Чтение есть искусствоСам человек довольно редко замечает в себе
подобные недостатки. Чаще всего наводит его на мысль, что он не так
читает, другой факт. Евгений Онегин, по словам Пушкина:
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…
Так бывает и в наше время: читаем, читаем
и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало
толку. И тут приходит мысль: да так ли мы читаем? Может быть, неправильно? — И начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения.
Если мы не остановимся на этом пути с
первых шагов, то убедимся, что чтение есть действительно искусство,
искусство важное и трудное. Мы найдём истинными слова Гёте: «Эти добрые
люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я
сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг
цели».
Мы поймём, что как в музыке имеется два
вида художников: композитор, создающий музыкальные произведения, и
исполнитель, исполняющий их на рояле и других инструментах, так и в
области искусства словесного — в области научных и поэтических книг —
требуется два рода частных «искусств»: искусство автора и искусство
читателя.
Основные правила чтения
Искусный читатель должен:
а) если потребуется, взять из книги сполна всё, что она может дать; выжать, выпить, впитать сполна всё ценное, что в ней имеется и может быть дано чтением;
б) приспособлять способ чтения к цели чтения.
Один из главных недостатков
безыскусственного чтения — тот, что какая бы ни была книга — всё мы
читаем приблизительно одинаково. Разница не особенно велика. Кто привык
читать быстро, просматривая, тот одинаково «просмотрит» и «Войну и мир»
Толстого, и роман Дюма, и Шерлока Холмса, и «теорию Эйнштейна». Кто
привык читать медленно так же читает газету, как и крупное сочинение по
политической экономии. Это тоже неправильно. Хотя в этом случае вреда
меньше, но всё-таки вред есть. Основное правило искусства чтения такое:
Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обусловливается. |