Суббота, 20.04.2024, 19:05


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Как научить? О некоторых приемах работы на уроках русского языка

Как трудно избавиться от стереотипа: «Ученики должны все знать». А ведь большинство из нас, учителей, работает именно по такому принципу. Возможно, кто-то никогда не задумывался об этом; многие пытаются избежать сложной проблемы, ибо, решая ее, придется пересмотреть всю систему преподавания предмета.

На самом деле ученики ничего нам не должны. Они приходят с широко распахнутыми глазами и открытыми душами, с верой в нас и надеждой, что мы, всесильные, подготовим их к любым испытаниям. Они приходят к нам учиться! тренироваться, овладевать. А мы должны! нашим детям: давать прочные, качественные знания, учить учиться, помогать расти духовно, нравственно.

Помню, как трудно было в первые годы работы в школе: как учить? чему учить? как научить? каким должен быть урок? Годы бегут вперед, а вопросы остаются и звучат еще острее. Много написано, сказано по поводу поднятых вопросов, многое решается, еще больше работы впереди.

Особенно остро проблема «Как научить?» тревожит сегодня, когда уже в пятый класс приходят дети, которые не хотят учиться. Причин тому много. В небольшом селе уже несколько лет наблюдается массовый отток интеллектуального населения в более развитые районы страны. Оставшаяся на селе молодежь, не зная, чем занять себя, «прожигает» жизнь в праздности. Во многих семьях дети предоставлены самим себе. При этом некоторые амбициозные родители, считая, что «копейкой все прошибешь», пытаются «устроить» своих «недорослей» в высшие учебные заведения, рассуждая так: «А чем мой ребенок хуже? Пусть тоже в институте учится». При этом их не смущает, что ребенок работал долгие годы в школе спустя рукава, не имел серьезных увлечений, интересов, к экзаменационным испытаниям подошел неподготовленным. «И медведя учат танцевать, – случайно подслушала разговор двух мам, возвращавшихся с родительского собрания. – А наши десять лет ходят в школу и ничего не знают». Подумала: да, и медведя учат танцевать, но это будет не танец лебедей, который так желают без усилий получить некоторые родители и дети.

Безусловно, очень многое зависит от того, кто учит. Но не менее – и от тех, кто учится, и от родителей, которые в первую очередь должны чувствовать ответственность за воспитание и обучение своего ребенка. Как помочь родителям проникнуться мыслью, что путь к истинным знаниям не покупается, что он сопряжен с ежедневным добросовестным трудом, подпитанным желанием – огромным желанием! – овладеть этими знаниями? И желание это надо взращивать и постоянно поддерживать в ребенке. Если не настраивать с самого начала маленького человека на необходимость учиться преодолевать трудности, уважительно относиться к труду, – хороших, качественных результатов не будет.

И тем не менее этот разговор еще и еще раз привлекает внимание к постоянно волнующему вопросу: как, не надеясь на помощь родителей, в течение только уроков (некоторые дети систематически не выполняют домашних заданий) научить детей, подготовить к экзаменационным испытаниям?

Возможно, некоторые приемы работы на уроках русского языка, которые я определила для себя, помогут и моим коллегам подтянуть слабые классы и, как показывает опыт, укрепить позиции сильных.

1. Во время объяснения и первичного закрепления нового материала не все ученики внимательны, не все в равной мере понимают, запоминают; слабые, как правило, остаются в тени. Чтобы более качественно проходил этот этап урока, на доске во время перемены готовлю схему:


Эту схему можно применять при изучении многих тем. В центральной части (1) – иллюстративный материал, который использует учитель для объяснения темы. Слева (2) – практический материал для коллективной работы учащихся, в ходе которой выясняется, кто уже может пробовать себя в самостоятельной работе, а кому еще требуется помощь учителя.

Сильные ученики после коллективной работы самостоятельно выполняют задание (первичное самостоятельное закрепление) правой колонки (3). В это время учитель объясняет еще раз тему урока для тех, кто не смог выполнить задание, указанное в колонке 2 (как правило, «отстающее» меньшинство теперь более внимательно слушает объяснение), после чего вместе выполняем еще раз практический материал колонки 2. Затем «слабые» ученики выполняют самостоятельно задание правой колонки (3), а учитель проверяет «сильную» половину класса, используя для этого приемы «тихого опроса», индивидуальной беседы. После проверки сильным ученикам предлагается сформулировать и записать по теме 1–2 вопроса (формулируются умения выделять главное в теме урока, оттачиваются речеведческие навыки, а также закрепляется теоретическая часть материала: ведь правильно сформулировать вопрос – значит знать на него ответ). В это время учитель проверяет работу остальных – «слабых», выполняющих практическую часть колонки 3 (объем задания – на усмотрение учителя).

После проверки «сильные» ученики задают классу по теме вопросы, которые они подготовили. А затем закрепление теоретического материала продолжается (1–2 мин.) по вопросам, которые подготовил учитель (колонка 4, до этого момента она была закрыта).

На следующем этапе урока ученики работают со сборником упражнений.

2. Начало урока в 5–8-х классах, как правило, строится по традиционной схеме: запись числа, классной работы, минутка каллиграфического письма. Одни ребята пишут быстро, другие – медленнее. В целях экономии времени в верхнем правом углу доски сообщается, чем следует заняться, если появилась минутка свободного времени. Это задание на повторение того материала, знание которого необходимо на уроке и, возможно, для многих требует специального повторения: падежи и их вопросы; части речи, их опознавательные признаки; какая-либо орфограмма или пунктограмма; тот или иной фонетический закон и т.д. Здесь же даются страницы учебника, где можно найти материал для повторения, не тратя времени на самостоятельные поиски.

3. Частое обращение к такому важному виду работы, как «Выписать из произведения предложения с причастным оборотом, сложноподчиненное предложение, т.д.; слова с орфограммой «Чередование гласных»; «Проверяемая согласная корня», т.д., развивает орфографическую, пунктуационную зоркость, кроме того, дети читают (перечитывают) страницы классики. Этот вид работы можно давать не только в качестве домашнего задания, но и выполнять на уроке.

4. Если каждый урок будет включать различные виды разборов (слов, словосочетаний, предложений), то невольно все дети в конце концов справятся с подобными заданиями. А это – большой шаг в подготовке ученика к итоговым испытаниям, так как многие языковые явления он будет «узнавать» в различного рода тестах, задачах.

5. Ввести систему тренировочных карточек с дидактическим материалом (небольшим по объему, решение которого требует буквально 1–2-х минут), с вопросами различного характера по разным разделам языка, которые учитель будет предлагать детям в начале или в самом конце урока. Вначале данная работа проходит трудно. Но постоянная тренировка дает хорошие результаты. Этот вид работы нужно контролировать: в специальной тетради отмечать успехи и неудачи и обращаться к одной и той же карточке, к одному и тому же материалу нужно до тех пор, пока все ученики не поймут и не усвоят суть задания и его решение.

6. Подготовка сообщения по карточке, составленной учителем. Ученик учится говорить, обогащает свою речь и память. Обогатив свою память конкретной информацией и языковыми образцами известных мастеров слова, подросток со временем почувствует в себе силы создать собственное сообщение. А научится слушать и говорить – и письмо поправится, и более глубоко будет чувствовать и решать те или иные языковые задачи. Для нужного настроя ученика, готовящего выступление, к карточке в зависимости от содержания текста подбираю иллюстративный материал: портреты лингвистов, писателей, рисунки, которые к разным темам можно найти в методических книгах.

7. Опытный учитель на вопрос «Почему ученикам нравится тот предмет, а не иной?» ответил: «Дети обычно с радостью бегут на те уроки, где у них получается».

Работу каждого ученика надо сравнивать с его же работой, выполненной ранее, а не с результатами, успехами более способных одноклассников. Похвала, одобрение, вера в ученика, внушение ему чувства собственной значимости, настрой на успех приближает к положительным результатам в обучении и воспитании.

Категория: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ | Добавил: admin (15.05.2012)
Просмотров: 3715 | Теги: открытый урок, русский язык в современной школе, для учителя, инновации в преподавании русского я, конспект урока, скачать бесплатно | Рейтинг: 5.0/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0