Жадность к живой жизни, стремление
перейти, наконец, от слов и мечтаний к спасительному и великому делу —
вот что соединило, сдружило между собой вовсе непохожих и порою далеких
друг другу людей. К Петрашевскому шли потому, что сами собрания у него
представлялись полезной и славной работой. Сами разговоры необходимо
вели к действию — вели постепенно, медленно, кружным путем, но
Петрашевский полагал этот путь вернейшим.
— Путь наш хотя и долог, но маршрут хороший у нас, — говорил он.
Однако не все соглашались безусловно с
хозяином «пятниц». Нашлись горячие, нетерпеливые умы, которые и на
первых порах не довольствовались одной пропагандой, но хотели тотчас же
готовить бунт, революцию. Вожаком их стал Николай Александрович Спешнев.
Однокашник Петрашевского по
Царскосельскому лицею, Спешнев был богатым курским помещиком и
владельцем двух домов в Петербурге. Высокий, статный, необыкновенно
красивый — правильные черты лица, волнистые русые кудри до плеч, — он
тотчас же обращал на себя внимание, где бы ни появлялся. В каждом его
слове, во всей повадке видны были внутренняя сила, сосредоточенность,
недюжинная воля и завидная уверенность в себе. Прожив несколько лет за
границей, Спешнев увлекся там социальными и революционными теориями,
участвовал волонтером в гражданской войне в Швейцарии на стороне
демократических кантонов и вернулся на родину ярым противником царской
власти и крепостного права.
По возвращении в Петербург Спешнев стал
частым гостем на «пятницах» Петрашевского. Здесь он мало говорил, зато
часами слушал, приглядывался к посетителям «пятниц». Лишь немногих из
них удостаивал вниманием и беседой — тех, кого хотел привлечь к своим
революционным замыслам. В числе избранных оказался и Достоевский.
Федор Михайлович поначалу сторонился
Спешнева. Он чувствовал обаяние, притягательную силу этого человека, но в
его волевой натуре писателю чудилось нечто наполеоновское, даже
демоническое. За глаза он называл Спешнева «Мефистофелем».
— Я его мало знаю, да, по правде, и не
желаю ближе с ним сходиться, — говорил Достоевский доктору Яновскому. —
Этот барин чересчур силен и не чета Петрашевскому.
Но случилось так, что время и
происходившие в мире великие события сблизили и даже сделали союзниками
этих очень разных, во многом чуждых друг другу людей. Н. А. Спешнев. Акварель А. Неймана.40-е годы XIX в.
Революционный пожар, столь бурно
вспыхнувший весной 1848 года по всей Европе, был уже к зиме почти
повсюду затушен, потоплен в крови. Правда, от огня и потрясений старый
порядок немало потерпел, и кое-что в нем пришлось подправить, изменить и
обновить, но основы, самые устои его, уцелели. Той великой перестройки
жизни, о которой мечтали высокие умы, революция не принесла.
Среди последних, не затоптанных еще
очагов революции, были австрийские владения в Италии и Венгрии. Покончив
с «беспорядками» в центре империи, австрийское правительство решило
приструнить и своих подданных — итальянцев и мадьяр. За Альпами дела
австрийцев шли неплохо, но в Венгрии они терпели одно поражение за
другим. Если бы венгерским бунтовщикам удалось отстоять свою свободу,
австрийский монарх вряд ли усидел бы на троне. А новая революция в Вене
опять подняла бы всю Германию, Италию, порабощенных Австрией поляков.
Забурлила бы, верно, и русская Польша.
В конце 1848 года стало известно, что
Николай I снаряжает огромную армию на помощь австрийцам. Так неожиданно,
так причудливо все повернулось: судьбы европейской революции, судьбы
Европы, судьбы человечества решались теперь здесь, в Петербурге!
Сколько толковали об этом в маленьком
ветхом домике у Покровской площади! Через много лет Достоевский
вспоминал, как на вечерах у Петрашевского он гневно нападал на
правительство Николая, предложившее свои кровавые услуги австрийскому
канцлеру Меттерниху. Да, у правительства были наготове тысячи солдат,
сотни пушек.
А они, горстка безоружных мечтателей, с
чем они могли выступить на защиту сражающейся Венгрии, всеобщей
свободы?.. У них было лишь слово истины. Всего лишь честное, искреннее
слово. Но, быть может, и это не так уж мало?..
Как-то раз к Спешневу пришли Достоевский и Плещеев.
— Вы, конечно, правы, — с жаром говорил
Достоевский, — из затей Петрашевского никакого толка выйти не может. Да
к тому же у него всегда видишь столько незнакомых лиц — страшно слово
сказать…
Достоевский знал, что Спешнев уже давно
думал оставить «пятницы» и создать свое революционное Тайное общество. И
вот теперь Достоевский и сам пришел к мысли, что иначе невозможно
«делать дело».
Какова должна быть программа, каков устав их Общества?..
Спешнев набросал текст подписки,
которую станут давать члены новой организации: «Когда Распорядительный
комитет Общества решит, что настало время бунта, то я обязываюсь, не
щадя себя, принять полное, открытое участие в восстании и в драке… быть в
назначенный день и в назначенный час в назначенном мне месте…
Вооружившись огнестрельным или холодным оружием…»
Они по-прежнему посещали «пятницы», но с
февраля 1849 года затеяли еженедельные литературные и музыкальные
вечера на квартире поэта Сергея Дурова. Затеяли с умыслом, чтобы за этой
ширмой скрыть сходки своей тайной организации. Спешнев в шутку называл
собрания у Дурова «Обществом страха перед полицией».
Сначала все выглядело вполне невинно.
Говорили об искусстве, проектировали издание своего журнала, читали
стихи, слушали игру приятелей-музыкантов. Но чем дальше, тем больше
места на этих вечерах занимала политика. Заговорщики подбирали
единомышленников, стремились упрочить свое влияние среди петербургских
вольнодумцев. Непосвященные — в числе их был и сам хозяин «салона»
Сергей Дуров — не догадывались, что их приятельские собрания служат
целям революционного заговора.
Новых членов в Общество решено было
вербовать с большой осторожностью, выбирая людей деятельных и в то же
время проверенных, вполне надежных.
Поначалу в Обществе было только семь
человек: кроме Спешнева и Достоевского — студент Павел Филиппов,
гвардейские офицеры Николай Григорьев и Николай Момбелли, молодые ученые
Николай Мордвинов и Владимир Милютин.
На первых порах решено было организовать тайную типографию для распространения революционных идей.
Составителями агитационной литературы
должны были стать сами члены Общества. Николай Григорьев написал злой
памфлет на порядки в армии — «Солдатская беседа». Павел Филиппов готовил
«Десять заповедей» — речь в них шла о том, как в православной России с
благословения властей и церкви совсем не по-христиански грабят и мучают
народ. А. Н. Майков. Литография. 50-е годы XIX в.
Тайному обществу нужны были литераторы.
Спешнев и Достоевский решили пригласить молодого поэта Аполлона
Майкова. Как-то вечером, придя к Майкову и оставшись у него ночевать,
Достоевский напрямик приступил к делу.
— Из кружка Петрашевского несколько
серьезных людей решились выделиться, — объявил он Майкову, — тайно,
ничего другим не сообщая, образовать Особое тайное общество с тайной
типографией для печатания разных книг и даже журналов. В вас мы
сомневались, ибо вы слишком самолюбивы…
— Как так?
— Вы не признаете авторитетов. Вы, например, не соглашаетесь со Спешневым.
— Политической экономией я особенно не
интересуюсь, но действительно, мне кажется, что Спешнев порой говорит
вздор. Что ж из того?
— Надо для общего дела уметь себя сдерживать. Вот нас семь человек — мы восьмым выбрали вас. Хотите ли вступить в Общество?
— Но с какой целью?
— Конечно, с целью произвести переворот
в России. Мы уже имеем типографский станок — его заказывали по частям, в
разных местах, по рисункам Филиппова. Все готово.
Майков покачал головой.
— Я не только не желаю вступать в
Общество, но и вам советую от него отстать. Какие мы политические
деятели! Мы поэты, художники, не практики, без гроша. Разве мы годимся в
революционеры?
Достоевский стал горячо говорить о
святости того дела, за которое взялось их Общество, о долге спасти
отечество. Они спорили до полуночи, потом легли спать.
— Ну что же? — спросил Достоевский поутру.
— Да то же, что и вчера, — отвечал
Майков. — Я раньше вас проснулся и думал. Сам не вступлю и, повторяю,
если есть еще возможность, бросьте их и уходите.
— Ну, это уж мое дело. А вы знайте — обо всем вчера сказанном знают только семь человек. Вы — восьмой. Девятого не должно быть!
— Что до этого, то вот вам моя рука — буду молчать…
Позднее, вспоминая об этом времени,
Достоевский рассказывал: «Явилась идея, перед которой здоровье и забота о
себе оказались пустяками».
Идея эта была — спасти Россию, спасти человечество. Тут уж было не до здоровья. |