Жорж Санд принадлежит одно из почетнейших мест
среди представителей французского романтизма. Ее литературная
деятельность обнимает почти полстолетия. Начало этой деятельности
совпадает с расцветом направления, явившегося на смену классического,
конец – с торжеством натурализма.
Основной чертой французского романтизма был протест: во
внешней форме – протест против псевдоклассицизма, против стеснительных
правил поэзии, завещанных «образцовыми» писателями XVII века; во
внутреннем содержании – протест против устарелых идей и вековых
предрассудков. Этот дух протеста, – протеста во имя права человеческой
личности на счастье и свободное развитие, – пронизывает все романы Жорж
Санд.
«У Жорж Санд нет ни любви, ни ненависти к
привилегированным сословиям, – пишет Белинский, разбирая один из ее
романов, – нет ни благоговения, ни презрения к низшим слоям общества;
для нее не существуют ни аристократы, ни плебеи; для нее существует
только человек, – и она находит человека во всех сословиях, во
всех слоях общества, любит его, сострадает ему, гордится им и плачет о
нем. Но женщина и ее отношения к обществу, столь мало оправдываемые
разумом, столь много основывающиеся на предании, предрассудках, эгоизме
мужчин, – эта женщина наиболее вдохновляет поэтическую фантазию Жорж
Санд и возвышает до пафоса благородную энергию ее негодования к
легитимированной насилием невежества лжи, ее живую симпатию к угнетенной
предрассудками истине. Жорж Санд есть адвокат женщины, как Шиллер был
адвокат человечества».
Женщина представлялась ей страдающей под двойным гнетом и
общественных предрассудков, и семейного деспотизма. Она не видела для
нее возможности какой-либо общественной деятельности, активной борьбы
против существующего зла, и главным мотивом, исчерпывающим всю ее жизнь,
ставила любовь.
Любви Жорж Санд придает особое, идеальное значение.
Любовь, по ее понятиям, не просто чувственная страсть, физическое
стремление одного пола к другому, она заключает в себе божественную
сущность, она тождественна вдохновению, религиозному экстазу. Поэтому
она должна быть свободна, не может подчиняться никаким стеснениям. В
этой независимости заключается ее культурное значение, так как она
презирает все общественные предрассудки, уравнивает всех людей,
объединяет их во имя высшего идеала. Противиться ей, бороться с нею –
значит идти против воли Провидения. Естественным выводом из этого
высокого понятия о любви являются все те антисемейные и революционные
идеи, все те потрясения общественных устоев, которые приводили в ужас
противников Жорж Санд.
Строгие моралисты вопили о безнравственности, о
разрушении семьи; в ответ на это Жорж Санд говорила им: «Не нарушение
супружеской верности делает женщину безнравственной, а ложь и обман».
«Настоящая семья должна быть основана на взаимном уважении и честной
искренности, а не на притворстве и лицемерии». «Та любовь, которая нас
возвышает, которая внушает нам хорошие мысли и чувства, может быть
названа благородной страстью, а та любовь, которая делает нас низкими,
эгоистичными и мелочными, есть дурная страсть. Каждая страсть законна
или преступна, смотря по тому, каковы ее последствия, хотя официальное
общество, которое нельзя признать верховным судьей над человечеством,
часто узаконивает дурную страсть и осуждает хорошую».
Романы Жорж Санд переносят нас в особый мир, где на
первом плане стоят уважение к личности, геройское самоотвержение,
страстная любовь, а все материальные интересы, все расчеты честолюбия,
корыстолюбия и тщеславия представляются чем-то низменным и презренным.
Напрасно стали бы мы искать в них точной копии окружающей нас жизни.
Жорж Санд в принципе не стремилась к этой точности. «Задача художника, –
говорит она, – состоит в том, чтобы возбудить любовь к предметам,
которые он изображает, и я не ставлю ему в вину, если он их несколько
приукрасит. Искусство не есть изучение данной действительности, а
искание идеальной правды».
Это искание правды, это стремление к идеалу
составляют характерную черту французских романтиков. Окружающая
действительность не удовлетворяла их, и они искали спасения в области
свободного творчества. Герои их часто ходульны, чувства преувеличены,
самый слог подчас напыщен, но идея, лежащая в основе их произведений,
всегда заключает в себе нечто благородное, возвышенное. «Дайте романы
Жорж Санд в руки юноше или молодой женщине, – говорит Золя, – они их
сильно взволнуют: у них останется как бы воспоминание о каком-то
очаровательном сновидении, и можно бояться, что после этого
действительная жизнь покажется им скучной; они будут выбиты из колеи,
готовы на всякие глупости и наивные выходки. Эти книги переносят в мир
химер, а ведь в конце концов все-таки приходится роковым образом
окунуться в действительность».
Золя прав: после того волшебного мира, который создают
романтики-идеалисты, все пошлое, низменное в мире реальном кажется вдвое
более пошлым и низким, а примирение с пошлостью вдвое более трудным.
Романы Жорж Санд могут нарушить мирное равновесие в душе молодого
читателя, возбудить недовольство окружающим строем, протест против
установленных традицией правил. С этой точки зрения они представляют
действительно опасное чтение, более опасное, чем произведения
натуралистической школы, которая никогда не стремится раздвинуть рамки
общепринятой морали, возвыситься над обыденными понятиями.
Виктор Гюго ставит себе в заслугу, что в своих
произведениях он старался восстановить честь «шута, лакея, каторжника и
проститутки». То же гуманное отношение к париям общества мы замечаем и у
Жорж Санд. Она видит в каждом из обесславленных и обездоленных жертву
печальных либо социальных условий, невежества и предрассудков общества,
она умеет найти в нем живую человеческую душу и требует к нему не
снисхождения и милосердия, а справедливости и уважения. |