«Хотя голова моя и много зачинает, да руки одни».
М. В. Ломоносов
22 марта 1750 года в городе Глухове
были собраны украинские полки. Гремела музыка. Несли знамя, булаву,
печать. Важно шествовали старшины и бунчуковые с обнаженными саблями.
Сияло ризами духовенство. По-весеннему звенели колокола. Прибывший из
Петербурга граф Гендриков ехал в карете и изредка, обращаясь к старшинам
и сотникам, спрашивал: «Кого желают в гетманы?» Ему громогласно
отвечали: «Графа Кирилу Григорьевича Разумовского!»
Став гетманом, Кирила Разумовский
завел в Глухове пышный двор и вызвал к себе Теплова, якобы для правления
«домашних дел». Однако Теплов скоро прибрал к рукам все дела
гетманства, продолжая действовать в Академии наук именем президента.
Теплов слыл человеком просвещенным и
поражал современников светскими талантами: дирижировал на концертах и
сочинял музыку на стихи Сумарокова, собрал изысканную библиотеку и
немного занимался необременительными переводами. Наконец им было
составлено «О качествах стихотворца рассуждение», которое один
литературовед даже приписал Ломоносову. В этом «Рассуждении» Теплов
становился в позу моралиста и требовал от поэзии высокого общественного
служения: «В безделицах я стихотворца не вижу, в обществе гражданином
видеть его хочу, перстом измеряющего людские пороки».
В 1759 году в академической типографии
был отпечатан сборник музыкальных произведений Теплова «Между делом
безделье или собрание песен с приложенными тонами на три голоса». Но в
Академии наук Теплов занимался между бездельем делами, и притом в добром
согласии с Шумахером. Он вел себя теперь уже как подлинный вельможа.
Изящный меломан был груб и дерзок с учеными. Злополучный Тредиаковский
жаловался как-то на него, что Теплов по простому подозрению «о
сочиненной неведомо кем критике» набросился на него с оскорблениями и
«грозил шпагою заколоть».
Помимо Шумахера, Теплов нашел
полнейшее понимание у асессора Тауберта, роль которого в Академии
становилась все заметнее. Дальний родственник Шумахера, принятый им еще в
1732 году на небольшую должность при кунсткамере с окладом в пятьдесят
рублей в год, Тауберт, можно сказать, возрос в Академии, и притом в
бироновские времена. Во время ареста Шумахера Тауберт сумел подружиться с
секретарем следственной комиссии и даже получил доступ ко всей
переписке. Получив предложение Никиты Трубецкого издать «Описание
коронации Елизаветы», Тауберт в своем рвении не только старается
отличиться «великолепной печатью», но и вносит поправки в текст, не
испросив предварительного разрешения. За эти заслуги Елизавета в 1745
году жалует «унтер-библиотекаря» Тауберта чином коллежского советника.
По возвращении Шумахера к академическим делам Тауберт пошел в гору. В
1750 году Тауберт стал зятем Шумахера ко всеобщему ужасу академиков.
«Все нынче упражняющиеся в науках говорят, — писал Ломоносов в ноябре
1753 года И. И. Шувалову, — не дай бог, чтоб Академия досталась Тауберту
в приданое за дочерью шумахеровой. Обоих равна зависть и ненависть к
ученым, которые от того происходят, что оба не науками, но чужих дел
искусством, а особенно профессорским попранием подняться ищут».
Шумахер, Теплов и Тауберт стремились подчинить всю Академию вкусам и потребностям двора.
Ломоносову было душно и тесно в
холодных стенах Академии наук. Ему хотелось уйти из-под опеки постылой
Академической канцелярии, найти для себя самостоятельную деятельность, в
которой могла бы проявить себя его кипучая натура. Еще до того как
Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил
внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных
сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных
работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в
доме которого часто бывал Ломоносов.
Ломоносова живо заинтересовала
искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру»
до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать
масляную живопись. Ломоносов знал, что мозаика была известна еще
Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это
древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным
материалом.
Приготовление смальт хранилось в
строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к
себе задача раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру
для получения смальт. Он горячо принимается за опыты. В протоколах
Академической конференции все чаще отмечается отсутствие Ломоносова,
«очень занятого в лаборатории».
В течение двух лет, «оградясь
философскою терпеливостью», шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели.
Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Ломоносов ведет подробный
журнал, в котором тщательно записывает по-латыни название и точный вес
взятых материалов, способ плавки и полученные результаты. Его план
экспериментальных работ строго продуман; он ставит опыты
последовательными сериями, постепенно усложняет состав смальты, доведя
число компонентов до шести, вводит их в различных весовых соотношениях и
в различных сочетаниях. Изучает влияние температуры плавки, степень
прозрачности получаемых стекол, их цвет в отраженном и проходящем свете —
словом, научно разрабатывает и обосновывает весь процесс. Ломоносов
увлечен своей работой и не щадит себя. В августе 1750 года он отправляет
И. И. Шувалову на дачу стихотворное послание, в котором воспевает
«прекрасны летни дни», которые, «сияя на исходе, богатство с красотою
обильно сыплют в мир», «созрелые плоды древа отягощают и кажут солнечный
румянец свой лучам». И о себе он пишет:
Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;
Отрада вся, когда о лете я пишу,
О лете я пишу, а им не наслаждаюсь,
И радости в одном мечтании ищу…
Стихи эти верно характеризуют
обстановку, в которой работал Ломоносов. В маленькой и тесной
лаборатории ему негде было повернуться. От растираемых в мелкий порошок
масс для приготовления стекольных смесей в воздухе висела серой пеленой
минеральная пыль. Закопченные низкие своды лаборатории озарялись
отблесками огней нескольких печей. Печи были разных типов, но все
нещадно чадили и дымили. Ломоносов проводил здесь целые дни, совершенно
не щадя своего здоровья.
Он беспокоился лишь о том, чтобы не
пострадали полученные им мозаичные составы, которые, по его словам, в
лаборатории, «для дыму и всегдашней пыли, делать и держать нельзя».
В довершение всего ему на каждом шагу
мешает канцелярия. «За безделицею принужден я много раз в Канцелярию
бегать и подьячим кланяться, чего я, право, весьма стыжусь, а особливо
имея таких, как вы, патронов», — жалуется он И. И. Шувалову в письме от
15 августа 1751 года.
Но Ломоносова нельзя было остановить
никакими трудностями, и, проделав около четырех тысяч опытов, он,
наконец, добивается своего. Он открывает способ получать смальты любого
цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное
зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд»,
«зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени»,
«карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но
полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной печени» и
т. д. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова были ярче и богаче
по своим красочным возможностям итальянских. После этого Ломоносову
предстояло разработать методы отливки и шлифовки палочек из смальты, из
которых составлялись картины. Пришлось ему отыскать лучший рецепт
мастики, которой эти палочки скреплялись на медном подносе, и, наконец,
стать самому художником, так как мастеров-мозаичистов у нас не было.
Вне связи с вековыми традициями
мозаичного искусства Ломоносов совершенно самостоятельно добился
исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг
мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики — ее
суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное
значение и эпическую монументальность. Летом 1752 года Ломоносов
заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по
картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он
подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием
удовольствия». В особом рапорте, представленном по сему случаю
Академической канцеляции, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой
небольшой мозаичной картины (размер ее — 2 фута на 19 дюймов) «всех
составных кусков поставлено больше 4000, все ево руками, а для
изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи».
Ломоносов не только сам отлично
справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает
мозаичному делу. 24 сентября 1752 года Академическая канцелярия
разрешила Ломоносову самому выбрать двух лучших и наиболее способных
учеников из Рисовальной палаты, состоявшей при Академии. К Ломоносову
был определен необычайно даровитый юноша, сын матроса, Матвей Васильев,
которому едва исполнилось тогда шестнадцать лет, и сын мастерового
придворной конторы Ефим Мельников, который был еще моложе.
Ломоносов в это время приступил к
работе над мозаичным портретом Петра Великого, причем тотчас же привлек
«к набиранию оного портрета» и своих учеников. В 1753–1757 годах в
мозаичной мастерской Ломоносова были выполнены четыре портрета Петра
Великого. Один из них Ломоносов поднес сенату. Ломоносов не идет
проторенными путями. Он развивает и совершенствует мозаичное искусство,
ставит перед ним новые художественные задачи, улучшает и значительно
ускоряет технику выбора мозаичных картин. Он хочет ввести это
монументальное искусство в государственный обиход, мечтает о широком
применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его
родины, ратные подвиги, исторические деяния русского народа. Ломоносов
считает особенно важным, что «финифти, мозаики в век хранят Геройских
бодрость лиц» и «ветхой древности грызенья не боятся».
25 сентября 1752 года Ломоносов подает
«Предложение о учреждении здесь мозаичного дела», в котором сообщает,
что им «изысканы» мозаичные составы, которые своею добротою ничем не
уступают римским, и что кропотливая (или, как говорит Ломоносов,
«меледливая») работа по набиранию мозаичных картин «пристойными
способами весьма ускорена быть может». Ломоносов просит дать ему в
обучение шесть учеников, назначить особый каменный дом «из описных» (то
есть конфискованных в казну) и отпускать ему 3710 рублей ежегодно на
поддержание нового заведения, на что составляет подробную смету.
Предложение Ломоносова осталось без
ответа. Тогда он решает начать дело с другого конца. Его
исследовательская лабораторная работа никогда не ограничивалась одной
мозаикой, а захватывала самые различные вопросы химии и технологии
стекла, фарфора и керамики. Особенное внимание Ломоносов уделяет
приготовлению цветных стекол. До Ломоносова русские заводы готовили лишь
простое белое, зеленое и синее стекло. Ломоносов разработал рецептуру
для приготовления хрусталей и разнообразных цветных стекол. Канцелярия
от строений, проведав об опытах Ломоносова, прислала в октябре 1751 года
«промеморию» с просьбой показать «присяжному мастеру» петербургских
стеклянных заводов Ивану Конерову, «как делать составы из хрусталя и
других разных цветов». В том же году к нему был прислан архитектурный
ученик Петр Дружинин, которого Ломоносов обучал в течение года
«составлению разноцветных стекол… для здешних стеклянных заводов».
Ломоносов стремится наладить
производство наиболее сложных и ценных видов стекольной промышленности,
чтобы обеспечить не только внутренний рынок, но и дать продукцию на
экспорт. Ему были хорошо известны слова русского экономиста Ивана
Посошкова, который в своей «Книге о скудости и богатстве» писал: «Да
привозят к нам стеклянную посуду, чтоб нам купив разбить да бросить. А
нам есть ли заводов пять, шесть построить, то мы все их
государства стеклянною посудою наполнить можем». Ломоносов входит в
сенат с прошением разрешить ему «к пользе и славе Российской империи»
завести самому «фабрику делания изобретенных им разноцветных стекол, и
из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и
уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря
великое количество, ценою на многие тысячи». Ломоносов был уверен, что
«вышеописанные товары станут здееь заморского дешевле и по размножению
заводов будут продаваться за меньшую цену».
Сенатским указом от 14 декабря 1752
года Ломоносову было разрешено построить фабрику, и ему была назначена
ссуда — 4 тысячи рублей, без процентов, с тем чтобы по прошествии пяти
лет «возвратил в казну без всяких отговорок». Ему была выдана привилегия
на тридцать лет, чтобы он, «аки первый в России тех вещей секрета
сыскатель, за понесенный труд удовольствие иметь мог».
Ломоносов просил для заведения фабрики
отвести ему не далее ста верст от Петербурга поместье с угодьями и
лесом, а для обеспечения фабрики рабочей силой пожаловать ему «мужского
пола около 200 душ» крестьян. «И крестьянам быть при той фабрике вечно и
никогда не отлучаться». Последнюю просьбу Ломоносов обосновывает тем,
что «наемными людьми за новостью той фабрики в совершенство привести не
можно и в обучении того, как нового дела, произойти может не малая
трудность и напрасный убыток, для того, что наемные работники, хотя тому
мастерству и обучатся, но потом их власти или помещики для каких-нибудь
причин при той фабрике быть им больше не позволят, то понадобится вновь
других обучать, а после и с теми тож учинится».
Ломоносов трезво оценивал обстановку в
тогдашней России. На крепостном труде росла почти вся русская
промышленность, особенно крупная. «Во времена оны крепостное право
служило основой высшего процветания Урала и господства его не только в
России, но отчасти и в Европе», — писал Ленин.
У Ломоносова не было другой
возможности организовать широкое промышленное производство. Крепостная
фабрика была в то время преобладающим типом промышленности.
Сенат согласился пожаловать профессора
Ломоносова поместьем. Но тут возникло неожиданное препятствие. Как на
желательное имение Ломоносов указал на село Ополье в Ямбургском уезде,
где поблизости были залежи отличного кварцевого песка, необходимого для
варки стекла. Но по справкам оказалось, что оно принадлежит дворцовому
ведомству. Сенат не вынес никакого решения, и Ломоносову было объявлено,
что он может претендовать лишь на конфискованное или выморочное имение.
Зима прошла в неопределенности, а уже в
июне 1753 года Ломоносову надлежало подать в Мануфактур-коллегию
ведомость о состоянии фабрики. Ломоносов решил ехать в Москву, где в это
время находился двор. 17 февраля 1753 года Ломоносов подал в
Академическую канцелярию просьбу отпустить его в Москву на 29 дней. В
ответ Ломоносов получил ордер за подписью Шумахера, в котором
сообщалось, что «за предписанными в его доношении резонами»
Академическая канцелярия «уволить бы его и могла», да без дозволения
президента никак сделать это не может. Ломоносов обратился прямо в
сенат, указывая на то, «что наступающее вешнее время и его крайняя
нужда» не позволяют ждать разрешения президента. 1 марта 1753 года в
Академическую канцелярию пришла из сената бумага с решением по жалобе
Ломоносова — отпустить его в Москву, дать паспорт и три почтовые подводы
за его счет. Ломоносов торжественно покатил в Москву, оставив ни с чем
озадаченного Шумахера.
Поездка увенчалась успехом. 16 марта
по указу Елизаветы Ломоносов получил «для работ на фабрике» в Копорском
уезде 9 тысяч десятин земли и 212 душ крестьян. На следующий день он уже
выехал из Москвы.
Ломоносов с увлечением принимается за устройство пожалованного ему поместья и постройку фабрики.
Место для постройки было выбрано
удачно. Верстах в семи, при деревне Шишкиной, находился пригодный для
стекловарения песок. К самой фабрике подступал прекрасный лес,
необходимый для топлива и обжигания на золу. Фабрика стояла при устье
быстрой и в те времена многоводной речки Рудицы, при впадении ее в реку
Ковашу. Ломоносов возвел плотину «из крепких тарасов (корзин), набитых
глиной и каменьем». Плотина была тридцать сажен в длину, полторы сажени
высотой и две в ширину. Возле нее была сооружена каменная дамба,
обложенная зеленым дерном. Здесь же были шлюзы и ворота, укрепленные
прочными шпунтовыми сваями. Вслед за тем Ломоносов стал строить водяную
мельницу, которая должна была отвечать различным назначениям.
Вступив во владение своим поместьем,
Ломоносов столкнулся с некоторыми порядками, весьма обычными в то время.
Расквартированные по соседству солдаты Белозерского пехотного полка по
приказу своего начальства незаконно рубили лес «на сделание к полковым
надобностям колес и на жжение смолы» и самовольно наряжали крестьян с
лошадьми в почтовую гоньбу. Уже в мае 1753 года Ломоносов обратился с
челобитной в Мануфактур-контору и добился указа о том, чтобы постой
свести и крестьян его от ямской гоньбы уволить.
В 1754 году при строительстве
ропшинского дворца произошло столкновение ломоносовских крестьян с
подрядчиком, который самовольно рубил лес. Подрядчик избил одного из
крестьян до полусмерти, а другого свез в Ропшу в цепях. Управитель
ропшинского имения, считавший себя при таком деле, что ему все может
сойти безнаказанно, обнаглел до того, что на другой день послал
чиновника забрать в Ропшу и остальных крестьян, участвовавших в
столкновении. Ломоносов немедленно добился не только распоряжений от
вотчинной канцелярии освободить задержанного крестьянина, но и нового
указа, чтобы «фабричных ево Ломоносова крестьян ни к каким ответам без
указу Мануфактур-коллегии не требовали и от фабрики не отлучали».
Главное здание фабрики было невелико.
Сложенное из тяжелых бревен на каменном фундаменте, оно занимало всего
восемь сажен в длину и шесть в ширину. Но высота его была тоже шесть
сажен. Это делалось для того, чтобы стропила не занялись от раскаленных
сводов печей или от огня, вырывающегося из топок. Обычно такие здания на
стекольных заводах именуются «Гутта», но Ломоносов, и, конечно, вполне
сознательно, именовал его «Лаборатория». Здесь находилось девять
различных печей.
Рядом с «Лабораторией» находилось
здание, которое называлось «мастерской» и состояло «из пяти покоев»:
кладовая и покой «для развешивания материалов» с большими и малыми
весами — по одну сторону «мастерской», и три покоя, где трудились
шлифовщики, граверы и мозаичисты, а также хранились готовые мозаичные
составы. Неподалеку стояла и мельница, где производился размол
материалов и работали шлифовальные машины. Тут же была построена
кузница, где выделывались и чинились выдувальные трубки и другие
инструменты, потребные для стеклоделия.
За фабрикой виднелась «слобода для
фабричных людей», состоявшая из четырех дворов, и особый дом для
приезжих — с кухней, черной избой «людской», погребом, баней, конюшней,
хлевом, сараями, амбарами и другими хозяйственными строениями и
пристройками. Кругом тянулись длинные поленницы дров. Усть-Рудицы стали
превращаться в цветущий, культурный уголок.
12 февраля 1754 года Ломоносов
описывал Эйлеру свое поместье, где «достаточно полей, пастбищ, рыбалок,
множество лесов, там имеется четыре деревни, из коих самая ближняя
отстоит на 64 версты от Петербурга, самая дальняя — 80 верст. Эта
последняя прилегает к морю, а первая орошается речками, и там, кроме
дома и уже построенного стеклянного завода, я сооружаю плотину, мельницу
для хлеба и лесопильную, над которой возвышается самопищущая
метеорологическая обсерватория».
Короткие наезды в Усть-Рудицы
Ломоносов использовал для изучения окружавшей его живой природы.
Ломоносов всегда проявлял большой интерес к ботанике и был хорошо знаком
с флорой окрестностей Петербурга. Еще в начале мая 1743 года он
обращался в Академическую канцелярию с просьбой о выдаче ему для
«обсерваций» (наблюдений) микроскопа, который ему нужен «особливо в
ботанике, для того, что сие в нынешнее весеннее и летнее время может
быть учинено удобнее». По-видимому, он сам составлял гербарии. Когда в
1761 году вышла в свет на латинском языке книга Степана Крашенинникова
«Флора Ингрии», насчитывающая 506 названий растений, найденных в
ближайших окрестностях Петербурга, то Ломоносов, ознакомившись с этим
описанием, не преминул заметить, что в нем недостает указания на
«колокольчик широколистый», обнаруженный им в своем имении. При издании
дополнений к «Флоре Ингрии» в каталог было включено и это название со
ссылкой на Ломоносова — Усть-Рудицы.
Обращаясь к наукам о живой природе,
Ломоносов стремился поставить их на прочное физико-математическое
основание и подчинить их единому всеобщему принципу понимания природы. В
1764 году в одном из своих проектов нового Академического регламента
Ломоносов писал: «Анатом, будучи при том физиолог, должен давать из
физики причины движения живого тела… Ботаник для показания причин
растения должен иметь знание физических и химических главных причин».
В своем понимании задач изучения живой
природы Ломоносов шел впереди своего века. Ему были чужды представления
об особой «жизненной силе», якобы составляющей основу органической
жизни, резко отделяющую ее от «неживой природы». Ломоносов, напротив,
исходил из твердого убеждения в единстве законов, определяющих процессы,
происходящие во всей природе. «Корпускулы движутся в животных — живых и
мертвых, движутся в растениях — живых и мертвых, в минералах и
неорганическом, следовательно во всем», — писал он в 1760 году. Живая
природа находится в тесном взаимодействии с неживой, возникает и
развивается из нее.
Ломоносов применяет к живой природе
открытый им общий принцип сохранения вещества и движения и приходит к
удивительным для его времени выводам.
В то время пользовалась почти всеобщим
признанием теория, согласно которой вещество растения образовывалось из
воды, являющейся его основной или даже единственной пищей. «Чистая
вода, весьма мало или никакой соли не имеющая, самым лучшим питанием
служит для растущих вещей», — писал в 1744 году петербургский академик
Крафт в статье «О происхождении растущих вещей», напечатанной на
латинском языке в «Новых комментариях» Академии. Теория зиждилась на
эффективных опытах, которые в начале XVII века производил голландский
врач и алхимик Ван Гельмонт, а затем Роберт Бойль. Об опытах Бойля
Ломоносов рассказывает в своем сочинении «О слоях земных»: «Посадил он
тыковное семя в землю, которую прежде высушил в печи и точно взвесил.
После того, как тыква на оной земле выросла, будучи поливаема сколько
надобно было водою, земля снова высушена была и взвешена, где едва
чувствительной урон найден, который бы в сравнение с тягостию сушеной
оной тыквы мог быть поставлен. По сему заключил он, что вода
превращается в землю». Ломоносов не мог примириться с таким
немотивированным «превращением вещества». Он приходит к выводу, что
питание для растений доставляет «воздух почерпаемый листьями». Вещества,
находящиеся в воздухе и служащие материалом для строения вещества
растения, Ломоносов называет «жирным туком», разумея под этим вещества,
поступающие в воздух извне, но постоянно в нем присутствующие. Еще в
1752 году, за двадцать лет до первых попыток доказать, что растения
способны «очищать воздух» (Пристли в 1772 году), Ломоносов в своем
«Слове о явлениях воздушных» писал: «Преизобильное ращение тучных дерев,
которые на бесплодном песку корень свой утверждают, ясно изъявляет, что
жирными листами жирный тук из воздуха впивают».
Согласно одной из теорий, сложившейся в XVIII веке, растения брали питательные вещества из «перегноя» (гумуса).
Ломоносов особенно подчеркивает, что
«из бессочного песку» растения не могут взять себе столько питательных
веществ, сколько им необходимо для создания своих частей.
В своем сочинении «О слоях земных»,
приведя пример северной сосны, растущей на песках, Ломоносов указывает,
что иглы у хвойных пород играют ту же роль, что и листья:
«нечувствительными скважинками почерпают в себя с воздуха жирную влагу,
которая тончайшими жилками по всему растению расходится и разделяется,
обращаясь в его пищу и тело», и при этом замечает: «и так не должно
думать, чтоб нужно было старым иглам опять возвращаться в сосны сквозь
корень».
Следует отметить, что Ломоносов под
«жирной влагой» и «жирным туком» вовсе не разумеет какие-либо жировые
вещества в теперешнем смысле. Это слово служит у него обозначением
веществ (тогда еще неоткрытых и неизвестных), которые служат для
образования органического тела растений. Ломоносов не только утверждает,
что эти вещества в своей значительной части поступают в растение из
воздуха, но и ставит вопрос о том, как и откуда поступают в воздух эти
частицы, необходимые для питания и произрастания растений. Такими
источниками поступления в воздух «жирных материй», по мнению Ломоносова,
являлись: «нечувствительное исхождение из тела паров, квашение и
согнитие растущих и животных по всей земле, сожжение материи для
защищения нашего тела от стужи, для приготовления пищи, для произведения
различного множества вещей чрез искусство в жизни потребных, сверх того
домов, сел, городов и великих лесов пожары, наконец огнедышащих гор
беспрестанное курение и частое отрыгание яркого пламени» («Слово о
явлениях воздушных»). Ломоносов, таким образом, близко подходит к
представленю о круговороте веществ, необходимых для питания растений, и
угадывает связь этих веществ с явлениями горения и гниения.
Ломоносов обратил внимание и на
участие солнечного света в жизни растений, что он связывал со своей
механической теорией эфира, с помощью которой он пытался объяснить
движения растений по отношению к солнцу. Появление света, вызываемое
колебаниями эфира, побуждает растение к движению, так как эфир наполняет
собой все окружающее пространство и связывает растение механическими
нитями с самим источником своего движения. Но, как и в других областях
естествознания — физике и химии, Ломоносов выходит за пределы
механических представлений о природе и обнаруживает необычную для своего
времени глубину и прозорливость. Он угадывает связь между световыми и
электрическими явлениями и пытается ее постичь в явлениях живой природы,
приходит к мысли о превращении света в электричество, а электричества в
механическое движение.
В «Слове о явлениях воздушных»
Ломоносов указывает на подсолнечники, которые, как утверждали еще
древние, «последуют течению солнца».
Ломоносов полагает, что здесь
происходит то же самое, «что случается тонким нитям к Електрической
махине привешенным, которые возбуждены Електрическою силою одна от
другой расшибаются», то есть сравнивает утреннее раскрытие листьев с
отталкиванием заряженных листочков электроскопа. Далее Ломоносов
обращает внимание на мимозу, или «сенситиву», чувствительное растение,
которое «показывает перемены» не только при восходе и заходе солнца, но и
приходит в движение «от прикосновения руки опуская и стягивая листы»,
чем «намекает, что приложением перста Електрическая сила у него
отнимается».
Мысль о поведении «чувствительных
трав» настолько занимала Ломоносова, что даже в составленный им проект
иллюминации для одного из придворных празднеств в ноябре 1752 года он
включает описание роскошного сада, в котором:
Когда ночная тьма скрывает горизонт,
Скрываются поля, брега и понт,
Чувствительны цветы во тьме себя сжимают,
От хлада кроются и солнца ожидают.
Но только лишь оно в луга свой луч прольет,
Открывшись в теплоте сияет каждый цвет,
Богатства красоты пред оным отверзают
И свой приятный дух как жертву изливают.
Действие электричества в растениях
подчинено, как полагает Ломоносов, тем же общим законам, что и вне их,
хотя и протекает в более сложных условиях. Растение, подобное мимозе,
для Ломоносова является особым свето- и электрочувствительным прибором,
улавливающим присутствие электрической силы, которая «слабее искусством
произведенной и для того только в нежном сложении некоторых трав
чувствительна».
Ломоносов живо интересовался производившимися за рубежом опытами по изучению, влияния электричества на растения.
В 1749 году французский ученый Нолле
обнаружил влияние электричества на всхожесть семян горчицы. В 1746 году
подобные же опыты ставил англичанин Мембри. Ломоносов, по-видимому,
внимательно следил за этими опытами. «Електрическая сила, сообщенная к
сосудам с травами, ращение их ускоряет», — замечает он и в составленном
им дополнении ко второму изданию «Волфианской експериментальной физики». 8 июня 1761 года Ломоносов
представляет в сенат новую смету только на мозаичные работы — 80764
рубля. С этого времени ему положено было выдавать ежегодно 13460 рублей.
В 1761 году Ломоносов получил 6 тысяч в счет ежегодной выплаты. К этому
времени у него уже был долг на 4 тысячи рублей, который и пришлось
погашать из нового аванса. К лету 1762 года он, по его записи, «пришел в
долги около четырнадцати тысяч».
В течение почти четырех лет в
ломоносовской мозаичной мастерской идут напряженные работы по
изготовлению первой огромной картины для предполагаемого монумента Петру
— «Полтавской баталии». Ломоносов был окружен способными и
трудолюбивыми учениками, набиравшими по его указаниям эту картину во
много раз скорее, чем это было бы под силу лучшим итальянским
мозаичистам.
Все семь мастеров, работавших над
«Полтавской баталией» вместе с Ломоносовым, жили у него в доме. Пятеро
из них были солдатские дети и рабочие, и только Максим Щоткин — сын
«учителя грамоты», а Семен Романов происходил из мелкопоместных
костромских дворян. Самый даровитый из них — Матвей Васильев,
выполнявший наиболее ответственные части картин и по-видимому, «лицо
самой главной особы», получал от Ломоносова 150 рублей жалованья в год,
Ефим Мельников — 120, Яков Шалауров — 60, Михайло Мешков — 54, Нестеров и
Щоткин — по 48 рублей, а Романов — всего 18 рублей в год.
Ломоносову удалось закончить «Полтавскую баталию» лишь в марте 1764 года, уже после смерти Елизаветы.
«Полтавская баталия» явилась
завершением всех трудов Ломоносова в области мозаики. Эта грандиозная
картина занимала со всеми украшениями — рамами и картушами — почти
двенадцать аршин в ширину и одиннадцать в высоту. «Сие изображение
Полтавской Победы набрано из мозаичных составов в медной плоской
сковороде, которая тянет 3000 фунтов… и укреплена железными полосами
весом 2000 фунтов, поставлена на бревенчатой машине, которая удобно
поворачивается для лучшей способности самой отделки и для осмотрения,
когда надобно».
Вслед за «Полтавской баталией» Ломоносовым была начата другая «парная ей по размеру» — «Азовское взятие».
Ломоносов намечал и другие картины для
монументов, делал эскизы, продумывал темы и составлял их
предварительное описание. Так, например, картина «Начало государственной
службы» должна была представить регулярное учение потешных войск за
Москвой. Другие картины должны были представить «Гангутскую победу»,
«Начало флота», «Заложение Петербурга» и др.
«Полтавская баталия» остается самым значительным произведением русского мозаичного искусства за целое тысячелетие.
В старом здании на Неве, построенном
еще Кваренги, где помещается конференцзал Академии наук, уже при входе
открывается взору яркое полотно «Полтавской баталии», занимающее всю
стену на самой верхней площадке вестибюля. В дни торжественных ученых
заседаний, подымаясь по устланной красным сукном парадной лестнице,
среди пальм и декоративных растений, мы видим в дыму и пламени
«Полтавской баталии» мужественное и яроетное лицо Петра — основателя
русской Академии наук, открывшей миру великого Ломоносова. |