Проблемы, связанные с неуспешностью школьников
в учебном процессе, наиболее ярко проявляются в
решении практических задач. Это могут быть
задачи в разных учебных дисциплинах. Например, в
"Русском языке”: вставить пропущенные
орфограммы, построить предложение, сделать
фонетический разбор слова, морфологический
разбор слова и др. В "Математике” – задачи, где
ученики применяют новые знания для решения
примеров, уравнений, расчётных задач. В
"Истории”: охарактеризовать орудие труда, дать
характеристику восстания.
В чём же причина неуспешности? Почему ученики,
зная правила, допускают ошибки при решении задач?
Традиционно урок по обучению способам решения
задач строиться на основе предложенных учителем
алгоритмов, моделей или образцов в учебнике
Процесс решения практических задач – это
деятельность. А деятельность, с позиций
психологической теории деятельности, состоит из
действий, которые, в свою очередь, состоит из
операций.
В традиционном обучении действия и операции по
решению задач ребятам даются в "готовом” виде.
Поэтому плохо понимаются и осознаются самим
учеником. В результате, с одной стороны,
школьники не понимают структуру деятельности
решения практической задачи, с другой стороны, не
умеют подбирать знания, необходимые для этой
деятельности. В основном, за редким исключением,
ребята не умеют самостоятельно, без подсказок
извне, безошибочно планировать способ решения
задачи. Отсюда допускают ошибки.
Проанализировав многие учебные пособия и
методическую литературу по русскому языку, можно
сделать следующие выводы:
- во-первых, в учебниках содержится достаточно
большой объём материала по предмету. В то же
время есть материал, который отсутствует в
учебниках, но необходим для решения практических
задач;
- во-вторых, в учебниках содержится материал,
который не используется в практической
деятельности, но на него отводится время по
программе, и учитель вынужден тратить время в
учебном процессе;
- в-третьих, и это, пожалуй, самое главное, знания
способов решения задач представлены
довольно-таки слабо.
Так, например, в 8 классе по теме "Односоставное
предложение” ученики овладевают такими
понятиями, как "определённо-личное
предложение”; "неопределённо-личное
предложение”, "обобщённо-личное предложение”,
"безличное предложение”, "инфинитивное”,
"назывное”. Эти знания в дальнейшем нужны
школьникам при решении задачи "Провести
синтаксический разбор простого предложения”. А
действию по дифференцировке типов
односоставного предложения ребята пока ещё не
научены. Традиционно считается, что одних только
знаний о типах односоставного предложения
достаточно, для того чтобы ученик мог правильно
их дифференцировать. А ведь дифференцировка
типов односоставного предложения – это
определённая деятельность, и её содержание,
этапы надо раскрыть школьнику. Этого в
традиционном обучении не делается. Поэтому
ребята допускают ошибки, за исключение смышлёных
учеников, догадывающихся об этом эмпирически.
По результатам проведённых опросов ребят и
наблюдений за ними, можно сказать: так как
ученики сомневаются в правильности решения
задачи, то, как следствие, они
- находятся в состоянии психологического
дискомфорта;
- испытывают тревожность при выполнении на уроке
разных видов деятельности: при выполнении
письменных контрольных и самостоятельных работ,
при выполнении тестов;
- бояться отвечать устно у доски.
Особенно это характерно для ответственных,
добросовестных учащихся.
Разрешение данной проблемы на принципах
психологической теории деятельности и
деятельностного подхода к обучению предполагает
формирование у учащихся определённых
методологических знаний о деятельности по
решению практических задач. Это особое умение,
которому можно научить любого ученика
независимо от его природных умственных
способностей, сняв проблему неуспешности
школьников в выполнении ими практической
деятельности.
Теперь хотелось бы остановиться на
педагогической технологии организации
деятельности ученика по формированию умений
решать практические задачи по теме
"Односоставное предложение”.
Структура и содержание умения решать
практические задачи раскрываются самим учеником
через исследовательскую деятельность,
целенаправленно организованную с ним учителем
через систему исследовательских заданий.
Приведу пример.
Исследовательское задание 3.
Определи способы выражения сказуемого в
разных типах личных предложений (выдели его
графически). Для этого определи лицо, число, время
и наклонение глагола-сказуемого.
Сделай вывод о типах личного односоставного
предложения.
Произведённые знания занеси в ОТ(знания)
"Односоставное предложение”.
Выполняя ряд таких заданий, школьники сами
добывают для себя знания, открывают некие
закономерности, устанавливают связи между
различными языковыми явлениями. Затем
произведённые знания обобщаются,
систематизируются и схематизируются в виде
специальной опоры – опорной таблицы (ОТ).
Таким образом, в ОТ представлены статические
знания, и их недостаточно, чтобы решать
практические задачи. Поэтому организуется
исследовательская деятельность по построению
опоры другого типа – опорной карты (ОК).по
решению практической задачи определённого
класса.
Содержание ОК представляется в определённых
категориях. Первой выступает категория цели .
Она предполагает, что ученик выделяет то, что он
должен сделать.
Затем следует категория предмета. Это то, на что
будет направлена деятельность школьника.
Выделение предмета деятельности выступает самым
трудным и важным во всей деятельности
составления ОК, потому что неправильно выбранный
предмет приводит к ошибкам в дальнейшей
развёртке всей деятельности.
Третья категория – это состав деятельности, в
котором раскрываются действия и операции по
решению задачи.
И последней категорией является продукт,
который ученик получает по выполнению
деятельности. Продукт может быть целевым –
конкретно-предметным, а может –
побочно-интеллектуальным (развивающим).
Вот пример такой ОК по теме "Односоставное
предложение”.
ОК по решению задачи "Определение типа
односоставного предложения с личным глагольным
сказуемым”. Учащиеся расписывают свою учебную
деятельность на специально отведённых строках.
Исследовательское задание 4.
Распиши в опорной карте свою учебную
деятельность по решению данной языковой задачи.
ОК (яз/з) – А
Языковая задача. Определение типа односоставного предложения с
личным глагольным сказуемым.
Цель: определить тип односоставного
предложения с личным глагольным сказуемым.
Предмет: морфологические признаки
глагола.
Средства: дидактические: ОТ(знания),
ОК (яз/з) – А.
Состав деятельности:
Продукт:
– конкретно-предметная область:
знания: о типах односоставного предложения;
умения: определять тип односоставного
предложения;
– развивающая / интеллектуальная область:
общедеятельностные знания: содержание
деятельности;
общедеятельностные умения: строить
деятельности.
Итак, что же даёт ОК ученику? Какими
характеристиками она обладает?
- Во-первых, ОК отражает те действия и операции,
которые должен выполнять ученик, чтобы правильно
решить задачу.
- Во-вторых, ОК является понятной и осознанной для
школьника, так как он сам её составлял.
- В-третьих, ОК показывает, как решать
всевозможные типы задач определённого класса.
- В-четвёртых, используя ОК, ученик правильно
производит отбор необходимых знаний, из всех
имеющихся у него по данной теме, для решения
конкретной задачи.
По теме "Односоставное предложение” в ОТ
(знания) отражено много информации. Школьник
берёт лишь то, что ему нужно для решения задачи.
Приведу пример.
Задание 12. Построй ОК по решению
практической языковой задачи.
ОК (п/з) – 2 Построение определённо-личного
предложения (со всеми способами выражения
сказуемого)
Цель: построить определённо-личное
предложение.
Предмет: анализ отношений между словами в
структуре предложения.
Средства :
– дидактические: ОТ(знания), ОК (п/з) – 2.
Состав деятельности:
Действия:
а) предложение нераспространённое:
1. Подобрать слово, обозначающее действие,
выраженное глаголом в форме:
- 1 лица ед.ч. наст.вр. изъявит.наклон.;
- 1 лица мн.ч. будущ.вр. изъявит.наклон;
- 2 лица ед./мн.ч повелит.наклон. .
б) предложение распространённое:
- Подобрать слово, обозначающее действие,
выраженное глаголом в форме см. ОК (п/з) – 2 а.
- Распространить второстепенными членами.
– развивающая / интеллектуальная область:
Продукт: – конкретно-предметная область:
знания: построения определённо-личного
предложения всеми способами выражения
сказуемого; умения
: строить определённо-личное
предложение
общедеятельностные знания: содержание
деятельности; общедеятельностные умения
: строить
деятельности.
Ученик чётко знает, куда обратиться в ОТ,
сознательно использует то, что необходимо.
В-пятых, ребята не должны целенаправленно
запоминать содержание ОК. она сама усваиваться
непроизвольно. После её составления учитель
организует деятельность учеников по решению
задач. Эта деятельность строится на основе
психологического процесса – интериоризации.
Этот процесс выполнения действий включает
следующие этапы:
I этап – выполнение действий в
материализованной форме. На этом этапе действия
выполняются в полном составе операций, т.е.
развёрнуто. Выполняемые действия и операции
проговариваются вслух и прописываются.
Это обеспечивает осознание данных действий и
операций и готовит перевод их в речевую форму. На
этом этапе ученикам нужна помощь учителя,
поэтому задача выполняется совместно.
II этап – этап внешнеречевых действий.
Работа идёт в том же порядке, но теперь ученики
называют признаки про себя и только
константируют, но вслух. Чтобы ученик дал
ответ, он должен построить план ОТ. На это даётся
время, за которое строится высказывание в уме, а
вслух уже школьник говорит ответ. На этом этапе
ещё возможна помощь учителя. В случае, если
ученик допустил ошибку, он должен
скорректировать свою деятельность, т.е.
вернуться к I этапу.
III этап – этап умственных действий.
Особенность данного этапа состоит в том, что
процесс решения задачи происходит в форме "внутренней
речи”, индивидуально, не требующая
сотрудничества с другими людьми. На этом этапе
проходит дальнейшее обобщение. Выполнение
действий сокращается, автоматизируется, а
главное – рефлексируется, т.е. осознаётся. Здесь
имеет место самоконтроля. Переход от совместной
деятельности к индивидуальной идёт постепенно.
Вот как процесс усвоения выглядит на материале
русского языка по теме "Односоставное
предложение”.
Языковая задача 1.
Определи тип односоставного предложения с
личным глагольным сказуемым. Его название укажи
в скобках.
Проговори вслух выполняемые действия.
- Пусть вокруг клумбы посадят кусты. (…………)
- Благоухание ландыша услышишь за сто шагов.
(……………)
- По одежке встречают, по уму провожают. (…………)
- Хорошего, доброго человека узнаю не мгновенно, а
длительно, на протяжении времени. (……………)
- Слезами горю не поможешь. (……………)
- Во дворе организуем хоккейную команду.
(……………)
- Если бы сегодня начали жать рожь. (……………)
- Завтра оформим стенгазету. (……………)
- В хвойном лесу строят новую больницу. (…………)
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (……………)
- Сходите в театр завтра. (……………)
- И казнили Степана Калашникова смертью лютою.
(……………)
- Пусть подготовят сообщения к следующему уроку.
(……………)
- Отзвонили вечерню в святых церквах. (………..…)
Языковая задача 2.
Определи тип односоставного предложения с
личным глагольным сказуемым. Его название укажи
в скобках. Объясни свой выбор. Выполни работу
самостоятельно.
- На площади возводят здание нового театра.
(……………)
- Завтра иду с командой альпинистов в горы.
(……………)
- Пусть виноград собирают в корзины. (….………)
- Маслом каши не испортишь. (……………)
- Приготовьтесь к ходьбе на месте. (……………)
- На рогоже сидя, о соболях не рассуждают.
(……………)
- Вихрем помчимся сквозь тучи и гром к солнцу
победы вслед за орлом!.. (Ф.Тютчев) (……………)
- В тихий дом войдешь не стучась … (А. Блок)
(……………)
- Если бы выставили оценки вовремя. (……………)
- Сделавши худо – не жди добра. (……………)
- Леса эти вырубили. (……………)
- Чужим умом умен не будешь. (……………)
Языковая задача 3 (контрольная)
Определи тип односоставного пред ложения с
личным глагольным сказуемым. Его название укажи
в скобках.
- На улице торговали ранними овощами. (……………)
- Спой мне песню. (……………)
- Бездонную бочку водой не наполнишь. (……………)
- Расскажите о проведенных летних каникулах.
(……………)
- В ночь переводят часы на зимнее время. (……………)
- Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу!
(……………)
- Сейчас зубров не только охраняют, но и разводят.
(……………)
- Хочу записаться в секцию волейбола. (……………)
- Шила в мешке не утаишь. (……………)
- Если бы в стране понизили цены. (……………)
- Хотите пойти в кино? (……………)
- Добра на худо не меняют. (……………)
- Пусть послушают эту музыку. (……………)
Таким образом, ОК выступает для школьника
образцом при проведении самоконтроля
выполняемой им деятельности. Традиционно ученик
сам не находит и не исправляет ошибку, а
используя ОК, любой ученик может обнаружить
ошибку и скорректировать её. При этом
исключается необходимость заучивания и
специального запоминания учебного материала. У
ребят повышается мотивация к учебной
деятельности. ОК обеспечивает школьнику
безошибочное решение практической задачи любой
степени сложности самостоятельно. |