|  Мы рассмотрели различные формы 
художественного времени произведений словесного искусства. Все эти формы
 представляют собой формы борьбы с временем. Художественное время 
стремится выключить произведение искусства из реального времени, создать
 свое время, не зависимое от реального. 
   В фольклоре произведение еще очень 
тесно связано с временем, в котором произведение исполняется. В 
древнерусской литературе художественное время постепенно отделяется в 
различных жанрах от времени чтения и исполнения. Это отделение идет 
параллельно освобождению литературы от деловых и обрядовых функций. 
Преодолеваются узкие и примитивные представления о времени. На 
протяжении своей многовековой истории летопись разбивает сюжетную 
замкнутость времени, преодолевает «раздробленность» времени, создает 
представление о едином времени истории. Это представление о единстве 
времени во всех частях русского государства вырастает на почве 
объединения Русской земли и роста общегосударственного сознания. 
   Борьба идет за то, чтобы создать в 
литературном произведении «свое» собственное время — время 
совершающегося в литературном произведении действия. Когда это удается —
 возникает драма, театр. Но каждая победа неполна. Произведение живет не
 только в собственном времени, но и в реальном времени. Время 
произведения всегда в некотором конфликте с временем читателя. 
   В целом это борьба за бессмертие художественного произведения, за преодоление им реального времени. 
   Художественное время тесно связано с 
жанром произведения, с художественным методом, с литературными 
представлениями, с литературными направлениями. Поэтому формы 
художественного времени меняются, они многообразны. Но все изменения в 
художественном времени складываются в определенную общую линию его 
развития, связанную с общей линией развития словесного искусства в 
целом. 
   На протяжении всей истории русской 
литературы Х— XVII вв. мы можем заметить, что развитие ее идет ко все 
большей и большей изобразительности. От обозначения, знака и символа 
словесное искусство все более и более переходит к изображению, к 
созданию иллюзии действительности. Именно в связи с этим художественное 
время все более и более эмансипируется от реального, приобретает 
самостоятельность и внутреннюю законченность. 
   Суть этого эмансипированного времени 
состоит в том, что прошлое, изображенное в реалистическом произведении, 
получает собственное существование, может развиваться внутри себя, в 
своей собственной последовательности настолько ясно, «зримо», создает 
такую иллюзию реального развития времени, что это прошлое оказывается 
как бы настоящим — настоящим увлеченного им и перенесенного в него 
читателя. Читатель, сознавая, что он имеет дело с прошедшими событиями, 
настолько, однако, в них погружается, что начинает чувствовать в 
известной мере это прошлое своим настоящим. Читатель как бы живет 
двойной жизнью: своей и читаемого им произведения. 
   Вот почему развитие художественного 
времени есть в конечном счете развитие по преимуществу одной его формы —
 формы художественного настоящего времени. 
   Художественное время отдельных 
произведений и жанров изучается сейчас много и усердно, но необходимо 
также внимательно изучать историю художественного времени, историю его 
развития — развития представлений о времени и их отражения в 
художественных произведениого мира, который создает писатель в своем 
произведении. |