Мы рассмотрели различные формы
художественного времени произведений словесного искусства. Все эти формы
представляют собой формы борьбы с временем. Художественное время
стремится выключить произведение искусства из реального времени, создать
свое время, не зависимое от реального.
В фольклоре произведение еще очень
тесно связано с временем, в котором произведение исполняется. В
древнерусской литературе художественное время постепенно отделяется в
различных жанрах от времени чтения и исполнения. Это отделение идет
параллельно освобождению литературы от деловых и обрядовых функций.
Преодолеваются узкие и примитивные представления о времени. На
протяжении своей многовековой истории летопись разбивает сюжетную
замкнутость времени, преодолевает «раздробленность» времени, создает
представление о едином времени истории. Это представление о единстве
времени во всех частях русского государства вырастает на почве
объединения Русской земли и роста общегосударственного сознания.
Борьба идет за то, чтобы создать в
литературном произведении «свое» собственное время — время
совершающегося в литературном произведении действия. Когда это удается —
возникает драма, театр. Но каждая победа неполна. Произведение живет не
только в собственном времени, но и в реальном времени. Время
произведения всегда в некотором конфликте с временем читателя.
В целом это борьба за бессмертие художественного произведения, за преодоление им реального времени.
Художественное время тесно связано с
жанром произведения, с художественным методом, с литературными
представлениями, с литературными направлениями. Поэтому формы
художественного времени меняются, они многообразны. Но все изменения в
художественном времени складываются в определенную общую линию его
развития, связанную с общей линией развития словесного искусства в
целом.
На протяжении всей истории русской
литературы Х— XVII вв. мы можем заметить, что развитие ее идет ко все
большей и большей изобразительности. От обозначения, знака и символа
словесное искусство все более и более переходит к изображению, к
созданию иллюзии действительности. Именно в связи с этим художественное
время все более и более эмансипируется от реального, приобретает
самостоятельность и внутреннюю законченность.
Суть этого эмансипированного времени
состоит в том, что прошлое, изображенное в реалистическом произведении,
получает собственное существование, может развиваться внутри себя, в
своей собственной последовательности настолько ясно, «зримо», создает
такую иллюзию реального развития времени, что это прошлое оказывается
как бы настоящим — настоящим увлеченного им и перенесенного в него
читателя. Читатель, сознавая, что он имеет дело с прошедшими событиями,
настолько, однако, в них погружается, что начинает чувствовать в
известной мере это прошлое своим настоящим. Читатель как бы живет
двойной жизнью: своей и читаемого им произведения.
Вот почему развитие художественного
времени есть в конечном счете развитие по преимуществу одной его формы —
формы художественного настоящего времени.
Художественное время отдельных
произведений и жанров изучается сейчас много и усердно, но необходимо
также внимательно изучать историю художественного времени, историю его
развития — развития представлений о времени и их отражения в
художественных произведениого мира, который создает писатель в своем
произведении. |