«Ведь он русский, стало быть ему все под силу».
В. Г. Белинский о Ломоносове за границей
Из ослепительного Петербурга Ломоносов
попал в европейское захолустье. В Петербурге все было непомерно,
поражало своим размахом, огромностью начинания. Величественные здания
высились у широких вод Невы. Вдоль прямой как стрела «Невской
першпективы» раскинулись затейливые дворцы, окруженные молодыми, еще не
дающими тени садами. Сверкали позолотой нарядные, недавно отстроенные
церкви.
В Марбурге узкие, горбатые улицы с
маленькими, отгороженными друг от друга глухими домами. Красные
черепичные крыши выделяются над одряхлевшими садами. Над городом нависли
старый замок и сумрачная готическая церковь святой Елизаветы. В
упраздненном реформацией католическом монастыре расположился открытый в
1527 году университет. Это был первый германский университет, основанный
без всякого участия или соизволения папы. Но о старых временах живо
напоминал «ручей еретиков», куда бросали пепел сожженных на кострах
инквизиции вольнодумцев.
Ломоносов попал в невеселую страну.
После опустошительной Тридцатилетней войны и Вестфальского мира (1648)
Германия представляла собой множество мелких государств, земель,
королевств, курфюршеств, герцогств, княжеств, вольных городов — «по
числу дней в году», как говорили тогда. Некоторые можно было пройти
пешком за полдня.
В Германии свирепствовало казенное
«просвещение». Маленькие владетельные князья наспех предписывали
подданным заводить подстриженные сады, сажать картофель, прививать оспу
по старому способу, именуемому «вариолизацией». Они изо всех сил строили
собственные Версали и заводили различные пышности, не соответствующие
их бюджету. Воздвигались дворцы, строились казармы и караульни,
разбивались парки с уединенными охотничьими домиками; согнанные на
работы крестьяне рыли на горах искусственные пруды, проводили фонтаны,
складывали причудливые гроты и другие бессмысленные сооружения.
«Почти невероятно, — писал об этом
времени Фридрих Энгельс, — какие акты жестокости и произвола совершали
эти надменные князья по отношению к своим подданным. Эти князья,
проводившие время только в наслаждениях и дебоше, разрешали всякий
произвол своим министрам и правительственным чиновникам, которые могли,
таким образом, топтать ногами несчастный народ, не боясь наказания, при
одном только условии наполнения казны своих господ».
Политическая раздробленность Германии и
расстановка классовых сил были исключительно неблагоприятны для
возникновения широкого освободительного движения.
Так называемые «средние» (буржуазные)
классы Германии не обладали революционной энергией и шли на поводу у
реакционного дворянства.
Бюргерство, по словам Энгельса,
«приобрело свойственный ему крайне резко выраженный характер трусости,
ограниченности, беспомощности и неспособности к какой бы то ни было
инициативе, между тем как почти все другие крупные народы как раз в это
время переживали быстрый подъем».
Особенно скверно было положение науки.
Немецкие университеты влачили жалкое существование. Естествознание
захирело, экспериментальная работа подменялась умозрительными
рассуждениями, приправленными доброй дозой богословия. В то время как в
России Петр I государственным путем боролся с суевериями, в Германии им
придавали наукообразную форму. Выходили книги по магии, астрологии, о
колдовстве и ведьмах. Один из самых известных клиницистов XVIII века,
Фридрих Гофман, написал сочинение, озаглавленное «Власть дьявола над
организмами, обнаруженная методами физики».
До какого унизительного состояния была
доведена наука в Германии, хорошо показывает отношение к ней прусского
короля Фридриха Вильгельма I. Этот невежественный солдафон не переносил
людей, занимавшихся науками или искусством. Узнав, что его сын предался
музыке, король не только разразился площадной бранью, но и вдребезги
разбил скрипку. В Потсдаме он учредил шутовскую «табачную коллегию». Для
нее была отведена особая «красная комната», украшенная высокими
поставцами с голубыми тарелками и серебряными пивными кружками. Каждый
вечер здесь собирались генералы и приближенные Фридриха. На столах
лежали пачки газет из Парижа, Вены, Гамбурга, Лейпцига, Бреславля.
Хмельные гости их сами не читали. Они уважали в политике только грубую
силу.
Для вящего посрамления господ
«газетиров» король учредил особую должность референта, который должен
был читать вслух и толковать газетные известия. В «табачной комнате»
устроили кафедру, с которой ораторствовал некий Якоб Гундлинг,
опустившийся немецкий историограф. До воцарения Фридриха он служил в
герольдии, занимался историко-архивными изысканиями и написал несколько
книг. Вступив на престол, Фридрих в 1713 году прикрыл герольдию, и
Гундлинг очутился на улице. Но король скоро нашел ему применение. Он
подпаивал Гундлинга, заставлял его рассуждать о политике и нести всякий
вздор. Забавный «всезнайка» стал безотлучным шутом короля. Для него
придумали особый мундир, снабдили огромным деревянным камергерским
ключом, навешивали на него наряду с настоящими орденами изображения
быков, ослов и обезьян. Над ним всячески издевались, и однажды дело
дошло до того, что по приказу короля прусские солдаты, перевязав
мертвецки пьяного Гундлинга веревкой, пробивали, им лед в канаве вокруг
дворца, опуская его, как бревно, сверху. Эта сцена была даже увековечена
придворным живописцем. Фридрих стравливал Гундлинга с историком и
некогда модным писателем Давидом Фассманом, заставлял вступать их в
литературные споры, скоро переходившие в потасовку, во время которой
пускались в ход кулаки, ногти и зубы.
Растравляя мелочное тщеславие
Гундлинга, король щедро возводил его в различные должности, казавшиеся
ему особенно бесполезными или презренными. 18 марта 1711 года Прусская
Академия наук избрала Гундлинга своим действительным членом. А 5 марта
1718 года Фридрих назначил Гундлинга на пост президента Академии наук,
сделав его, таким образом, преемником великого Лейбница. А когда этот
президент Академии наук умер от пьянства в 1731 году, Фридрих приказал
похоронить его в заранее приготовленной на сей случай винной бочке, что и
произошло в Потсдаме при большом стечении народа и шутовских
погребальных речах..
Насколько мог быть опасен Гундлинг,
свидетельствует позорная история с Христианом Вольфом, преподававшим в
университете в Галле. Обосновавшиеся в этом университете «пиетисты»
давно недолюбливали Вольфа за его интерес к точным наукам и смелость в
богословских суждениях. Особенно их встревожила речь Вольфа об этических
взглядах китайского философа Конфуция, произнесенная 12 июля 1721 года в
Галле. «Пиетисты» были возмущены утверждением Вольфа, что чистая
нравственность может существовать и за пределами христианского учения.
Среди профессоров в Галле оказался родной брат Гундлинга, и «поборники»
христианского благочестия сумели найти дорогу к ученому шуту короля. И
вот в «табачной комнате» Гундлинг пустился глубокомысленно толковать
философское учение Вольфа о «предустановленной гармонии» в том смысле,
что согласно ему нельзя подвергнуть наказанию ни одного прусского
гренадера, ежели ему вздумается дезертировать, ибо он поступал по
внутренней необходимости и не мог ей противиться, так как следовал
предустановленному свыше порядку вещей. Захмелевшие солдафоны
насторожились. Негодование на профессора, проповедовавшего опасные
мысли, было безмерно. 8 ноября 1723 года король подписал рескрипт,
который гласил, что Вольф должен в течение сорока восьми часов покинуть
Галле «под страхом виселицы». Изгнанный из Пруссии Вольф обосновался в
Марбурге. Но при этом, как утверждают его биографы, сохранил на всю
жизнь «глубокое почтение к королю».
К тому времени, когда Петербургская
Академия наук отправила в Марбург русских студентов, Христиан Вольф
достиг неслыханной славы не только в Германии, но и во всей Европе. Его
ученик и почитатель Иоганн Готшед с восторгом перечисляет университеты,
города и страны, где процветало «вольфианство», сообщает, что в честь
Вольфа выбито несколько медалей, что в Марбурге постоянно находятся
художники, которые снимают с него портреты по заказу различных
влиятельных особ, что к Вольфу стекаются ученики со всей Европы и т. д.
Книги Вольфа переводятся на иностранные языки. На французском языке
появляется составленная Формеем «Прекрасная Вольфианка», предназначенная
утолить любознательность светских женщин.
Читателю нашего времени почти непонятен
тот шум, который был поднят вокруг Вольфа. Ни Лейбниц, ни Бернулли, ни
Чирнгауз, ни Эйлер, ни другие подлинно гениальные люди не стяжали и
сотой доли тех почестей, восторгов, преклонения, которые выпали на долю
Вольфа. Однако весь — этот шум имел свой смысл. Причина непомерной
популярности Вольфа лежала не в его личных качествах, а в тех сложных и
противоречивых условиях европейского общественного развития, которые
отразила его философия.
Вольф сыграл большую роль в подготовке
немецкого просвещения. Но само это просвещение отражало общую отсталость
и реакционный путь немецкого общественного развития XVIII века. «В
Пруссии, и в Германии вообще, помещик не выпускал из своих рук гегемонии
во все время буржуазных революций и он «воспитал» буржуазию по образу и
подобию своему», — замечает В. И. Ленин. Эти слова целиком относятся к
Христиану Вольфу. «Вольфианство» противостояло передовым тенденциям
идеологического развития — смелому антифеодальному натиску
энциклопедистов, материалистической философии.
Христиан Вольф был метафизиком и ненавидел материализм.
Отчасти следуя за Лейбницем, он пытался
объявить, что в основе видимого мира лежат некие нематериальные
метафизические «сущности». Все тела сложны, ибо материя бесконечно
делима. Но все сложное должно состоять из простого. А так как материя
при ее бесконечной делимости будет оставаться всегда сложной, то в
основе ее в конечном счете должны лежать метафизические «простые вещи»,
лишенные массы, веса, протяжения, вообще каких-либо реальнуых свойств.
Но каким образом из этих нематериальных «простых вещей» возникает
материя и все видимые тела, Вольф не объяснял и, разумеется, объяснить
не мог.
Реакционный характер философского
учения Вольфа особенно ярко проявлялся в его системе «предустановленной
гармонии», согласно которой мир стремился к некоей «конечной»,
изначально предписанной ему свыше метафизической цели. Целесообразность
Вольф понимал как пошлейшую пользу — непосредственную пригодность всех
вещей для человека, поставленного в центре вселенной. Вольф даже написал
книгу «Разумные мысли о целях естественных вещей» (1724). В этой книге
можно было прочесть глубокомысленные рассуждения о том, что звезды
созданы богом для того, чтобы путешественники могли ло ним находить
путь, а также для пользы «других лиц, которым приходится что-либо делать
под открытым небом». Вольф настойчиво старается приспособить всю
природу к потребностям человека, подчас очень мелочнььм и ограниченным
небольшим историческим периодом. Перечисляя пользу от лесов, Вольф
указывал, что они полезны еще и в том отношении, что «машины делаются по
большей части из дерева».
Человек не покоряет, не завоевывает
природу, а лишь пользуется тем, что заранее для него создано и
предназначено от начала века. Только поэтому дикие звери доставляют
человеку меха, рогатый скот — кожу для обуви, из шерсти овец изготовляют
сукно, а щетина свиней идет на щетки. Животные, по мнению Вольфа, «не
обладают ни смыслом, ни разумом, ни волей, ни свободой», они
всего-навсего лишь движущиеся «машины», а посему бог «населил ими мир не
для того, чтобы они познавали его совершенство… а для того, чтобы они
служили пищей один другому». Такова была, по словам Ф. Энгельса, та
«плоская вольфовская телеология, согласно которой кошки были созданы для
того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся
природа, чтобы доказывать мудрость творца».
Рассуждения об отсутствии зла в мире
бесили Вольтера, который едко высмеял фальшивый вольфовский «оптимизм» в
сатирическом романе «Кандид», где выведен «философ» Панглос, упорно не
желавший замечать окружающее его физическое и социальное зло и посреди
всевозможных бед и злодеяний неизменно твердивший, что все идет к
лучшему в этом лучшем из миров.
Учение Вольфа о «предустановленной
гармонии», по которому все идет к лучшему в этом наилучшем из миров,
было выражением трусливого примирения немецкого бюргерства с
феодализмом. «Наилучший из всех возможных миров» попросту оказался
прусской казармой.
***
«Петербургские руссы» были записаны в университетскую книгу 17 ноября 1736 года.
Марбургский университет состоял тогда
из четырех «коллегий», или факультетов, занимавших несколько зданий.
Самое старинное с церковью, построенное еще в XIII веке, занимал
богословский факультет. Медицинская и философская коллегии ютились под
сводами бывшего францисканского монастыря, где помещалась
университетская библиотека, а в многочисленных кельях жили
студенты-стипендиаты. В просторном и внушительном здании, принадлежавшем
некогда доминиканскому ордену, расположился юридический факультет.
Здесь же находилась зала совета профессоров. Для студентов в отдельном
доме была устроена общая столовая. Но большинство студентов предпочитало
столоваться в частных домах бюргеров, где они проживали, или проводить
время в маленьких погребках, или «кнейпах».
Немецкие студенты носили бархатные
цветные камзолы, густо напудренные парики с «кошельком» для косы, низкие
башмаки с блестящими стразовыми пряжками, шелковые чулки и небольшие
шпаги. Длинные трубки, подбитые глаза и иссеченные шрамами сонные лица —
таков был привычный облик будущих юристов и богословов.
Немецкие студенты считали своим долгом
бушевать и безобразничать. Они ходили шумными ватагами по городу,
врывались в церкви во время свадеб и похорон, разбивали купеческие лавки
и погреба, устраивали по ночам кошачьи, концерты, били стекла в домах,
задирали прохожих. Во время уличных схваток созывали на помощь
колокольным звоном. Набат не умолкал над городом во время событий вроде
избрания проректора или выборов нового члена в ратушу.
В 1727 году торжественно праздновалось
двухсотлетие Марбургского университета. Академическая летопись с
удовлетворением отметила, что это празднество прошло на редкость чинно и
благопристойно, без всяких бесчинств и неприятностей. «В зале обедало
около пятисот человек, господа студенты веселились вдоволь, но не
произошло ни малейшего несчастья, ни даже беспорядка, за исключением
только того, что все стаканы, бутылки, столы, скамьи и окна были разбиты
вдребезги, что сделало убытку на двести талеров». В остальном же
праздник прошел на удивление благополучно.
Немецкие студенты полагали, что таким
путем они проявляют свою независимость и презрение к умеренности и
аккуратности немецких бюргеров, для которых они измыслили прозвище
«филистеры».
Неказистое существование немецкого
бюргерства, скудный и замкнутый образ жизни, постоянный страх и стыд
перед нуждою, невыносимая запуганность, мелочность и скопидомство,
крайняя ограниченность кругозора раздражали молодых людей, полных сил и
беспокойного недовольства окружающей жизнью. Но их «бунт» против
мещанского уклада не шел дальше пьяных дебошей и чаще всего был лишен
даже самой малой дозы социального и политического протеста.
Перебесившись и вдоволь постращав миролюбивых бюргеров, почивающих в
пуховых перинах и ватных колпаках, немецкие студенты сами становились
законопослушными и ограниченными филистерами.
Наделенный кипучей и необузданной
натурой, русский помор Ломоносов был на голову выше этих немецких
зауряд-студиозусов. Он умел ревностно поглощать знания, смело
углубляться в не изведанные еще области науки.
Вольф не торопился с обучением
присланных к нему студентов. Он полагал, что им надо еще приобрести
основательные знания немецкого языка, чтобы слушать его лекции. Кроме
того, как заправские студенты, они намеревались обучиться фехтованию.
Учителей им пришлось подыскивать самим. Но с первых же шагов за границей
русские студенты показали, что они вполне отдавали себе отчет в том,
что им нужно, и умели критически отнестись к достоинствам своих
учителей. Они договорились с местным медиком Конради, что он будет вести
с ними теоретические и практические занятия по химии и объяснит им
основы этой науки. Студенты скоро раскусили, что имеют дело не с
настоящим ученым, и через три недели смело отказались от его лекций.
Это заставило Вольфа поближе
присмотреться к диковинным русским молодым людям. По его совету они
стали слушать лекции по математике и химии у профессора Дуйзинга,
читавшего на медицинском факультете, где ютилась химия. Впоследствии (в
июле 1739 года) Ю. Дуйзинг письменно засвидетельствовал, что «весьма
достойный и даровитый юноша Михаил Ломоносов, студент философии… с
неутомимым прилежанием слушал лекции химии, читанные мною в течение 1737
года, и… по моему убеждению, он извлек из них немалую пользу». Однако
Дуйзинг, занимавшийся химией применительно к медицине и преподававший ее
по устаревшим учебникам, не мог дать Ломоносову ни теоретических
оснований, ни ясной перспективы того пути, по которому должно пойти
развитие химической науки.
Наибольшее значение для Ломоносова
имели лекции Христиана Вольфа, начавшего систематические занятия с
русскими студентами уже с 1737 года. В сентябре 1737 года Вольф уже
сообщает в Петербург об их первых успехах: «Виноградов и Ломоносов
начинают уже говорить по-немецки и довольно хорошо понимают то, о чем
говорится… Стали они также учиться рисованию, которое им пригодится в
механике и естественной истории. Зимой они будут слушать
экспериментальную физику, причем я тут же всякий раз намерен указывать
им, на что именно следует обращать внимание при таких экспериментах».
Вольф вел занятия по самым
разнообразным предметам. Помимо логики, философии, метафизики, права, он
читал универсальный курс математических наук, включающий теоретическую
физику, механику, оптику, гидравлику, архитектуру, фортификацию и даже
пиротехнику. Вольф с необычайной гордостью объявлял свой метод
«математическим» и применял «простые эвклидовы методы» решительно всюду:
не только в технических науках, но даже и в богословии и юриспруденции.
Все вопросы Вольф излагал в виде «математических теорем» с
«доказательствами», многочисленными «определениями», «изъяснениями»,
пестревшими ссылками на предыдущие параграфы. Это был чисто внешний,
логический (априорно-догматический) метод изложения, который,
разумеется, никак нельзя отождествлять с математическим методом,
применяемым в современном естествознании. Что же касается самой
математики, то и она имела для него существенное значение не столько
своим содержанием, сколько своими логическими возможностями. «Не
математическая истина, а порядок, в котором она основательно познана,
является средством к усовершенствованию человеческого разума», —
утверждал он. В качестве образца, что представлял иногда собой на
практике «строго математический метод» Вольфа, приведем несколько
параграфов из его книги «Начальное основание математических искусств»
(глава «Строительное искусство»):
«2. Определение.
§ 2. Под строением мы разумеем
пространство, которое искусственно ограничено, чтобы надежно и без помех
произвести на нем известные сооружения.
3. Определение.
§ 3. Строение называют прочным, когда
нет опасности, что оно развалится или через короткое время благодаря
употреблению ухудшится и придет в негодность.
1. Аксиома.
§ 12. Каждое строение должно быть воздвигнуто прочным (§ 3).
2. Аксиома.
§ 13. О долговечности строения судят по
продолжительности времени, в течение которого сохраняются все
сооружения, в нем предпринятые.
3. Аксиома.
§ 14. Всякое строение должно быть сооружено удобным.
9. Определение.
§ 25. Под строительным материалом мы
разумеем все то, что действительно употребляется при строении, как-то:
дерево, черепица, камень, песок, известь.
1. Добавление.
§ 26. Для предпринимаемого строения надлежит выбирать долговечный материал (§ 12).
3. Добавление.
§ 28. Ежели дерево не сухо, то оно
высыхает в строении. А когда оно высыхает, то коробится, перекашивается и
дает трещины. И по этой причине строение ухудшается. Того ради дерево
для строения должно быть сухо (§ 26)».
Вольф придерживался подобного изложения
из принципа. Он был убежден, что все человеческое знание можно вывести
логическим путем из первоначальных элементарных оснований и небольшого
числа бесспорных аксиом. Его стремление превратить каждый самый мелкий
вопрос в непреложную «вечную» истину, развернуть логическую цепь
доказательств, простирающуюся на все уголки жизни, было связано с общим
метафизическим характером его системы.
В результате Вольф как бы изобрел «новую схоластику».
Он не только не осуждал эклектическое
смешение разных теорий, но старался включить в свою «систему» на равных
правах обрывки различных учений, наскоро согласовав их между собой с
помощью поверхностных логических рассуждений, тянущихся тонкой цепочкой
от параграфа к параграфу его многочисленных книг и сочинений. Он сам
себя называл философом, «который не присягает ни одному знамени», а лишь
испытывает и удерживает то, что «согласуется между собой в разуме».
На практике это часто сводилось к
унылому и водянистому изложению избитых истин. Один остроумный
современник Вольфа писал по этому поводу в 1740 году, что вольфовское
стремление «свести все к самым начальным основаниям разума» напоминает
ему детскую игру в «запечатанные коробочки», которые искусно вложены
одна в другую. «Когда же, набравшись терпения, откроешь их все одну за
одной, чтобы, наконец, добраться до ожидаемой драгоценности, то
обыкновенно она оказывается пустышкой».
В Государственной публичной библиотеке
имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, в собрании, принадлежавшем
Вольтеру, сохранилась небольшая рукопись, приписываемая знаменитому
швейцарскому математику Иоганну Бернулли. Это небольшой «ученый трактат»
о том, как с помощью математического метода наиболее целесообразно
тачать башмаки. «Трактат» пародирует манеру изложения Вольфа, его
стремление растолковывать общеизвестные истины и искать во всем мелочную
пользу. Он начинен всевозможными «определениями» и «аксиомами»,
составленным «в духе Вольфа, а иногда включает и подлинные положения его
философских работ, что придает сатире еще большую остроту. Приведем
небольшой отрывок из этого памфлета:
«1. Определение.
§ 1. Башмак есть одежда для ног,
сделанная из кожи или другого подходящего материала, которая покрывает
ногу приблизительно до лодыжки.
2. Определение.
§ 2. Сапожником называют человека, который делает одежду для ног (§ 1).
1. Аксиома.
§ 3. Так как башмаки делают для ног (§ 1), то они не предназначаются для носа («Log.», § 78).
2. Аксиома.
§ 4. Сапожник не гриб (§ 2) («Metaph.», § 209).
3. Аксиома.
§ 5. Вещь не может быть и не быть в одно и то же время.
3. Определение.
§ 6. Сапожной кожей называют кожу какого-либо животного, у которого она относительно плотна.
1. Изъяснение.
§ 7. Блоха, будучи животным («Metaph.»,
§ 1201), вероятно, также обладает кожей («Metaph.», § 314), но эта кожа
недостаточно плотна (per еxper.) и потому не отвечает § 6. Вот почему
лучше пользоваться кожей быка».
Памфлет не опускает такой характерной
для Вольфа детали, как постоянные ссылки на предшествующие сочинения
автора и указания на практический опыт (per exper.). В качестве
«практической задачи», столь непременной в курсах Вольфа и чаще всего
излагаемой с потрясающим глубокомыслием, «Трактат» предлагает такую:
«3. Проблема.
§ 29. Расширить сапоги, кои слишком узки.
Решение.
1. Заказать себе весы.
2. Подвесить к двум плечам весов два бычачьих пузыря.
3. Заполнить пузыри водой и горохом и вложить их таким образом в сапоги.
Что и требовалось найти.
Доказательство.
Вода, находящаяся в пузыре, впитывается
в горох (per exper.), который тем самым набухает и увеличивается в
объеме («Phys.», § 208), а воздух оттуда изгоняется («Phys.», § 29),
этот разбухший горох с разреженным и находящимся в движении воздухом
занимает тогда большее пространство в пузыре («Phys.», § 314). Отсюда
следует, что пузырь раздувается; и так как он заключен в сапоге, то
части оного с необходимостью ему уступают («Phys.», § 33), и
следовательно, сапог расширится. Чем более разбухает пузырь, тем более
опускается плечо весов («Phys.», § 75). Таким образом вы можете
расширять свои сапоги до той степени, как вам это будет угодно.
Что и требовалось доказать».
По счастью, Ломоносову пришлось слушать
у Вольфа прежде всего лекции по физике и техническим дисциплинам, где
применяемый им «математический метод» изложения не так резал слух и даже
казался оправданным. При всей своей философской ограниченности Вольф
оставался широко образованным человеком, обладавшим большой
начитанностью в самых различных областях знания. «Вольф, — характеризует
его Генрих Гейне, — был более энциклопедической, чем систематической
головой, и единство учения заключалось для него только в форме полноты.
Он довольствовался чем-то вроде шкафа, где полки прекрасно расположены,
превосходно заполнены и снабжены четкими надписями». И этот шкаф весьма
пригодился Ломоносову.
Следуя примеру Лейбница, Вольф читал
лекции не по-латыни, а по-немецки, что делало их более доступными и
содействовало его успеху. «Он не читал по тетрадке, и не диктовал, и не
декламировал, а говорил свободно и с естественной непринужденностью», —
вспоминал слушавший в 1738 году Вольфа будущий известный юрист Иоганн
Пюттер. Вольф был кумиром марбургских студентов. Слушатели рабски
записывали не только слово в слово все, что изрекал Вольф, но старались
не упустить даже малейшее его движение, и в их тетрадях можно было найти
такие пометки: «здесь засмеялся господин советник».
Русские студенты, учившиеся у Вольфа,
были лишены этого подобострастного восторга. Но учились они усердно.
Занимаясь у Вольфа, Ломоносов получил от него обширные сведения из
различных областей науки.
Однако общий метафизический характер
мировоззрения Вольфа пагубно сказывался и на изложения им специальных
дисциплин. Вольф не любил отказываться от «истин», уже принятых в его
«систему», и в этом отношении мало считался с дальнейшим ходом развития
естествознания. Достаточно сказать, что программы его лекций по физике и
другим точным наукам, которые Вольф читал в 1718 году в Галле, были без
всякого изменения перепечатаны в 1734 году в Марбурге, хотя за это
время много воды утекло и точные науки испытали, пользуясь словами
Ломоносова, «знатное приращение».
Лекции Вольфа не могли насытить
любознательность Ломоносова. От сухих схем и холодных истин Вольфа его
тянуло к живым фактам, почерпнутым из самых различных областей
естествознания. В поисках этих реальных знаний пришел ему на помощь и
сам Вольф. Для того чтобы студенты могли легко ориентироваться в
существующей уже огромной к тому времени научной литературе, Вольф
приложил к «Начальным основаниям всех математических наук» (1710)
обширный библиографический обзор книг и ученых сочинений по математике,
архитектуре, артиллерии, инженерному искусству, географии, гидростатике,
оптике, астрономии, общей механике и т. д. Это «Краткое наставление о
наилучших математических сочинениях» содержало свыше ста страниц, причем
сочинения расположены в историческом порядке и нередко сопровождались
краткими оценками и различными указаниями, полезными при пользовании
книгой.
По механике Вольф рекомендовал
сочинения Галилея, в том числе знаменитый «Диалог о двух главнейших
системах мира», книги Торичелли, Мариотта, Христиана Гейгенса
(Гюйгенса), новейшие трактаты о движении и др. Особенное внимание он
уделяет оптике. Вольф говорит о пользе оптических инструментов в
мореходном деле, определении с их помощью долгот и широт, измерениях
земного меридиана.
Все это были вещи, которые давно
волновали Ломоносова. Начитанность Вольфа помогла русскому студенту
ориентироваться в ученом книжном потоке. Но также несомненно, что в этом
отношении он не шел на поводу у Вольфа.
Ломоносову приходилось самому искать
новых фактов и доискиваться их подлинного смысла и значения. Он
стремится возможно шире ознакомиться с достижениями опытного и
теоретического естествознания. Интересы его живы и разнообразны. Если он
поспешил в Петербурге купить на последние гроши книгу Тредиаковского,
то, попав в Марбург, где ему было обещано крупное содержание, Ломоносов
сразу истратил большую сумму на приобретение книг. Только до октября
1738 года он успел приобрести 59 книг на латинском, французском и
немецком языках на сумму 133 гульдена.
Составляя свою библиотеку, Ломоносов
проявляет зрелость и хороший вкус. Он уверенно выбирает те книги,
которые отвечают его склонностям и могут сослужить ему службу. Особенное
внимание он уделяет подбору книг по химии и приобретает почти все самые
значительные труды в этой области: сочинения Бехера, Шталя, «Элементы
химии» Бургаве и многие другие. Приобрел Ломоносов и все основные
сочинения Вольфа. Но он нисколько не оглушен авторитетом своего учителя.
Ломка мировоззрения, пережитая им еще в России, обострила его
критическую способность, развила в нем умственную отвагу и сделала
неуязвимым для новой схоластики, предлагаемой Вольфом. Ломоносов смело и
решительно отбрасывает метафизические ухищрения Вольфа и разрабатывает
свое собственное физическое мировоззрение, основывающееся на
материалистическом понимании явлений природы. Приходится удивляться
зрелости и глубине суждений Ломоносова, самостоятельности его мышления,
обнаруженных им уже в самых первых студенческих «специменах» или
«образчиках знания», которые он посылал в Петербург как доказательство
своих успешных занятий за границей.
Ломоносов в этих работах был прежде всего обязан
показать, что усваивает преподаваемые ему науки и что эти работы
проходили через контроль самого Вольфа и были выполнены под его
руководством. Ломоносов проявляет в этих работах, однако, большую
самостоятельность и свои личные склонности. Уже самый первый «специмен»,
отправленный 4 (15) октября 1738 года в Петербург, Ломоносов посвящает
чисто физическому вопросу «О превращении твердого тела в жидкое,
зависящем от движения имеющейся налицо жидкости». Он не вдается при этом
ни в какую метафизику и даже не делает попытку связать рассматриваемый
им вопрос с общей «системой» Вольфа, что не преминул бы сделать всякий, а
тем более начинающий «вольфианец». Ломоносов лишь ссылается на книги
Вольфа, чтобы указать на свое понимание движения как перемещения тела.
Еще отчетливей проявились стремления
Ломоносова в его следующей работе, написанной в конце его пребывания в
Марбурге, — «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в
сцеплении корпускул, которую для упражнения написал Михайло Ломоносов,
студент математики и философии, в 1739 году в марте месяце». В этой
работе Ломоносов впервые намечает контуры своей гениальной
«корпускулярной философии», или учения о молекулах. Он ищет объяснения
свойств тел в свойствах, составляющих эти тела «корпускул», в «способе
их взаимного расположения», в законах их «сцепления».
Ломоносов утверждает материальность мира, а не обосновывает возможность возникновения материального из нематериального.
Вопрос о материалистическом обосновании
наших знаний физического мира был решен Ломоносовым окончательно и
бесповоротно вопреки Вольфу. Но по личным соображениям Ломоносов
воздерживался в течение всей жизни от прямых нападок на своего учителя,
ибо сохранил к нему уважение как к человеку.
Христиан Вольф, происходивший из семьи
простого кожевника, сам с трудом пробившийся к науке, был, по-видимому,
тронут необыкновенной судьбой русского помора, явившегося к нему с
далекого севера. Любознательный, нетерпеливый, бескорыстно преданный
науке, Ломоносов вызывал к себе сочувствие стареющего ученого.
Вольф отдавал себе отчет, что перед ним
выдающийся человек со свежим и ясным умом. Посылая свой отзыв о русских
студентах в Петербургскую Академию наук, он счел своим долгом отметить,
что у Ломоносова, «по-видимому, самая светлая голова между ними».
За все время своего пребывания в
Марбурге Ломоносов интересовался самыми разнообразными предметами. Он
уделял много внимания литературе и в особенности вопросам стихосложения.
Среди его студенческих бумаг сохранились тексты оды Анакреонта «К Лире»
на семи языках: греческом, латинском, французском, английском,
итальянском, немецком и русском. Последний перевод сделан самим
Ломоносовым предположительно еще в 1738 году. Тогда же, как бы в
доказательство своих успехов, Ломоносов послал в Петербург перевод оды
Фенелона, начинающийся словами:
Горы толь что дерзновенно
Взносите верьхи к звездам,
Льдом покрыты беспременно,
Нерушим столп небесам:
Вашими под сединами
Рву цветы над облаками.
Чем пестрит вас взор весны;
Тучи подо мной гремящи
Слышу, и дожди шумящи,
Как ручьев падучих тьмы.
Переход со старой силлабической системы
стихосложения на новую силлабо-тоническую был мучительно труден, ибо
требовал отказа от сложившихся вкусов и прочной традиции писания стихов.
Но голос Ломоносова креп, и с ним вместе рождалась новая русская
поэзия.
Петербургская Академия наук
интересовалась своими питомцами и несколько раз в год высылала им
различные наставления. 30 августа 1737 года академики Амман и Крафт
отправили им подробную инструкцию, как «всего необходимее и полезнее для
них» изучать естественную историю. Инструкция содержала перечень
наиболее «дельных авторов», у которых можно почерпнуть сведения о
царстве ископаемых, минералах, драгоценных камнях и т. д. Им
предлагалось также заняться ботаникой и зоологией.
Вскоре Петербургская Академия начинает
проявлять интерес не столько к научным успехам русских студентов,
сколько к состоянию их денежных дел. Вторая инструкция, посланная им в
мае 1738 года, требует от них подробного отчета о всех произведенных
расходах и настойчиво советует «не тратить денег на наряды и пустое
щегольство», а пуще всего «остерегаться делать долги». Совет был хорош,
но несколько запоздал, ибо еще в ноябре 1737 года Вольф намекал, что «не
мешало бы напомнить им, чтобы они были бережливее, а то в случае
отозвания их окажутся долги, которые могут замедлить их отъезд». На
содержание каждого из них было определено по триста рублей в год. Из
этих же денег уплачивалось и учителям, причем Вольф, получавший пенсию
от русского правительства, платы за обучение не требовал. Русские
студенты, получавшие деньги не чаще двух раз в год огромными по тому
времени кушами, не умели сообразовать своих расходов и жили не по
средствам, мало раздумывая о будущем. После нищенской, скудной жизни в
Спасских школах «петербургские руссы» чувствовали себя богачами. Кроме
того, им не хотелось и ударить лицом в грязь и казаться беднее
сверстников-иностранцев. А шелковые чулки, кружева, парики и другие
принадлежности туалета, обязательные для студента, стоили дорого.
Встречающиеся до сих пор в биографиях
Ломоносова представления о каких-то чрезмерных кутежах, которым он будто
бы предавался в Марбурге, крайне преувеличены. Изучение счетов
Ломоносова — большие траты на одежду, учителей и книги — показывает, на
что уходили его деньги. А живший насупротив него Иоганн Пюттер даже
засвидетельствовал чрезвычайную регулярность образа жизни Ломоносова и
его весьма скромные привычки. Почти каждый день после полудня он
наблюдал из окна, как Ломоносов вкушал свой завтрак, состоявший «из
нескольких селедок и доброй порции пива». «Я вскоре познакомился с ним и
сумел оценить как его прилежание, так и силу суждения и образ мыслей».
Академия наук присылала деньги весьма
неисправно, затевая переписку о том, что пока еще «купца к переводу
денег не сыскано», и т. д. Студенты, как сообщал в августе 1738 года
Вольф, «крайне нуждались, давно уже не имея в руках ни одного гроша».
Они поневоле влезали в долги.
В бытность свою в Марбурге Ломоносов
напряженно и с увлечением работал, хотя и умел себя показать в различных
«веселостях». Но он нисколько не походил на тупоголовых «буршей»,
проводивших целые дни в кнейпах и затевавших между собой драки и дуэли.
Русские студенты не позволяли себя задирать и при случае не давали
спуску. Но они были доверчивы и легко попадали в лапы ростовщиков, с
легким сердцем подписав на себя крупные векселя. Беспечность их
повергала аккуратного Вольфа в настоящее отчаяние. «Я, право, не знаю,
как спасти их из этого омута, в который они сами безрассудно ринулись, —
писал Вольф Корфу в мае 1739 года. — Не могу Вам сказать, сколько меня
это беспокоит, хотя они со своей стороны совершенно веселы, как будто не
сделали ничего дурного». Вольф осторожно выгораживает беспечных
студентов и при этом особенно тепло отзывается о Ломоносове. Но им не
удалось миновать грозы. Дело зашло слишком далеко. Петербургское
академическое начальство прислало им жестокий нагоняй и распорядилось,
чтобы они оставили Марбург, где их подготовка была закончена, и
переехали во Фрейберг к берграту Генкелю для обучения горному делу и
металлургии.
Вольфу пришлось распутывать
накопившиеся долги, сумма которых достигла к августу 1739 года 1936
рейхсталеров (из которых на долю Ломоносова приходилось 613, Виноградова
— 899 и Рейзера — 414 рейхсталеров). Вольф торговался с жадными
ростовщиками из-за каждого гроша и старался уплатить по наиболее низкому
курсу рейхсталера. «Там, где можно было, — писал он, — я кое-что
списывал со счетов в присутствии гг. студентов, с тем чтобы они сами
видели, что можно было выторговать и сколько уплачено под расписку».
Денег, присланных из Петербурга, на расплату с долгами не хватило, и
Вольфу пришлось докладывать из своего кармана (что впоследствии ему было
возмещено Академией). Снабдил он их и деньгами на дорогу, выдав каждому
по четыре луидора (считая луидор в пять рейхсталеров), «потому что в
Саксонии не ходят другие деньги». Но деньги эти он предусмотрительно
вручил им, только когда они сели в карету.
20 июля 1739 года, утром, после пяти
часов, русские студенты покинули Марбург. Сообщая об их отъезде, Вольф
писал: «Из-за Виноградова мне пришлось много хлопотать, чтобы
предупредить столкновения его с разными студентами, которые могли
замедлить отъезд». Расставание с Марбургом было особенно тягостно для
Ломоносова. По словам Вольфа, он «от горя и слез не мог промолвить ни
слова». Оставил он здесь, как потом стало известно, и сердечную
привязанность.
Три года, проведенные в Марбурге, не
пропали даром для Ломоносова. Отзыв, полученный им от Вольфа, гласил:
«Молодой человек, преимущественного остроумия, Михайло Ломоносов, с того
времени, как для учения в Марбург приехал, часто мои математические и
философские, а особливо физические лекции слушал и безмерно любил
основательное учение. Ежели впредь с таким же рачением простираться
будет, то не сомневаюсь, чтобы, возвратяся в отечество, не принес
пользы, чего от сердца желаю». |