Кто же был этот юноша-идеалист, потерпевший
такое жестокое крушение при первой же попытке выйти в треволненное
литературное море?
Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в
каком-то захолустном местечке Винницкого уезда Подольской губернии, где
квартировал полк его отца, поручика Алексея Сергеевича Некрасова,
богатого ярославского помещика. Этот внешне блестящий и не лишенный
природного ума офицер был, в сущности, заурядным армейцем двадцатых
годов, выросшим в мрачных условиях крепостного права, – "красивым
дикарем”, едва умевшим подписать свое имя и больше всего на свете
интересовавшимся картежной игрой, псовой охотой, женщинами и кутежами.
Карты были, впрочем, родовой страстью Некрасовых: по семейному преданию,
прадед поэта (воевода) и дед (штык-юнкер в отставке) проиграли в карты
несколько тысяч душ крестьян; как известно, не чужд был той же слабости и
сам поэт…
В 1817 году "красивым дикарем”-поручиком увлеклась,
однако, красавица полька Елена Андреевна Закревская, и, так как родители
последней, очевидно, неблагосклонно относились к этому увлечению,
состоялся тайный увоз молодой девушки и тайный же брак. Такова семейная
легенда, известная читающей России по стихам нашего поэта… Легенде этой
как будто несколько противоречит ставшая теперь известной выписка из
метрической книги Успенской церкви Винницкого повета о браке "адъютанта-поручика 28-го егерского полка, 3-й
бригады, Алексея Сергеева сына Некрасова греко-российского исповедания с
дочерью титул, советника Андрея Семенова Закревского Еленою, того же исповедания, по учинении троекратного извещения и по взятии обыска”. На
первый взгляд эта выписка категорически опровергает и предание о
тайном, торопливо совершенном обряде венчания, и даже о польском
аристократическом происхождении матери Некрасова… Но мы не решились бы
на такой скороспелый вывод: ведь в православие Елена Закревская могла
перейти перед самой свадьбой, – при желании священника это могло быть
делом одного дня… И, при его же желании (а богатый офицер Некрасов без
труда мог его вызвать), в метрическую книгу могли быть записаны также
совершенно фантастические сведения об "учинении троекратного извещения” и
о "взятии обыска”… Как бы то ни было, пуская в свет "легенду”, поэт
основывался не только на воспоминаниях раннего детства, но и на
знаменитом "письме”, содержание которого он излагает в одной из
задушевнейших своих поэм ("Мать”) и которое он, несомненно, держал в
руках, уже будучи юношей:
Я разобрал хранимые отцом Твоих работ, твоих бумаг остатки И над одним задумался письмом. Оно с гербом, оно с бордюром узким; Исписан лист то польским, то французским, Порывистым и страстным языком. Брак
родителей Некрасова, брак по страстной любви, оказался, к сожалению,
несчастным… Прекрасно воспитанная, на редкость образованная по тому
времени женщина, мать Некрасова была необычным, редким явлением в
малокультурном русском обществе, случайной, экзотической его гостьей;
напротив, отец, – не представлявший, правда, чего-либо исключительно
чудовищного на фоне мрачной эпохи двадцатых-тридцатых годов, – был самым
типичным тогдашним помещиком, в достаточной степени умевшим отравлять
жизнь не только своим крепостным, но и собственной семье, хотя, надо
сознаться, сын не пожалел темных красок для его обрисовки: дикарь,
угрюмый невежда, деспот и даже палач – подобные характеристики так и
мелькают в тех местах стихотворений и поэм Некрасова, которые посвящены
воспоминаниям об отце.
Последний бросил военную службу, когда будущий поэт был
еще очень мал. Некрасовы переселились после этого в родовое поместье
Грешнево (Ярославской губернии), и здесь потекла та удушливая, мрачная
жизнь, с которою мы так хорошо знакомы по "Родине”, "Несчастным”,
"Матери” и другим поэмам и мелким стихотворениям. Отец бражничал или
пропадал целыми днями на охоте, мать, оскорбленная и униженная в лучших
своих чувствах, жила одинокой, замкнутой жизнью… Число детей быстро
росло (у Некрасова было братьев и сестер тринадцать человек), но вместе с
тем отношения родителей становились все холоднее и отчужденнее.
Твой властелин, – обращается поэт, уже умирая сам, к покойной матери, —
…наследственные нравы То покидал, то буйно проявлял; Но если он в безумные забавы В недобрый час детей не посвящал, Но если он разнузданной свободы До роковой черты не доводил, — На страже ты над ним стояла годы, Покуда мрак в душе его царил. А
в "Несчастных” находим и более подробную картину семейной жизни (хотя, в
общем, герой поэмы и не может быть отождествлен с автором, но
изображение его детства и юности, несомненно, автобиографично):
Рога трубят ретиво, Пугая ранний сон детей, И воют псы нетерпеливо… До солнца сели на коней — Ушли… Орды вооруженной Не видит глаз, не слышит слух. И бедный дом, как осажденный, Свободно переводит дух. … Осаду не надолго сняли… Вот вечер – снова рог трубит. Примолкнув,
дети побежали, Но мать остаться им велит: Их взор уныл, невнятен лепет…
Опять содом, тревога, трепет! А ночью свечи зажжены, Обычный пир кипит
мятежно, И бледный мальчик, у стены Прижавшись, слушает прилежно
И смотрит жадно (узнаю Привычку детскую мою)… Что слышит? Песни удалые Под топот пляски удалой; Глядит, как чаши круговые Пустеют быстрой чередой; Как на лету куски хватают И рот захлопывают псы… … Смеются гости над ребенком, И чей-то голос говорит: "Не правда ль, он всегда глядит Каким-то травленым волчонком? Поди сюда!” Бледнеет мать; Волчонок смотрит – и ни шагу. "Упрямство надо наказать — Поди сюда!” – волчонок тягу… "А-ту его!” Тяжелый сон… Николай
Алексеевич, первенец в семье, был, по-видимому, много старше своих
многочисленных братьев и сестер, и одинокое детство его протекало в
невыносимо душной нравственной атмосфере. Чтобы получить о ней понятие,
достаточно прочесть "Родину” или другое стихотворение того же периода –
"В неведомой глуши”, которое автор, по не совсем понятным для нас
мотивам, не хотел признавать оригинальным. Первоначально стихотворение
было озаглавлено "Из Ларры”, позже – "Подражание Лермонтову”, причем в
авторском экземпляре сделано было такое примечание: "Сравни: Арбенин (в
драме Маскарад). Не желаю, чтобы эту подделку ранних лет считали как
черту моей личности”. И еще следовало ироническое добавление: "Был
влюблен и козырнул”. То есть: порисовался демоническим плащом сильного,
много испытавшего, во всем разочаровавшегося человека…
Позволительно, однако, усомниться в полной искренности этого примечания.
Сходство стихотворений с монологами Арбенина очень
слабое, чисто формальное; самый мотив разработан в нем с такими
пластически реальными подробностями и столь оригинально, что
"подражанием” назвать эти стихи невозможно. Несомненно, что поэта
смущали следующие строки его пьесы:
Я в мутный ринулся поток И молодость мою постыдно и безумно В разврате безобразном сжег.
И действительно, по отношению к личной его биографии это
абсолютная неправда! Если и были в молодости Некрасова не совсем
безгрешные увлечения, то, конечно, в ней было во сто раз больше
непосильно тяжелого труда, мучений бедности, благородных юношеских
стремлений… Начало стихотворения дает зато вполне верную картину
растлевающего влияния на юную душу отцовского дома с его
рабовладельческими нравами и инстинктами:
В неведомой глуши, в деревне полудикой, Я рос средь буйных дикарей, И мне дала судьба, по милости великой, В руководители псарей. Вокруг меня кипел разврат волною грязной, И на душу мою той жизни безобразной Ложились грубые черты. И прежде чем понять рассудком неразвитым, Ребенок, мог я что-нибудь, Проник уже порок дыханьем ядовитым В мою младенческую грудь. Ведь это почти то же, что находим мы и в знаменитой "Родине”, где Некрасов несомненно уже говорит о самом себе:
И вот они опять, знакомые места, … Где было суждено мне Божий свет увидеть, Где научился я терпеть и ненавидеть, Но ненависть в душе постыдно притая, Где иногда бывал помещиком и я; Где от души моей, довременно растленной, Так рано отлетел покой благословенный И не ребяческих желаний и тревог Огонь томительный до срока сердце жег… Какие тяжелые, поистине кошмарные воспоминания вынес поэт из своего детства, видно из заключительных строк той же "Родины”:
И, с отвращением кругом кидая взор, С отрадой вижу я, что срублен темный бор… После этого отнюдь не кажется преувеличением страдальческий крик: Всему, что, жизнь мою опутав с первых лет, Проклятьем на меня легло неотразимым, Всему начало здесь, в краю моем родимом! По
счастью, в том же родном краю и в том же раннем детстве Некрасова лежит
начало и всему, что было благословением его жизни. Это –
обаятельно-светлый образ рано умершей мученицы-матери, навсегда
воплотившей для него идеал любви и гуманности! Без преувеличения можно
сказать, что более трогательного, более поэтического образа не знает не
только русская поэзия, но, быть может, и вся русская литература… Смягчая
и просветляя мрачные звуки некрасовской лиры, образ этот не раз спасал и
самого поэта от конечного падения…
Повидайся со мною, родимая, Появись легкой тенью на миг! Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других. С головой, бурям жизни открытою, Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, грудью своей Защищая любимых детей. … Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах, Под грозой величаво-безгласная Молода умерла ты, прекрасная, И такой же явилась ты мне При волшебно-светящей луне. Да! я вижу тебя, бледнолицую, И на суд твой себя отдаю. Не робеть перед правдой-царицею Научила ты музу мою: Мне не страшны друзей сожаления, Не обидно врагов торжество, Изреки только слово прощения Ты, чистейшей любви божество! … Увлекаем бесславною битвою, Сколько раз я над бездной стоял, Поднимался твоею молитвою, Снова падал – и вовсе упал!.. Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней, Погрузился я в тину нечистую Мелких помыслов, мелких страстей. От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Читатель,
конечно, десятки раз перечитывал эту бесконечно трогательную
молитву-жалобу – и, тем не менее, мы уверены, что он не посетует на нас
за длинную выписку…
"Если бы Некрасов ни одной строки больше не написал,
кроме этого изумительного стихотворения, – говорит Н. К. Михайловский по
поводу "Рыцаря на час”, – то оно одно уже обеспечивало бы ему "вечную
память”; едва ли кто-нибудь, по крайней мере в молодости, мог читать его
без предсказанных поэтом "внезапно хлынувших слез с огорченного лица”.
Мне вспоминается один вечер или ночь зимой 1884-го или 1885 года. Я жил в
Любани, ко мне приехали из Петербурга гости, большею частью уже
немолодые люди, в том числе Г. И. Успенский. Поговорили о петербургских
новостях, о том, о сем; потом кто-то предложил по очереди читать. Г. И.
Успенский выбрал для себя "Рыцаря на час”. И вот: комната в маленьком
деревянном доме; на улице, занесенной снегом, мертвая тишина и
непроглядная тьма; в комнате, около стола, освещенного лампой, сидит
несколько человек, повторяю, большею частию немолодых; Глеб Иванович
читает; мы все слушаем с напряженным вниманием, хотя наизусть знаем
стихотворение. Но вот голос чтеца слабеет, слабеет и – обрывается: слезы
не дали кончить… Простите, читатель, это маленькое личное воспоминание.
Но ведь оно, пожалуй, даже не личное. По всей России ведь рассыпаны эти
маленькие деревянные домики на безмолвных и темных улицах; по всей
России есть эти комнаты, где читают (или читали?) "Рыцаря на час” и
льются (или лились?) эти слезы…”
Для нас важно сейчас констатировать, что эта способность
будить в читателях "благие порывы” в свою очередь заложена была в душу
Некрасова его матерью. Полька по происхождению и воспитанию, против воли
родителей вышедшая за русского офицера, после нескольких лет походной
жизни она очутилась в чужой ей до тех пор, грубой обстановке
захолустного помещичьего дома и здесь, окруженная "роем подавленных и
трепетных рабов”, одинокая, оскорбленная, увядала, как та сказочная
царевна, которую жестокий колдун держит и терзает в плену… Но в сказке, с
горечью говорит Некрасов в своих "Несчастных”, придет благородный
витязь, убьет злого волшебника и, бросив к ногам освобожденной красавицы
клочья его негодной бороды, предложит ей свою руку и сердце… В
действительности все было ужаснее. Без всякой надежды на освобождение,
"любя, прощая, чуть дыша”, "святая женская душа” целых двадцать лет
провела в своей пустыне, – всю молодость, всю жизнь!
По счастью, мать Некрасова умела не только плакать и
"легкой тенью” бродить по липовым аллеям грешневского сада; не умея
бороться активно, она в высокой степени обладала способностью борьбы
пассивной, она была "горда и упорна” (качество, всецело
унаследованное и ее сыном-первенцем). Она могла терпеть, нести свой
крест "в молчании рабы”, но жила и действовала все-таки по-своему, так,
как подсказывало ей любящее сердце. Ее сын и певец рассказывает, что,
осужденная сама на страдания, за страдания же полюбила она и свою новую
родину.
Несчастна ты, о родина, я знаю, — влагает он в ее уста обращение к Польше начала тридцатых годов, эпохи первого польского восстания, -
Весь край в крови, весь заревом объят, Но край, где я люблю и умираю, Несчастнее, несчастнее стократ! И
в продолжение двадцати долгих лет она была ангелом-хранителем не только
для собственных детей, но и для крепостных рабов. "Ты не могла
голодному дать хлеба, ты не могла свободы дать рабу; но лишний раз не
сжало чувство страха его души, но лишний раз из трепета и праха он
поднял взор бодрее к небесам”. И не может быть никакого сомнения в том,
что семена любви к несчастному порабощенному народу посеяны были в душе
нашего поэта именно рукою его страдалицы-матери. Рисуя впоследствии (в
поэме "Пир на весь мир”) симпатичный образ семинариста Гриши, Некрасов,
быть может, не об одном Добролюбове вспоминал, когда говорил:
И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась – и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка… Если
не жить для счастья убогого и темного люда, то работать для него,
несомненно, мечтал и юноша Некрасов. Гуманное влияние матери заключалось
не в одном лишь примере, но и в непосредственном воздействии. Она была
человеком образованным; на полях оставшихся после ее смерти польских
книг, привезенных когда-то с далекой родины, сын ее – поэт – нашел
впоследствии ряд заметок, обнаруживавших пытливый ум и глубокий интерес к
предмету чтения. уходя мыслью к временам раннего детства, он
припоминает, как в зимние сумерки у догорающего камина она держала его
на коленях и ласковым, мелодическим голосом рассказывала под завывание
вьюги сказки "о рыцарях, монахах, королях”.
Потом, когда читал я Данте и Шекспира, Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме напечатлела ты. Таким
образом, и первая искра любви к поэзии была заронена в душу Некрасова
тоже матерью; известно, что семи лет от роду он уже писал стихи, и даже
сохранилось его детское четверостишие, обращенное к матери:
Любезна маменька, примите Сей слабый труд И рассмотрите, Годится ли куда-нибудь. Из
всего этого видно, что чуткая, нервно-впечатлительная душа будущего
поэта на заре сознательной жизни находилась под двумя резко
противоположными влияниями; и, быть может, эти-то влияния и послужили
фундаментом при создании загадочно-сложного, полного таких удивительных
контрастов характера поэта; они же определили и характер его
одновременно реальной и идеалистической музы.
Мы проходим мимо гимназического периода жизни
Некрасова, так как в литературе имеются пока лишь глухие, отрывочные и
часто противоречивые сведения об этих годах. Каковы были его учителя,
товарищи? Какой уровень знаний и нравственного развития давала тогдашняя
ярославская гимназия своим ученикам? Как жили, что делали и читали эти
последние вне стен учебного заведения? Восстановить полную картину этих
лет жизни Некрасова вряд ли уже удастся. Одно не подлежит сомнению:
пребывание в гимназии в значительной степени освободило Некрасова от
гнетущих пут отцовского деспотизма и рано развило в его характере черту
самостоятельности. В родительскую деревню он приезжал в эти годы только
на рождественские, пасхальные и летние каникулы, все же остальное время
жил с младшим братом в городе на частной квартире, пользуясь почти
безграничной свободой. Правда, к нему с братом приставлен был крепостной
дядька, но надзор этот ограничивался лишь материальной стороной жизни
молодых барчуков, а никак не умственной или нравственной. Существует
указание (опирающееся, кажется, на рассказ сестры поэта), будто
Некрасов-гимназист злоупотреблял этой свободой, участвуя в товарищеских
пирушках и других нездоровых развлечениях, учась плохо и к
гимназическому начальству относясь непочтительно (между прочим, он писал
сатирические стихи на учителей, – обстоятельство, повлиявшее будто бы и
на невольное удаление его из четвертого или пятого класса)…
Семейное предание это не следует, однако,
принимать с абсолютным доверием. Известно ведь, как относится
обыкновенно семья к исключенному из училища юноше: обвиняют во всем его
одного, охотно преувеличивают и раздувают до грандиозных размеров его
шалости, его распущенность… Тому, что в действительности все было далеко
не так, порукой служат те же "Мечты и звуки”, составившиеся главным
образом из стихотворений, писанных в гимназические годы и, однако,
проникнутых светлым идеализмом и глубоким религиозным чувством. Не
такова была натура Некрасова, чтобы систематически предаваться лени,
шалопайству и тем более распутству. Шестнадцатилетним юношей очутился он
на еще большей свободе, в Петербурге, совсем уже вдали от родительского
глаза, – и это ничуть не помешало ему (даже если и бывали временами
увлечения и ошибки) упорно трудиться и идти по раз намеченному пути.
Природная искра Божия и идеалистическое влияние матери, очевидно, были
крепким щитом против всех недобрых и темных сил жизни. |