«Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна».
М. В. Ломоносов
В 1757 году был пойман беглый солдат
Кронштадтского гарнизонного полка Алексей Андреев. В Канцелярии тайных
розыскных дел он поведал удивительнейшую историю. В 1740 года, еще при
блаженной памяти государыне Анне Иоанновне, он однажды заснул в пьяном
виде, а пробудившись, открыл, что у него украли казенный кафтан. Солдата
ждала беда, и он пришел в крайнее отчаяние. В отчаянии, он и
воскликнул, что готов предаться самому дьяволу, лишь бы он помог
выкупить кафтан. И тут перед ним предстал степенный крестьянин, назвался
дьяволом и вручил два рубля. Андреев купил на Морском рынке кафтан,
выпутался из беды и с тех пор перестал ходить в церковь и снял с себя
крест. В 1755 году он бежал из полка и на болоте у Невского монастыря
встретился все с тем же «крестьянином», который попросил у солдата за
давнишние два рубля «рукописанья». Но мужественный солдат в том ему
отказал, хотя дьявол в крестьянском платье и посулил ему, что за
ослушание его скоро словят и накажут шпицрутенами. Вот он и попался.
В канцелярии были озадачены. Дело
достигло слуха двора и синода. За побег надо было, конечно, жестоко
наказать. Но то, что солдат устоял пред кознями дьявола, тоже
заслуживало внимания. Кроме того, нехорошо, если предсказание дьявола
сбудется. Дьявола решили посрамить. К изъявившему горячее раскаяние
солдату был приставлен ученый богослов Сергей Коноплев, который и вел с
«отступником» назидательные беседы. Наконец Андреев принес в
Петропавловском соборе публичное покаяние и, по «утверждению в доброй
жизни», был отослан на место службы, по-видимому, без особого наказания.
Елизавета была набожна. Религия играла
очень большую роль в ее жизни. Она предавалась ей с той же безудержной
страстью, как и придворным увеселениям. Она молилась до обмороков и
танцевала до упаду. Едва переодевшись после бала, она бежала к заутрене,
а после торжественной «всенощной» могла провеселиться до утра. Ее
домовые церкви не отличались по своему убранству от придворных зал.
Позолоченные колонны иконостасов были увиты резными гирляндами цветов.
Улыбающиеся ангелы напоминали купидонов. Сиреневый дым ладана струился
над роем огоньков, дрожащих над разноцветными свечами. Гремел хор
сладкогласных украинских певчих, состоявший из ста двадцати человек.
Елизавета сама становилась на клирос и певала с ними; для нее были
написаны великолепные ноты, в которых слова означены золотом. Чтобы не
нарушалось «благолепие», Елизавета в январе 1744 года распорядилась
накладывать цепи с ящиками на тех, кто осмеливался болтать во время
богослужения. Но цепи эти были сделаны «для знатных чинов медные
вызолоченные, для посредственных белые лужены, а для прочих чинов
простые железные».
Елизавета Петровна часто отправлялась
«на богомолье», причем давала обет идти пешком. Тучная и задыхающаяся на
каждом шагу, она скоро уставала и возвращалась в карете обратно, чтобы
на другой день продолжать паломничество с того места, на котором
остановилась. Путь от Москвы до Троицкой лавры отнимал у нее два месяца.
На дороге повсюду разбивали роскошные шатры и палатки, гремела музыка, и
странствование на богомолье неизменно превращалось в веселый пикник.
Елизавета была до фанатизма предана
православию и строго придерживалась мелочной обрядности. Она ревностно
соблюдала посты, отказываясь на долгое время не только от мяса и рыбы,
но и от молочного. Постничая, она питалась одним вареньем, запивая его
квасом, чем приводила в отчаяние лечивших ее медиков. На православное
духовенство сыпались всевозможные милости. Грубый, но льстивый духовник
Елизаветы Дубянский, участник дворцового переворота, любил лошадей и
держал целый конский завод. Елизавета дарила ему одно поместье за
другим, так что к концу ее царствования Дубянскому принадлежал почти
весь левый берег Невы до самого Шлиссельбурга. Особенно
возблагоденствовали монахи, которым Елизавета возвратила почти все
имущество, отобранное у монастырей Петром I. Уже в 1744 году она
упразднила «Экономическую коллегию», ведавшую этим имуществом, отменила
все повинности, наложенные на монахов, постои и несение караульной
службы. Монастыри обрастали огромными имениями. Только одна
Троице-Сергиевская лавра при Елизавете владела 92 тысячами крепостных. ***
26 мая 1761 года должно было
совершиться событие, чрезвычайно волновавшее астрономов всего мира, —
прохождение планеты Венеры по диску Солнца. Еще Иоганн Кеплер указывал
на возможность прохождения Меркурия и Венеры по видимому диску Солнца в
тот момент, когда эти планеты оказывались на своих орбитах между ним и
Землею. В отношении Меркурия это случалось довольно часто, тогда как
прохождение Венеры представляло очень редкое явление. Орбиты Венеры и
Земли несколько наклонены одна к другой, и обычно Венера проходит мимо
Солнца выше или ниже эклиптики — плоскости, в которой движется Земля
вокруг Солнца, — и ее тень не захватывает солнечный диск. Между тем
наблюдения над прохождением Венеры по диску Солнца позволяли с большой
точностью определить расстояние Солнца от Земли и произвести другие
астрономические измерения, что достигалось путем сравнения результатов
наблюдений в различных пунктах земного шара. В 1761 году эта возможность
представилась ученым.
3 января 1760 года академик Миллер
получил письмо из Парижа. Почетный член Петербургской Академии наук
аббат Лакайль сообщал, что во Франции деятельно готовятся к этому
крупному событию, а парижский астроном Жантиль собирается ехать для
наблюдений в Ост-Индию. Миллер сообщил, что в России также проявляют к
этому большой интерес, но астроном Гришов заболел, и отправить в
экспедицию больше некого. В ответ на это Лакайль посоветовал пригласить
кого-либо из французских астрономов и сообщил, что аббат Шапп д'Отрош
выразил готовность ехать в Сибирь за счет русского правительства. В мае
1760 года Академическая конференция выразила согласие на приглашение
этого астронома, но тем временем в Петербурге был получен очередной том
«Записок» Французской Академии, из которого явствовало, что Шапп д'Отрош
и без того отправляется в Сибирь.
Известие это заставило расшевелиться
Кирилу Разумовского, приславшего 23 октября 1760 года в Академическую
канцелярию длинное письмо, где указывалось, что наблюдение этого
«знатного на небе явления» должно быть принято в Петербурге «не в
меньшее уважение», чем в Париже, «чего ради не меньше совершенная польза
в мореплавании и других по астрономии объяснениях, как честь и слава
Академии Санкт-Петербургской требует того, чтобы сие произвести делом
самим без помощи французских астрономов».
Разумовский предложил академику
Эпинусу подготовить к наблюдениям Степана Румовского, ученика Эйлера, и
выразил пожелание, что «весьма бы не худо» отправить не одну, а две
экспедиции, чтобы дурная погода или какие-либо другие обстоятельства не
помешали успеху дела.
Душою этого дела был, разумеется,
Ломоносов. Как раз в это время он хлопотал перед сенатом об отправлении
двух географических экспедиций для наблюдений, потребных «к исправлению
Российского Атласа». Руководить геодезическими съемками должен был
астроном Никита Попов (1720–1782). Получив разрешение сената, Ломоносов
тотчас же выступил с новым предложением — отправить Попова в Иркутск для
наблюдения явления Венеры и поручить ему же произвести необходимые
работы для Атласа «на возвратном из Сибири пути». Одновременно он
представил Попова к чину надворного советника «для ободрения его и
российских ученых людей, и за его десятилетнюю службу». Сенат пошел
навстречу Ломоносову: разрешил послать две экспедиции для наблюдения за
Венерой и произвел Попова в чин.
Ломоносов принимает деятельное участие
в организации экспедиции, заботится о том, чтобы обеспечить ее
достаточным числом инструментов для наблюдений, и разрабатывает
подробную инструкцию для Попова. 15 января 1761 года оба отряда,
провожаемые напутствиями Ломоносова, отправились в Сибирь. Они должны
были, невзирая на трескучие морозы, снега и вьюгу, мчаться на почтовых
«с крайним поспешением денно и нощно», чтобы поспеть вовремя, в
отдаленные города Сибири.
Снарядив эти экспедиции, Ломоносов не
успокоился. Его чрезвычайно заботило положение в Петербургской
академической обсерватории, где также должны были производиться
наблюдения. Его отношения с академиком Эпинусом достигают в это время
крайнего напряжения. Эпинус (1724–1802), обосновавшийся в Петербурге,
получил такие широкие возможности для научной работы, о каких он не мог и
мечтать в Германии. Выдающийся физик-экспериментатор, Эпинус открыл способность турмалина электризоваться при
нагревании и сделал ряд других важных открытий в области электричества и
магнетизма. Но его мало беспокоила организация астрономических
наблюдений.
После смерти в июне 1760 года
академика Гришова Петербургская обсерватория поступала в полное
распоряжение Эпинуса, ведавшего также «экспериментальной физической
камерой» (кабинетом) после трагической гибели Георга Рихмана. При
Эпинусе физический кабинет и обсерватория пришли в значительный упадок, о
чем Ломоносов даже делал особое представление Разумовскому. По смерти
Рихмана, как сообщает Ломоносов, «физическая камера» осталась в
«нарочитом состоянии, сколько могла быть исправна после бывшего
академического пожару» (в 1748 году). «Ныне ж не токмо нет ни образа, нн
подобия того, в каком состоянии она была при Крафте и Рихмане, но и
едва следы ее видны. Лежат уже много лет физические инструменты по углам
разбросаны в плесени и в ржавчине безо всякого употребления, ни к новым
академическим изобретениям, ниже для чтения студентам физических
лекций. Господин коллежский советник и физик профессор Епинус, не взирая
на свою должность… с самого своего выступления в академическую службу
едва бывал там, где валяются физические инструменты». Едва ли лучше
обстояло дело в обсерватории. «При некоторых не без знатных приключениях
небесных, наблюдения достойных, посылал я в ясные ночи к обсерватории
осведомиться, что там происходит; однако найдено, что не токмо она
заперта, но и крыльцо занесено глубоким снегом» (подчеркнуто самим Ломоносовым).
Эпинус, получив в свое распоряжение
обсерваторию, наглухо закрыл в нее доступ немногочисленным русским
астрономам, которые могли бы там совершенствоваться, в том числе Попову и
Красильникову, «коим всегда был туда вход невозбранен при Делиле и
Гришове». Ломоносов открыто говорит о незаслуженном возвышении Эпинуса,
которого незадолго перед тем пригласили преподавать математику и физику
наследнику престола: «Господин Епинус, когда еще был только физики
профессор, крайне не радел о своей должности. А ныне уже и астроном и
главный директор шляхетского кадетского корпуса, при том человек
случайной». В докладной записке Разумовскому Ломоносов, признавая, что
Эпинус — «изрядный физик», высказывает недоверие к его астрономической
подготовке и утверждает, что Эпинус «по астрономии весьма мал в
рассуждении практики». «Господин Епинус, — писал Ломоносов, — был года с
два в Берлине, где ни единого нет доброго инструмента, и почти один
заржавелый квадрант, и Епинус не видал нигде хороших Астрономических
Инструментов, как только здесь у Гришова».
Не полагаясь на Эпинуса, Ломоносов до
отправления экспедиции решил сам определить моменты начала и окончания
явления для различных долгот — Петербурга, Парижа, Лондона, Иркутска,
Нерчинска и семи других пунктов, составив для этого «Показание пути
венерина по солнечной плоскости, каким образом покажется наблюдателям и
смотрителям в разных частях света. Майя 26 дня 1761 года».
Изучая распространенные и принятые в
его время телескопы системы Грегори и Ньютона, составленные из
металлических зеркал и выпуклых стекол, Ломоносов установил, что наличие
в этих телескопах небольшого дополнительного зеркала только ухудшает
видимость и что они «должны быть исправляемы более от излишества, нежели
недостатка». Руководствуясь мыслью о необходимости убрать все лишнее,
что составляет преграду свету, падающему на большое зеркало, Ломоносов
устраняет дополнительное зеркальце и решительным образом изменяет всю
конструкцию телескопа.
В 1762 году Ломоносову удалось построить телескоп, состоявший только из одного вогнутого зеркала и окуляра.
Только в 1774 году зеркальный телескоп
точно такой же конструкции был предложен и еще позже, в 1789 году,
построен английским астрономом Гершелем, имя которого и было потом
присвоено телескопам этого типа. Ломоносов продолжает упорно работать
над дальнейшим усовершенствованием астрономических труб. Только за время
с 1761 по 1765 год им было разработано и построено несколько новых
конструкций телескопов, выгодно отличавшихся от всех подобных
инструментов, известных в его время. Ломоносов производит многочисленные
опытные плавки разных составов «для получения большого зеркала в
рефлекторе». Он сам присутствует при этих плавках, превозмогая боли в
ногах, вызванные мучительной болезнью, пока не добивается «доброго
зеркального металла без ноздрей».
Его смелая новаторская мысль постоянно
направлена на улучшение техники изготовления приборов. Так, например,
им был предложен оригинальный способ изготовления сверхтонких зеркал,
новый способ полирования стеклянных поверхностей, способ, «как
испытывать точную плоскость плоских зеркал трубкою в расстоянии», и
многое другое. Станки и инструменты для этих работ Ломоносов придумал
сам. В его «Химических и оптических записках», относящихся к 1762–1763
годам, сохранился чертеж изобретенного им станка для обтачивания
поверхностей сферических зеркал из металлического сплава, а также
наброски различных других изобретений в области оптики. Одновременно
Ломоносов изыскивал пути для создания новых, точных и наиболее
совершенных измерителей времени, намечая различные приспособления и
улучшения в конструкции часов, предлагал ввести «стеклы и хрусталь для
избежания фрикции» (трения) и пр.
Раздраженный вечными проволочками и
столкновениями с Академической канцелярией, Ломоносов с 1762 года
переносит изготовление оптических приборов к себе на дом, где он на свои
средства обзаводится станками и инструментами, закупает материалы и
набирает мастеров. Вскоре у него возникает образцовая оптическая
мастерская, где работают опытные мастера-инструментальщики, которым
помогают толковые молодые ребята, на ходу обучающиеся тонкому и сложному
делу приборостроения.
Ломоносов строго распределял работу
между всеми участниками и точно указывал, кто из них что должен делать.
Одна из таких записок сохранилась:
«Колотошин (с ним Андрюшка и Игнат):
1. Разделение градусов.
2. Зубы на дугах и шпилях.
3. Все, что к обращению Машин надобно.
Гришка (у него работников 2):
1. Шлифовать зеркала.
2. Прилаживать токарную, и шлифовальную машину, в чем помогать ему Кирюшке.
Кирюшка:
1. Машину доделать рефракций.
2. Дуга к большому зеркалу и повороты.
3. Трубки паять к оглазкам.
Кузнец:
1. Бауты и винты.
2. Вилы к шпилю большому.
3. Полосы для прочей отделки.
4. Винты ватерпасные для установки машин.
Столяр:
1. Передние апертуры и раздвижной ход.
2. Подъемный стул».
Все они дружно и напряженно работали
над созданием новых отечественных телескопов — точили, полировали,
шлифовали и ладили зеркала, пригоняли части телескопа одну к другой,
вкладывая в дело свою сметку и сноровку.
Ломоносов не только создает новые
конструкции телескопов, но и разрабатывает рецепты для приготовления
оптического стекла. «В окулярные употреблять желтое стекло из сурика и
горного хрусталя откаленное», — помечает он в своих записках. «Стекло с
суриком много больше делает рефракцию, нежели другое. С ним соединить
стекло из фужера».
Последняя запись, по-видимому,
указывает, что Ломоносов пришел к мысли о возможности получения
различных сортов стекла (с различной светопреломляемостью) для
ахроматических объективов. Хроматическая аберрация (радужное
отсвечивание в оптических приборах) была серьезной помехой для
наблюдения и считалась неустранимой в силу самих законов преломления
света. Однако в 1747 году Леонард Эйлер указал, что устранение цветной
аберрации теоретически возможно. Для этого он предложил пользоваться
двумя стеклами, промежуток между которыми наполнен водой. Работая с 1752
года со своим рефрактометром, Ломоносов вплотную подошел к
практическому решению этого вопроса и занялся поисками рецептов для
стекол, которые обладали бы различными показателями светопреломления.
Путь к открытию ахроматических
объектов был найден. И не случайно в Петербургской Академии еще при
жизни Ломоносова Иоганн Цейгер, а затем Эпинус занялись изготовлением
ахроматических объектов. «По щастию, — говорил в академическом собрании 2
июля 1763 года Цейгер, — нашел я не токмо два вида стекол в самой
России сделанных, которые имеют различную светопреломляемость и состоят в
той же пропорции, как английские стекла кронглас и флинтглас», но и
занялся изготовлением других видов стекол, «которые в рассуждении
разности углов рассеяния, другие весьма превосходят». Нет никакого сомнения, что этим «щастием» Цейгер был обязан теоретическим работам Ломоносова.
Устранение цветной аберрации было
неотложной задачей для Ломоносова, так как он работал над созданием
приборов, пользование которыми предполагало скудное или недостаточное
освещение, когда каждая помеха была особенно чувствительна.
Занимаясь ночными астрономическими
наблюдениями, Ломоносов заметил, что через одни инструменты предметы
различаются в ночное время лучше и явственнее, чем через другие. Это
навело его на мысль попытаться сконструировать особую трубу для
наблюдений в сумерки. 13 мая 1756 года в Академической конференции
Ломоносов демонстрировал «ночезрительную трубу», которая построена для
той цели, чтобы различать в ночное время скалы и корабли. Академики
засвидетельствовали: «Из всех опытов явствует, что предмет, поставленный
в темную комнату, различается в эту трубу яснее, чем без нее».
Ломоносов предлагал объявить от
Академии наук конкурс на изобретение телескопа для наблюдений предметов,
находящихся в темном месте, при условии, чтобы оно не было вовсе лишено
освещения. Однако академик Эпинус, лично неприязненный к Ломоносову,
категорически отверг самую возможность подобного изобретения.
Разгорелась ожесточенная полемика. Ломоносов спорил, основываясь лишь на
своем опыте и не имея возможности по тогдашнему состоянию науки
теоретически обосновать действие своей «ночезрительной трубы». Эпинус
полемизировал исключительно с формально-теоретических позиций,
совершенно игнорируя практику. В частности, Эпинус доказывал
невозможность повысить яркость изображения в трубе в обычных дневных
условиях и на этом основании переносил эти правила на ночное время.
Эпинуса поддержал и адъюнкт Степан
Румовский. Весь «мемуар» Эпинуса был написан в довольно заносчивом тоне,
что вызвало крайнее раздражение Ломоносова. «Сей ущерб чести от моих
трудов стал мне вдвое горестен, — писал он 8 июля 1759 года И. И.
Шувалову, — для того, что те, которые сие дело невозможным почитали, еще
и поныне жестоко, с досадительными словами спорят, так что, видя не
видят и слыша не слышат».
Собственноручный набросок M. В. Ломоносова «ночезрительной трубы» его конструкции (Архив Академии наук СССР).
Ломоносов
до конца жизни не прекращал размышлять о своем изобретении, не считая
свою идею ни опровергнутой, ни поколебленной. Из недавно опубликованной
«Росписи сочинениям и другим трудам советника Ломоносова», составленной
им самим, видно, что работа по созданию «ночегляда» продолжалась и в
1763 году, когда производились опыты по составлению трубы, чтобы в
сумерках ясно видеть». По смерти Ломоносова его изобретение было надолго
забыто, и даже сама идея прибора для ночного наблюдения была
отвергнута. Только моряки знали по опыту пользу труб и биноклей в
сумеречное время. Жизненная практика опровергала теоретические
заблуждения, но к ней не прислушивались.
«Почти два века, — пишет академик С.
И. Вавилов, — «ночезрительная труба» Ломоносова считалась его ошибкой, в
жизнеописаниях Ломоносова о ней умалчивали. Между тем прав был
Ломоносов, а не Румовский и Эпинус. Если бы сетчатка человеческого глаза
не меняла своих свойств при очень большом ослаблении света, то Эпинус
был бы вполне прав: яркость изображения, получаемого на сетчатке глаза,
совсем не зависела бы (для предметов конечных размеров) от применяемой
оптики. В действительности, однако, сетчатка при очень слабом свете
приобретает особые свойства, в некоторых пределах при этом
воспринимаемая яркость тем больше, чем больше изображение на сетчатке
(закон Рикко). Помещая между глазом и предметом в ночных условиях
зрительную трубу с большим увеличением, мы увеличиваем яркость
изображения на сетчатке и повышаем так называемую «разрешающую силу»,
вследствие чего предметы, невидимые без трубы, становятся различимыми.
Во время Отечественной войны все это выяснилось с полной несомненностью,
и сейчас трубы с большим увеличением для ночных наблюдений
(«ночезрительные трубы») — весьма распространенный предмет вооружения.
Достаточно сказать, что так называемая «дальность действия» больших
прожекторов при наблюдении за вражескими самолетами во время ночных
полетов повышается примерно в полтора раза при применении
«ночезрительных труб». Так через столетия Ломоносов восторжествовал над
Румовским и Эпинусом, доказав еще раз глубину и правильность своей мысли
и интуиции».
***
Когда приблизилось время прохождения
Венеры по диску Солнца, Ломоносов пожелал привлечь к наблюдениям двух
русских ученых — астронома Андрея Красильникова и «математических наук
подмастерья» Николая Курганова, о чем и написал соответствующее
определение как советник Академической канцелярии. Эпинус немедленно
встал на дыбы и наотрез отказался допустить их в обсерваторию. Он
объявил, что обсерватория тесна и что вообще «такого наблюдения, которое
точности и строгости требует», он не может вести в присутствии
посторонних людей и «смотрителей». Эпинуса поддерживал и одобрял
Тауберт. За Красильниковым и Кургановым стоял Ломоносов, который
стремился вырвать из рук иностранцев монополию на занятие наукой в
России. Дело приняло принципиальный характер. Ломоносов не мог
воспринимать его иначе, как одну из попыток оттеснить русских людей от
науки. Сопротивление Эпинуса и Тауберта следовало сломить во что бы то
ни стало. Оскорбленные Красильников и Курганов подали жалобу в сенат.
Они указывали, что Эпинус давно завладел всей обсерваторией, не доверяет
им самых простых инструментов и даже не допустил их «для наблюдения
прошлого лунного затмения». Ломоносов настойчиво доказывал, что
Красильников и Курганов — опытные и достойные доверия люди. Оба были уже
не молодые и постоянно занимались астрономией. «Красильников тогда уже
был доброй обсерватор, когда еще господин Епинус ходил в школу с
катехизисом», — писал Ломоносов в особой докладной записке, составленной
около этого времени. Сын унтер-офицера, ученик навигацкой школы Николай
Курганов (1726–1796) ценою больших лишений, поступил в 1741 году в
морскую академию, где показал такие успехи, что с семнадцати лет стал
преподавать математику и астрономию в гардемаринских классах. Курганов и
Красильников еще в 1746 году ездили в Прибалтику «ради сочинения
морских карт» и помогали академику Гришову в астрономических наблюдениях
в Петербурге и на острове Эзеле. Красильникова не раз отправляли в
астрономические экспедиции, в том числе на Камчатку. Все доводы Эпинуса,
утверждает Ломоносов, не более как пустые и каверзные отговорки: «Во
всех обсерваториях, а особливо при важных случаях бывают и должны быть
сонаблюдатели, как помощники наблюдений… Делиль, бывший здесь долгое
время профессором, ездил в Березовое и имел с собой помощников. Бывшее в
1748 году примечали знатное солнечное затмение на здешней обсерватории
г.г. Браун, Крарильников и Попов и еще при них другие, а никто друг на
друга в помешательстве не жаловался». Ломоносов не допускает мысли, чтоб
рекомендованные им обсерваторы «сделали шаркотню и заглушили б часовой
маятник», а это как раз могла произвести компания великосветских зевак,
«кою уже давно г.г. Тауберт и Епинус пригласили».
За три дня до прохождения Венеры
сенат, наконец, издал особый указ, которым предписывалось выдать
Красильникову и Курганову «инструменты исправные», а ключ от
обсерватории отобрать у Эпинуса, так как он имеет привычку запираться.
Указ предусматривал, что если Эпинус не пожелает производить наблюдения
«обще» с Красильниковым и Кургановым, то «отвесть ему другой способный
покой при академических же апартаментах». Но Эпинус, подстрекаемый
Таубертом, в самый последний момент вовсе отстранился от наблюдений, чем
в значительной мере сорвал их успех. Не повезло и Сибирской экспедиции.
Румовского, остановившегося в Селенгинке, подвела пасмурная погода.
Наблюдения Попова тоже были не совсем удачны.
Собственноручный
рисунок M. В. Ломоносова изобретенного им инструмента для определения
полуденной линии (1761 г.) (Архив Академии наук СССР).
Самыми
успешными и замечательными оказались наблюдения самого Ломоносова,
занимавшегося ими у себя дома. Предоставляя вести специальные наблюдения
астрономам, Ломоносов решил в свою небольшую трубу «примечать» только
начало и конец явления «и на то употребить всю силу глаза, а в протчее
время прохождения дать ему отдохновение». Труба, которою пользовался
Ломоносов, отличалась сильной хроматической аберрацией и давала четкое
изображение только около центра поля зрения. Настало время начала
явления, вступление Венеры на диск Солнца опаздывало. Было несомненно,
что эфемериды, составленные Эпинусом и другими астрономами, были
неточны. Прошло сорок минут. От непрерывного наблюдения Солнца сквозь
«весьма не густо копченное стекло» болели глаза. Наконец Ломоносов
заметил, что край Солнца на месте ожидаемого вступления Венеры «стал
неявственен и несколько будто стушован, а прежде был весьма чист и везде
ровен». Ломоносов подумал, что это произошло от чрезмерного напряжения и
усталости глаза, и на секунду зажмурился. Но через несколько секунд он
заметил, что там, где край солнечного диска был неявствен, появилась
ущербность от вступления Венеры. Ломоносов дождался соприкосновения
противоположного края диска Венеры с краем Солнца (второй контакт) и
отметил, что между этим задним краем Венеры, который еще не вступил на
диск Солнца, и краем самого Солнца показалось «тонкое как волос» сияние.
Через пять часов Ломоносов приступил к наблюдению схождения Венеры с
диска Солнца. И вот, «когда ее передний край стал приближаться к
солнечному краю и был около десятой доли Венериного диаметра, тогда
появился на краю солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем
ближе Венера к выступлению приходила». «Вскоре оный пупырь потерялся, и
Венера показалась вдруг без края». Конец явления, как теперь отчетливо
заметил Ломоносов, также ознаменовался размытостью и неясностью
солнечного края. Все это были явления совершенно новые, никогда ранее не
наблюдавшиеся и не описанные астрономами.
Ломоносов сделал из своих наблюдений
смелые и глубокие выводы, что «планета Венера окружена знатной воздушной
атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около,
нашего шара земного». Неясность края диска Солнца и все остальные
явления объясняются вступлением на диск Солнца атмосферы Венеры,
рассеивающей и поглощающей солнечные лучи. Ломоносову принадлежит честь
этого важного открытия, которым он вписал блестящую страницу в летопись
русской астрономии. Наблюдения Ломоносова были опубликованы в том же
1761 году особой брошюрой на русском и немецком языках.
Первую часть брошюры занял журнал
астрономических наблюдений Красильникова и Курганова. Затем следовало
изложение наблюдений самого Ломоносова и, наконец, особое «Прибавление»,
составленное им же в просветительских и полемических целях. Ломоносов
указывает на необходимость скорейшего распространения в народе
правильных естественнонаучных представлений. Одной из обязанностей
ученых является «отводить от людей непросвещенных никаким учением всякие
неосновательные сомнительства и страхи, кои бывают иногда причиною
нарушения общему покою. Нередко легковерием наполненные головы слушают и
с ужасом внимают, что при таковых небесных явлениях пророчествуют
бродящие по миру богаделенки, кои не токмо во весь свой долгий век о
имени астрономии не слыхали, да и на небо едва взглянуть могут, ходя
сугорбясь».
Ломоносов не скрывает, что его
«изъяснение» главным образом «простирается до людей грамотных, до чтецов
писания и ревнителей к православию», то есть адресовано представителям
старого мировоззрения, упорно отстаивающим свои взгляды и препятствующим
«высоких наук приращению». Ломоносов смело выступает в защиту системы
Коперника и учения о множестве обитаемых миров. Он видит новое блестящее
подтверждение этого учения в только что сделанном им открытии атмосферы
на Венере. Но он уже слышит возражения своих противников: «Читая здесь о
великой атмосфере около помянутой планеты, скажет, кто: подумать де
можно, что в ней потому и пары восходят, сгущаются облака, падают дожди,
протекают ручьи, собираются в реки, реки втекают в моря; произрастают
везде разные прозябания; ими питаются животные. И сие де подобно
Коперниковой системе: противно де закону».
Ломоносов пытается отвести от науки
лобовой удар раздраженных ревнителей «закона» и выдвигает положение, что
«священное писание не должно везде разуметь грамматическим разумом, но
нередко и риторским разумом», то есть не все понимать дословно.
Поэтому-де только и происходит «спор о движении и стоянии земли» и
«богословы западныя церкви», понимая дословно приведенные в библии слова
Иисуса Навина: «Стой, солнце, и не движись, луна» — «хотят доказать,
что земля стоит». Ломоносов вспоминает, что спор этот начался еще с
языческих времен, приводит рассказ о Клеанте и утверждает, что
«еллинские жрецы и суеверы» «правду на много веков погасили».
Ломоносов стремится обеспечить
свободное развитие естественных наук в России. Он выдвигает требование
независимости научного исследования от вопросов богословия и
невмешательства представителей религии в дела науки. Еще в 1759 году он
пытался узаконить это как одну из «привилегий» для академического
университета: «Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и
просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в
проповедях».
Однако сдержанный и примирительный тон
его выступления под конец прорывается откровенным сарказмом. Ломоносов
откровенно начинает издеваться над духовенством, причем особенно
намекает на его корыстолюбие и даже посмеивается над якобы универсальным
значением евангелия для всех живых и мыслящих существ: «Некоторые
спрашивают, ежели де на планетах есть живущие нам подобные люди, то
какой они веры? Проповедано ли им Евангелие? Крещены ли они в веру
христову? Сим дается ответ вопросный. В южных великих землях, коих
берега в нынешние времена почти только примечены мореплавателями,
тамошние жители, также и в других неведомых землях обитатели, люди
видом, языком и всеми поведениями от нас отменные, какой веры? И кто им
проповедывал Евангелие? Ежели кто про то знать и их обратить и крестить
хочет, тот пусть по Евангельскому слову (не стяжите ни злата, ни сребра,
ни меди при поясах ваших, ни пиры на пути, ни ризу, ни сапог, ни жезла)
туда пойдет. И как свою проповедь окончит, то после пусть пойдет для
того и на Венеру. Только бы труд его не был напрасен. Может быть
тамошние люди в Адаме не согрешили».
Отстаивая учение Коперника, Ломоносов
прибегает и к стихотворной шутке. Он включает в «Прибавление» остроумную
притчу, доказывающую превосходство и правоту Коперниковой системы мира:
Случились вместе два астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?
Он дал такой ответ: что в том Коперник прав,
Я правду докажу на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова.
Это простое, доступное и убедительное
стихотворение, полное народного здравого смысла, вскоре приобрело
значительную популярность. Из брошюры Ломоносова в том же году оно было
перепечатано в сатирическом журнале М. Д. Чулкова «И то и оно» и
приведено в «Адской почте» Ф. Эмина. А включение в знаменитый
«Письмовник» составленный верным учеником Ломоносова Николаем
Кургановым, сделало это стихотворение известным нескольким поколениям
грамотных русских людей. «Письмовник» Курганова представлял собой
сборник энциклопедического содержания, многократно переиздававшийся и
служивший для самообразования широких, преимущественно демократических
слоев народа.
Настойчивая просветительская
деятельность Ломоносова и серьезный отпор, который он давал притязаниям
церковных кругов, значительно укрепили позиции передовой науки. Этим и
объясняется, что в том же 1761 году Академией наук при несомненном
содействии Ломоносова было выпущено второе издание книги Фонтенелля
«Разговоры о множестве миров», столь решительно осужденной синодом.
Астрономические воззрения Ломоносова
отражали его передовое, прогрессивное мировоззрение. В них отчетливо
проявился его широкий философский подход к изучению природы, его
материалистическое понимание всех совершающихся в ней процессов. Это и
позволяло ему высказать новые, смелые и замечательные мысли по ряду
вопросов, которые не могли и не умели поставить должным образом
современные ему западноевропейские исследователи. Ломоносов видел там,
где все еще блуждали в потемках.
Ломоносовское понимание природы было
основано на ясном представлении о материальном единстве мира. «Во всех
системах Вселенной элементы и начала одни и те же, — писал Ломоносов в
1756 году в своих заметках по теории электричества. — И материя
пылающего солнца — та же самая, что и внутренняя (материя) в раскаленных
телах».
«Я натуру нахожу везде самой себе
подобную, — писал Ломоносов в «Изъяснении» к своему «Слову о явлениях
воздушных». — Я вижу, что лучи от самых отдаленных звезд к нам
приходящие тем же законам в отвращении и преломлении, которым солнечные и
земного огня лучи последуют, и для того тоже сродство и свойство
имеют».
Но эта материя, составляющая
вселенную, находится в непрестанном развитии. Все тела как на нашей
Земле, так и в необъятном космическом пространстве постоянно изменяются.
В своем сочинении «О слоях земных», говоря о всеобщей изменчивости в
природе, Ломоносов указывает, что «главные величайшие тела мира, планеты
и самые неподвижные звезды изменяются, теряются в небе, показываются
вновь». Идея развития и изменяемости и привлекла внимание Ломоносова к
существованию переменных звезд, которых в его время было открыто всего
пять.
Ломоносов был уверен, что во вселенной господствует повсюду однообразный порядок.
Рассматривая вопрос о природе комет и
происхождения их хвостов, Ломоносов решительно обрушивается на
бесплодную метафизику и, суждения, игнорирующие материальное единство
природы. «Пусть, кто хочет, — писал Ломоносов, — представляет себе более
тонкие (до неизмеримости!) пары в комете, пусть делит материю до
бесконечности или на простые сущности, но я не знаю (не нахожу) никаких
паров, которые могли бы подняться вне пределов нашей атмосферы.
Выдумывать более тонкие (пары) в комете предоставляю тем, кому нравится
выдумывать совершенно иную природу, чем та, которая, как я на основании
разума и опыта привык считать, повсюду себе подобна».
Ломоносов стремился найти общий
комплекс сил, действующий как в земной атмосфере, так и в безграничной
вселенной, и гениально нашел их в электрических явлениях, которыми он
объяснял и «огни св. Эльма» на корабельных мачтах, и северное сияние, и
свечение кометных хвостов.
Ломоносов придавал большое значение
развитию астрономической науки в России и был глубоко убежден, что
именно в нашей стране, где имеется возможность производить наблюдения в
отдаленных на десятки и сотни градусов друг от друга пунктах, астрономия
достигнет наивысшего расцвета или, как он выражался, «славнейшая из муз
Урания утвердит преимущественно жилище свое в нашем Отечестве».
Ломоносов изучал окружающий его мир во
всей безграничности его проявлений, начиная от незримых атомов,
составляющих все тела природы, и кончая небесными светилами, рассеянными
в необъятной вселенной. Его внимание привлекали к себе и грозные
величественные явления природы — землетрясения, раскаты грома и
сверкание молнии, бури на море — и тончайшие, едва уловимые движения
чувствительных растений. Он переходил от изучения стихийных cил к живой
природе, от наблюдений над процессами, совершающимися в настоящее время,
к далекому прошлому Земли. Его ум был неистощим, а страсть к знанию
неиссякаема. «Этот знаменитый ученый, — писал о Ломоносове А. И.
Герцен, — был типом русского как по своей энциклопедичности, так и по
остроте понимания. Всегда с ясным умом, полный беспокойного желания все
понять, он бросался с одного предмета на другой с удивительной легкостью
понимания».
Однако было бы ошибкой представлять
это таким образом, что Ломоносов расточал свой талант на решение
множества не связанных между собой вопросов. Он работал в различных
областях науки, потому что стремился постичь единство законов,
управляющих природой, всеобщую связь и взаимозависимость ее явлений. Для
него не было непереходимых граней между отдельными науками, как их нет и
в самой природе, отражением которой они являются. Единый
материалистический подход ко всем явлениям и давал ему ту легкость
понимания, о которой говорил Герцен.
Научная деятельность Ломоносова при
всей ее широте и многообразии отличалась беспримерной
целеустремленностью. Он нимало не походил на современных ему
западноевропейских «полигисторов» — ученых-всезнаек, набитых до отказа
напыщенной» и бесплодной эрудицией. Его проникновенный энциклопедизм был
озарен светлыми помыслами о благе, преуспеянии и просвещении горячо
любимого им русского народа. Чем бы ни занимался Ломоносов, какие бы
великие и общие законы природы он ни устанавливал, какие бы открытия ни
совершал — всегда, во всем и прежде всего он служил этим своей родине! |