В течение первого десятилетия 900-х годов
талант Куприна достигает своего зенита. В 1909 году писатель получил за
три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив
ее с Буниным. В разборе его произведений, написанием почетным академиком
К. К. Арсеньевым, говорилось, что Куприн является «бесспорно, одним из
самых выдающихся наших молодых беллетристов. Свободный от крайностей, в
которые впадают многие из его сверстников, он остается верен лучшим
традициям нашей литературы… Талант А. И. Куприна нуждается не в
поощрении, а в признании. Рассказы, представленные им на суд академии,
дают ему несомненное право на полную Пушкинскую премию». В 1912 году в
издательстве А. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к
популярному журналу «Нива». В противовес все сильнее свирепствовавшей
моде декаданса талант Куприна и в эту пору остается реалистическим, в
высшей степени «земным» художническим даром.
Однако годы общественной реакции не прошли
бесследно для писателя. После разгрома революции 1905-1907 годов у него
заметно падает интерес к политической жизни страны. Не было и прежней
близости к М. Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в
сборниках «Знания», а в «модных» альманахах — арцыбашевской «Жизни»,
символистском «Шиповнике», сборнике московского книгоиздательства
писателей «Земля». Если говорить об известности Куприна-писателя, то она
в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки. По
существу же, в его творчестве 1910-х годов уже заметны тревожные
симптомы кризиса.
Купринские произведения этих лет
отличаются крайней неравноценностью. После проникнутого ярким гуманизмом
«Гамбринуса» и поэтичной «Суламифи» он выступает с рассказом «Морская
болезнь», несколько необычная для Куприна по экзотичности материала
(действие ее происходит сначала в Лондоне, а затем в Южной Америке, на
вершине потухшего вулкана), в которой звучит отчаяние перед всемогущей
властью капитализма, неверие в будущее человечества.
Гениальный ученый лорд Чальсбери,
изобретший способ концентрации солнечной энергии, обреченно говорит в
финале: «Общество подпадает власти самого жестокого деспота в мире —
капитала. Тресты, играя в своих публичных притонах на мясе, хлебе,
керосине, сахаре, создают поколения сказочных полишинелей-миллиардеров и
рядом миллионы голодных оборванцев, воров и убийц. И так будет вечно. И
моя идея продлить солнечную жизнь земли станет достоянием кучки
негодяев, которые будут править ею или употреблять мое жидкое солнце на
пушечные снаряды и бомбы безумной силы…» В эту пору пробуждается в
Куприне сомнение в возможности социального переустройства общества.
Атмосфера, в которой жил Куприн в эти
годы, как мы помним, также мало способствовала кропотливому
литературному труду. К популярному писателю льнули подозрительные
личности, репортеры желтой прессы, ресторанные завсегдатаи, которые были
не прочь погреть руки у той свечи, на которой Куприн жег свой талант.
Литературному творчеству мешала и
постоянная нехватка денег. Растут долги. «Я очень беден теперь и
подрабатываю кустарным промыслом, — сообщал Куприн 20 апреля 1910 года
Батюшкову. — За эти дни я написал 1) «В трамвае» (500 строк) для «Утра
России»; 2) «Искушение» (600 стр.) для «Русского слова»; 3)
«По-семейному» для корреспонд. бюро (300 стр.); 4) «Скэтингринк» для
журнала Татаринова того же имени (300 стр.); 5) «Они будут…» для
«Русского слова» (300 стр.); 6) «Леночка» для «Одесских новостей» (600
стр.); 7) статью о Твене (100 стр.) и 8) статью о П. Нилусе (о книге) 20
стр… На что мне жить? Я уже все заложил. Поневоле пишу что попало и где
попало. Надо есть!» Как видно, Куприну на вершине своей литературной
славы поневоле приходилось возвращаться к блиц-методам чернорабочей
журналистики времен неустроенной киевской жизни. В таких условиях
работал он и над созданием «Ямы».
Повесть писалась с длительными перерывами,
вызываемыми и материальными затруднениями, и временным охлаждением
писателя к своему детищу. Первая ее книга появилась в 1909 году,
закончилась же публикация «Ямы» шесть лет спустя, в разгар первой
мировой войны.
Куприн решил раскрыть мрачный, мало
освещенный литературой мир — мир публичных притонов, изнанку большого
города. Повесть пробуждала сочувствие к положению «белых рабынь»,
заточенных в доме терпимости и подвергавшихся каждодневным унижениям.
Однако истинные причины векового зла — проституции, по мнению Куприна,
надо искать в фактах биологических, а не социальных. В «падших» женщинах
он видит прежде всего жертвы общественного темперамента.
Ни гуманистическая и одновременно
обличительная устремленность повести, ни выпуклые характеристики
многочисленных персонажей — хозяйки «заведения», матерой торговки «живым
товаром» Анны Марковны, ее экономки Эммы, зверски жестокого и алчного
околоточного Кербеша или девиц — Паши, Тамары, Соньки Руль, Мани
Маленькой и т. д., ни живая центральная фигура правдолюба журналиста
Платонова, которому Куприн доверил собственные мысли о положении женщины
в буржуазном обществе, — ничто но могло восполнить основного недостатка
«Ямы» — ее натуралистичности, журналистской очерковости в обработке
огромного жизненного материала.
Противоречивость творчества Куприна 1910-х
годов отражала растерянность писателя, его неуверенность и непонимание
происходящих событий. Это еще раз подтвердилось в пору русско-германской
войны, а затем Февральской революции 1917 года. Куприн пишет ряд
статей, художественное же его творчество почти иссякает вовсе. Причем в
немногочисленных его произведениях этих лет знакомые по прежнему
творчеству темы утрачивают социальную остроту. Таков, к примеру, большой
рассказ «Каждое желание» (названный позднее «Звезда Соломона», 1917).
Фантастические ситуации, в которые попадает крошечный канцелярский
служащий Иван Степанович Цвет, вызывают у него одно желание: вернуться в
свою комнату-гроб, к своей жалкой должности, к своему уютному
прозябанию. В этой «гоголевской» история о союзе чиновника с чертом
ощутима измельченность помыслов «маленького человека».
Так в кризисную для Куприна пору
завершается главный, предреволюционный период его писательской
деятельности, в который были созданы все самые значительные его
произведения.
|