Самая важная помеха при чтении,
свойственная в большей или меньшей степени многим читателям, — лень
мышления и лень воображения. Нам неприятно напрягать их. Дошли,
например, в книге до описания. Чтобы живо, в связной картине вообразить
то, что изображается автором, иногда нужно усилие. Нам «лень» его
сделать, и описание для нас пропадает. Или перед нами непонятное место в
книге. Надо сосредоточить все силы мысли, чтобы его понять, или даже
просто иногда сделать только «некоторое» усилие для этого. Нам «не
хочется» этого усилия, и мы идём далее. Автор доказывает что-нибудь.
Надо проанализировать его доказательство. Но для этого требуется
некоторое напряжение мышления: и вот мы скользим далее, скорее, туда,
где этого усилия не требуется. Читать с наименьшим усилием, с наименьшим напряжением мысли и воображения — вот нередкая склонность. И она — величайшая помеха при чтении.
Человек может быть, в остальном очень
трудолюбив. Даже в области чтения и изучения. Он прочитывает, например,
огромные фолианты, зазубривает терпеливо целые страницы, но он готов
зазубрить целые тома, только бы не напрягать мышления. «Страсть к
зазубриванию» вместо правильного изучения очень часто объясняется именно
этим. И это не сводится целиком к лени внимания. Внимание в
других областях деятельности работает великолепно. Человек, например,
самым внимательным образом, без ошибок, подсчитывает и переписывает
огромные столбцы цифр, но чуть дело коснётся усилия именно мышления и
воображения — он пасует.
Вот с этим величайшим врагом глубокого
чтения и необходимо бороться всякому читателю, стремящемуся хорошо
читать. Особенно вредит он при таких целях, как самообразование. Борьба
же с ним, как борьба со всякой ленью, прежде всего состоит в том, что мы
боремся действительно, т. е. постоянно помним, что надо преодолевать
лень внимания и делать, каждый раз к этому усилие. Природа и здесь
преодолевается привычкой, а привычка создаётся рядом повторных действий. |