Каролина-Розалия-Текла Адамовна Собаньская
(1794–1885) — дочь графа Ржевуского, предводителя дворянства Киевской
губернии, ставшего впоследствии сенатором, и Юстины Рдултовской из
старинного рода, старшая сестра Эвелины Ганской (второй жены Оноре де
Бальзака), жена подольского помещика Иеронима Собаньского.
Каролина рано вышла замуж, родила
дочь и развелась с мужем, который был на 30 с лишним лет старше ее, но
имел богатый дом и хлебный магазин.
Затем (в 1819 году) она стала
любовницей начальника военных поселений в Новороссии графа И. О. Витта,
имевшего, несмотря на свою тщедушную внешность, бесчисленное количество
любовниц, организатора тайного сыска на юге России. Постепенно он сделал
ее своим помощником по сыску и доносам, тайным агентом Третьего
Отделения, этакой «Мата Хари XVIII века». Конечно, об этом ее
многочисленным поклонникам не было известно.
А в те годы, по воспоминаниям
Ф. Ф. Вигеля: «Собаньская была самою красивою из всех живших в Одессе
полек… безмерно веселая, любительница изящных искусств, прекрасная
пианистка. Она была душой общества, к которому принадлежала… Витт был
богат, расточителен и располагал огромными казенными суммами. Собаньская
же никакой почти собственности не имела, а наряжалась едва ли не лучше
всех и жила чрезвычайно роскошно — следственно, не гнушалась названием
наемной наложницы, которое иные ей давали… Она имела черты лица грубые,
но какая стройность, что за голос и что за манеры!» Граф М. Д. Бутурлин
писал: «Я был представлен красавице г-же Каролине Собаньской… Ее салон
привлекал отборное мужское общество. Она была чудесной музыкантшей,
прекрасно играла на рояле, пленительно пела, завораживая своих гостей. В
ее доме как бы продолжались оперные вечера. В салоне Собаньской Пушкин
был в числе удачливых соискателей».
Каролина Собаньская прожила бурную
романтическую жизнь. Пушкин впервые познакомился с ней в Кишиневе в доме
губернатора И. Я. Бухарина 2 февраля 1821 года. И сразу же в рукописи
поэмы «Кавказского пленника» появились ее портреты. Затем он часто
посещал ее в Одессе, где у нее был дом-дача с садом, площадью 5 десятин.
П. В. Анненков, еще при жизни
Е. К. Воронцовой, отмечал: «Преданья той эпохи упоминают еще о женщине,
превосходившей всех других по власти, с которой управляла мыслью и
существованием поэта. Пушкин о ней нигде не упоминает, как бы желая
сохранить про себя одного тайну этой любви. Она обнаруживается у него
только многочисленными профилями прекрасной женской головы, спокойного,
благородного, величавого типа, которые идут по всем бумагам из одесского
периода его жизни».
22 октября 1823 года Пушкин писал
Александру Раевскому о скором приезде в Одессу «мадам С.», и вскоре, на
листе бумаги возникает портрет Собаньской — пышноплечьей, лианоподобной,
в резком порывистом повороте, с бурей в расширенном миндалевидном глазу
— олицетворение прекрасной грозы.
11 ноября того же года в день
создания одного из лучших пушкинских стихотворений «Простишь ли мне
ревнивые мечты…», поэт был с Каролиной на крестинах сына Воронцовых.
Собаньская, опустив пальцы в кропильницу, коснулась лба Пушкина. В
рукописи поэта в этот день сделана пометка «крещенье» и нарисован
профиль Собаньской.
В апреле — октябре 1828 года, затем в
ноябре — декабре 1829 года Пушкин встречался с Собаньской в Петербурге,
куда, скорее всего, она была прислана специально. Влечение поэта,
который не догадывался об ее двойной жизни, вспыхнуло с новой силой. В
1829 году он нарисовал в альбоме Елизаветы Ушаковой композицию из трех
женских лиц: Е. Воронцовой, Е. Семеновой и К. Собаньской.
5 января 1830 года Пушкин записал в
альбом Собаньской посвящение «Что в имени тебе моем…». Кстати, это
стихотворение, получившее музыкальные интерпретации Алябьева, Титова,
Даргомыжского, Римского-Корсакова, Танеева и Шостаковича, до обнаружения
альбома Каролины Собаньской в 1934 году в киевском архиве, пушкинисты
почти единогласно ошибочно приписывали относящимся к А. А. Олениной.
2 февраля 1830 года Пушкин написал Каролине Собаньской два письма:
1
«Сегодня 9-я годовщина дня, когда я
вас увидел в первый раз. Этот день был решающим в моей жизни. Чем более я
об этом думаю, тем более убеждаюсь, что мое существование неразрывно
связано с вашим; я рожден, чтобы любить вас и следовать за вами — всякая
другая забота с моей стороны — заблуждение или безрассудство; вдали от
вас меня лишь грызет мысль о счастье, которым я не сумел насытиться.
Рано или поздно мне придется все бросить и пасть к вашим ногам. Среди
моих мрачных сожалений меня прельщает и оживляет одна лишь мысль о том,
что когда-нибудь у меня будет клочок земли в Крыму. Там смогу я
совершать паломничества, бродить вокруг нашего дома, встречать вас,
мельком вас видеть…»
2
«Вы смеетесь над моим нетерпением,
вам как будто доставляет удовольствие обманывать мои ожидания, и так я
увижу вас только завтра — пусть так. Между тем я могу думать только о
вас… Вы — демон, то есть тот, кто сомневается и отрицает, как говорится в
Писании…
Дорогая Эллеонора, позвольте мне
называть вас этим именем, напоминающим мне и жгучие чтения моих юных
лет, и нежный призрак, прельщавший меня тогда, и ваше собственное
существование, такое жестокое и бурное… Дорогая Эллеонора, вы знаете, я
испытал на себе все ваше могущество. Вам обязан я тем, что познал все,
что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и все,
что есть в нем самого ошеломляющего. От всего этого у меня осталась лишь
слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень
искренняя — и немного робости, которую я не могу побороть.
А вы, между тем, по-прежнему
прекрасны, так же, как и в день переправы или же на крестинах, когда
ваши пальцы коснулись моего лба. Это прикосновение я чувствую до сих пор
— прохладное, влажное. Оно обратило меня в католики. Но вы увянете; эта
красота когда-нибудь покатится вниз, как лавина. Ваша душа некоторое
время еще продержится среди стольких опавших прелестей — а затем
исчезнет, и никогда, быть может, моя душа, ее боязливая рабыня, не
встретит ее в беспредельной вечности».
Второе письмо Пушкин написал в ответ
на записку к нему, полученную им утром 2 февраля. В ней Каролина писала:
«В прошлый раз я забыла, что отложила до воскресенья удовольствие
видеть вас… Надеюсь, что вы не забудете о вечере в понедельник, и не
будете слишком досадовать на мою докучливость, во внимание ко всему тому
восхищению, которое я к вам чувствую».
Вероятнее всего, именно Каролине
Собаньской поэт посвятил стихотворения: «Все кончено: меж нами связи
нет…» (1824), знаменитое «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Когда
твои младые лета…» (1829) и др. Некоторые исследователи утверждают, что
ее черты угадываются и в Марине Мнишек «Бориса Годунова», и в Лауре
«Каменного гостя».
4 марта 1830 года Пушкин неожиданно
уехал из Петербурга в Москву и 6 апреля просил руки Н. Н. Гончаровой, а
по случайному совпадению в этот же день в «Литературной газете» было
опубликовано его посвящение Собаньской «Что в имени тебе моем…».
П. А. Вяземский в письме от 7 апреля
писал жене: «Собаньская умна, но слишком величава. Спроси у Пушкина,
всегда ли она такова или только со мною».
В июле Пушкин вновь возвратился в
Петербург. Т. Г. Цявловская и В. Фридкин полагали, что он в этот период
встречался с Собаньской, которая, как следует из недавно обнаруженного
ее письма шефу жандармов Бенкендорфу, продолжала писать последнему
письма-доносы.
В 1831 году ее уже официального мужа
И. О. Витта назначили военным губернатором Варшавы, куда с ним уехала и
Каролина. По поручению Витта она, проникнув в среду польских
национал-патриотов, доносила об активистах этого движения. Но,
по-видимому, Каролина сама сочувствовала идее освобождения Польши от
протектората России. На просьбу наместника в Польше Паскевича о
назначении Витта председателем временного правительства Николай I
ответил: «Назначить Витта председателем никак не могу. Она [Собаньская]
самая большая и ловкая интриганка и полька, которая под личиной
любезности и ловкости всякого уловит в свои сети и Витта будет за нос
водить…»
В 1836 году Витт оставил ее. В том же
году Каролина вышла замуж за адъютанта графа Витта капитана
С. Х. Чирковича. После смерти своего мужа она в 1848 году выехала в
Париж, где в 1851 году снова вышла замуж, на этот раз за французского
поэта Ж. Лакруа. В Россию Каролина Адамовна уже больше не вернулась,
умерла во Франции и была похоронена на монпарнасском кладбище Парижа.
До конца жизни Каролина Адамовна (а
прожила она 90 лет) питала пристрастие к шампанскому и черной икре,
музицировала на клавикордах, сохраняла остроумие, рассказывала
фривольные анекдоты, посещала оперу, любила «Евгения Онегина» и
постоянно вспоминала Пушкина. |