«Я сам и не совершу, однако, начну, то будет другим после меня легче сделать».
М. В. Ломоносов
В марте 1758 года президент Академии
наук К. Разумовский поручил Ломоносову «особливое прилежное старание и
смотрение, дабы в Академическом, Историческом и Географическом
собраниях… все происходило порядочно и каждый бы должность свою в силу
регламента и данных особливых инструкций отправлял со всяким усердием».
Ломоносов до конца дней сохранил живую
любознательность и как бы врожденное пристрастие к наукам, изучающим
лик Земли, очертания и покровы неведомых берегов, движения ветра и
капризы морских глубин. Как орел, парит он над огромной и величественной
Россией, удивляясь и радуясь ее бескрайным просторам.
Сколько творческой радости — изучить и
возделать огромную прекрасную страну, ступить впервые туда, где еще не
была нога человека:
Коль многи смертным неизвестны
Творит натура чудеса,
Где густостью животным тесны
Стоят глубокие леса.
Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих оленей,
Ловящих крик не устрашал,
Охотник где не метил луком,
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не разгонял.
Ломоносов взялся за управление
Географическим департаментом как за родное и близкое ему дело. В задачу
департамента входило составление генеральной карты России, для чего
велись астрономические и геодезические наблюдения, собирались
картографические материалы и рассылались особые экспедиции. Еще Петр I
уделял большое внимание географическому изучению и картографированию
нашей страны. Он посылал «для сочинения ландкарт» учеников морской
академии, «навыкших» в географии и геодезии, в разные концы России.
Образованный в 1739 году Географический департамент делал большие и
полезные дела. В департаменте были сосредоточены все картографические
работы для подготовлявшегося к печати Атласа Российской империи. Над
составлением атласа трудились И. Делиль, Леонард Эйлер и астроном
Гейнзиус. Эйлер, потерявший на этой кропотливой и трудоемкой работе один
глаз, потом с гордостью писал, что «география Российская через мои и
господина профессора Гейнзиуса труды произведена гораздо в исправнейшее
состояние, нежели география немецкой земли», и что «кроме разве Франции
почти ни одной земли нет, которая бы лучше карты имела».
И это не было преувеличением. Русская
географическая, наука сразу же заняла одно из первых мест в Европе,
далеко опередив Германию, где целые когорты профессоров и лучший
географический институт Гомана безуспешно старались составить новую
карту Средней Европы. «Имевшиеся, например, карты Швабии, — пишет
известный русский географ профессор Д. Н. Анучин, — оказались при их
проверке весьма неточными; для значительной части Саксонии не имелось ни
одного астрономически определенного пункта, истоки Эльбы помещались то в
Богемии, то в Силезии; для Венгрии и даже для Прирейнских областей
приходилось обращаться к старым римским картам времен Империи… Для всей
Германии в половине XVIII века можно было опереться только на двадцать
астрономических пунктов».
А вышедший в 1745 году Большой Атлас
России был составлен на основе 60 астрономически определенных пунктов и
снабжен прекрасными картами, украшенными по углам этнографическими и
аллегорическими картинами, выполненными по рисункам Якоба Штелина. Выход
Атласа Российской империи был событием для всей мировой картографии.
После отъезда Леонарда Эйлера (1741),
Готфрида Гейнзиуса (1744), а затем Делиля (1747) научный уровень
Географического департамента резко снизился и работа в нем стала
замирать. Заведование департаментом попало в руки невежественного X.
Винсгейма — ставленника Шумахера. После его смерти в 1751 году
Географический департамент был поручен «смотрению» академиков Гришова и
Миллера. Фактически управлял департаментом один Миллер, так как Гришов
бездействовал. Но и Миллер не проявлял к нему особого интереса, а кроме
того, был закален другой работой: редактировал журнал «Ежемесячные
сочинения», вел большую переписку как конференц-секретарь Академии и
занимался публикацией различных исторических материалов. Кроме того, он
был недостаточно сведущ в специальных вопросах картографии и был склонен
понимать под географией скорее описательную часть. Математическая
география была ему совершенно чужда. Старые картографы и чертежники, на
которых держалась вся черновая работа департамента, умирали или
разбегались. О подготовке новых никто не заботился.
Департамент занимался второстепенными
делами, вроде перевода и копирования французского атласа Китая,
вышедшего в 1735 году в Париже. Да и эта работа делалась по требованию
Кабинета. Никакой инициативы по географическому изучению страны
департамент не проявлял.
Вся обстановка в департаменте внушала
беспокойство. Находившиеся в нем карты, планы и чертежи хранились в
высшей степени небрежно, 7 апреля 1746 года согласно высочайшему указу,
из департамента были затребованы в Кабинет все карты Второй Камчатской
экспедиции и географические описания Стеллера. В том же году Кабинет
потребовал объяснений от Миллера, с какой целью им была сделана
небольшая карта с «новоизобретенными» (недавно открытыми) островами. Все
эти меры были вызваны опасением, чтобы русские картографические
материалы не попадали окольными путями за границу. Опасения эти были
более чем основательны.
В 1752 году Делиль издал в Париже
карту, посвященную географическим открытиям в восточных морях. В русских
правительственных кругах обратили внимание на допущенные Делилем ошибки
и искажения, умаляющие заслуги русских мореплавателей. Разумовский
поручил Миллеру составить опровержение, в котором «показать все
нечестивые в сем деле Делилевы поступки». Миллер выполнил поручение,
напечатав без подписи в издававшемся в Голландии журнале «Формея» резкую
статью против Делиля, носившую заглавие «Письмо российского морского
офицера к некой знатной персоне». Выступая с этой статьей, Миллер спасал
свою репутацию в Петербурге, ибо ему еще в 1749 году было предъявлено
обвинение в сговоре с Делилем о печатании за границей научных
материалов, собранных в России.
Вступив в управление Географическим
департаментом, Ломоносов прежде всего поднял дисциплину и положил конец
распущенности и дармоедству. Меры к этому были приняты им еще в 1757
году, после вступления в должность члена Академической канцелярии. В
октябре этого года от имени Разумовского была предложена «Инструкция
Географическому департаменту», составленная при ближайшем участии самого
Ломоносова (сохранился черновик с его поправками). Инструкция
предлагает профессорам и адъюнктам, причисленным к департаменту,
собираться регулярно на научные собрания «по однажды в неделю», заранее
намечать программу следующих заседаний, содержать «порядочный журнал»,
профессорам «преподавать каждому по своей науке все к сочинению вновь
или к поправлению прежних карт», адъюнктам «упражняться в действительном
сочинении тех карт». Профессора обязаны показывать адъюнктам «потребные
известия», то есть знакомить их с достижениями географической науки,
«выбирая новейшие и достовернейшие». Адъюнкты должны наставлять
студентов, которые «в геодезии и в сочинении карт еще довольно не
искусились». Члены департамента — профессора и адъюнкты — должны быть
там ежедневно «до полудни», а студентам «на послеполуденное время
задавать работу».
Ломоносов настаивает на том, чтобы
«адъюнктам Географического департамента иметь равный голос в заседаниях»
с профессорами и дозволить им «свое мнение и сумнительства пристойным
образом предлагать». Узаконивает инструкция и права студентов посещать
научные заседания и, «сидя за стульями членов, слушать их рассуждения и
оными пользоваться».
Особое внимание обращает Ломоносов на
хранение географических материалов, отлично сознавая их государственную
важность, а в некоторых случаях секретность. Для этого он предлагает
разделить обязанности адъюнктов: одному вести журнал заседаний, а
другому «иметь в своем хранении» все карты, и «ежели оным не учинено по
сие время точной описи, то оную сделать немедленно». При этом Ломоносов
вводит особое строжайшее правило: «Без позволения Академии Наук г.
президента или академической Канцелярии членам Географического
департамента никаких имеющихся во оном еще неопубликованных карт или
других известий никому на сторону не сообщать. В противном случае
подлежать имеют за то тяжкому ответу». Кроме того, предлагается всем
членам департамента «не записав в журнал ничего на дом к себе не брать».
Ломоносов рассчитывал положить конец такому положению, при котором
русские географические материалы нелегально просачивались за границу.
Но одной инструкции было, разумеется,
недостаточно. И, став во главе Географического департамента, Ломоносов
начал круто наводить порядки. Он не дал спуску академику Гришову, не
слишком утруждавшему себя работой по департаменту. Этого почтенного
ученого интересовало только географическое положение острова Эзель, куда
он то и дело отпрашивался из Петербурга для астрономических наблюдений и
где задерживался подолгу. Причина этого усердия была очень проста:
академик Гришов женился на прибалтийской девице по фамилии Сакен и
обзавелся на Эзеле своим домом. 24 марта 1758 года Ломоносов
распорядился послать Гришову указ, чтобы он «не терял времени», под
угрозой штрафа вернулся в Петербург и «по дороге бы в Пернове и в Дерпте
учинил наблюдения астрономические оных городов долготы и широты сколько
потребно для географии».
Ломоносов оживляет деятельность
Географического департамента. Он проводит целый ряд неотложных
мероприятий, без которых этот департамент вообще не мог сохранить свое
значение как научное учреждение, не говоря уже о том, чтобы должным
образом развивать свою деятельность. Усилия Ломоносова были направлены
на то, чтобы перестроить всю работу Географического департамента,
подчинить ее государственным интересам, развернуть широкое
географическое и экономическое изучение России и обеспечить, таким
образом, работу по составлению нового, более подробного и совершенного
атласа, для чего подготовить квалифицированные кадры русских
геодезистов-картографов.
Ломоносова особенно возмущало, что «от
самого начала учреждения помянутого Департамента никто при нем из
россиян не обучен ландкартному сочинению». Не ограничиваясь составлением
«Инструкции», Ломоносов поручает профессорам Н. И. Попову и А. Д.
Красильникову начать обучение студентов теории и практике астрономии, а
адъюнкту Шмидту было поручено три раза в неделю «показывать
геодезическую практику, ездя по здешнему городу по всем частям».
Не ограничиваясь этими мерами,
Ломоносов направил в 1763 году студента Илью Аврамова с четырьмя
учениками к астроному С. Румовскому для прохождения практики в
астрономических наблюдениях.
Заботы Ломоносова увенчались успехом.
Из выделенных по его указанию для Географического департамента учеников
сложилось надежное ядро его будущих работников. Ломоносовские питомцы —
геодезист Степан Никифоров проработал в департаменте до 1796 года, а
геодезист Кузьма Башуринов — до 1797 года. Ломоносов обеспечил
Географический департамент нужнейшими работниками до конца века. ***
В сентябре 1763 года, с целью побудить
правительство к организации большой полярной экспедиции, Ломоносов
представил в Морскую российских флотов комиссию «Краткое описание разных
путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским
океанам в Восточную Индию». Мысль эта давно занимала Ломоносова.
«Северный океан, — писал он, — есть пространное поле, где усугубиться
может российская слава, соединенная с беспримерною пользою». Россия,
имея в своем распоряжении океан, «лежащий при берегах себе подданных»,
достигнув по нему восточных своих берегов, будет «не токмо от
неприятелей безопасна, но и свои поселения, и свой флот найдет».
Едва в 1742 году прибыло первое
известие о достижении нашими моряками берегов Америки, как Ломоносов,
обращаясь в оде к Елизавете, говорит:
К тебе от всточных стран спешат
Уже Американски волны,
В Камчатской порт веселья полны.
Ломоносов считал, что установление Северо-Восточного морского пути является исторической задачей России.
Какая похвала Российскому народу
Судьбой дана, пройти покрыту льдами воду… —
восклицал он в поэме «Петр Великий».
Ломоносов уверенно смотрит в будущее, и перед его умственным взором
(«умными очами») проходят караваны русских судов. В оде 1752 года он
говорит:
Напрасно строгая природа
От нас скрывает место входа
С брегов вечерних на восток.
Я вижу умными очами:
Колумб Российский между льдами
Спешит и презирает рок.
Ломоносов настойчиво повторяет призыв к русским мореплавателям: спешить на Восток!
Этого требуют насущные нужды государства. Ломоносов указывает на
отчаянные усилия Англии проникнуть на Восток северным путем и говорит,
что русскому народу, ввиду этих стремлений «Британии, которая главное
свое внимание простирает к Западно-северному ходу Гудзоновским проливом,
не можно, кажется, не иметь благородного и похвального ревнования в
том, чтобы не дать предупредить себя от других успехами толь великого и
преславного дела». С открытием Великого Северо-Восточного пути вдоль
берегов Сибири «Путь и надежда чужим пресечется», укрепится морское
могущество и независимость России, откроются новые возможности для
развития торгового мореплавания.
Ломоносов обращает особенное внимание
на экономическое значение Северного морского пути. Все трудности
«купеческого сообщения с восточными народами», вызванные «безмерной
дальностью» долговременных путей через Сибирь, «прекращены быть могут
морским северным ходом». Установление постоянного торгового пути из
Архангельска к берегам Тихого океана вызвало бы и оживление беломорской
морской жизни, замершей после учреждения петербургского порта.
Ломоносов полагал, что открытие
Северо-Восточного морского пути облегчит «сообщение с Ориентом» —
торговые и культурные связи с народами Дальнего Востока. Ломоносов
считал, что Россия должна хорошо знать своих ближайших восточных
соседей, и составил особую докладную записку о необходимости учредить
«Ориентальную Академию» для изучения восточных языков и культур. Все же комиссия приступила к
обсуждению проекта, для чего были выписаны из Архангельска четверо
промышленников, бывавших на Груманте и Новой Земле, а из флота были
затребованы все матросы, ходившие в те страны, то есть те же поморы. При
отобрании сведений от них присутствовал и Ломоносов, принимавший
живейшее участие в обсуждении. Ломоносов настойчиво расспрашивал
промышленников обо всем, что они видели в северных странах, и,
по-видимому, встречался с ними не только во время заседаний комиссии, но
и у себя дома.
Особенно много сведений он получил от
Амоса Корнилова, который, как указывает Ломоносов, был на Груманте «для
промыслов пятнадцать раз» и неоднократно там зимовал. «По оного же
Корнилова скаскам, — отмечает Ломоносов, — западное море от речного
острова по большей части безлюдно бывает, восточное льдами наполнено».
Ломоносов расспрашивал Корнилова об условиях плавания на Грумант, об
окружающей природе и различных физических явлениях в Арктике, в
особенности о северных сияниях. Ломоносов собирал у него сведения и о
движении льдов, и о морских проливах, и о поведении птиц. «С северной
стороны Шпицбергена, — записывал Ломоносов, — перелетают гуси через
высокие льдом покрытые горы: из сего явствует, что далее к полюсу
довольно есть пресной воды для плавания и травы для корму» и т. д.
Известия, полученные от Корнилова, укрепили Ломоносова в мысли, что в
более высоких широтах льды легче проходимы.
После долгих обсуждений комиссия
признала «обретение» Северо-Восточного морского пути желательным, а
вслед за тем 14 мая 1764 года последовал указ Екатерины II о снаряжении
экспедиции. На проведение ее было отпущено 20 тысяч рублей. Цели
экспедиции держались в строгом секрете. «Все сие предприятие содержать
тайно и до времени не объявлять и нашему сенату», — было сказано в указе. Поэтому она называлась официально «Экспедиция о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов».
Все это время Ломоносов принимает
деятельное участие в подготовке экспедиции. Начальником экспедиции был
назначен капитан первого ранга Василий Яковлевич Чичагов, а его
помощниками Н. Панов и В. Бабаев. Началась подготовка к экспедиции. В
Архангельске были заложены три новых небольших корабля, носивших
названия «Чичагов» (90 футов длины), «Панов» (82 фута) и «Бабаев» (82
фута).
Для большей прочности корабли были
сверх обыкновенной обшивки обшиты сосновыми досками. Вооружены они были и
пушками — 16 на большом судне и по 10 на двух меньших. Кроме того, было
взято для сигналов по одной мортирке. Команды на всех трех судах было
178 человек. В экспедиции принимали участие 26 промышленников-поморов.
Сделано это было, несомненно, по
указанию Ломоносова, который в своем проекте писал: «Сверьх надлежащего
числа матросов и солдат взять на каждое судно около десяти человек,
лутчих торосовщиков из города Архангельского, — с Мезени и из других
мест поморских, которые для ловли тюленей на торос ходят, употребляя
помянутые торосовые карбаски или лодки; по воде греблею, а по льду
тягою, а особливо, которые бывали в зимовьях и в заносах и привыкли
терпеть стужу и нужду. Притом и таких иметь, которые мастера ходить на
лыжах, бывали на Новой Земле и лавливали зимою белых медведей».
9 июня 1764 года
Адмиралтейств-коллегия направила в канцелярию Академии наук предписание о
приготовлении необходимого числа подзорных труб, магнитных стрелок,
термометров и барометров, которые было велено изготовить по указанию
Ломоносова. Профессору С. Румовскому было поручено «сочинить» таблицы
расстояний Луны и Солнца «на всякий Санкт-Петербургский полдень.
Ломоносов организует в академической обсерватории астрономическую
подготовку штурманов — участников экспедиции. Занятия с ними вели Н.
Попов и А. Красильников.
Ломоносов входил в каждую мелочь
снаряжения экспедиции. Для команды были нашиты добротные овчинные шубы,
треухи на голову, бахилы и рукавицы с варегами. По указанию Ломоносова
были заготовлены и взяты всевозможные противоцинготные средства.
Ломоносов принимает близко к сердцу и
личные интересы людей. «Кто в сем путешествии, — оговаривает
Ломоносов, — от тяжких трудов, от несчастия или болезни в морском пути
бывающей умрет, того жене и детям давать умершего прежнее рядовое
жалованье, ей до замужества или до смерти, а им до возраста». Кроме
того, Ломоносов предусматривает награды тем, кто покажет «чрезвычайную
услугу», а также советует обещать «особливое награждение» тому, «кто
первый увидит Чукотский нос или берег близь проходу в Камчатское море».
К концу лета 1764 года корабли для экспедиции были готовы и отправлены на Колу, где простояли зиму.
В марте 1765 года, за месяц до своей
кончины, Ломоносов пишет подробную инструкцию для начальника будущей
экспедиции. Он предлагает большую программу научных исследований
полярных стран; вести систематические метеорологические и
астрономические наблюдения, с помощью инструментов измерять глубину
моря, брать пробы воды для анализа в Петербурге, изучать склонение
компаса, «записывать какие где примечены будут птицы, звери, рыбы,
раковины», собирать образцы горных пород, камни и минералы, вести
этнографические наблюдения «там, где окажутся люди», «описывать, где
найдутся, жителей, вид, нравы, поступки, платья, жилище и пищу».
Ломоносов советует начальнику
экспедиции проявить выдержку и терпение, и если между Гренландией и
северным концом Шпицбергена окажутся тяжелые льды, то «не оставлять
надежды и без наивозможного покушения в продолжении пути не
возвращаться». Но в то же время и не идти безрассудно напролом. Если
мореплаватели приметят, что «кряж Северной Америки близко к полюсу
простирается, и при том опасные льды покажутся, то далее 85 градусов не
отваживаться, а особливо, когда уже август начнется, и для того
поворотить назад и иттить по прежнему с мыса на мыс, записывая все, что
надобно к будущему мореплаванию, которое следующей весной предпринять
должно, чем ранее тем лутче».
Ломоносов предвидит тяжелые лишения и
трудности экспедиции. В случае вынужденной зимовки, если судно
повредится, он советует построить в удобном месте на берегу избу из леса
или плавника, сложить печь из глины, а если ее нет, из дикого валуна
каменку или очаг, стараться во время зимовки «всячески быть в движении
тела, промышлять птиц и зверей, обороняясь от цинги употреблением
сосновых шишек, шагры, и питьем теплой звериной и птичьей крови,
ограждаясь великодушием, терпением, взаимным друг друга утешением и
ободрением, помогая единодушием и трудами как брат брату и всегда
представляя, что для пользы отечества все понести должно».
Он не исключает возможности
человеческих жертв, гибели экспедиции. Но это не должно остановить
русских людей. «Желание о людях много чувствительно, нежели об
иждивении, — писал он в своем «Проекте», — однако поставим в сравнение
пользу и славу отечества: для приобретенного малого лоскута земли или
для одного только честолюбия посылают на смерть многие тысячи народа,
целые армии, то здесь ли можно жалеть около ста человек, где приобрести
можно целые земли в других частях света, для расширения мореплавания,
купечества, могущества, для государственной славы…»
Интересы науки, высокая цель
завоевания природы для Ломоносова дороже всего. Он заботится о том,
чтобы результаты научной экспедиции не пропали бесследно даже в случае
гибели ее участников. «Ежели, — писал он, — которому судну приключится
крайнее несчастье от штурма или от какой другой причины… тогда, видя
неизбежную погибель, бросать в море журналы, закупоренные в бочках,
дабы, хотя может быть некогда по случаях оные сыскать кому приключилось.
Бочки на то иметь готовые, с железными обручами, законопаченные и
засмоленные».
В конце инструкции Ломоносов
обращается к участникам экспедиции с замечательными словами, в которых
говорит о радости научного труда и безграничности человеческого
познания, о необходимости смело идти вперед, невзирая на ошибки и
неудачи; наказывает им «помнить, что всеми прежде бывшими безуспешными и
благопоспешествованными трудами мужеству и бодрости человеческого духа,
и проницательству смысла последний предел еще не поставлен, и что много
может еще преодолеть и открыть осторожная их смелость и благородная
непоколебимость сердца».
***
Экспедиция под начальством В. Я.
Чичагова вышла в море из Колы 9(20) мая 1765 года, когда Ломоносова уже
не было в живых. Сперва корабли шли вдоль мурманского берега на запад,
потом повернули к Медвежьему острову, где встретились с плавучими
льдами. По мере приближения к Шпицбергену льды становились все гуще и
непроходимей. Кораблям даже не удалось проникнуть в бухту, где
находилась зимовка, и пришлось стать верстах в семи от него. Зимовщики
во главе с лейтенантом Рындиным оказались все живы и помогли команде
забрать дополнительный запас продовольствия, который пришлось доставлять
на корабли по льду. Задержавшись здесь на семь дней, Чичагов 3 июля
повел корабли на северо-запад, к берегам Гренландии.
С каждым днем продвижение вперед на
небольших парусных судах становилось все тяжелее. «Туманы, изморозь,
гололедица попеременно одолевали пловцов, — сообщает со слов В. Я.
Чичагова его сын, — действия влажности, отвердевшей на парусах от
мороза, бывали иногда таковы, что матросы, забирая рифы или подбирая
паруса, обламывали себе ногти и кровь текла у них из пальцев». Все же, меняя курс и пробираясь между льдами,
Чичагов сумел 23 июля (3 августа по новому стилю) достичь 80°26′
северной широты, после чего непроходимые льды заставили его повернуть
обратно. 20(31) августа суда прибыли в Архангельск.
Адмиралтейств-коллегия и Морская
комиссия остались чрезвычайно недовольны безрезультатным возвращением
экспедиции. Чичагова и его спутников обвиняли в том, что они не проявили
«ни довольного терпения, ни нужной в таких чрезвычайных предприятиях
бодрости духа», что было совершенно несправедливо.
Сановники из Морской комиссии, весьма
туманно представлявшие себе Арктику и ее условия, заботились больше о
своем престиже и внешнем эффекте от экспедиции. Чего от нее ждали,
вполне откровенно высказывает в письме Чичагову граф Чернышев: «буде и
действительно вам невозможно путь свой проложить до желаемого места, то
хотя, по последней мере, приобретет Россия сколько нибудь чести и славы
открытием по сие число известных каких берегов или островов».
В. Я. Чичагов был вызван в Петербург.
Так как Ломоносова не было в живых, то в качестве эксперта был приглашен
академик Эпинус, физик, представлявший северные моря лишь по
литературным данным и имевшимся в его распоряжении картам. Эпинус
отметил, что из трех теоретических возможных «проходов» в Тихий океан
два (между Сибирью и Новой Землей и между Новой Землей и Шпицбергеном)
«неоднократно покушались проехать, но без успеху». «А третий из оных,
между Шпицбергеном и Гренландом, никогда старательно осматриван не был,
кроме как прошедшего лета». Эпинус крайне пессимистически оценивает
возможность найти этот проход. Все же он считал, что приходить в
отчаяние не следует, «ибо заподлинно известно, что в северной широте
Шпицбергена, море на довольное расстояние, либо никогда не замерзает,
либо каждый год открывается».
По рассмотрению представленных
Чичаговым рапортов, журналов и карт, а также записки Эпинуса
Адмиралтейств-коллегия постановила экспедицию возобновить по тому же
маршруту, «дабы в толь славном и полезном предприятии ничего не
оставить, и чрез то испытать оного возможность или по крайней мере о
совершенной невозможности быть уверенным». Однако никто не позаботился о
том, чтобы придать экспедиции исследовательский характер, и Чичагову
было лишь указано, что «слава и польза» сего предприятия ему известны.
19(30) мая 1766 года Чичагов вышел из
Колы во второе плавание. Подойти к зимовке на Шпицбергене и на этот раз
ему не удалось. Чтобы дать о себе знать, Чичагов приказал палить из всех
пушек, но на выстрел никто не явился.
На другой день удалось выяснить, что
восемь зимовщиков умерли, а Рындин и четверо матросов (находившихся в
момент прибытия корабля на охоте) спаслись только благодаря помощи,
оказанной им русскими промышленниками-груманланами.
Дальнейшие попытки Чичагова пробиться
на север были безуспешны. Корабли все время подвергались страшной
опасности погибнуть от сжатия льдов. Крепкий ветер рвал снасти «с
превеликим визгом», трепетали паруса, скрипел парус и мачты, шумели и
кипели волны, ударявшиеся в корабль и готовые бросить его на плавучую
ледяную гору, незаметно приблизившуюся в тумане. В таких случаях
командиру оставалось только «иметь неустрашимость, веселой и отважной
вид, дабы подчиненные не пришли в отчаяние». И посылать матросов на
шлюпках… оттаскивать льдины баграми.
Достигнув 80°30′ северной широты и
убедившись в невозможности пройти дальше на север, Чичагов 10(21)
сентября возвратился в Архангельск.
Экспедиция Чичагова оказалась
бесплодной и не дала научных результатов. На борт ее не был принят ни
один естествоиспытатель. В течение обоих плаваний не производилось
никаких гидрологических и метеорологических наблюдений, никаких
специальных измерений, на чем так настаивал Ломоносов. Задуманный им
план арктической экспедиции был сорван и обеспложен правительством
Екатерины II и сановниками из Адмиралтейств-коллегий.
Но зароненные им семена не пропали
бесследно. С середины XIX века все чаще и настойчивее стали раздаваться
голоса о неотложной необходимости для России разрешить проблему
Северного морского пути. Горячими поборниками этой идеи выступили
выдающиеся русские географы А. И. Воейков и П. А. Кропоткин, энтузиаст
севера сибирский купец М. К. Сидоров, пожертвовавший на полярные
экспедиции все свое состояние, наконец адмирал С. О. Макаров и великий
русский ученый Д. И. Менделеев. Во всех проектах, статьях, докладных
записках оживали и воскресали великие идеи Ломоносова, повторялись его
доводы и соображения, оправдывались и подкреплялись новыми данными его
замечательные предвидения.
Мысли Ломоносова развивал и Д. И.
Менделеев в докладной записке «Об исследовании Северного полярного
океана», представленной им в ноябре 1901 года: «желать истинной, то есть
с помощью кораблей победы над полярными льдами Россия должна еще в
большей мере, чем какое либо другое государство, потому что ни одно не
владеет столь большим протяжением берегов в Ледовитом океане, и здесь в
него вливаются громадные реки, омывающие наибольшую часть империи, мало
могущую развиваться, не столько по условиям климата, сколько по причине
отсутствия торговых выходов через Ледовитый океан».
Менделеев был непоколебимо убежден в
полной возможности установления постоянного Северного морского пути: «Я
до того убежден в успехе попытки, что готов был бы приняться за дело,
хотя мне уже стукнуло 70 лет, и желал бы еще дожить до выполнения этой
задачи, представляющей интерес, захватывающий сразу и науку, и технику, и
промышленность, и торговлю». Но в условиях прогнившего царского
самодержавия, пренебрегавшего интересами русской науки и не
прислушивавшегося к голосу русских ученых, эта идея оказалась
неосуществимой. Только после Великой Октябрьской социалистической
революции снова во всей широте был поднят вопрос об окончательном
решении этой проблемы, поставленной Ломоносовым. Еще во время
гражданской войны, 2 июля 1918 года, В. И. Лениным был подписан декрет
об организации большой, подлинно научной экспедиции для изучения
Северного морского пути. Вскоре начались большие государственные работы
по освоению Арктики. И, наконец, в 1932 году советские полярники на
ледоколе «Сибиряков» под командою ледового капитана В. И. Воронина
прошли Северным морским путем из Архангельска в Тихий океан в
продолжение одной навигации.
Мечта Ломоносова была осуществлена. |