Чтение произведений искусства
Оно требует, — по крайней мере в первый раз, — пассивного
чтения. Лишь вслед за этим следует чтение с проработкой. Если вы, читая
стихотворение, в то же время анализируете его — это будет очень умное,
может быть, препровождение времени, но не восприятие произведения
искусства. Надо вспомнить, повторяю, как мы читаем любимые стихи
любимого поэта. Мы отдаёмся им, мы переживаем, мы впиваем их. Как только
начался анализ — началась совершенно иная деятельность, конечно не
только полезная, но и необходимая. Но разбор на части, критика,
выяснение плана не есть восприятие произведения искусства.
Восприятие крупных по размерам
произведений, например «Войны и мира» или вообще какого-либо романа, не
может не сопровождаться перерывами, во время которых, само собою, иногда возникает обсуждение, оценка.
Далее, пассивность чтения не может поддерживаться на одной высоте.
Возникают в иных местах невольные мысли по поводу читаемого, одобрения,
неодобрения, заметки, особенно у людей, уже привыкших к анализу и
критике подобного рода произведений. Но сознательно вызывать их не следует. И нужно помнить, что мы переживаем
лучше всего художественные произведения лишь тогда, когда читаем вполне
пассивно. Только тогда мы в состоянии вполне вчувствоваться в них,
воплотить в своё воображение, пережить то, что пережито автором.
Роль воображения
Здесь больше, чем где-либо, навязывается
та аналогия с музыкой, о которой я уже говорил выше. Как в музыке нужны
два художника — композитор и исполнитель, так и в чтении
произведений искусства нужны автор и читатель. Как исполнитель великого
музыкального произведения часто бывает не на высоте его, а иногда соната
Бетховена под варварской рукой обращается в какое-то жалкое бренчание,
так и в сознании плохого читателя самое великое произведение искусства
может отразиться самым неполным, искажённым, уродливым образом. Конечно,
и этом случае, как и у исполнителя музыкальных произведений, очень
много зависит от врожденных и развитых способностей. Читатель-художник
есть, конечно, своего pода талант. Но всякий из нас обязан использовать
данные ему способности самым лучшим образом.
Здесь считаю нужным еще напомнить
правило: пyскайте, где надо, cвoё воображение «вовсю». В этом ключ ко
многому. Если вы не делали этого, попробуйте. Когда дело пойдёт удачно
— точно какое-нибудь колдовство совершится: произведение искусства
оживёт, заговорит, расцветёт тысячью не замеченных ранее цветов.
Пользуйтесь всеми видами воображения — и зрительными, и слуховыми, и
осязательными, и обонятельными образами. Тогда, читая, например,
известное по хрестоматии описание «Поездки на долгих» Л. Толстого, вы,
сидя в своей комнате, переживёте и поездку, и бурю; будете видеть блеск
молний, чувствовать порыв ветра, слышать величественные удары грома,
переживёте все впечатления юного Иртеньева. Когда воображение коснётся
людей, изображаемых в романе, они облекутся для вас в плоть и в кровь и
оживут, вы будете их и видеть, и слышать. Стоит поработать для развития
навыка к этому. Для такого чтения, по крайней мере первый раз, нужна
работа. Чтобы ярко и отчётливо вообразить себе картину, рисуемую
автором, личность, им изображаемую, необходимо по большей части
перечитать описание не раз, иногда несколько раз. Необходимо сделать
усилие, иногда значительное, чтобы ярко представить, связать в один
образ и дополнить отдельные черты, набросанные художником. Это работа иногда нелёгкая, но удивительная по результатам и увлекательная.
Перечитывание
Иногда приходится слышать, что искусство
имеет главной целью «эстетическое наслаждение». Конечно, это
глубочайшая ошибка. Задачи его крайне многосторонни, многогранны.
Искусство поэзии (в широком смысле слова), между прочим, даёт при
правильном пользовании им необъятное расширение человеческого опыта в
области чувствования, и в области желаний, и в области наблюдений и
мыслей. Мы как бы сливаемся с мыслями и чувствами автора и его героев:
становимся в их положение, переживаем то, что они переживали; смотрим на
мир их глазами, оцениваем их оценкой. Свой маленький индивидуальный
опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся,
талантливых, иногда великих. Переживаем в одной жизни жизнь многих.
Нельзя достаточно оценить эту пользу. Но для того, чтобы как следует
понять и «пережить» крупное произведение искусства, надо его перечитывать,
и не раз. Помимо разных других условий, вызывающих эту необходимость,
надо помнить, что читаемое первый раз произведение имеет для нас
огромный интерес новизны, интересует фабула и т. д. При перечитывании этот интерес отпадает, взамен мы обращаем внимание на другие стороны, более существенные. Настоящее переживание и понимание художественного произведения возможно только при перечитывании. |