными на
мини-карточках). В старших классах эта же работа
носит название «Грамотей».
2. Орфографическая зарядка (групповая или
индивидуальная работа со словами на различные
правила).
3. Встреча с новыми знакомыми (разнообразные
упражнения с новыми словами с подключением
разных видов памяти).
4. Встреча со старыми знакомыми (различные виды
словарных диктантов).
5. Проверка по орфографическому словарю
записанных ранее словарных слов.
6. «Корректор» (хорошо успевающий ученик
проверяет работу одноклассника).
4-я группа
Занимательные упражнения – шарады,
логогрифы, метаграммы.
5-я группа
Упражнения по формированию навыков
культуры речи.
1. Игра «Диктор» (индивидуальная работа
учащихся с мини-карточками или мини-текстом с
целью овладения орфоэпической нормой).
2. Упражнения по лексике:
– Справочное бюро (ученик рассказывает о
незнакомом слове с помощью толкового словаря, а
также выполняет дополнительные грамматические
задания).
– Эрудит (старшеклассники объясняют
лексическое значение слов, записанных на
мини-карточках).
– Верно ли? (Блицигра по определению
лексического значения слов с последующей
проверкой.)
– Различайте паронимы.
– Узнайте слово по иноязычному корню и
запишите однокоренные.
– Аукцион «трудных» слов (ученики подбирают
как можно больше слов с данным корнем).
– Почему мы так говорим (устные сообщения ребят
о происхождении фразеологизмов).
3. Упражнения, способствующие овладению
морфологической нормой.
4. Тренировочные упражнения на составление
словосочетаний, предложений с деепричастными
оборотами, однородными членами и т.п.
5. «Редактор» (в группе или индивидуально ученик
проводит анализ неправильно построенных
синтаксических конструкций, исправляет речевые
ошибки).
6. Работа с художественным текстом как образцом
правильной, выразительной речи.
6-я группа
Работы, направленные на языковое
просвещение учеников.
1. Проведение устных лингвистических журналов и
мини-журналов «Говорите правильно!», «Правильно
ли мы говорим по-русски?».
2. Создание рукописных журналов «Родничок» с
лучшими творческими работами учеников.
3. Оформление красочных рукописных поэтических
сборников со стихами изучаемых на уроках
литературы поэтов.
4. Выпуск лингвистических бюллетеней «К истокам
слова», «Почему мы так говорим?».
5. Выпуск стенных газет о русском языке.
6. Оформление в классе (школе) уголка по культуре
речи.
7. Обзоры научно-популярных книг по культуре
речи. |