Поэт не ошибался в своем предсмертном
провидении. Если отыскивались и, быть может, не раз еще отыщутся
отдельные судьи, неправедные и немилостивые, то в общем "живой, кровный
союз” меж ним и всеми "честными сердцами” установился прочно, и, нужно
думать, с годами он будет лишь расти и крепнуть. Но Некрасову пришлось
вести долгую и тяжелую борьбу для того, чтобы завоевать общее признание.
"Если бы дать больше места выдержкам из отзывов
критики, то каждый наглядно убедился бы, как долго и упорно печать наша
не признавала всей силы поэтического значения Некрасова и как публика
сама поняла и полюбила поэта. Некрасов занял сам с бою, без союзников,
свое настоящее положение в русской литературе”, – так писал в 1879 году
С. И. Пономарев в послесловии к первому посмертному изданию
стихотворений поэта, которое он редактировал. В самом деле, просматривая
три части изданного г-ном Зелинским "Сборника критических статей о
Некрасове” (доведенного лишь до 1877 года), мы видим, что в течение
почти всех сороковых годов критика наша хранила о поэте глубокое
безмолвие, а за следующее десятилетие появилось всего лишь несколько
незначительных отзывов, в одном из которых Эраст Благонравов писал:
"Трудно найти стихотворца, который был бы меньше поэт, чем Некрасов”.
Автор другого отзыва, Аполлон Григорьев, заявлял (уже в 1855 году), что
не находит поэзии в доселе напечатанных стихах Некрасова, за исключением
лишь стихотворения к падшей женщине ("Когда из мрака заблужденья…”).
Вышедшее в 1856 году первое издание стихотворений
Некрасова было раскуплено публикой с изумительной быстротою, но в печати
не вызвало ни одной статьи, ни одной самой коротенькой рецензии!
Объясняется это, конечно, тем, что "Современник”,
отражавший взгляды и настроения молодой России, в сердце которой стихи
Некрасова нашли такой сочувственный отклик, издавался самим поэтом, и на
страницах этого журнала похвала Некрасову не могла найти себе места.
Один только раз Добролюбов (и то не называя имени Некрасова, хотя имея в
виду, очевидно, его) высказал мнение, что Пушкин, Лермонтов и Кольцов
уже нашли себе достойного продолжателя… Что касается остальных органов
печати, то они находились в руках людей поколения отживающего,
понимавшего поэзию прежде всего как служение "красоте”. Само собой
разумеется, что в таких критиках поэзия Некрасова в лучшем случае
вызывала недоумение…
Только в начале шестидесятых годов, когда широкий поток
новых общественных идей проник во все уголки обновленной России, повлияв
прежде всего на печать, последняя сразу заговорила о Некрасове как о
признанном уже "властителе сердец” молодого поколения. В это время, как
бы поддавшись общему энтузиазму, переменили о нем к лучшему мнение и
наиболее искренние представители поколения старшего, вроде Аполлона
Григорьева, который с восторгом отзывался теперь о "народном сердце”
Некрасова и о "почвенности” его поэзии.
Но вот схлынула живая волна… "Призванная к порядку”,
русская жизнь опять начала замирать и принимать "благообразный” вид.
Свежие, молодые голоса замолкли, и это опять не замедлило сказаться на
отношении критики к Некрасову. К тому же, как мы видели, последний сам
не устоял в этот тяжелый период на прежней высоте и, поскользнувшись,
дал новую пищу злорадству врагов; клевета "снежным комом покатилась по
Руси, по родной”… Наиболее тяжелым и мучительным для Некрасова был 1869
год. Господа Антонович и Жуковский, недавние друзья, поддавшись чувству
мелкого, самолюбивого озлобления, выпустили против Некрасова целую
обличительную брошюру, "Материалы для характеристики современной русской
литературы”, где, развенчивая Некрасова как журналиста и человека,
пытались подкопаться и под его поэзию. "Вам так же легко перестроить
вашу лиру на совершенно новый лад, – развязно обращался г-н Антонович к
Некрасову, – как вашему другу (?) г-ну Краевскому легко променять
прежний образ мыслей на новый; вы с одинаковым увлечением и искусством
можете и восхвалять, и порицать один и тот же предмет, вам ничего не
стоит метать громы гражданского негодования в какого-нибудь вельможу,
швейцар которого отогнал от его подъезда "деревенских русских людей”, а
завтра рабски льстить ему и прославлять его доблести восторженным
мадригалом; вам нужна только тема, какова бы она ни была, а вы уж
обработаете ее поэтически…” Словом, отрицалась в поэте всякая
искренность, всякое убеждение.
Нечего и говорить, что, несмотря на искусную и сильную
отповедь И. А. Рождественского, в том же году выпустившего – без ведома
Некрасова – ответную брошюру "Литературное падение гг. Антоновича и
Жуковского”, во враждебном Некрасову литературном лагере нападки на него
встретили самый радостный прием. Страхов писал в "Заре”: "Наиболее
значительная часть нашей печати (либеральная) живет одною фальшью,
сознательно и постоянно кривит душою. Не раздается ни одного искреннего,
прямого голоса; все лукавит, иезуитствует, прислуживается (!), все
покорно гнет перед чем-нибудь или перед кем-нибудь свою совесть и свои
помыслы… Книжка гг. Антоновича и Жуковского представляет, очевидно,
реакцию. Лжи накопилось столько, что наконец сознание ее начинает
прорываться наружу… Обличение Некрасова важно для тех, кто видел в нем
некоторое светило либерализма; но многие, и давно уже, смотрели иначе.
Самые стихи Некрасова, в которых так много говорится о народных
страданиях, давно уже, несмотря на их несомненные замечательные
достоинства, признаны (?) не выражающими полного сочувствия народу, не
проникнутыми его действительным пониманием. Это – сатиры, карикатуры,
излияния хандры и желчи и лишь изредка правдивые и неискаженные картины”
(в качестве примера того, "как мало сходится Некрасов с народом в своих
сочувствиях и воззрениях”, Страхов указывал на пожелание поэта, чтобы
русский народ понес с базара Белинского и Гоголя!).
В том же 1869 году выступил со своими "разоблачениями”
Тургенев, опубликовавший в "Вестнике Европы” известные письма
Белинского… А вслед за тем тот же Тургенев, раздраженный недостаточно
почтительным, по его мнению, отзывом "Отечественных записок” о поэзии
Полонского, выступил в "Санкт-Петербургских ведомостях” с открытым
письмом, в котором говорилось: "Я убежден, что любители русской
словесности будут перечитывать лучшие стихи Полонского, когда самое имя
Некрасова покроется забвением. Почему же это? А просто потому, что в
деле поэзии живуча только одна поэзия и что в белыми нитками сшитых,
всякими пряностями приправленных, мучительно высиженных измышлениях
"скорбной” музы г-на Некрасова ее-то, поэзии-то, и нет на грош”.
И такие отзывы, к стыду русской литературы, нигде не
вызвали в свое время резкого, негодующего отпора, – опять-таки, быть
может, потому, что все наиболее свежие литературные силы группировались
вокруг "Отечественных записок”, во главе которых стоял сам Некрасов.
Даже в середине семидесятых годов не в редкость было встретить на
страницах журналов нелепое мнение, будто Некрасов приобрел себе значение
в родной литературе "только оригинальными, новыми мотивами, а отнюдь не
силой и глубиной содержания”; или даже – будто "поэзия Некрасова
вырабатывалась в либеральных редакциях, служила постоянно как бы
иллюстрацией направлений, попеременно господствовавших в известной части
журналистики”. О поэме "Кому на Руси жить хорошо” один критик писал (и
тоже нигде не встретил отпора): "Поэма эта принадлежит к таким, о
которых гораздо приятнее было бы хранить молчание”.
Между тем бурная жизненная карьера нашего поэта
приближалась к окончанию. Мы говорим – бурная, но должны с прискорбием
констатировать, что о второй половине жизни и деятельности Некрасова
биографы его знают, в сущности, не многим больше, чем о первой (о годах
ранней молодости). Они знают, главным образом, историю журналов, которые
издавал Некрасов, общественную сторону жизни и деятельности поэта в
зрелую пору, но почти не имеют представления о личной и тем более
интимной его жизни. Единственным ключом к последней являются его
собственные лирические признания, слишком мало удовлетворяющие наше
любопытство. Они дают, впрочем, достаточно оснований утверждать, что, и
достигнув в конце жизни условий материальной обеспеченности, Некрасов не
приобщился к сонму тех "счастливцев”, которых с таким упорством
отыскивали на Руси его знаменитые "странники”. Известно, например, что
семьею он до конца дней не обзавелся и только на смертном одре сочетался
законными узами с той женщиной, которую считал своей женой; с каких,
однако, пор и какие именно отношения были у него с этой женщиной, каков
был ее нравственный облик и даже как ее звали (в предсмертных стихах он
воспевал ее под именем Зины) – все это вопросы, на которые у нас пока
нет ответа…
Улыбнулась ему слава знаменитого писателя, но и к славе,
как мы видели, было подмешано много горькой отравы; колючие терновые
иглы, вплетенные в лавры блестящего венка, слишком больно давали о себе
знать, – и, быть может, только перед самой смертью, в горячих
изъявлениях любви со стороны молодежи, Некрасов узнал наконец подлинную
беспримесную сладость широкой популярности.
Не дала ему судьба и крепких физических сил,
рано надломленных лишениями и борьбой всякого рода. Еще в середине
пятидесятых годов у него открылась какая-то серьезная горловая болезнь,
вызывавшая опасения чахотки; сам Некрасов уже считал себя приговоренным к
смерти… Но поездка в Италию и в Африку остановила болезненный процесс
(хотя голос после того навсегда остался глухим и хриплым). С начала
семидесятых годов появились тяжелые желудочные боли (рак), которые в
конце концов и свели поэта в безвременную могилу. Ни новая поездка на юг
(в Крым), ни операция, сделанная знаменитым Бильротом, – ничто уже не
могло принести спасения, и на пятьдесят шестом году жизни, в полном
расцвете таланта, 27 декабря 1877 года Николай Алексеевич Некрасов
скончался. Похороны его были чуть ли не первым на Руси громким и
торжественным проявлением общественных симпатий к любимому писателю, –
гроб его, несмотря на суровый морозный день, провожала еще невиданная в
таких случаях в Петербурге толпа народа в четыре-пять тысяч человек.
Слухи о тяжкой болезни поэта и последовавшая затем
смерть его вызвали настоящий взрыв непритворной скорби в обществе и
особенно среди молодежи, – тотчас же смолкли и все враждебные голоса в
печати; со страниц газет и журналов в течение целого года не сходили
сочувственные некрологические статьи и разборы стихотворений Некрасова;
вышли и отдельные сборники, посвященные памяти поэта… Но уже в 1878 году
на страницах либерально-буржуазного "Голоса” возобновлено было в самой
резкой форме нападение: появились, в пяти огромных фельетонах,
нашумевшие в свое время "Критические беседы” Евгения Маркова… Эти
широковещательные беседы, якобы беспристрастно отмечавшие недостатки и
достоинства некрасовской поэзии, а в сущности стремившиеся доказать ее
ничтожность и эфемерность, имели большой успех в тех общественных и
литературных кругах, которые и до того с плохо скрываемой неприязнью
относились к необычайной популярности Некрасова. Марков задал тон и
собрал материал, можно сказать, для всей последующей отрицательной
критики, и отзвуки его "Бесед” явственно слышались даже двадцать лет
спустя, в двадцатилетнюю годовщину смерти поэта. Мы думаем, не мешает
поэтому (особенно ввиду того, что "Голос” представляет теперь
библиографическую редкость) изложить с некоторой подробностью критику
Евгения Маркова.
Некрасов, утверждает критик "Голоса”, – поэт
предшествовавшей освобождению крестьян эпохи. Проникнутый сознанием
коренного общественного зла, он видит роковое безобразие даже в сферах
жизни, по-видимому, не имеющих связи с крепостным бытом. У читателя
получается впечатление какого-то предвзятого намерения не
останавливаться ни на каких других явлениях мира, кроме излюбленных (?)
автором. Преувеличение, неестественность, надутость, сентиментальность и
риторика – роковые последствия такой односторонности… Этим поэт
вызывает и несочувствие читателя к той самой среде, которая выставляется
жертвою безобразия… Защищая русский народ против Некрасова, Марков в
качестве примера приводит стихотворение "Родина”, где будто бы чудовищно
неверно утверждение, что русские крепостные "завидовали житью последних
барских псов”… "Кто, например, узнает, – патетически восклицает
критик, – ту охоту, которая обыкновенно наполняла радостью удали не
только охотника-барина, но и псарей его, и лошадей, и собак (какова
собачья идиллия! – Авт.), в неверной и мрачной картине "Псовой
охоты” Некрасова?” Лира Некрасова – вообще патологическая лира; песни "О
погоде”, например, – не столько поэзия, сколько "воркотня досужего
капризника”… Изображения народного быта, народной души и даже народная
речь в его стихах полны фальши, неискренности и тенденциозности.
Многочисленные примеры, приводимые Евгением Марковым, мы опустим;
упомянем лишь об одном, которым критики Некрасова пользуются охотно и
доныне. В стихотворении "Тишина”, говоря об окончании Крымской войны,
поэт прибегает к такому образу: "Прибитая к земле слезами рекрутских жен и матерей, пыль
не стоит уже столбами над бедной родиной моей”. Г-н Андреевский, следуя
примеру Маркова, подсмеивался: "Этот невообразимый дождь, освеживший
большую дорогу, совершенно нестерпим” ("Литературные чтения”, 1891).
Между тем прекрасная и сильная, на наш взгляд, метафора Некрасова
становится вполне понятной, если взять ее в связи со следующими стихами
из той же "Тишины”:
…Над Русью безмятежной Восстал немолчный скрип тележный, Печальный, как народный стон; Русь поднялась со всех сторон, Все, что имела, отдавала И на защиту высылала Со всех проселочных путей Своих покорных сыновей… Как
известно, из этих "покорных сыновей” лишь "немногие вернулись с поля”, и
поэт имел полное основание сравнить с потоками дождя слезы, пролитые
рекрутскими женами и матерями… Казалось бы, над чем тут зубоскалить?…
Некрасову по плечу, продолжает Марков, только сказочное
геройство, баснословный идиотизм, голубиное смирение, кровожадность
тигра. Он не постигает средних типов. Искренним мыслителем-поэтом и беспристрастным
наблюдателем-художником он бывает только один час из десяти натянутого и
надуманного сочинительства. Причина всего этого – жизнь в кружках,
которые действовали не путем поэтического и художественного воспитания
общества, а методом логического убеждения, отталкиваясь от научных
знаний, практических интересов… Под влиянием кружков Некрасов поднял
знамя тенденциозной поэзии, но, как все выдуманное, насильственное, как
всякий ублюдок, она осуждена остаться без потомства: "Лишенная
одушевляющего огня и искренности, как может она холодными процедурами
своего творчества зажечь божественную искру в новом организме?…”
Некрасов, по мнению Маркова, до того тенденциозен, до
того свыкся с необходимостью громить крепостное право, что чуть ли не
готов отрицать самый факт освобождения (игривая мысль, которую охотно
повторяли потом господа Андреевские, Платоны Красновы и им подобные).
Некрасов был поэтом исключительно отрицания, отрицание же есть только
преходящий момент. В творчестве поэта были скудны элементы любви (!)…
"Побольше любви!” – в заключение укоризненно наставляет Марков
Некрасова, а кстати уж и "родственного ему” Щедрина, умевшего только
"отрицать” и совсем не умевшего любить…
Тому, кто знает Некрасова и Щедрина, конечно, нечего
разъяснять, как много самодовольной узости и приторной фальши скрывалось
в этих "либеральных” назиданиях!
За последние двадцать лет в критике появилось мало
нового и интересного о некрасовской поэзии. Следует отметить разве
упомянутую уже статью г-на Андреевского, в которой, быть может, много
злого остроумия и красивых софизмов, но конечный вывод которой таков:
"Вклад Некрасова в вечную сокровищницу поэзии гораздо меньше его славы,
его имени”.
С середины восьмидесятых годов, когда литература заметно
охладела к мужику, к народу, имя Некрасова все реже и реже стало
мелькать на страницах журналов. Выплыли на сцену вопросы личного
совершенствования, личной морали; шумно прокатилась мишурная волна
"эстетического идеализма” и доморощенного декадентства… Увлечение
марксизмом обещало, казалось, значительное отрезвление: возврат
искусства к реализму, к социальным интересам, хотя и с перенесением
центра внимания с мужика на городского пролетария; но тут случилось
нечто странное и неожиданное: марксизм в собственном, беспримесном его
виде почти нисколько не отразился на нашей художественной литературе и
на художественной критике… Заявляли о себе и шумели одни только
марксисты "не настоящие”, марксисты-индивидуалисты, марксисты-ницшеанцы,
марксисты-символисты… Эти господа, понятно, не могли любить Некрасова с
его простой, бесхитростной поэзией, чуждой всяких современных кривляний
и вычур!
К счастью, движение вперед, в сторону все
большей демократизации литературы и искусства, продолжается
безостановочно и непрерывно, и видимые зигзаги и отступления в нашем
общественном развитии не имеют в последнем счете особенного значения.
Литература у нас не впервые отстает от жизни, и судить о вкусах и
настроении наиболее бодрых и жизнеспособных кругов общества по мнениям
господ Андреевских, Мережковских, Бердяевых e tutti quanti было бы совершенно неосновательно. Некрасов ни в каком
случае не может быть назван забытым и отжившим свое время поэтом.
Сборники стихотворений его, довольно дорогие по цене, раскупаются с
прежней, если не большей быстротою. Но если бы даже среди "верхов” нашей
много всяких видов видавшей интеллигенции и действительно можно было
подметить некоторое охлаждение к "музе мести и печали”, то жизнь с
каждым днем все заметнее выдвигает вперед нового, свежего читателя,
могучего как своею численностью, так и всепобеждающей верой в торжество
света и правды. Не сегодня-завтра этот новый читатель заполнит всю
жизненную сцену, и никакого сомнения не может быть в том, что для
Некрасова он явится "читателем-другом”.
Как ночные призраки, разлетятся тогда и растают туманом
все современные "символизмы”, поиски "новой красоты” и "новых
настроений”. Жажда правды – вот настроение, которое одно имеет под собой
твердую почву. Светлое и широкое будущее предстоит поэтому "музе мести и
печали”, не устававшей твердить:
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – страдания народа И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши: не стареет она! |