Последняя телеграмма Есенина Дункан прошла редактуру
Галины Бениславской. Первоначальный текст был таков: «Я говорил еще в
Париже, что в России я уйду. Ты меня озлобила. Люблю тебя, но жить с
тобой не буду. Я женился. Сейчас я женат и счастлив. Тебе желаю того же.
Есенин». Но Бениславская — резонно — заметила, что если уж кончать, то
лучше не упоминать о любви. Но и этого ей показалось мало. Она послала
еще одну телеграмму: «Он со мной к вам не вернется никогда». Вторая
часть — сбылась, что же касается первой…
Есенин познакомился с Галиной Бениславской еще в
1920 г. На вечере «Суд над имажинистами» в Большом зале консерватории он
обратил внимание на девушку с необычной внешностью и большими зелеными
глазами. Она сидела на стуле, поставленном перед первым рядом. Не из
желания покрасоваться, а просто потому, что опоздала, и место, занятое
для нее подругами, захватили. Зал был переполнен — большинство пришло
посмотреть на Брюсова — именно он вел вечер. Галина почувствовала на
себе «любопытный, чуть лукавый взгляд» какого-то мальчишки, сидящего на
эстраде. В голове пронеслось: «Вот ведь нахал какой». «[…] Вдруг выходит
тот самый мальчишка: короткая нараспашку куртка, руки в карманах брюк и
совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув назад голову и
стан, начинает читать:
Плюйся, ветер, охапками листьев, —
Я такой же, как ты, хулиган.
Он весь стихия, непокорная, безудержная стихия, не
только в стихах, и в каждом движении, отражающем движение стиха. Гибкий,
буйный, как ветер, с которым он говорит, да нет, что ветер, ветру бы у
Есенина призанять удали. […] это не ураган, безобразно сокрушающий
деревья, дома и все, что попадается на пути. Нет. Это именно озорной,
непокорной ветер, это стихия не ужасающая, а захватывающая. […] Что
случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакали с мест
и бросились к эстраде, к нему. […] опомнившись, я увидела что я тоже у
самой эстрады. Как я там очутилась, не знаю и не помню. Очевидно, этим
ветром подхватило и закрутило и меня. […] И опять же — любопытный,
долгий и внимательный взгляд […] Мое негодование уже забыто».
Через две недели — «Суд над современной поэзией» в
Политехническом музее. «Суды» разного рода, дискуссии, выступления
поэтов в самых разных аудиториях — во многом — и вполне успешно —
заменяли литературные газеты и журналы. Есенин выступал особенно часто —
он любил читать и — чего греха таить — любил тот бешеный успех, которым
всегда сопровождались его выступления.
На выступление в Политехническом Бениславская, дабы
не повторять своих ошибок, пришла за два часа до начала. Вместе с
подругой сидели во втором ряду. Есенин весь вечер, когда не читал,
смотрел в сторону девушек. После окончания вечера Галина опять «не знаю
как и почему» очутилась за кулисами. Есенин «нагло» подбежал и
остановился около нее. Почему-то это ее оскорбило — «Как к девке
подлетел». «Пойдем», — намеренно резким тоном сказала она подруге.
«Но уже выйдя из музея — цепь мыслей. Такого […] могу
полюбить. Быть может, уже люблю. И на что угодно для него пойду. […]
Поняла да ведь это же и есть тот «принц», которого ждала. […] В этот же
вечер отчетливо поняла — здесь все могу отдать: и принципы (не выходить
замуж), и тело (чего до сих пор не могла даже себе представить), и не
только могу, а даже, кажется, хочу этого».
С тех пор Галя Бениславская не пропускала ни одного
публичного выступления Есенина. Однажды он подошел к ней (она, как
всегда, была с подругой) и пригласил девушек в «Стойло». Галя стала
ходить туда каждый вечер — если Есенин не выступал где-нибудь в другом
месте, он обычно был в своем кафе (у него там был пай).
Как-то раз получилось, что Галя пришла в кафе одна,
без подруг. Есенин подошел к ней. Они проговорили вдвоем весь вечер. Он
«был какой-то очень кроткий и ласковый. […] И с того дня у меня в
«Стойле» щеки всегда, как маков цвет. Зима, люди мерзнут, а мне хоть
веером обмахивайся. И с этого вечера началась сказка».
Вот и Галя Бениславская произнесла слово «сказка». «С
этих пор пошли длинной вереницей бесконечно радостные встречи, то в
лавке (где торговал Есенин. — Л. П.), то на вечерах, то в
«Стойле». Я жила этими встречами — от одной до другой. Стихи его
захватывали меня не меньше, чем он сам. Поэтому каждый вечер был двойной
радостью: и стихи, и он».
Галя Бениславская вместе со своей подругой Анной
Назаровой участвует почти во всех акциях (точнее, проделках)
имажинистов. Вот они объявляют «Всеобщую мобилизацию» (это написано
крупными буквами) Поэтов, Живописцев, Актеров, Режиссеров и Друзей
Действующего Искусства (а это — буквами гораздо более мелкими), так что
обыватели, привыкшие ко всяким мобилизациям и, естественно, боявшиеся
их, поначалу видели только «всеобщую мобилизацию» и останавливались
около афиши (листовки), надолго, внимательно вчитываясь в ее смысл, —
цель достигнута.
Галя и Аня первыми справились со своей партией
листовок и предложили расклеить еще сотню. (Работали, естественно,
ночью, фонари тогда не горели.) Никто не задержал девушек — и они
жалели, что обошлось без приключений.
«Март — август 1921-го — какое хорошее время», — запишет в своем дневнике Галя Бениславская.
Март — август 1921 г. — авторская датировка поэмы
«Пугачев». Галя помогала — перепечатывала на машинке некоторые главы, у
нее хранилась 6-я, не вошедшая в основной текст, глава. Известен
экземпляр первого издания с надписью «Милой Гале, виновнице некоторых
глав. С. Есенин». Галя выполняла функции не только машинистки, но и
Музы? Вероятно. Но — если честно — отношения Есенина и Бениславской — во
всех деталях — нам известны не в такой степени, чтобы мы могли говорить
о том, что именно имел в виду поэт. С уверенностью можно утверждать
только одно: помощь Гали была значительной, и Есенин оценил ее в полной
мере.
В апреле — июне Есенин совершил давно задуманную им
поездку по пугачевским местам: из Москвы через Самару до Оренбурга и
далее в Туркестан. За несколько дней до отъезда наконец-то наступила
долгожданная весна. Есенин, Мариенгоф, Галя и ее подруга Яна идут по
улицам Москвы. Радуются весне, хохочут. (Ведь все были еще так молоды.)
Есенин, глядя в глаза Гали, обращается к Мариенгофу: «Посмотри, Толя,
зеленые. Зеленые глаза».
«Но в Туркестан все-таки уехал, — подумала я через
день, узнав, что его уже нет в Москве. Правда, где-то в глубине знала,
что теперь уже запомнилась ему». Из Туркестана Есенин привез Гале
роскошные подарки: восточные шали и оригинальное, изумительной работы
кольцо с монограммой на камне С. Е. Это кольцо Бениславская носила всю
жизнь.
Август 1921 г. В «Стойле» — костюмированный бал.
Любопытны воспоминания об этом вечере соперницы Бениславской — Надежды
Вольпин. «Весь вечер праздника Есенин просидел за столиком с Галей
Бениславской и с кем-то из ее подруг (из сотрудниц газеты «Беднота»).
На Галине было что-то вроде кокошника. Она казалась
необыкновенно похорошевшей. Вся светилась счастьем. Даже глаза — как и у
меня зеленые, но в более густых ресницах — точно просветлели, стали
совсем изумрудными (призаняли голубизны из глаз Есенина, мелькнуло в
моих горьких мыслях) и были неотрывно прикованы к лицу поэта. […]
«Сейчас здесь празднуется, — сказала я себе, — желанная победа. Ею, не
им!»
Ко мне подошел журналист-международник Осоргин […]
«Я не налюбуюсь этой парой! — кивнул он на Есенина и
Бениславскую… — да и как не любоваться! Столько преданной чистой любви в
глазах этой юной женщины» […] Нашел с кем делиться своими восторгами!»
Не только Надежда Вольпин, но даже Мариенгоф
чувствовал в Бениславской серьезную соперницу, угрожающую его дружбе с
Есениным. Он написал по этому поводу стихотворение «Разочарование» — не
хочется его цитировать: уж больно плохие стихи. Анатолий Борисович
понял: Галя не просто очередное увлечение товарища, здесь и общность
интересов, и, главное, дружба.
5 октября 1921 г. Есенин оставляет Бениславской загадочную записку:
Милая Галя!
Я очень и очень бы хотел, чтобы Вы пришли сегодня ко мне на Богословский к 11 часам.
Буду ждать Вас!
За д… Спасибо
Без
С. Есенин
Как правило, эта записка расшифровывается так: за
деньги — спасибо. Без них мне было бы плохо (я бы не обошелся и т. д.).
Только непонятно, зачем нужна такая тайнопись, которая легко
прочитывается каждым, кто бросит взгляд. Гораздо убедительнее другое
прочтение: спасибо за девственность. Приходите без подруг — одна.
…При такой расшифровке поведение Есенина благородно… Если забыть, что ночь с 3 на 4 октября — первая ночь Есенина с Дункан.
«Я все себе позволил» — эту фразу Есенина вспоминает
не Галина Бениславская, а Надежда Вольпин. С ней Есенин познакомился
раньше, чем с Бениславской, еще в 1919 г. Когда в жизни Есенина
появилась «милая Галя», отношения с Надей отнюдь не прекратились,
встречи не стали более редкими… А еще Рита Лившиц, а еще Катя Эйгес… Все
они знали о существовании друг друга. («Стойло»-то одно.) Никто этому
не радовался. Но никто и не жалел о том, что судьба свела с Есениным.
«Несмотря на все тревоги, столь не посильные моим плечам, несмотря на
все раны, на всю боль — все же это была сказка. Все же было такое, чего
можно не встретить не только в такую короткую жизнь, но и в очень
длинную и очень удачную жизнь» — это из воспоминаний Галины
Бениславской. Примерно то же самое говорили все женщины Есенина.
Надежда Вольпин, Катя Эйгес… — здесь можно тешить
себя иллюзией: я для него важнее, меня он любит больше. И можно
надеяться выиграть это необъявленное соревнование. Но совсем другое дело
— Дункан, перед которой «все пигмеи».
«Хотела бы я знать, какой лгун сказал, что можно быть
не ревнивым! Ей-богу, хотела бы посмотреть на этого идиота! Вот ерунда!
[…] Нельзя спокойно знать, что он кого-то предпочитает тебе, и не
чувствовать боли от этого сознания. […] и все же буду любить, буду
кроткой и преданной, несмотря ни на какие страдания и унижения. […]
Вчера заснула, казалось, что физическая рана мучит, истекая кровью.
Физическое ощущение кровотечения там, внутри. […]
Несмотря на усталость, на выпитое, не могла спать.
Как зуб болит мысль […], что Е [сенин] любит эту старуху и что здесь не
на что надеяться. И то, что едет с ней. И сознание […], что она
интересна, может волновать, и что любит его не меньше, чем я. Казалось,
что солнце — и то не светит больше, все кончено. […] Что же делать, если
«мир — лишь луч от лика друга, все иное — тень его».
И не прав Лермонтов — ведь я знала, что это на время, и все же хорошо.
Когда пройдет и уйдет Д[ункан], тогда, может быть, вернется. А я, если
даже и уйду физически, душой всегда буду с ним».
Переживания были столь сильны, что Галина заболела
неврастенией. Пришлось лечиться в санатории. Но — натура сильная и
гордая — она не хочет сдаваться и погибнуть не за понюшку табаку. Чтобы
выжить, она попытается вышибить клин клином… Это было тем более просто,
что «клин» оказался буквально под рукой. В Галину давно и страстно
влюблен сотрудник «Бедноты» Сергей Покровский. Из его писем видно, как
обожал он «бесконечно дорогую, любимую, ненаглядную девочку».
Он спас Галину… Но вернулся Есенин…
Прощальное письмо Галины Бениславской Сергею Покровскому:
«Мой Сережа! Мой родной, мой бесконечно дорогой
Сережа. Как грустно, как больно, но это так. Твоей я уже больше никогда
не буду […]. Видишь ли, ты не сможешь спокойным быть, когда часть души,
хотя бы на время, я буду отдавать и как отдавать, так вот стихийно, как
это случилось сейчас. И повториться это всегда может, даже если на время
и пройдет совсем, даже если сумеешь заставить забыть все, кроме тебя.
Все равно. Забуду, буду только твоей, и вдруг Есенин
подойдет, и что бы то ни было, чем бы это ни грозило, все равно я как
загипнотизированная пойду за ним. А ты хоть и апаш, но с этим не
помиришься. Значит, я должна, именно должна уйти. Давно, давно я писала о
Есенине: «… и все же куда бы я ни пошла, от него мне не уйти… жить
всегда готовой по первому его желанию, по первому зову перечеркнуть все
прожитое и чаемое впереди, перечеркнуть одним размахом, без колебания,
без сожаления». И я тогда была права. Сейчас я это ясно поняла. Когда я
говорила, что все прошло, я обманывала только себя. Я искренне верила
этому, я даже не подозревала, что это обман. И этот обман может
повториться.
Понимаешь, Е[сенин] может меня бросить через
день-два (я вообще этого никогда не боялась не только в отношении
Е[сенина], в этом смысле во мне нет такой вот женской
предусмотрительности и осторожности «Ну что ж, свое я взяла, а вечного
нет ничего…») и бросит, конечно. Но все-таки я могу все разрушить, даже
ради этих двух дней. […] Не ругай, не сердись. Я не знала, верней,
забыла, что я не такая, когда была с тобой. Я искренне думала, что я
твоя, вернее, мне этого очень хотелось, и я поверила себе».
Получив это письмо, Покровский тем не менее целый год
не оставлял попыток вернуть свою Галушку. Стоял ночами под ее окнами,
писал ей пронзительные письма и записки, умолял о встрече. Галя отвечала
все короче и короче. Ей просто было некогда. Есенин взвалил на нее
слишком много обязанностей.(По сведениям двух мемуаристов, Покровский в
конце концов покончил с собой. Документально это не подтверждается.)
После возвращения из-за границы Есенину было
совершенно негде жить. У Мариенгофа к тому времени родился сын — и снова
поселиться у него стало невозможно. Но и получить собственное жилье
тоже оказалось совершенно невозможно. Не помогло даже письмо из
секретариата Троцкого. Официальным предлогом было то, что Есенин женат
на Дункан и может жить в ее особняке на Пречистенке. А то и просто
отвечали: мало ли в Москве поэтов, что ж, всем квартиры давать?! От
отчаяния Есенин поехал даже к М. Калинину — просить его посодействовать в
получении жилья. Но, услышав от «всесоюзного старосты» совет переехать в
деревню, не решился озвучить свою просьбу.
Галя Бениславская ютилась в одной комнате
коммунальной квартиры со своей подругой Аней Назаровой. Тем не менее уже
через месяц после приезда Есенин жил у нее. Вскоре к ним присоединилась
и Екатерина Есенина. В маленькую комнатушку Бениславской Есенин еще и
постоянно приводил шумные и галдящие компании, не знал разницы между
днем и ночью. (А ведь Гале надо было ходить на службу.)
Галя стала гражданской женой, другом, нянькой,
секретарем, хранительницей архива и единственной женщиной в жизни —
патологически ревнивого — Есенина, которой он простил измену.
Есенин предлагал ей официально оформить отношения —
она отказывалась. (Может быть, потому, что он не был разведен с Дункан, а
скорее всего, понимала: это ничего не изменит.) Тем не менее он всем
представлял ее как жену. По сути это так и было. «После заграницы Есенин
почувствовал в моем отношении к нему нечто такое, чего не было в
отношении к нему друзей, что для меня есть ценности выше моего
собственного благополучия. Носился он тогда со мной и представлял меня
не иначе как: «Вот, познакомьтесь, это большой человек!» или: «Она
настоящая» и т. п. Поразило его, что мое личное отношение к нему не
мешало быть другом; первое я всегда умела спрятать, подчинить второму. И
поверил мне совсем… Это был период, когда Сергей Александрович был на
краю гибели, когда он иногда сам говорил, что теперь уже ничего не
поможет, и когда он тут же просил помочь выкарабкаться из этого
состояния…»
Они жили совместным хозяйством. Галя старалась
содержать жилье в чистоте и порядке. Сергей всегда выходил из дома в
чистой, хорошо выглаженной одежде (трезвый Есенин был очень аккуратен,
любил уют). Он доверяет Гале все свои материальные дела. Основное
средство существования в это время — деньги из «Стойла», которые
причитались Есенину как совладельцу кафе. Поскольку любителей выпить и
закусить за его счет всегда находилось немало, было условленно, что
деньги станут выдавать только Бениславской. Она посылает определенные
суммы в Константиново, заботится о Кате (а потом и о младшей сестре —
Шуре). Когда Есенина нет в Москве (поскольку работать, не имея своей
комнаты, трудно, это случалось довольно часто), он высылает свои новые
стихи ей, а она уже связывается с журналами, «выбивает» гонорары. Причем
делает это намного успешнее, чем Есенин.
О преданности, бескорыстии, жертвенности Бениславской
пишут все без исключения мемуаристы. «Без устали, без упрека, без
ропота, забыв о себе, словно выполняя долг, несла она тяжкую ношу забот о
Есенине, о всей его жизни — от печатания его стихов, раздобывания
денег, забот о здоровье, больницах, охраны его от назойливых кабацких
«друзей» до розысков его ночами в милиции. Этого редкого и, нужно
сказать, единственного настоящего друга, Есенин недостаточно ценил. Он
часто твердил: «Галя мне друг; Галя мне единственный друг». Но еще чаще
забывал это», — вспоминает хорошо знавшая Есенина и Бениславскую
журналистка Софья Виноградская.
Даже Мариегроф, всегда ревниво относящийся к женщинам
Есенина, не мог не признать: «После возвращения из Америки Галя стала
для него [Есенина] самым близким человеком […]. Я, пожалуй, не встречал в
жизни большего, чем у Гали, самопожертвования, большей преданности,
не-брезгливости и, конечно, любви. Она отдала Есенину всю себя, ничего
для себя не требуя. И, уж если говорить правду, не получая».
Есенин не обещал Бениславской верности (да она бы и
не поверила). Он знал, что не способен на это как в силу характера, так и
в силу обстоятельств. Разве мог он, например, оставить Надежду Вольпин,
которая сошлась с ним девятнадцатилетней девушкой и — в отличие от Гали
— хранила ему верность во время его долгого отсутствия? Чтобы не
чувствовать себя униженной, Галина поставила условие: коли так, то я
тоже свободна. И Есенин, по словам Бениславской, «внушил себе взгляд
культурного человека — мы, мол, равны, моя свобода дает право на свободу
женщине». И единственным условием поставил: только не с моими друзьями.
Но взгляды — взглядами, а натура — натурой. Есенин будет дико ревновать
Галю — без всякого к тому повода. «…сейчас берегитесь меня обидеть.
Если у меня к женщине страсть, то я сумасшедший. Я все равно буду
ревновать. Вы не знаете, что это такое. Вы пойдете на службу, а я не
поверю. Я вообще не могу тогда отпускать Вас от себя, а если мне
покажется, то бить буду. Я сам боюсь этого, не хочу, но знаю, что буду
бить. Вас я не хочу бить. Вас нельзя бить». Галя много раз давала себе
слово не быть любовницей Есенина, а остаться только его другом, но
каждый раз, когда он появлялся, все возвращалось на круги своя. Летом
1925 г. Есенин таки придет «бить ей морду» и будет спущен с лестницы.
Эта ссора, ставшая, по существу, разрывом, ускорит и его и ее смерть… Но
это будет. Пока же Есенин, уехав весной 1924 г. в Ленинград, пишет
нежные письма: «Галя милая! […] Я очень люблю Вас и очень дорожу Вами.
[…] да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы
очень много плачевного. […] Если у Вас есть время, то приезжайте…»
В те же дни в Ленинграде он признается своему старому
другу В. Чернявскому, что до сих пор не оставил еще надежды жениться на
хорошей, верной девушке, которую все не удается встретить. И вспоминает
о Райх как о самом сильном в своей жизни чувстве. Бедный Есенин! Не
удается ему встретить хорошую девушку! Галя Бениславская, очевидно, не
входит в эту категорию, потому что не была верной. А Надежда Вольпин,
вероятно, потому, что перестав быть девушкой, не потребовав от него
штампа в паспорт. Может быть, хорошая девушка — та, которой, подобно его
родителям, «наплевать на все его стихи»? Которая бы любила его просто
как мужчину и человека? И сколько бы он с такой хорошей девушкой прожил?
День? Два? Много, если неделю. («Ведь и себя я не сберег/ Для тихой
жизни, для улыбок».)
Ну а пока за неимением «хорошей» девушки Есенин во
всю пользуется услугами Бениславской. «Пришлите […] пальто, немного
белья и один костюм двубортый», «Возьмите у Приблудного сборник и наберите сами 500 строк для Антологии», «Позвоните Воронскому и сговоритесь, чтоб он сделал распоряжение выдать мне аванс» и т. д. и т. п.
Да, только Галя была его единственным преданным
другом. И все-таки нельзя не сказать, Бениславская сыграла в судьбе
Есенина и отрицательную роль.
Галина Артуровна была убежденной большевичкой. Совсем
юной девушкой она ушла от своих приемных родителей (заменивших ей
родных), не сойдясь с ними в политических убеждениях. Из занятого белыми
Харькова с риском для жизни перебралась через линию фронта к красным. В
момент знакомства с Есениным она работала в ВЧК(!) (в
сельскохозяйственном отделе). Нет, Галина Бениславская не была
приставлена следить за Есениным. Этот подлый слушок распустили
собутыльники Есенина, которым она мешала пить-гулять за его счет. Не
старалась она и подбить Есенина на гимны советской власти. Вообще в
тематику его творчества никогда не вмешивалась. В оппозиции власть —
Есенин все симпатии Бениславской — целиком на стороне Есенина. «… наше
правительство […] не имело права не понимать, какая ценность находится
на его попечении […] не способствовало возможности расти дальше
дарованию Е[сенина], даже не сумело сохранить его, пусть даже не
сохранить, а хотя бы мало-мальски обеспечить бытовые возможности».
Не понимает Галя Бениславская, что для этого
правительства Есенин вовсе не ценность (терпят — и на том спасибо). И
зачем обеспечивать какие-то условия ему? Другое дело — Демьян Бедный —
вот это «ценность», так его и поселили в Кремле. Есенин же многое понял и
про социализм («совсем не тот»), и про «страну негодяев», но ему —
болезненно самолюбивому — надо было, чтобы его уважали и ценили те, кого
он презирал. Парадокса он не чувствовал. Он хотел быть поэтом своего
времени. (Не было рядом с ним Марины Цветаевой, которая никогда не
путала заказ поэту от времени с заказом от партии и тему революции с
прославлением революции. Но Цветаева могла жить вне России, а Есенин —
нет). (И опять же, в отличие от Марины Цветаевой, не хотел признать, что
Россия сегодня — это «дом, который срыт», а советская литература совсем
не то, что литература русская.) И писать для будущих поколений тоже не
мог и не хотел. Слава ему была нужна здесь и сейчас.
«Отдам всю душу октябрю и маю, / Но только лиры милой
не отдам» — советская критика тут же поймала Есенина на противоречии.
Что же это за лира такая, которая разошлась с душой? И зачем,
спрашивается, большевикам его душа без прославляющей их лиры (они же не
девушка)? Так с какой стати глашатаям «октября и мая» уважать такого
поэта? Со своей колокольни они были абсолютно правы.
После возвращения в СССР Есенин пишет своему другу
художнику Яку лову (точная дата письма неизвестна): «Я подошел к поезду,
смотрю, в купе сидят Маяковский, Асеев, Безыменский и прочая, прочая,
прочая. Но я ведь тоже не безбилетный, но ушел мой поезд». Комментаторы
голову сломали: что за поезд? Куда ехали перечисленные поэты? Когда
Есенин встретился с ними? Между тем смысл письма явно аллегорический
(«прочая, прочая, прочая» — и все в одном купе?). Это поезд советской
литературы, где Есенину нет места. И никто не сказал: Сергей
Александрович! Не переживать, а гордиться должно, что нет Вам места
среди этой братии. Пошлите их так далеко, как только Вы умеете посылать,
и спокойно, с чувством собственного достоинства продолжайте работать.
Галина Бениславская «виновата» (мы не решились
написать это слово без кавычек) только в одном: она поддерживала в
Есенине обиду на то, что власть предержащие не отводят ему должного
места в этом «вагоне». Она внушала Есенину, что большевики должны его
любить, уважать, холить и лелеять. Этого, естественно, не происходило — и
он все больше и больше пил. |