«За общую пользу, особливо за утверждение наук в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю».
М. В. Ломоносов
Ломоносов не знал ничего прекрасней и
возвышенней науки. «Что их благороднее, что полезнее, что
увеселительнее, и что бесспорнее в делах человеческих найдено быть
может!» — писал он о науках в 1760 году, составляя конспект
торжественного слова по случаю предполагавшегося открытия Петербургского
университета. Но Ломоносов никогда не любил наук только ради них самих.
Как ни радовался он победам человеческого разума, он прежде всего
помышлял о том, чтобы поставить науку на службу родине, направить ее
усилия на выполнение государственных задач и просвещение русского
народа. Со дня своего вступления в Академию наук и до самой своей смерти
Ломоносов неустанно боролся за национальные основы и традиции русской
науки, за то, чтобы создать и обеспечить возможность успешного роста и
развития русских ученых.
«Положил твердое и непоколебимое
намерение, — писал он И. И. Шувалову 1 ноября 1753 года, — чтобы за
благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть
всего моего временного благополучия».
Ломоносов ясно сознавал, что Петербургская Академия наук не выполняет всех задач, поставленных перед нею еще Петром Великим.
Ломоносов видел, что одна из главных
причин «худого состояния Академии» заключается в недостатке русских
ученых, кровно связанных с нуждами и интересами своего народа. В то же
время он, как никто, понимал, что в тогдашней России еще не было прямых и
надежных путей к высотам науки, что Академия наук не обеспечила
подготовку русских ученых и что в ее стенах русским людям не только не
предоставлены все возможности для работы, но их всячески оттирают от
науки и стремятся поставить в зависимое и приниженное положение. Этому
надо было положить конец. И Ломоносов яростно боролся с «неприятельми
наук российских». Он берется за создание постоянного центра для
подготовки широкого слоя образованных русских людей. На академическую
гимназию и Университет рассчитывать при сложившихся обстоятельствах было
нельзя. Гимназия влачила жалкое существование, а Университета при
Академии наук фактически не было. Ломоносов приходит к мысли о
необходимости создания самостоятельного и независимого от Академии
университета, двери которого были бы раскрыты для всей страны.
Ломоносов обращает свои взоры к
Москве. Здесь, в этом историческом центре русской жизни, вдали от
академических и всяких иных иноземцев и придворных кругов, первый
русский университет мог развиться и окрепнуть на самобытной национальной
основе. В самой Москве и близлежащих губерниях жило много дворян,
которым не под силу было содержать детей в Петербурге, чтобы дать им
образование, если их не удавалось определить в кадетский корпус. Здесь
можно было надеяться на то, что университет привлечет к себе более
широкие демократические слои населения, ибо даже в официальном
представлении в Сенат об открытии университета в Москве указывалось на
большое число живущих в ней не только дворян, но и разночинцев.
Ломоносову удалось воодушевить своей мыслью И. И. Шувалова, и дело быстро стало продвигаться к осуществлению.
Ломоносов составил и разработал весь
план университета, наметил всю его организационную структуру и даже
программу преподавания. Только в силу совершенно особого положения
Шувалова при дворе Елизаветы Ломоносову пришлось уступить ему честь
основания университета. Выдвижение на первый план И. И. Шувалова
способствовало скорейшему осуществлению задуманного великого дела, и
Ломоносов умышленно поддерживал иллюзию почина у благожелательного, но
вялого и нерешительного мецената.
Шувалов обсуждал с Ломоносовым
мельчайшие подробности устройства университета. И. Ф. Тимковский
сообщает в своих воспоминаниях со слов Шувалова: «Судили и о том, у
Красных ли ворот к концу города поместить его, или на середине, как
принято, у Воскресенских ворот; содержать ли гимназию при нем, «ли
учредить отдельно», и пр. В конце июня или в начале июля 1754 года,
перед тем как войти в сенат с предложением об учреждении университета,
Шувалов послал черновик своего «доношения» Ломоносову. Ломоносов спешит
ответить, что наконец-то «к великой моей радости уверился, что
объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести
намерились к приращению наук, следовательно к истинной пользе и славе
отечества».
Ломоносов посылает Шувалову план
организации университета и при этом напоминает ему свое уже ранее
«сообщенное» «главное основание» — чтобы этот план «служил во все
будущие роды», — то есть обеспечивал возможность дальнейшего роста и
развития университета.
Надо дать университету быстро
развернуть свои силы, чтобы не пришлось, «сделав ныне скудной и узкой
план по скудости ученых, после как размножатся оной снова переделывать и
просить о прибавке суммы». Если даже на первых порах отпущенные
средства нельзя будет целиком использовать, то Ломоносов предлагает их
«на собрание университетской библиотеки».
По мнению Ломоносова, «профессоров в
полном Университете меньше двенадцати быть не может» — в трех
факультетах: юридическом, медицинском и философском. На юридическом
профессор общей юриспруденции должен преподавать «натуральные и народные
права», второй — «профессор юриспруденции Российской» — «внутренние
государственные права», третий — «профессор политики» — «показывать
взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между
собой». Все юридические предметы изучаются на исторической основе.
Медицинский факультет, как его мыслил Ломоносов, был факультетом
естествознания. Основные кафедры в нем занимали профессора химии,
натуральной истории и анатомии. Философский факультет, насчитывавший
шесть профессоров, объединял философию, физику, ораторию (теорию
красноречия), поэзию, историю и древности. Особенно настаивает Ломоносов
на том, что при университете «необходимо должна быть Гимназия», без
которой, он «как пашня без семян».
В заключение Ломоносов писал: «Не в
указ Вашему превосходительству советую не торопиться, чтобы после не
переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целой полной
план предложить могу». Но Шувалов не захотел ждать новых советов
Ломоносова. Причина этого была в том, что между ними шла глухая, но,
по-видимому, напряженная борьба за права универоитетской науки.
Ломоносов стремился придать университету демократический характер,
обеспечить его независимость от притязаний феодальных кругов. И. Ф.
Тимковский прямо указывает в своих воспоминаниях, что, составляя с
Шуваловым проект и устав Московского университета, «Ломоносов тогда
много упорствовал в своих мнениях» и настойчиво «хотел удержать» образец
университета «с несовместными вольностями».
Шувалов в основном принял план,
составленный Ломоносовым, и приложил его к своему «Доношению» в сенат.
Он только сократил число профессоров до десяти, объединив кафедры поэзии
и красноречия и кафедры истории и древностей, а кроме того, отдавая
дань своим сословным интересам, рядом с обозначением должности
профессора истории пометил: «и геральдики». 19 июля 1754 года сенат
утвердил представление И. И. Шувалова. 12 января 1755 года — всего через
полгода — «Указ об учреждении в Москве Университета» был подписан
Елизаветой. 24 января того же года опубликовано «Положение об
Университете». Университет получил достаточные средства. В то время как
Шувалов просил для него десять тысяч ежегодно, сенат, по указанию
Елизаветы, постановил отпускать пятнадцать тысяч, «дабы оной Университет
приумножением достойных профессоров и учителей наиболее в лучшее
состояние происходил».
Кураторами университета были назначены
И. И. Шувалов и Лаврентий Блюментрост, бывший некогда первым
президентом Академии наук. Фигура Ломоносова осталась в тени. Но для
него было важнее всего само дело. Ради процветания наук в отечестве он
готов был поступиться не только своей славой. Недаром он писал о себе:
По мне, хотя б руно златое
Я мог, как Язон, получить,—
То б Музам, для житья в покое,
Не усумнился подарить.
Ломоносов даже не был приглашен на открытие университета в Москве, состоявшееся 26 апреля 1755 года.
Университет был размещен в казенном
доме бывшей дворцовой аптеки у Воскресенских ворот. При нем были сразу
открыты две гимназии — «благородная» (для дворян) и «разночинная». В
состав студентов, как бы по традиции, было зачислено несколько питомцев
Спасских школ.
Открытие университета совершалось в
торжественной обстановке. Заранее были отпечатаны программы. Профессора
произносили речи на четырех языках. Весь день гремели трубы и литавры.
Здание университета было ярко освещено изнутри и снаружи. Толпы
москвичей до четырех часов утра любовались иллюминацией. На большом
транспаранте была изображена Минерва, утверждающая обелиск, у подножия
которого поместились «младенцы, упражняющиеся в науках». Один из них
старательно выводил на листе имя Шувалова.
Не упоминали нигде только о
Ломоносове. Но именно Ломоносов, а не Шувалов передал свой облик первому
русскому университету. Шувалов прилагал усилия к тому, чтобы обеспечить
сословный, дворянский состав университета. Для этого он еще в 1756 году
добился разрешения отпускать записанных с малолетства в гвардейские
полки дворян в университет, причем этих обучающихся недорослей было
велено «производством в чины не обходить». Таким образом, записанные
чуть ли не с пеленок в гвардию дворяне могли не только «дома живучи»
проходить все нижние чины, но и обучаться в университете.
Однако дворянство не смогло оттеснить разночинцев, и в университете возобладали ломоносовские демократические традиции.
В университет с самого начала пришли
люди ломоносовского покроя и ломоносовского понимания задач науки.
Первыми русскими профессорами стали Антон Барсов, преподававший
математику, и Николай Поповский, занявший кафедру красноречия и поэзии. С
первых же шагов своих в университете Поповский показал себя человеком,
беззаветно преданным идеям Ломоносова. Вступая на кафедру, он произнес
горячую речь, в которой доказывал, что преподавание философии нет
никакой надобности вести по-латыни, ибо «нет такой мысли, кою бы по
российски изъяснить было невозможно». Он ведет ожесточенную борьбу с
приглашенными в университет иностранными профессорами и требует, чтобы
русский язык стал единственным языком университетского преподавания. Он
выдерживает стычки с надменным и самоуверенным профессором Дильтеем и,
когда кончился срок контракта Дильтея, решительно отказывается подписать
его аттестацию.
Талантливый поэт, Поповский продолжает
литературное дело Ломоносова. Он пишет оды и послания, в которых славит
науки и ратует о распространении просвещения в отечестве. Поповский
умер всего тридцати лет от роду (в 1760 году). Его сменил Антон Барсов,
оставивший математику для теории красноречия и поэзии. Он первый ввел
толкование поэтических трудов Ломоносова с университетской кафедры
наравне с сочинениями античных писателей.
Московский университет скоро стал
крупнейшим центром русской национальной культуры. Университет фактически
руководил всем средним и низшим образованием, назначением и сменой
учителей, открытием новых школ в значительной части страны, ибо тогда не
было ни одного учреждения, которое бы целиком ведало вопросами
просвещения. Уже в 1756 году по почину Московского университета была
открыта гимназия в Казани. Университет стремился привлечь к науке как
можно более широкие слои русского общества. Ежегодно с началом занятий
публиковались программы «публичного преподавания» и в аудитории
допускались слушатели, не числящиеся студентами. Университетские
профессора выступали с общедоступными лекциями, и в помещаемых о них
отчетах с гордостью отмечалось, что на них присутствовали и женщины.
С 26 апреля 1756 года в заведенной при
университете типографии стала выходить газета «Московские ведомости» —
первая газета в Москве.
Особым приложением к ней печатались
речи и научные статьи профессоров. Во главе университетской типографии
стал писатель M. M. Херасков, наладивший издание большого числа научных,
литературных и учебных книг. Одной из самых первых книг, вышедших из
этой типографии, было «Собрание сочинений» Ломоносова, украшенное
замечательным гравированным портретом Ломоносова и стихами Н.
Поповского, проникнутыми гордостью за своего великого учителя,
указывающего путь к новому, еще невиданному расцвету русской культуры:
Московский здесь Парнас изобразил витию,
Что чистой слог стихов и прозы ввел в Россию,
Что в Риме Цицерон и что Виргилий был,
То он один в своем понятии вместил,
Открыл натуры храм богатым словом Россов
Пример их остроты в науках Ломоносов.
***
В одном рукописном сборнике XVIII века
сохранилась небольшая литературная сатира «Сон, виденный в 1765 году
Генваря первого». Автором этого произведения был Федор Эмин, стяжавший
через несколько лет шумную славу журналиста и литератора. В этом
новогоднем «сновидении» некая старая волшебница приводит автора на
остров, населенный просвещенными и одаренными разумом животными,
составляющими ученое собрание, во главе которого «был ужасный медведь,
ничего не знающий и только в том упражняющийся, чтобы вытаскивать мед из
чужих ульев и присваивать чужие пасеки к своей норе; он же слово
«науки» разумел разно: то почитал оное за звание города, то за звание
села. Советник сего собрания был прожорливой волк и ненавидел тамошних
зверей, ибо он был не того лесу зверь, и потому называли его
«чужелесным». Только один был там, который «имел вид и душу
человеческую». «Он был весьма разумен и всякого почтения достоин, но
всем собранием ненавидим за то, что родился в тамошнем лесу, а прочие
оного собрания ученые скоты, ищущи своей паствы, зашли на оный остров по
случаю».
Сон, привидевшийся Эмину, весьма
прозрачен. Нетрудно разгадать, что сластена-медведь, охотник до чужих
пасек, — это гетман и президент Академии Кирила Разумовский, злобный
волк — советник Иоганн Тауберт, а душу человеческую имел один Ломоносов.
Эмин хорошо уловил настроения многих русских людей, безмолвно
наблюдавших обстановку в Петербургской Академии наук.
С августа 1754 года в Академии шла то
глухая, то крайне ожесточенная борьба за новый устав. В связи с общим
указом Елизаветы о рассмотрении и исправлении российских законов сенат
повелел учинить и рассмотрение Академического регламента. Теплов
составил проект нового регламента, на который страстно обрушился
Ломоносов. В составленной им особой записке «О исправлении Академии»
Ломоносов прежде всего указывает, что в Академии ровно ничего не
делается для подготовки русских ученых, что вся учебная работа в
Академии развалена, что со времени нового регламента, который был дан в
1747 году, «в семь лет ни един школьник в достойные студенты не
доучился. Аттестованные приватно прошлого года семь человек латинского
языка не разумеют, следовательно на лекции ходить и студентами быть не
могут».
Ломоносов хочет обеспечить приток к
научной работе «всякого звания людям». Он жалуется на то, что в России,
«при самом наук начинании, уже сей источник регламентом по 24 пункту
заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать
запрещается. Будто бы сорок алтын толь, великая и казне тяжелая была
сумма, которой жаль потерять на приобретение ученого природного
россиянина и лучше выписывать! Довольно бы и того выключения, чтобы не
принимать детей холопских». Ломоносов не ставит вопроса о возможности
приема крепостных, ибо это значило затронуть общий вопрос о правовом
положении крепостных крестьян, что, разумеется, было неосуществимо. Но
Ломоносов стремится открыть доступ к науке хотя бы для большего числа
государственных крестьян и посадских, положенных в подушный оклад.
Выдвинутые требования Ломоносова были встречены в штыки, тем более что
становилось очевидно, что Ломоносов ввиду постоянного отсутствия
президента добивается непосредственного участия в управлении Академией.
Ломоносов действовал прямо, честно и
открыто. Его враги прибегали к всевозможным уловкам и интригам, чтобы
сорвать, опорочить или сделать невозможным дальнейшее обсуждение его
предложений. Так поступали они и на этот раз, воспользовавшись
горячностью Ломоносова. Три заседания — 17, 18 и 21 февраля 1755 года —
заняло чтение предложений Тауберта. В заседании 23 февраля члены
Конференции стали подавать свои мнения в письменном виде. Мнения
зачитывались и обсуждались. Когда выступил Теплов, терпение Ломоносова
иссякло. Начался горячий спор, во время которого Ломоносов выступил «с
некиими словами», после чего Теплов объявил, что, «за учиненным ему от
г. советника Ломоносова бесчестием, с ним присутствовать в академических
собраниях не может». К Теплову присоединился Шумахер. И они
демонстративно покинули заседание.
Академическая конференция «учинила»
представление Разумовскому о наложении взыскания на Ломоносова.
Разумовский в ответ на доношение, составленное академиком Миллером,
прислал ордер, по которому Ломоносов был «отрешен» от «присутствия в
профессорском собрании». Ломоносов был оскорблен этим решением. «Спор и
шум воспоследовали. Я осужден. Теплов цел и торжествует», — писал он об
этих событиях Шувалову 10 марта 1755 года. Он просит его «от такого
неправедного поношения и поругания избавить». Через два дня Ломоносов
пишет новое письмо Шувалову, в котором сообщает, что собирался поутру
прийти к нему лично, да не хочет ему докучать своим «неудовольствием», а
«второе, боюсь, чтобы мне где нибудь Теплов не встретился». Видимо,
Ломоносов, зная свою горячность, не ручался за себя.
По ходатайству Шувалова
непосредственно перед Елизаветой Разумовскому пришлось не только
отменить свое «определение», но и поспешно затребовать обратно ордер и
решение Конференции, «не оставляя с них копии».
Противники Ломоносова радовались, что отстояли старый регламент и «полновластие» весьма удобного для них президента.
В феврале 1757 года Кирила Разумовский
назначил Ломоносова и Тауберта присутствовать в Академической
канцелярии в помощь дряхлеющему Шумахеру. Скоро в ведение Тауберта
перешли все хозяйственные дела: закупки, постройки, подряды,
академические мастерские, словолитня, типография, переплетная, книжная
лавка. В мае 1758 года Тауберт был сравнен в чине с Ломоносовым, и ему
назначено 1200 рублей жалованья. Ломоносов представлял огромную силу, и с
его мнением приходилось считаться. «Те, кто бывает в канцелярии, —
писал Миллер Разумовскому, — говорят мне, что г. Шумахер не произносит
ни одного слова, а г. Тауберт высказывается неумеющим противоречить
тому, что предлагал Ломоносов». Став советником Академической
канцелярии, Ломоносов зорко следил за тем, чтобы наука отвечала
потребностям страны. Уже 6 марта 1757 года, по указанию Ломоносова,
Академическая канцелярия «предписала ордером», чтобы его преемник по
кафедре химии Сальхов «свои ученые разыскания в химии употреблял больше
на такие вещи, кои натурою производятся в пределах Российской империи и
из которых бы народу впредь польза быть могла».
Став во главе Академической
канцелярии, Ломоносов обращает внимание решительно на все академические
учреждения. Его беспокоят и непорядки в обсерватории и состояние
Ботанического сада, который «лежит в запустении и больше на дровяной
двор походит». Ломоносов намечает меры для расширения Ботанического
сада.
Особенное внимание Ломоносов обращает
на состояние числящихся при Академии наук гимназии и университета,
которые и получает в свое ведение в январе 1760 года. Ломоносову
досталось тяжелое наследство.
Бедственное положение гимназии лучше
всего видно из рапортов Семена Котельникова, которого Ломоносов назначил
инспектором в 1761 году. На Троицком подворье, где находилась гимназия в
сентябре 1764 года, по донесению Котельникова, «двери во всем доме так
ветхи, что не токмо не можно плотно затворить и запереть, но и замка и
петель прибить нельзя. Окончины такожде ради ветхости стекол не держат,
чего ради в покоях у учеников и студентов, такожде и в классах
принуждены сторожа зимою окны тряпицами и рогожами завешивать». На кухне
замерзало в квашне тесто, в классах — чернила. Голодные студенты
изнывали от стужи и болели цингой. «Учители в зимнее время дают лекции в
классах, одевшися в шубу, разминаяся вдоль и поперек по классу, и
ученики, не снабженные теплым платьем, не имея свободы встать со своих
мест, дрогнут, от чего делается по всему телу обструкция и потом
рождается короста и скорбут».
Некоторое время Ломоносов благоволил к
инспектору гимназии Модераху, возведенному в 1759 году в звание
университетского профессора истории. Он даже рекомендовал его И. И.
Шувалову для составления различных экстрактов из исторических сочинений и
перевода на французский язык. Но вот с 1761 года от студентов стали
поступать жалобы на нерадение Модераха, на скудость содержания и
однообразие пищи. Ломоносов сам занялся студенческим меню и послал
распоряжение, чтобы «приготовлять явства разные» по составленному им
расписанию — «студентам в обед по пяти, в ужин по три, гимназистам в
обед по три, в ужин по две перемены [то есть блюда]». Обидчивый и давно
помышлявший об уходе Модерах теперь уже совсем «не прилагает старания об
их содержании». Когда обратились к нему с просьбами, то «он, не внимая
ничего, с ругательством выгонял от себя». Узнав об этом, Ломоносов своею
властью отрешил Модераха от должности и на его место назначил
профессора Котельникова. Модераху же было приказано выехать из
университетского дома к пасхе, а так как он стал упрямиться, то
Ломоносов распорядился «в таком случае у тех покоев, в которых он
жительство имеет, оконницы и двери выставить вон и тем его выехать
принудить».
Ломоносов, терпевший в юности горькую
нужду ради науки, принимал близко к сердцу нужды академических учеников.
И у него, по его собственным словам, «до слез доходило», когда он,
«видя бедных гимназистов босых, не мог выпросить у Тауберта денег».
Ломоносову удалось улучшить положение гимназии. Он не только добился,
своевременной выдачи денег на кошт гимназистов, но и увеличения им
содержания до сорока восьми рублей в год вместо прежних тридцати шести.
Он присмотрел для помещения гимназии и университета новый дом на Мойке.
Ломоносов сломил сопротивление неумолимой канцелярии. Даже сам Тауберт
«не казался быть тому противен». Но, улучив время, «когда Ломоносов за
слабостию ног не мог толь часто в Канцелярии присутствовать», Тауберт
заготовил ордер, «чтобы оный дом купить под типографию и другие дела, а
университет и гимназию совсем выключил».
Ломоносову пришлось разбивать доводы
Тауберта, доказывать, что под типографию и книжную лавку заняты «знатная
часть академических палат и два целые каменные дома… в коих многие
покои под себя занял советник Тауберт», что «анатомический театр должен
быть не в жилом доме, ибо кто будет охотно жить с мертвецами и сносить
скверный запах» — особенно астроному не будут приятны эти мертвецы,
«когда занадобится ему итти в ночь на обсерваторию».
Ломоносову удалось с боем занять спорный дом под гимназию и университет.
19 января 1759 года Ломоносов
предложил Академической канцелярии утвердить составленные им
«Узаконенья» — правила поведения для гимназистов, строго наказывая «к
наукам простирать крайнее прилежание и никакой другой склонности не
внимать и не дать в уме усилиться», соблюдать чистоту «при столе, в
содержании книг, постели и платья», запрещал «тихонько подшептывать» не
знающим твердо уроки.
В Петербургской Академии наук, где
иностранная речь слышалась все еще чаще, чем русская, Ломоносов
сплачивал вокруг себя национальные силы. Он был окружен русскими людьми,
готовыми пойти за него в огонь и в воду. Вся поголовно академическая
мастеровщина, русские подканцеляристы, библиотекари, студенты, адъюнкты
видели в нем своего заступника, который постоит за них в беде и не
допустит неправды. В профессорском собрании русские адъюнкты дружно
поддерживали все предложения и начинания Ломоносова и поднимали целую
бурю, когда надо было отстаивать его дело. Ломоносов считал своим
нравственным долгом помогать каждому русскому человеку, стремящемуся к
науке. В течение всей своей жизни он выдвигал, растил и защищал русских
ученых, стремился обеспечить им возможность развить свои дарования,
создать им благоприятные условия для работы, оградить их от происков
беззастенчивых иноземцев, пытающихся оттеснить их от науки. «Я сквозь
многие нападения прошел, и Попова за собой вывел и Крашенинникова», — с
гордостью говорил он о себе в конце жизни.
Ломоносов первый заметил и одобрил
книгу Степана Крашенинникова (1711–1755) «Описание земли Камчатки»,
совершенно исключительную по разносторонности, наблюдательности,
богатству материала, прекрасному русскому языку. В течение пяти лет он
настойчиво добивался опубликования этой книги, сам производил из нее
выборки для Вольтера, работавшего над историей Петра. Крашенинников не
дожил до выхода в свет своего труда. Он умер 25 февраля 1755 года, через
день после памятного заседания в Академии наук, на котором обсуждался
новый регламент. Больной Крашенинников пришел на это заседание
поддержать Ломоносова, ожесточенно защищавшего свой проект. Ломоносов не
забыл верного ему по смерть друга и довел до конца издание его книги.
Ломоносов стремится к тому, чтобы в
руководстве Академией наук было по крайней мере «в голосах равновесие
между Российскими и иноземцами», а для того в январе 1761 года
предлагает назначить членом Академической канцелярии талантливого
математика, ученика Леонарда Эйлера, профессора Семена Котельникова
(1723–1806), и ему «науки поверить», то есть возложить заведование
научной частью. «Довольно и так иноземцы русскому юношеству
недоброхотством в происхождении препятствовали», — восклицает Ломоносов.
Что же касается Тауберта, то ему «не иметь никакого дела до наук», а
поручить «привести в добрый порядок» библиотеку, кунсткамеру и книжную
лавку.
Ломоносов хотел обеспечить русским
ученым достойное место в Академии, но, стремясь провести в жизнь свою
программу, встречал ожесточенное сопротивление. В одной из своих записок
о положении в Академии Ломоносов утверждает, что Шумахер нередко
говаривал: «Я де великую прошибку в политике сделал, что допустил
Ломоносова в профессоры», а зять его Тауберт вторил: «Разве де нам
десять Ломоносовых надобно — и один нам в тягость». Ломоносов яростно
обрушивался на «наглых утеснителей наук», но не всегда видел стоящие за
ними социальные силы.
Шумахер и его приспешники были сильны
не сами по себе. Они не могли бы «завладеть» Академией, если бы их не
поддерживали правящая верхушка, реакционеры и обскуранты из среды
русского дворянства. Правящие классы вовсе не были заинтересованы в
демократизации науки в России.
Поэтому и было так трудно бороться
Ломоносову. Его усилия, направленные к обновлению Академии наук, к
перестройке всей ее жизни на новых началах, встречали холодное
непонимание или откровенную враждебность власть имущих. Это отчетливо
сознавал и сам Ломоносов, который, составляя план своего обращения к
Теплову, написал: «Стараюсь Академию очистить. А со стороны портят».
Представители правящих классов
чувствовали, что Ломоносов заходит в своих требованиях слишком далеко, и
потому неохотно шли ему навстречу. Ему трудно было чего-либо добиться,
даже от своих признанных покровителей. Но Ломоносов не складывает
оружия. Он сам говорит о себе, что получил в дар от природы «терпение и
благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к
распространению наук в Отечестве, что мне всего в жизни дороже» (письмо к
Теплову от 30 января 1761 года).
Настойчивость и упорство Ломоносова не
ослабевают, невзирая ни на какие препятствия. Он подает одну за другой
докладные записки, планы, проекты, доношения, рапорты, постоянно
напоминает о них, следит за их судьбой. Он обращается в сенат и к
Разумовскому, осаждает своими требованиями Академическую канцелярию и
собрание профессоров. Он стучится во все двери, обращается к своим
покровителям и к своим недругам, пишет горячие послания вельможам и
академикам. «Одобрите мое рачение к размножению в Отечестве природных
ученых людей, в которых не без основания видим великий недостаток», —
пишет он М. И. Воронцову 30 декабря 1759 года.
С начала 1760 года Ломоносов снова
начинает бороться за преобразование Академии. Он составляет новую
докладную записку «о худом состоянии Академии» и требует пересмотра,
академического регламента, «дабы Академия не токмо сама себя учеными
людьми могла довольствовать, но размножить оных и распространить по
всему государству».
Ломоносов разрабатывает проект
привилегий Академии наук, проект нового университетского и
гимназического регламента. Проект привилегий предусматривал дарование
Академии наук независимости «в произвождении ученых дел».
Ученым и учащимся предоставлялось «без
вычету жалованья» на весь июль месяц «летнее прохлаждение и
отдохновение дабы в течении трудов годичного обращения на несколько
освободиться от утомления мыслей», то есть, говоря нашим языком,
ежегодный отпуск. Академии жаловалась мыза, где ученые могли проводить
лето и где они «не преминут чинить физические, особливо экономические
примечания и опыты». После смерти профессоров их вдовы получали годовое
жалованье умершего или одну шестую часть оклада до конца жизни.
Ломоносов стремился обеспечить участие
русских ученых в управлении страной, развитии ее промышленности и
культуры. «Академики не суть художники, но государственные люди», —
писал он. Устанавливается присутствие академиков в различных
государственных коллегиях, канцеляриях и комиссиях с присуждением им
надлежащего ранга и уплатой им «окладного жалованья» сверх получаемого
от Академии содержания.
Ломоносов прилагал все усилия к тому,
чтобы привлечь к науке как можно больше русских людей. Но чтобы
обеспечить этот приток, нужно было решительным образом изменить
положение в Академии наук, при котором одни не хотели идти в
академическую науку, ибо она не сулила никаких служебных успехов, а
других не пускали.
В своей записке о преобразовании
Академии Ломоносов говорил, что «дворяне детей своих охотнее отдают в
Кадетский корпус нежели в Академию. Ибо положив многие годы и труды на
учение не имеют почти никакой надежды далее произойти как до капитана».
«Пускай бы дворяне в Академическую службу вступать не хотели, — писал
Ломоносов, — то по последней мере вступали бы разночинцы. Однако тому по
силе нового стата быть нельзя», — возвращается он к старому больному
вопросу и снова приводит свои аргументы о необходимости допустить в
Академию положенных в подушный оклад. Он полным голосом говорит о том,
что право заниматься наукой принадлежит человеку, независимо от его
социального происхождения. «В Университете тот студент почтеннее, кто
больше научился, а чей он сын, в том нет нужды».
Ломоносов замышляет грандиозное дело —
торжественную инавгурацию Петербургского университета — его публичное
открытие с провозглашением всех дарованных ему прав и привилегий. Из
скрытой в недрах Академии наук захудалой школы должен был возникнуть
полноправный второй университет России. Представленный Ломоносовым
проект университетского регламента обсуждался в созванном по его
требованию экстраординарном академическом собрании. Большинство
профессоров согласилось с Ломоносовым. «Чем скорее, тем лучше», — писали
анатом Алексей Протасов и астроном Степан Румовский.
Ломоносов начинает готовиться к
торжеству. Он отдает переписать привилегию «на пергаменте», покупает
пять аршин тафты, книжечки червонного листового золота, тертое серебро,
кармин и другие краски для украшения переплета. Ломоносов заранее
вызывает из Голландии адъюнкта Протасова, наказав ему «не ставиться в
докторы» за границей, а получить это ученое звание на торжественном
открытии Петербургского университета. И хотя Тауберт наотрез отказался
подписать ордер на отзыв Протасова, объявив: «Какие де здесь
постановления в докторы! Не будут де его почитать», Ломоносов настоял на
своем, и Протасов приехал из Голландии. Торжества должны были начаться с
публичного экзамена, гимназистов «к произведению в студенты» и экзамена
«в градусы», то есть на получение ученых степеней. Затем следовало
избрание проректора, диспуты и речи, «чтение привилегий», «обед с
пальбою и музыкою». В заключение Ломоносов предлагал напечатать описание
торжеству и разослать копии с привилегией во все университеты Европы.
Одновременно должно было состояться и провозглашение привилегий Академии
наук и принятие нового устава Академии. Представляя на утверждение
Елизаветы университетскую привилегию, Шувалов намеревался добиться
назначения Ломоносова вице-президентом Академии.
День инавгурации Петербургского университета должен был завершить труд всей жизни Ломоносова.
Ломоносов готовил благодарственное
слово. Уцелевший конспект сохраняет следы одушевления, с каким его
набрасывал Ломоносов. Ломоносов вкладывал в него все свои заветные
мечты, думы и помыслы о благе России, о значении для нее науки. Открытие
университета для него всенародный праздник. Ломоносов перечисляет
огромные государственные задачи, которые можно разрешить только с
помощью широчайшего распространения наук: «Сибирь пространна. Горные
дела. Фабрики. Ход Севером. Сохранение народа. Архитектура. Правосудие.
Исправление нравов. Купечество и сообщение с ориентом… Земледельство,
предзнание погод. Военное дело». И тут же с горечью и гневом восклицает:
«И так безрассудно и тщетно от некоторых речи произносились: куда с
учеными людьми деваться». В конце своей речи Ломоносов предполагал
сказать: «Желание. И Российское бы слово от природы богатое, сильное,
здравое, прекрасное, ныне еще во младенчестве своего возраста… превзошло
б достоинство всех других языков. Желание, чтобы в России науки
распространились… Желание, чтобы от блещущего Е. В. оружия воссиял мир —
наук питатель».
Ломоносов провидит славное будущее и
величие России. «Предсказание. Подвигнется Европа, ученые возвращаясь в
отечество станут сказывать: мы были во граде Петровом…» Он верит, что
придет время, когда вся Россия станет главнейшим источником мировой
культуры, «и как из Греции, так из России» будут заимствовать величайшие
приобретения наук и искусства.
Ломоносов с нетерпением ждал дня
инавгурации и надеялся произнести свою речь еще в 1760 году. Но дело
тянулось нестерпимо медленно. Прошел почти год, когда в феврале 1761
года канцлер М. И. Воронцов подписал, наконец, привилегию. Теперь
оставалось получить только подпись императрицы. Ломоносов знал по своему
опыту, что это не так просто, и беспокоился. Чтобы побудить Елизавету
подписать привилегию, Ломоносов пытается через И. И. Шувалова вручить ей
«просительные стихи», в которых ратует за науки. Но Елизавета
безмолвствовала. Уже начиная с 1758 года она сильно прихварывала. Часами
сидела она перед зеркалами, ревниво наблюдая малейшие превращения
своего лица, терзаемая мыслыо, что красота ее исчезает. Она не
переносила черный цвет. Слово «смерть» никогда не произносилось в ее
присутствии. В столице был запрещен погребальный звон, и похоронные
процессии не смели двигаться по улицам, прилегающим к дворцу. Елизавета
часто впадала в тоску и оцепенение и была равнодушна ко всему
окружающему. Однако Ломоносов не переставал надеяться. Он рассчитывал на
помощь И. И. Шувалова. В течение всего лета 1761 года Ломоносов
неоднократно ездил в Петергоф, где жила императрица. С каждой новой
поездкой у него оставалось все меньше надежд, что Елизавета найдет время
подписать давно заготовленную бумагу. О том, как было ему тяжело,
свидетельствуют оставленные Ломоносовым «Стихи сочиненные на дороге в
Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для
Академии, быв много раз прежде за тем же».
Это было переложение одного из
стихотворений Анакреонта, отвечавшее собственным грустным раздумьям
Ломоносова. В стихотворении поэт обращается к кузнечику, безмятежно
скачущему в траве:
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен!
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен,
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
…
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен;
Что видишь, все твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
Время шло. Инавгурация университета
откладывается. Против Ломоносова в Академии строят новые козни. Из
мелких столкновений вырастают крупные ссоры.
В январе 1761 года Ломоносов делает
попытку усовестить Теплова и пишет ему страстное увещевание, в котором
пытается пробудить в нем хоть искорку патриотизма: «Я пишу ныне к Вам в
последний раз, и только в той надежде, что иногда приметил в Вас и
добрыя к пользе Российских наук мнения… И так ныне изберите любое: или
ободряйте явных недоброхотов не токмо учащемуся Российскому юношеству,
но и тем сынам отечества, кои уже имеют знатные в науках и всему свету
известные заслуги! Ободряйте, чтобы Академии чрез их противоборство
никогда не бывать в цветущем состоянии, и за то ожидайте от всех честных
людей роптания и презрения; или внимайте единственно действительной
пользе Академии. Откиньте льщения опасных противоборников наук
Российских, не употребляйте, божияго дела для своих пристрастий, дайте
возрастать свободно насаждению Петра Великого».
Но на бессовестного царедворца мало
надежды. И как гордый вызов Теплову звучат заключительные слова
ломоносовского послания: «Что ж до меня надлежит, то я к сему себя
посвятил, чтобы до гроба моего с неприятельми наук Российских бороться,
как уже борюсь двадцать лет, стоял за них смолода, на старость не
покину».
Ломоносов верил в творческую силу и
одаренность великого русского народа и стремился устранить все
препятствия, которые мешали развитию русской науки. Он прилагал все
усилия к тому, чтобы Россия могла, и притом в самый короткий
исторический срок, произвести как можно больше собственных ученых.
Поэтому он решительно протестует против того, чтобы в академическом
регламенте узаконивалось привилегированное положение иностранцев «в
будущие роды». Однако Ломоносов вовсе не добивался того, чтобы не
допускать иностранцев в тогдашнюю Петербургскую Академию наук. В своей
«Записке» он даже винит Шумахера и его присных, что они своими порядками
отпугивают достойных иностранных ученых, которые «не хотят к нам в
академическую службу», тогда как при Петре Великом «славнейшие ученые
мужи во всей Европе, иные уже в глубокой старости, в Россию приехать не
обинулись». Но он выдвигает непреложное требование, чтобы каждый
приглашаемый в Академию наук иностранец приносил стране действительную
пользу и в особенности мог и хотел обучать русских людей.
«Правда, что в Академии надобен
человек, который изобретать умеет, но еще более надобен, кто учить
мастер», — писал в мае 1754 года Ломоносов конференц-секретарю Академии
Миллеру, отстаивая выставленного им кандидата на замещение кафедры
«физики експериментальной» Иоганна Конрада Шпангенберга, о котором был
получен неблагоприятный отзыв Эйлера. Эйлер относил Шпангенберга к числу
таких ученых, которые «застревают на первых успехах», а затем не
способны достичь высот науки. Но это не смущает Ломоносова. Он хорошо
знает, что Шпангенберг ничем не прославился: «О новых изобретениях не
было ему времени думать, для того что должен читать много лекций… Что ж
до чтения физических и математических лекций надлежит, то подобного ему
трудно сыскать во всей Германии. Сие нашим студентам весьма нужно, ибо
нет у нас профессора, который бы довольную способность имел давать
лекции в физике и во всей математике; сверх всего честные его нравы и
все поступки Академии Наук непостыдны будут».
Ломоносов выступал как замечательный
организатор русской науки, обнаруживая необычайную для его времени
зоркость и ясное понимание перспектив развития русской национальной
культуры. Ломоносов последовательно и настойчиво боролся за
самостоятельный путь развития русской науки и культуры, свободный от
подражательности или зависимости от иностранных образцов. Но он отнюдь
не стремился изолировать или отгородить русскую культуру от лучших и
высоких достижений передовой научной и технической мысли других стран. С
восторгом и уважением отзывается он о замечательных открытиях новейшего
времени, раскрывающих одну за другой великие тайны природы. «Коль много
новых изобретений искусные мужи в Европе показали и полезных книг
сочинили», — восклицает он в предисловии к сделанному им переводу
«Волфианской експериментальной физики» (1746). И Ломоносов перечисляет
эти славные имена: Лейбниц, Локк, Мальпиги, Бойль, Герике, Чирнгаузен,
Кеплер, Галилей, Гугений (Гюйгенс), Ньютон и другие. Вся культура,
созданная человечеством в древнем Китае, Индии, Греции, Риме, всеми
народами Европы, была желанной гостьей в его стране!
Исходя из жизненных интересов своего
народа и потребностей русского исторического развития, закладывая
национальные основы для развития русской науки и культуры, Ломоносов
остается совершенно чуждым каких бы то ни было националистических
предрассудков или шовинизма. «Русский Ломоносов был отъявленный
ненавистник, даже преследователь всех не русских», — писал Август Людвиг
Шлёцер в своей «Автобиографии». Нет ничего более лживого и
несправедливого к Ломоносову. Его борьбой руководила не мысль о
национальной исключительности, а здоровое чувство национальной
самозащиты. Россия, стремительно развивавшая свои силы и успешно
преодолевавшая свою отсталость, должна была противостоять натиску стран,
более развитых в технико-экономическом отношении. Ломоносов стремился
оградить свою страну от проникновения в нее враждебных и разрушительных
тенденций, от всех и всяческих попыток закабаления русского народа в
экономическом или духовном отношении.
Ломоносов ненавидел иноземцев, с
которыми он сталкивался в Петербурге, не за то, что они люди чужой
нации, а за то, что они мешают развитию русской национальной культуры,
навязывают свои, выгодные для них взгляды, создают лживые «теории» о
мнимой неспособности русского народа к научному и техническому
творчеству.
Ему, как деятелю русской культуры,
приходилось постоянно встречать на своем пути наехавших отовсюду
самоуверенных и заносчивых невежд, крикливо превозносивших свои
собственные мнимые таланты, старавшихся пустить пыль в глаза
гостеприимным русским людям, привыкшим глубоко уважать и ценить знания и
образованность.
Но люди труда и науки, какого бы
национального происхождения они ни были, неизменно встречали у
Ломоносова понимание и поддержку, если он видел, что они готовы честно
служить его родине. На эту черту Ломоносова еще в 1865 году указывал
академик В. И. Ламанский, сам потративший много сил на борьбу с
реакционными академиками-иноземцами, вершившими дела в тогдашней
Петербургской Академии наук, и все же воскликнувший в своей речи: «Честь
и добрая память друзьям Ломоносова, благородным немцам, академикам
Рихману и Брауну! Нежная к ним привязанность Ломоносова всего лучше
доказывает, что русская мысль чужда узкой национальной исключительности,
что под русским народным знаменем возможна согласная умственная
деятельность разных народностей. Наша признательная память об этих
немцах-академиках служит порукою, что глубокая благодарность России
ожидает всех иностранцев, бескорыстно трудящихся в пользу ее
просвещения». ***
В сентябре 1764 года, за полгода до
смерти, по предложению Разумовского Ломоносов подает свой проект
Академического регламента, в котором ни на шаг не отступает от прежних
требований. В этом (также не осуществленном) проекте Ломоносов намечает
задачи и перспективы научной работы Академии. Ломоносов заботится о
всемерном развитии в русской Академии прежде всего естественных наук. Он
отчетливо сознает благотворную роль естествознания, дающего логическую
точность и материалистические устремления мысли. В то же время Ломоносов
требует от всех академиков, чтобы они в совершенстве знали русский язык
и были «достаточны в чистом и порядочном штиле, хотя и не требуется,
чтобы каждый из них был оратор или стихотворец».
Особенно настойчиво Ломоносов проводит
в своем проекте мысль о необходимости теснейшей связи науки с
практическими задачами, связанными с развитием промышленности и
производительных сил страны. В двадцати параграфах раздела «О должностях
и трудах академического собрания» Ломоносов говорит о задачах каждой
кафедры. Геометр должен «приращения чинить в чистой высшей математике»,
но вместе с тем надлежит ему стараться «о сокращении трудных выкладок,
кои часто употребляют астрономы, механики, и обще где в испытании натуры
и в художествах требуются». Географ — «издавать новые атласы
российские, чем далее, тем исправнее… употребляя на исправление новейшие
специальные чертежи», для чего каждые двадцать лет снаряжать
специальные географические экспедиции. Химик должен свою науку «вяще и
вяще приближать к физике, и наконец поставить оную с нею в равенстве,
при том не оставлять и других трудов химических, кои простираются до дел
практических в обществе полезных, чево от химии ожидают краски,
литейное дело, медицина, економия и — протчее».
Ломоносов хочет узаконить регламентом
необходимость настойчивого воспитания отечественных ученых и
последовательного вытеснения тех иностранцев из Академии наук, которым
были и остались чужды интересы русской культуры и науки. Он требует,
чтобы иностранных ученых приглашали в Россию лишь до тех пор, «пока из
природных россиян ученые умножатся и не будет нужды чужестранных
выписывать». «Адъюнктов всегда производить из природных Россиян».
Ломоносов верит в светлые силы и
неиссякаемую талантливость своего великого народа: «Когда будет
довольство ученых людей, тогда ординарные и экстраординарные академики и
адъюнкты быть должны природные Россияне… Честь Российского народа
требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше
отечество может пользоваться собственными своими сынами, не токмо в
военной храбрости, и в других важных делах, но и в рассуждении высоких
знаний». |