В историческом повествовании XVI и XVII
вв. все чаще начинает употребляться грамматическое настоящее время. Роль
грамматического настоящего как бы усиливается, в стиле исторического
повествования. Это не значит, однако, что историческое повествование
стремится к переносу произведения в художественное настоящее.
По мере развития изобразительного начала в
древнерусской литературе развивалось и художественное время. Особое
значение имело усложнение художественного настоящего времени.
Художественное время «Жития» Аввакума находится на пороге новой литературы. В «Житии» Аввакума нет непрерывности
исторического времени, как в летописях, нет замкнутости времени,
типичного для исторического рассказа, посвященного одному сюжету.
Учительная литература Древней Руси
подчиняла настоящее время задачам нравоописания и нравоучения. Мы уже
видели, что эти нравоучения, касавшиеся «вечных» недостатков
человеческой природы, обычных «грехов», велись в настоящем времени,
обобщавшем человеческие недостатки.
Есть писатели, для которых проблема
времени не представляет особенной важности и которые довольствуются
поэтому традиционными формами художественного времени. Для Достоевского,
напротив, художественное время было одной из самых существенных сторон
художественной изобразительности.
Один из самых трудных вопросов — это
вопрос о художественном времени в произведении, которое пародирует
какой-либо жанр. Здесь неизбежны совмещения различных рядов времени:
времени пародируемого произведения и времени авторского.
Мы рассмотрели различные формы
художественного времени произведений словесного искусства. Все эти формы
представляют собой формы борьбы с временем. Художественное время
стремится выключить произведение искусства из реального времени, создать
свое время, не зависимое от реального.
Одна из основных черт внутреннего мира
русской сказки — это малое сопротивление в ней материальной среды,
«сверхпроводимость» ее пространства. А с этим связана и другая сказочная
специфика: построение сюжета, системы образов и т. д.
Пространство сказки очень близко к пространству древней русской литературы. Формы художественного пространства в
древнерусской литературе не имеют такого разнообразия, как формы
художественного времени. Они не изменяются по жанрам.
Может быть, вопрос о том, почему нужно
изучать поэтику столь далекой от современности древнерусской литературы,
надо было поставить в начале книги, а не в ее конце. Но дело в том, что
в начале книги ответ на него был бы слишком длинным…