Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том
числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды
имел разные отклики в педагогических кругах.
Однако, несмотря на все это, однозначных и вполне обоснованных ответов на него так и не было получено.
Да это и понятно: ведь на успешность построения и
проведения уроков влияет множество факторов, большинство из которых
образуют определенную систему взаимосвязанных и взаимозависимых причин,
положений и следствий, которые так или иначе влияют на теорию и практику
этого сложного педагогического явления.
И хотя основные положения школьного урока из года в год
повторяются, являясь в определенном смысле базовыми (фундаментальными),
каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и
общества в целом вносит в концепцию урока свои коррективы и такие
специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям
и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Современный урок и сейчас рассматривался не как
статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма
организации учебной деятельности школьников.
Главное же направление этого развития видится в
стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя
и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые
произошли в обществе и в системе школьного образования.
Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются
все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности.
Эффективный и творческий урок требует серьезной психолого-педагогической
и методической подготовки учителя, и какими бы хорошими ни были
программы, учебники и методические пособия, плохой урок все испортит.
В настоящее время особое значение придается тем идеям и
направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий
личностно-ориентированного и развивающего обучения.
На это ориентируют школу и основные требования
Государственного образовательного стандарта, который делает значительный
шаг к обновлению и к разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с
другой – впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и
индивидуализацию обучения в современной школе.
Стандарт утверждает идею личностно-ориентированного
обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую
направленность и жизненную востребованность полученных результатов.
Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от старых к новым
принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной
системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся
современной школы.
Таким образом, ориентация стандартов на модернизацию
школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения,
но и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения с
учетом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы
образования.
Все эти установки так или иначе направлены на обновление теории и практики урока русского языка в современной школе.
Обновление и модернизация – это не ломка всего и вся и
замена его чем-то новым и неординарным. Мы, как говорят, уже это
проходили. Для данного этапа, который можно назвать переходным (конец XX
и начало XXI века), это прежде всего новый взгляд на всю систему
профессионально-методической работы учителя, предполагающий:
– новый подход к системе традиционных средств и методов
обучения, усиление их воспитательной и развивающей функции с учетом
запросов современного общества и особенностей сложившихся реалий;
– использование (и дальнейшая разработка и
совершенствование) новых технологий и инноваций, в основу которых
положены передовой опыт учителей и исследования ученых-методистов и
педагогов, представителей смежных наук;
– новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как основной форме учебного процесса в школе;
– повышение уровня профессионально-методической
подготовки и переподготовки учителя, осуществляемой на уровне научных
знаний, накопившихся к началу нового века.
Беда, однако, в том, что новые психолого-педагогические
подходы к процессу обучения пока еще не интегрированы должным образом в
современную дидактическую систему обучения. Все это в совокупности не
могло не отразиться и на развитии частных методик, где рецептурность
утверждалась подчас как парадигма на все случаи и времена. Поэтому
трудно не согласиться с мнением тех ученых, которые утверждают, что
сегодняшнее состояние педагогической науки и образования в целом можно
характеризовать как период наступившего кризиса и стагнации. Кстати,
такое явление наблюдается не только в системе образования при смене
типов обучения (переход от предметно-ориентированного к
личностно-ориентированному), при обновлении их средств и методов
обучения за счет усиления их развивающей направленности. Оно имеет место
и в обществе и, бесспорно, влияет на основные установки и ценностные
ориентации современного человека.
Развитие ученика осуществляется в процессе учебной
деятельности и является результатом обучения. Однако не всякое обучение
ведет за собой развитие ученика: очень важно, в какую мыслительную
деятельность он включен в процессе усвоения знаний и формирования умений
и навыков, в какой мере он активен и какие мыслительные операции
выполняет, в какой степени они ему понятны и интересны, как ученик
мыслит в процессе выполнения познавательных и практических задач,
заданий и упражнений, способствует ли обучение развитию нравственных
качеств, воли, эмоций, а значит, общему развитию личности.
Изучение научных основ развивающего обучения показывает,
что многие очень важные его аспекты разработаны главным образом в
теоретическом плане. Целый ряд практических вопросов методики и
технологии развивающего обучения, в том числе и на уроках русского
языка, остаются еще недостаточно разработанными.
Согласно современным научным представлениям, одним из
ведущих направлений в усилении развития функции обучения является
обучение на основе содержательных обобщений, которое (при грамотном
построении его методики и технологии) может обеспечить усвоение
системных знаний и обобщенных способов деятельности и, кроме того,
оказать заметное влияние на умственное развитие учащихся.
Обучение уже рассматривается не только и не столько как
простое накопление разнообразных знаний, а как целенаправленное
формирование у учащихся стройной и четкой системы понятий,
закономерностей, обобщенных структур, свойственных изучаемой науке.
Таким образом, обучение на основе обобщений является
одним из ведущих направлений в обновлении и модернизации всех
образовательных процессов на современном этапе. Названные идеи и
связанные с ними дидактические поиски в наибольшей степени отражают
основные прогрессивные тенденции современной педагогической науки. Их
нельзя не учитывать при совершенствовании теории и практики современного
урока.
Предлагаемая методика формирования системных знаний и
обобщенных способов деятельности по русскому языку как основа
развивающего обучения требует некоторой перестройки урока и его основных
компонентов. Реализуется такое обучение преимущественно в системе
обобщенного (одновременного и опережающего) изучения взаимосвязанных тем
при блоковой подаче материала.
Блоковая подача материала на основе теоретических
обобщений позволяет вести обучение на базе основополагающих принципов и
ключевых понятий, делать предварительный обзор любой обобщенной темы,
как говорят «с высоты птичьего полета».
При грамотном построении таких уроков достигается более
полное и осознанное овладение системными знаниями и обобщенными
способами решения задач, что является основной предпосылкой и условием
повышения качества знаний и умственного развития учащихся.
В широкой практике обучения русскому языку процессы
обобщения знаний и способов деятельности, как известно, связываются
главным образом с работой на завершающих этапах, т. е. на этапе
закрепления и повторения уже изученного материала, хотя в психологии и
дидактике (особенно в психологии) уже четко определилось и другое,
достаточно перспективное направление, ориентирующее на такой ход
обучения, когда общее усваивается не на завершающем этапе, а в качестве
исходной основы. Применительно к курсу русского языка в качестве такого
«общего» могут выступать как обобщенные понятия и закономерности, так и
целые группы сходных языковых явлений (определений, правил) и способов
их применения. К сожалению, учителя-словесники не располагают пока еще
такими материалами (в том числе и конкретными методическими разработками
уроков), которые могли бы помочь в реализации целей развивающего
обучения русскому языку на основе современных педагогических технологий.
С методической точки зрения очень важным является то,
что при разработке новых моделей обучения русскому языку необходимо
опираться как на общие закономерности процесса усвоения знаний и
формирования умений и навыков, так и на специфические особенности языка
как системы. Одна из них состоит в том, что в процессе обучения
необходимо формировать у учащихся только такие языковые обобщения,
которые в дальнейшем уже не будут подвергаться коренной перестройке. Они
могут только дополняться и расширяться. Все это предполагает внесение
некоторых изменений как в работу учителя, так и в организацию
познавательной деятельности учащихся. В предлагаемой здесь методической
системе уроков это достигается с помощью таких основных средств и
методов обучения, как структурирование учебного материала по разным
признакам и основаниям на основе опознавательных и дифференцирующих
признаков правил, словообразовательных типологий и моделей и др.;
использование опор (теоретических и наглядных) на всех этапах обучения;
усиление эвристической направленности и развивающей функции обучения за
счет включения в него различного рода проблемных задач и ситуаций и
обучения способам их решения; использование алгоритмических предписаний
(особенно модельных) и адекватных им образцов применения знаний;
применение упражнений, ориентирующих на рассуждение в процессе письма и
графическую фиксацию умственных действий, на обобщение и раннюю
дифференциацию языковых явлений; на получение обратной связи и
осуществление самоконтроля; на решение познавательных задач и др.
Применение нового подхода к изучению языкового материала
на уроке дает в сочетании с традиционными средствами и методами
обучения, как показывает опыт, весьма обнадеживающие результаты.
В заключение следует отметить, что многоаспектную
проблему совершенствования современного урока можно рассматривать с
разных позиций. Нашей задачей была разработка (как в теоретическом, так и
в практическом плане) методики современного урока русского языка с
учетом идей системно-деятельностного и проблемно развивающего обучения и
требований Государственного образовательного стандарта как главного
документа, ориентирующего на дальнейшее развитие и модернизацию учебного
процесса и современного урока как основной формы обучения в школе. |