Во время беседы с М. М. Зощенко 20.VII – с.г. ему был поставлен ряд вопросов, ответ на которые дает представление о его настроениях и взглядах. 1. Каковы были причины первого выступления против вашей повести «Перед восходом солнца»? Ответ: «…Мне было ясно дано понять, что дело здесь не только в повести. Имела место попытка „повалить" меня вообще, как писателя». 2. Кто был заинтересован в этом? Ваши литературные враги? Ответ: «… Нет, тут речь могла идти о соответствующих настроениях „вверху". Дело в том, что многие мои произведения перепечатывались за границей. Зачастую эти перепечатки были недобросовестными. Под рассказами, написанными давно, ставились новые даты. Это было недобросовестно со стороны „перепечатчиков", но бороться с этим я не мог. А так как сейчас русского человека описывают иначе, чем описан он в моих рассказах, то это и вызвало желание „повалить" меня, так как вся моя писательская работа, а не только повесть „Перед восходом солнца", была осуждена „вверху". Потом в отношениях ко мне был поворот». 3. Как вы относитесь к статье Еголина, напечатанной в «Большевике»? Ответ: «…Считаю ее нечестной, т. к. Еголин в отношении моей повести – до критических выступлений печати – держался другого взгляда. Юнович (ред. „Октября") может подтвердить это. Еголин одобрял повесть. Но когда ее начали ругать, Еголин струсил. Он боялся, что я „выдам" его, рассказав о его мнении на заседании президиума Союза Писателей, где меня ругали. Видя, что я в своей речи не „выдал" его, Еголин подошел ко мне после заседания и тихо сказал: „повесть хорошая"». 4. Говорили ли вы кому‑нибудь впоследствии о поведении Еголина? Ответ: «Говорил Поликарпову». 5. Как отнесся к вашим словам Поликарпов? Ответ: «Он необычайно заинтересовался моими словами, сказал, что у него есть и другие материалы, подтверждающие мои слова и свидетельствующие о том, что некоторые партийные руководящие работники проводят неправильную линию. Поликарпов потребовал, чтобы я написал об этом, подал заявление о поведении Еголина». 6. Зачем он потребовал от вас письменного заявления? Ответ: «Он сказал, что перешлет его Щербакову». 7. Подали ли вы это заявление? Ответ: «Нет, мне стало жаль Еголина». 8. Настаивал ли все‑таки Поликарпов на подаче заявления? Ответ: «Он кричал на меня, требуя подать заявление, но я этого не сделал». 9. Как вы намерены держать себя в отношении Еголина? Ответ: «Я напишу повесть, в которой расскажу всю историю своей повести „Перед восходом солнца". В этой повести я выведу Еголина – и выведу во всей неприглядности его поведения». 10. Узнает ли он себя в той повести? – «Бесспорно узнает, так как я обо всем напишу откровенно». 11. Были ли еще примеры такой двурушнической оценки вашего произведения? – «Были. В частности, могу назвать Шкловского – Булгарина нашей литературы – до „разгрома" повести он ее хвалил, а потом на заседании президиума союза ругал. Я его обличил во лжи, тут же на заседании». 12. Как оценивает вашу повесть Тихонов? – «Он хвалил ее. Потом на заседании Президиума объяснил мне, что повесть „приказано" ругать, и ругал, но ругал не очень зло. Потом, когда стенограмма была напечатана в „Большевике", я удивился, увидев, что Тихонов меня так жестоко критикует. Я стал спрашивать его, чем вызвана эта „перемена фронта"? Тихонов стал „извиняться", сбивчиво объяснил, что от него „потребовали" усиления критики, „приказали" жестоко критиковать, – и он был вынужден критиковать, исполняя приказ, хотя с ним и не согласен». 13. Как вы расцениваете снятие ваших рассказов в «Ленинграде»? – «Объясняется все тем, что в „Ленинграде" все делают с оглядкой на Москву, в данном случае на статью Еголина, не зная истинного отношения Москвы ко мне». 14. А какое к вам теперь отношение в Москве? – «Хорошее. Об этом я сужу на основании слов Тихонова. Когда я его видел в Москве, Тихонов сказал, что я уже „вышел из штопора". Потом, в последний свой приезд, он снова сказал мне, что статья Еголина – пустяки, и отношение ко мне, независимо от этой статьи – наилучшее». 15. Речь шла об отношении писателей или об официальном отношении? – «Тихонов намекал на отношение „верхов"». 16. Есть ли факты, подтверждающие слова Тихонова? – «Да, есть. В последнее время ко мне обратились „Известия" с просьбой регулярно давать острый сатирический фельетон в моем старом плане. Ясно, что это согласовано с ЦК – иначе были бы не объяснимы ежедневные звонки с просьбой скорее дать фельетоны». 17. Какой материал вы им собираетесь дать? – «Очень острый, в моей старой сатирической манере, бичующей наши недостатки. Один из этих фельетонов – острый рассказ о начинающем писателе и плохом редакторе, портящем произведение, – стало быть, – об искусстве и его задачах. В рассказе этого начинающего писателя рассказывается о том, как погиб пароход, а редактор, боясь того, чтобы было сказано о гибели у нас парохода, правит рукопись и делает рассказ бессмысленным, заменяя повествование о гибели парохода рассказом о гибели лодки». 18. Пропустят ли такой фельетон? – «В Ленинграде его не пропустили бы, так как не знают еще новых установок, проводящихся в Москве: зло бичевать наши недостатки». 19. Как вы оцениваете общее состояние нашей литературы? – «Я считаю, что литература советская сейчас представляет жалкое зрелище. В литературе господствует шаблон, все пишется по шаблону. Поэтому плохо и скучно пишут даже способные писатели». 20. Как вы расцениваете партийное руководство литературой? – «Руководить промышленностью и железнодорожным транспортом легче, чем искусством. Нет зачастую у руководителей глубокого понимания задач искусств». 21. Как вы думаете о судьбе писателей в революционные годы? – «Поэты оказались менее стойкими, чем прозаики, среди поэтов много трагических смертей: Маяковский, Есенин, Цветаева – покончили самоубийством; Клюев, Мандельштам – умерли в ссылке, трагически погибли Хлебников, Блок (он выливал лекарство во время предсмертной болезни, так как ему не хотелось жить):из молодых – Корнилов, Васильев и др. тоже кончили трагически – не „сжились" с временем». 22. Считаете ли вы ясной теперь причину смерти Маяковского? – «Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым». 23. Позволяет ли это предполагать, что провокационно было подготовлено самоубийство Маяковского? – «Возможно. Во всяком случае, дело не в женщинах. Вероника Полонская, о которой было столько разных догадок, говорила мне, что с Маяковским интимно близка не была». 24. Чья судьба вам кажется трагичной, если доведется говорить о ныне живущих писателях? – «Меня особенно волнует судьба Юрия Олеши, жившего в Ашхабаде. Он говорил, что его ждет гибель, – я был прав». 25. Как вы думаете о своей дальнейшей жизни? – «Мне нужно переждать. Вскоре после войны литературная обстановка изменится, и все препятствия, поставленные мне, падут. Тогда я снова буду печататься. Пока же я ни в чем не изменюсь, буду стоять на своих позициях. Тем более потому, что читатель меня знает и любит. Недавно я выступал на одном военном вечере, вместе с Прокофьевым и Мирошниченко. Меня встретили овацией, оглушительной овацией. Кроме того, следует учесть, что ругали не одного меня. Меня успокаивали, например, Леонов, Д. Бедный. Леонов говорил: „Все пройдет. Вот не печатали же меня 2 года, потом – сразу были прорваны шлюзы". Бедный говорил: „Меня 4 года не печатали, потом все изменилось. Только вот жалко, что библиотеку мне пришлось распродать". Что ж, только трудно будет с деньгами. Да у меня, впрочем, всегда было с ними трудно, тиражи у меня всегда ограничивали. Единственное, что облегчает – лимит». 26. Кроме «Известий» вы где‑нибудь еще предполагаете выступить в печати? – «Мои рассказы приняты Голубевой в „Звезде". Она их послала в Москву, а из Москвы пока нет ответа. Впрочем, я думаю, что их не утвердят, так как Голубева их изуродовала правкой, ей хотелось привести их в такое состояние, чтобы их наверняка пропустили». 27. Считаете ли вы, что вами все было сделано для того, чтобы отстоять свою повесть «Перед восходом солнца»? – «Я сделал все, но мне „не повезло". Мы с академиком Сперанским написали письмо товарищу Сталину, но это письмо было направлено в те дни, когда товарищ Сталин уезжал в Тегеран, и попало в руки к заменявшему товарища Сталина Щербакову. А Щербаков, понятно, распорядился иначе, чем распорядился бы товарищ Сталин». 28. Как вы расцениваете нынешнее руководство в Союзе писателей? – «Странная вещь: на Фадеева раньше нападали многие, а теперь все в Москве изменилось: Фадеева Москва все‑таки любит, а Тихонова – нет, т. к. Фадеев – человек, любящий советскую литературу, а Тихонов – человек холодный, равнодушный. Поликарпов – человек резкий и прямой, так видно из случая, когда он требовал от меня, чтобы я написал заявление о двурушничестве Еголина». 29. Как вы расцениваете общую политическую обстановку сегодня? – «Вести с фронтов радуют. Заявление немецкого генерала Гоффмейстера показывает, что гибель Германии близка. Сталин все видел гениально. Потрясает его уверенность в самую трудную пору, в то время, когда почти все советские люди думали, что крах неизбежен, что гибель государства близка». 30. Предполагаете ли вы, что после войны изменится политическая обстановка в литературе? – «Да. Литературе будет предложено злей и беспощадней писать о наших недостатках». 31. Предполагаете ли вы в ближайшее время съездить в Москву? – «Нет». Таковы основные вопросы, затрагивавшиеся во время беседы. РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 460. Л. 10–16 Копия, машинопись
|