После того как произошли определенные события, работа
над созданием художественного произведения может показаться чем-то
вроде бега по кругу. Возможно, такова роль художника, на первый взгляд
неглавная, но в действительности весьма важная. Можно быть сколько
угодно творческой личностью, но оказаться не в силах сдержать свои
эмоции и промолчать. Немногие могут это понять, может быть, лишь
интеллигентская верхушка, к которой мечтает принадлежать Флобер, когда
смотрит на царящую во Франции разруху, в особенности в области
нравственности.
Писатель по-прежнему кипит гневом. Человек, который «любого представителя буржуазии называл подлецом», теперь выступает как крайний реакционер, словно
подхватил вирус глупости, с которой боролся, как Дон Кихот с ветряными
мельницами. К несчастью для Флобера и, возможно, для нас, поскольку мы
любим этого писателя, все свои черные мысли он излагает в основном в
письмах Жорж Санд. Изливать на бумаге бредовые антидемократические и
человеконенавистнические идеи становится отдушиной его души. Случайно ли
это? Он знает, что задевает чувства своей старой доброй подруги,
которая и без того страдает от недавних событий. Он намеренно нажимает
на ее больную мозоль. Гюставу не чужда провокация: революция — это печь,
и не важно, монархическая или республиканская. Всеобщее избирательное
право — позор человеческого разума. Народ, впрочем, бесполезно
просвещать. Всех коммунаров, этих бешеных, по его словам, псов,
следовало бы отправить на каторгу, и т. д. Жорж Санд при всей своей
широте взглядов и неисчерпаемой снисходительности по отношению к
высказываниям своего «старого трубадура», который на глазах превращается
в воинствующего реакционера, начала терять терпение. Наконец она
решает, что пришла пора ответить Флоберу. В сентябре 1871 года в ответ
на особенно язвительное, скорее сумасбродное, письмо Гюстава, в котором
он выступает, в частности, против народного образования и всеобщего
избирательного права, Жорж Санд публикует в газете «Тан», где два раза в
месяц она выступает с обзорными статьями, открытое письмо: «Одному
другу». Имя друга не разглашается, но речь идет о Флобере. Писательница
это подтверждает в одном из своих писем. Статья написана прекрасным
литературным языком. В ней находят отражение не только политические
взгляды Жорж Санд, но и благородные намерения, характерные для
«прогрессистов» той эпохи, которые не желают видеть, что в
многочисленных утопических теориях, распустившихся пышным цветом на
унавоженной клумбе социальной несправедливости, пробиваются ростки
тоталитаризма века грядущего. Это видел или, по крайней мере, по-своему
предвидел Флобер. Читая письмо своей старой подруги, наш добрый Гюстав
проливает горькие слезы. Тем не менее ее слова нисколько не разубедили
писателя в собственной правоте. В ответном письме он сказал как отрезал:
«Любая мечта о демократии состоит в том, чтобы поднять пролетария до
уровня глупого буржуа. Мечта частично осуществилась».
Теперь главное дело Гюстава состоит в том, чтобы
отдать долг дружбе. Речь идет о Луи Буйе. Писатель не только пишет
предисловие к его последним стихотворным произведениям, но и продолжает
бороться за то, чтобы его «Мадемуазель Аиссе» наконец увидела свет
рампы. Флобер также организует сбор подписей за то, чтобы в Руане
поставить памятник Луи Буйе. В декабре 1871 года его предложение было
отклонено городским муниципальным советом со ссылкой на то, что Буйе не
достиг той славы, которая необходима для оказания подобных почестей.
Флобер в ярости. В обращенном муниципальному совету письме он обещает
отхлестать до крови его членов. О каждом из них писатель начинает
собирать сведения с целью обвинения в коррупции. Он разбушевался не на
шутку.
Одновременно с этим Флобер не жалеет усилий, чтобы
поставить на сцене пьесу своего друга. Он читает ее актерам «Одеона»,
давит на все возможные рычаги, чтобы произведение его друга было
незамедлительно включено в репертуар театра. Он мечтает, чтобы после
оглушительного успеха этой пьесы земляки Луи из Руана пожалели, что по
достоинству не оценили его талант. Гюстав вносит исправления в текст
пьесы, адаптируя ее для сцены. Он принимает участие в постановочном
процессе, когда начинаются репетиции спектакля. Наконец, 6 января 1872
года пьеса впервые видит свет рампы. Премьера проходит с успехом,
поскольку зал большей частью заполняют благожелательно настроенные
друзья Гюстава. Но затем происходит нечто из ряда вон выходящее.
Театральные критики, пользуясь случаем, с остервенением набрасываются на
Флобера. Они обвиняют писателя в том, что он внес в произведение своего
друга многое от себя. «Меня принимают за красного! — пишет он Жорж Санд
21 января. — Вы видите, до чего дошло». В самом деле…
Над Гюставом все больше сгущаются тучи, на этот раз
финансовые. Комманвиль, муж племянницы, во время войны совершил
неудачную сделку. Он купил в Скандинавии лес, который не смог продать. И
теперь он находится на грани банкротства. В конце декабря 1871 года
Флоберу удается всеми правдами и неправдами взять в долг денежные
средства, необходимые для спасения зятя от финансовой катастрофы. Речь
идет о 50 тысячах франков, огромной по тем временам суммы. Гюстав
уговорил дать денег взаймы тестя одного из своих друзей Рауля-Дюваля,
будущего спонсора Ги де Мопассана. Флобер даже обратился к принцессе
Матильде, которая предлагает ему заложить под определенную сумму ее
владение в Сен-Гратьене, что свидетельствует о том, что между ними
существовали довольно близкие отношения. Флобер отказывается. Тогда
Матильда советует Гюставу обратиться к банкиру Ротшильду. Она даже
посылает своего нотариуса на помощь Комманвилю, которому, однако, не
удалось извлечь пользу из его советов. В самом деле это было лишь начало
финансового краха, который омрачил последние годы жизни писателя.
Для Гюстава настают трудные времена. После того как
Флобер опубликовал свое предисловие к произведению Луи Буйе «Последние
песни», он получает оскорбительное письмо. Несмотря на то что письмо не
подписано, по стилю нетрудно догадаться, что это Луиза Коле. Испытывала
ли она ревность к вниманию, с которым Флобер относился к творческому
наследию своего умершего друга, в то время как с того времени, как они с
Гюставом расстались, он не проявлял ни малейшего интереса к ее
сочинениям? Впрочем, «Последние песни» были словно заколдованы злыми
духами: издатель Леви, обещавший взять на себя расходы за публикацию
произведения, берет свои слова обратно. Это означает разрыв отношений.
Уязвленное самолюбие Флобера не позволяет ему продолжать сотрудничество с
этим «сыном Израиля». Писатель считает его предателем.
Беда не приходит одна. Здоровье госпожи Флобер
заметно пошатнулось. Она стареет на глазах, теряет разум, становится
капризной и требовательной. Необходимо постоянно заботиться о ней. В
доме писателя в Круассе царит мрачная атмосфера. Здесь веет старостью и
смертью. Подобные условия отнюдь не способствуют плодотворной работе.
Гюстав уже мечтает укрыться в каком-нибудь монастыре в Италии, чтобы
ничего не видеть и не слышать. Ему вовсе не хочется вечно заниматься
«другими», которые отнимают у него время и энергию.
И все же «другим» когда-то приходит конец. 6 апреля
госпожа Флобер умирает после долгой агонии. С ее смертью семейное гнездо
Флобера начинает постепенно приходить в упадок. Всем своим близким
друзьям писатель пишет одни и те же слова: «Я разбит». Правдивее и точнее не скажешь. Гюстав составлял
вместе с матерью странную семейную пару, словно некое единое целое,
несмотря на то, что это происходило помимо его воли, часто раздражало и
выводило его из себя. И все же именно так оно и было. Его «бедная
старушка», уходя в мир иной, уносит с собой часть его самого. Эту утрату
он воспринимает с облегчением и вместе с тем как огромное горе. Самые
точные слова находит Жорж Санд: «Вот, увы, непрерывная и жестокая суета
сует закончилась, так же как заканчивается расставанием после борьбы все
в этом мире».
Всю свою жизнь Гюстав с пренебрежением относился к
денежному вопросу. Ренту, на которую жила семья, он воспринимал как
нечто само собой разумеющееся. Ему казалось, что так будет продолжаться
до конца его дней. Проведение инвентаризации собственности и разделение
наследства повергает в смятение Гюстава, словно его мать умирает во
второй раз. Затем наступает момент вскрытия завещания. Госпожа Флобер
завещает дом в Круассе Каролине, но за Гюставом остается право
проживания в доме. Кроме того, он получает в наследство поместье в
Довиле, доходы от которого переходят к нему.
Отныне Гюставу придется научиться жить в реальном, а
не мнимом одиночестве. Как сироте или вдовцу. Ему ничего не остается,
как, по его словам, «приняться за фразы». Он пишет Каролине: «Ты не
представляешь, какой покой и красота в „твоем" Круассе! Все окрашено в
нежные тона. Тишина несет успокоение. Воспоминания о „моей бедной
старушке" не покидают меня. Они обволакивают меня словно туманным
облаком». |