Первым поэтическим откликом Есенина на революционные
события стала «маленькаяпоэма» «Товарищ», датированная автором мартом
1917-го, а впервые напечатанная в мае того же года в эсеровской газете
«Дело народа». На первый взгляд Есенин в ней приветствует революцию, не
чураясь ее жестокости:
Взметнулся российский
Народ…
Ревут валы,
Поет гроза!
Из синей мглы
Горят глаза.
За взмахом взмах,
Над трупом труп;
Ломает страх
Свой крепкий зуб.
Мнения современников разделились: одни,
Иванов-Разумник в том числе, приветствовали поэму («Единственное
подлинное проявление народного духа […] да еще в первые дни и часы
революции»), другие называли ее «покушением с негодными средствами на
революционное творчество». Но и те и другие видели в ней лишь
прославление революции. И только спустя много лет эмигрантский критик В.
Левин сказал о том, о чем в России сначала никто не догадался, а потом
нельзя было писать: «Только один Есенин заметил в февральские дни, что
произошла не «великая и бескровная революция», а началось время темное и
трагическое, так как «пал, сраженный пулей / Младенец Иисус». И эти
трагические события, развиваясь, дошли до Октября. И в послеоктябрьский
период образ Христа появляется снова у Блока в «Двенадцати», у Андрея
Белого в поэме «Христос воскрес». Но впервые он в эту эпоху появился у
Есенина в такой трактовке, к какой не привыкла наша мысль, мысль русской
интеллигенции».
К этому можно добавить отзыв С. Маковского, некогда
редактора журнала «Аполлон», а потом эмигранта, автора прославленной
книги «На Парнасе» Серебряного века»: «Блок выразил по-интеллигентски
холодно несколькими словами то, что в поэме Есенина согрето крестьянским
чувством». И действительно, хотя в первой строчке о герое говорится как
о сыне «простого рабочего», далее автор как бы забывает об этом: «крик
отца» доносится «с родимого крыльца», главный герой поэмы — Мартин«вбежал обратно в хату», а строчки «сидит у окошка /
Старая кошка,/Ловит лапой луну» словно перенесены из «деревенских»
стихов Есенина.
Написанная летом в Константинове поэма «Отчарь»
(название, очевидно, происходит от старославянского «отче») целиком —
приветствие «обновленному» мужику. Здесь уже откровенно говорится о
революции именно с крестьянских позиций. «Концепция Есенина […] в
«мужицких» яслях рождается Христос […] Исполнились строки, сбылось
писание: избранный народ-«чудотворец», «широкоскулый и красноротый»,
принял в свои «корузлые руки» Младенца. Значит, правда, что «деревянная
Русь» — рай, что русский мужик — священен и величав, как библейские
пастыри», — писал литературовед и критик К. Мочульский. Не о чем плохом
не хочет пока думать Есенин («Гибельной свободы/ В этом мире нет»).
Критики отмечали и слабые стороны этих революционных
поэм, считали, что Есенин стал писать, не считаясь с особенностями
своего дара. «Глазам не веришь, как обработали мальца», — дивился С.
Городецкий. Есенину было необходимо как можно скорее пропеть осанну
мужицкой Руси, которая «февральской метелью» «ревела» в нем. Отсюда — и
шероховатости стиля, и не всегда удачные метафоры. Но, как и все
вышедшее из-под пера Есенина, поэмы эти абсолютно искренни.
Сходная мысль о превосходстве «мужицкого» перед всем
остальным — ив личном письме Есенина «новокрестьянскому» поэту А.
Ширяевцу: «… они [питерские литераторы] совсем с нами разные, и мне
кажется, что сидят гораздо мельче нашей крестьянской купницы. Мы ведь скифы, принявшие глазами Андрея Рублева Византию и писания Козьмы Индикоплова с поверием наших бабок, что земля на трех китах
стоит, а они все романцы, брат, все западники, им нужна Америка, а нам в
Жигулях песня да костер Стеньки Разина».
Ширяевец для Есенина свой, а питерские литераторы,
так хорошо к нему отнесшиеся, чужие. Он дает им убийственные
характеристики (не пожалел даже Блока). Если в этой связи можно говорить
о «комплексах» Есенина, то только о «комплексе полноценности». Он
уверен: именно «крестьянская купница» — костром Стеньки Разина —
преобразит мир на религиозных началах («Новый над туманом/Вспыхнет
Назарет./Новое восславят/ Рождество поля»). О, как жестоко он
разочаруется и как дорого за это заплатит!
* * *
В конце марта или в апреле 1917 г. в редакции
эсеровской газеты «Дело Народа» Есенин встречается с Зинаидой
Николаевной Райх, которая работала там помощником секретаря редакции.
Заведующим литературным отделом газеты был Иванов-Разумник. По некоторым
сведениям, именно он и познакомил Есенина с Райх. У этой
двадцатитрехлетней девушки (на год старше Есенина) было довольно бурное
прошлое. Она уже привлекала к себе внимание полиции. Ее отец,
высококвалифицированный рабочий, тоже участвовал в революционном
движении, дважды был в ссылке в Сибири. В 1912 г. в Бендерах Зинаида
организовала среди гимназистов кружок эсеровского толка, связанный не
только с местными, но и с одесскими эсерами — она получала от них
литературу, инструкции (в терминологии полиции: «брошюры преступного
содержания»). За ней было установлено наружное наблюдение (кличка
Болотная), произведен обыск (забрали ее переписку и номер журнала
«Былое»). Полиция намеревалась возбудить против Райх уголовное дело. Но
ей удалось улизнуть от преследований — в 1914 г. она приехала в
Петербург и поступила на Высшие женские курсы. К моменту знакомства с
Есениным Зинаида Николаевна не только работала в газете, но и была
председателем Общества распространения эсеровской литературы. Не
подлежит сомнению, что наибольшей близости с партией эсеров Есенин
достиг благодаря женитьбе на Зинаиде Райх.
Любовь между молодыми людьми возникла отнюдь не с
первого взгляда. Уже после знакомства с Райх Есенин уехал в
Константиново и там увлекся дочерью местного помещика Лидией Кашиной.
Потом она станет одним из прототипов Анны Онегиной в одноименной поэме.
Отношения с Кашиной не ограничились летом 1917 г. — поэт встречался с
ней и в Москве в 1918–1919 гг. и даже какое-то время жил у нее.
Очевидно, именно тогда и написано посвященное Л. И. Кашиной
стихотворение «Зеленая прическа/Девическая грудь…». В Константинове этим
летом Есенин пишет мало. Причиной тому не только сердечное увлечение,
но и включенность Есенина в события, происходящие в деревне, которая, по
его словам, «бродит как молодая брага».
Во второй половине июля Есенин возвращается в
Петроград. В последние дни месяца наконец-то выходит долгожданный
сборник «Скифы» с поэмой «Марфа Посадница» и стихотворным циклом
«Голубень» (четыре стихотворения). Но Есенина, по всей вероятности, в
это время уже не было в столице. Друг поэта Алексей Ганин пригласил его и
Зинаиду Райх, в которую он был влюблен, в гости к себе на родину, в
вологодскую деревню Коншино. Есенин принял это предложение, очевидно,
еще и для того, чтобы уклониться от призыва — ведь война продолжалась.
К этому времени Есенин уже «расплевался» с Клюевым,
от которого он теперь никак не зависел. Не стало никакой надобности
терпеть его «приставания». Были и другие причины, но «Есенин и Клюев» —
эта тема для отдельной книги или докторской диссертации. Мы же
ограничимся вышесказанным. Во всяком случае, никто не плакал и не мешал
отправиться в путешествие, в котором участвовала женщина.
Любивший «рязанские раздолья», Есенин, конечно же, не
остался равнодушным и к северным пейзажам («Небо ль такое белое/ Или
солью выцвела вода? […] Голубой простор и золото/ Опоясали твою тоску»).
Сергунька (именно так называли Есенина близкие друзья, в том числе и
Ганин) и Алексей наперебой ухаживали за красавицей Зинаидой. Но по
молчаливому уговору она считалась «девушкой Ганина». Однако ж на
обратном пути, в поезде, Есенин — совершенно неожиданно — сделал Зинаиде
Райх предложение. Она опешила — «Дайте подумать» (они еще были на
«вы»). Есенина этот — казалось бы, вполне естественный — ответ взбесил.
Он был так уверен в своей мужской неотразимости (к тому же известный
поэт), так привык, что женщины сами лезут целоваться, а тут он
предлагает руку и сердце, и видите ли…
Думала Зинаида Николаевна недолго. Еще не доезжая до
Вологды, она сказала: «Да». Решено было венчаться немедленно. Все трое
сошли в Вологде. Денег ни у кого не было. В Орел, где жили тогда
родители Райх, отправилась телеграмма: «Вышли сто, венчаюсь». Никаких
объяснений родители не потребовали, а деньги выслали. Купили обручальные
кольца. Букет для невесты Есенин нарвал по дороге в церковь. Венчание
состоялось 4 августа в небольшой церквушке под Вологдой. Шафером был
Алексей Ганин.
Однако первая же брачная ночь глубоко разочаровала
Есенина. Друг поэта Анатолий Мариенгоф в своем «Романе без вранья»
(остряки — не без основания — называли это произведение враньем без
романа) писал: «Зинаида сказала ему [Есенину], что он у нее первый. И
соврала. Этого Есенин никогда не мог простить ей. Не мог по-мужицки, по
темной крови, а не по мысли. «Зачем соврала, гадина?!» И судорога
сводила лицо, глаза багровели, руки сжимались в кулаки».
Вернувшись в Петроград, новоиспеченные супруги
какое-то время намеренно живут раздельно. Было ли то желанием проверить
чувство, или разочаровавшийся в нравственности Зинаиды Есенин какое-то
время подумывал, что слишком быстро «окрутился», — неизвестно. Зато
известно другое: он поселился в эсеровском общежитии.
Посетивший Есенина в это время старый друг В.
Чернявский вспоминал: «…была в нем большая перемена. Он казался
мужественнее, выпрямленнее, взволнованно-серьезнее. Никто больше не
рассматривал его в лорнет, он сам перестал смотреть людям в глаза с
пытливостью и осторожностью. Хлесткий сквозняк революции и поворот в
личной жизни освободили в нем новую энергию».
Только после поездки в Орел, честь по чести
познакомив мужа с родителями Зинаиды, молодые начинают жить вместе. Они
заняли две смежные комнаты в квартире, где располагалось издательство
«Революционная мысль»; в этой же квартире жили двое друзей Райх по
Бендерам и Алексей Ганин. Хозяйство вели коммуной. Под руководством
Зинаиды Николаевны, которая умудрялась и в то голодное время готовить
вкусные кушания.
Домостроевские наклонности Есенина, проявившиеся в
отношении к Анне Изрядновой, дали себя знать и в браке с Зинаидой Райх.
Первое, что он потребовал от нее, — уйти из газеты — слишком много
всякого народа там шляется. Из редакции она ушла, однако и полностью
превратиться в домашнюю хозяйку не пожелала — поступила на службу в
Наркомат продовольствия — машинисткой. Однако в общем, по единодушному
мнению современников, в конце 1917 — начале 1918 г. супруги жили
неплохо. В это время Есенин действительно «распечатался во всю
ивановскую», платили ему уже как известному поэту, так что деньги
появились. Часто принимали друзей, а люди не любят ходить туда, где
ощущается «напряг» между хозяевами. Есенину нравилось, что у него, как у
всякого добропорядочного крестьянина, есть жена (а у него к тому же
красавица), дом… И замечания, которые он ей постоянно делал («Почему
самовар не готов?», «Что ты его не кормишь?»), делались тоном вполне
добродушным. Никакой особенной тяги к спиртному у него в то время нет.
Конечно, он мог перед праздником или получив гонорар принести домой
бутылку-другую вина. (Вино тогда доставалось только из-под полы, но это
не было сложным делом.) Но без повода не пил никогда. И никогда не
напивался до положения риз. «Если в его характере и поведении мелькали
уже изломы и вспышки, предрекавшие непрочность этих [семейных] устоев, —
их все-таки нельзя было считать угрожающими», — вспоминал все тот же В.
Чернявский.
Но Чернявский знал не все. Однажды, придя домой,
Зинаида Николаевна застала в комнате полный разгром: на полу валялись
раскрытые чемоданы, вещи смяты, раскиданы, повсюду листы исписанной
бумаги. Топилась печь, Есенин сидел перед нею на корточках и не сразу
обернулся — продолжал засовывать в топку скомканные листы. Но вот он
поднялся ей навстречу. Такого лица она у него еще не видела. Посыпались
ужасные, оскорбительные слова — она не знала, что он способен их
произносить. Она упала на пол — не в обморок, просто упала и
разрыдалась. Он не подошел. Когда поднялась, он, держа в руках какую-то
коробочку, крикнул: «Подарки от любовников принимаешь?» Швырнул
коробочку на стол… Они помирились в тот же вечер. Но, перешагнув
какую-то грань, восстановить прежние отношения уже невозможно. В их
бытность в Петрограде крупных ссор больше не случалось. Но если Есенину
что-то не нравилось, он уже мог оскорбить жену.
Грубые ссоры продолжались. Однажды, когда Есенин в
очередной раз назвал ее нецензурным словом, она, не выдержав, в ответ
обозвала этим словом его самого. Есенин схватился за голову: «Зиночка,
моя тургеневская девушка! Что же я с тобой сделал?!»
Дар поэта — ласкать и корябать.
Роковая на нем печать.
— это будет сказано позже. Когда за Есениным уже
прочно закрепится «дурная слава» «охальника и скандалиста». Но «роковая
печать», как все в человеческой жизни, проявилась не вдруг. Вспомним его
давнее письмо Марии Бальзамовой: «Если я буду гений, то вместе с этим
буду поганый человек». Быть может, в 1917 г. кто-нибудь и сомневался в
его гениальности, но не Сергей Есенин. Это не значит, что он сознательно
давал себе нравственные поблажки. Просто «гений» и «роковая печать»
одновременно разрывали его изнутри.
В марте 1918 г. советское правительство приняло
решение перенести столицу из Петрограда в Москву. Туда же, естественно,
перебрался и Наркомат продовольствия. А с ним и Зинаида Райх. Через
некоторое время за ней последовал Есенин. Он возвращался в Москву с
радостью:
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одряхл.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
(Как не похоже на Москву современную!) К Петербургу же — несмотря на все хорошее — он так никогда и не прикипел душой.
* * *
Согласно домостроевским правилам женщина обязана
рожать. И Есенин потребовал этого от жены. Что ж, она не возражала. Но
благоразумно решила рожать в Орле: родители помогут с ребенком, а муж
вряд ли. Не нам судить ее решение, но именно после отъезда Зинаиды
Николаевны, оставшись один, Есенин начинает пить всерьез. «Основное в
Есенине — страх одиночества», — писал знавший его лучше других А.
Мариенгоф. На похоронах поэта его мать бросит бывшей невестке — «Ты
виновата!» Что, конечно, было несправедливо. Виноватых — не счесть.
В июне 1918 г. родилась девочка — Таня. Но, как и в
случае с Анной Изрядновой, ребенок не только не скрепил семейные узы,
но, напротив, содействовал их разрушению. Татьяна Сергеевна в своих
воспоминаниях пишет, что первый год своего существования она жила с
матерью и отцом. И только через год Зинаида Николаевна — после очередной
ссоры — уехала в Орел. Однако это противоречит другим свидетельствам,
авторы которых, в отличие от Татьяны Есениной, могут помнить события
этого года. Кто-то говорит о том, что, живя этот год в Москве (но не под
одной крышей с мужем), Зинаида Николаевна часто уезжала в Орел, кто-то,
наоборот, жила в Орле и иногда приезжала в Москву, одна или с дочкой.
Так или иначе, девочка видела отца с большими перерывами и раз от раза
забывала его — не хотела садиться на колени к чужому дяде и ласкаться с
ним. Это не способствовало чувству Есенина к дочери.
В «Автобиографии» Есенин писал: «В 1917 г. произошла
моя первая женитьба на 3. Райх. В 1918-м я с ней расстался». Очевидно,
Есенин считал себя семейным человеком только в то время, когда жил с
Зинаидой Николаевной под одной крышей, то есть до ее отъезда в Орел.
Однако отношения на этом не закончились. Она продолжает трогательно
заботиться о том, кого по-прежнему называет своим мужем. Из Орла пишет
Андрею Белому: «Дорогой Борис Николаевич! Посылаю Вам коврижку хлеба,
если увидите Сережу скоро — поделитесь с ним».
А он просит ее вернуться в Москву. Сохранилось письмо
от 18 июня 1919 г.: «Зина! Я послал тебе вчера 2000 руб. Как получишь,
приезжай в Москву». Неизвестно, как отнеслась Райх к этой просьбе, но в
конце октября этого же года она была вынуждена в спешке бежать из Орла.
Город заняли деникинцы — узнай они о ее эсеровском прошлом, ей бы
несдобровать.
Несмотря ни на что, они любили друг друга. Только
каждый по-своему. На вопрос: «кого же любил Есенин?» Мариенгоф отвечает
так: «Больше всех он ненавидел Зинаиду Райх […]. Вот ее, эту женщину,
которую он ненавидел больше всех в жизни, ее — единственную — и любил».
Сам Есенин в конце жизни будет говорить, что любил двух женщин: Зинаиду
Райх и Айседору Дункан. И иногда при этом добавлять: «Я двух женщин
бил, — Зинаиду и Изадору, и не мог иначе, для меня любовь — это страшное
мучение, это так мучительно. Я тогда ничего не помню…»
Некоторые современники утверждают, что женщины в
жизни Есенина вообще не играли особенной роли. Конечно, Есенин никогда
бы не повторил строк Ильи Сельвинского: «Меняю все свои поэмы на шалости
твои, любовь». (Может быть, потому, что любовь давалась ему гораздо
легче, чем поэмы?) Рассуждая о характере друга, А. Мариенгоф приводит
высказывание знаменитого философа Сковороды: «Всякий человек имеет цель в
жизни, но не всякий — главную цель» — и добавляет: «У Есенина была —
главная». Наверное, читатель понял, что имел в виду Мариенгоф. Тем не
менее женщины в жизни Есенина играли очень значительную роль, пусть и не
главную.
Зинаида Райх, как большинство женщин, хотела иметь
домашний очаг, жить с мужем под одной крышей. И по вечерам не
вытаскивать его из кабаков, пробиваясь сквозь толпу поклонниц. (Есенин
спивался очень быстро.) Чтобы сохранить семью, она решилась на отчаянно
рискованный шаг — родить второго ребенка. На этот раз без благословения
мужа… И проиграла окончательно. Когда родился сын, Сергей Александрович
отказался даже поехать посмотреть на него. Он не поверил, что ребенок от
него. Имя Константин Есенин выбрал в телефонном разговоре с Райх.
Зинаида Николаевна долго оставалась там, где она
рожала, — в Доме ребенка. Мальчик болел и одно время был на грани жизни и
смерти, потом заболела сама Зинаида Николаевна — и тоже выжила чудом.
Отец ничего об этом не знал — Райх была слишком горда, чтобы просить
помощи. А у нее не было ни денег, ни родственников, ни близких друзей в
Москве — ведь она совсем недавно переехала в этот город.
Первое свидание отца с сыном состоялось случайно. Мы
знаем о нем от Анатолия Мариенгофа: «… на платформе ростовского вокзала я
столкнулся с Зинаидой Николаевной Райх. Заметив меня […]
разговаривающим с Райх, Есенин описал полукруг на каблуках и, вскочив,
на рельсу, пошел в обратную сторону, ловя равновесие плавающими в
воздухе руками. Зинаида Николаевна попросила: «Скажите Сереже, что я еду
с Костей. Он его не видел. Пусть зайдет, взглянет. Если не хочет со
мной встречаться, могу выйти из купе». Я направился к Есенину. Передал
просьбу. Сначала он заупрямился: «Не пойду. Не желаю. Нечего и незачем
мне смотреть». — «Пойди — скоро второй звонок. Сын же…»
Вошел в купе, сдвинув брови. Зинаида Николаевна
развязала ленточки кружевного конвертика. Маленькое розовое существо
барахтало ножками. «Фу… Черный… Есенины черными не бывают». — «Сережа!»
Райх отвернулась к окну. Плечи вздрогнули. «Ну, Анатолий, поднимайся». И
Есенин легкой танцующей походкой вышел в коридор международного
вагона».
Трудно представить себе сцену более ужасную… Но вот
письмо Есенина издателю и другу А. Сахарову, написанное через несколько
дней после этой встречи, «…есть к тебе особливая просьба. Ежели на
горизонте появится моя жена Зинаида Николаевна, то устрой ей […] тыс[яч]
30 или 40. Она, вероятно, очень нуждается, а я не знаю ее адреса». Так
что же, Мариенгоф врет? Возможно. Но возможно и что пишет чистую правду.
Есенин всегда действовал под влиянием сиюминутного импульса, а потом
часто сожалел о своих поступках. А кроме того, повторимся, Зинаиду
Николаевну он и ненавидел и любил.
Брак Есенина и Райх был расторгнут в октябре
1921 г. — по заявлению Есенина. В 1922 г. Зинаида Николаевна вышла замуж
за Всеволода Эмильевича Мейрхольда, одного из лучших (а по мнению
многих, лучшего) российского режиссера того времени.
Есенин откликнулся на это событие непечатными частушками:
Ох, я песней хлестану,
Аж засвищет задница,
Коль возьмешь мою жену.
Буду низко кланяться.
Пей, закусывай, изволь!
Вот перцовка под леща!
Мейерхольд, ах, Мейерхольд.
Выручай товарища!
Уж коль в суку ты влюблен,
В загс да и в кроваточку.
Мой за то тебе поклон
Будет низкий — в пяточку.
Уже и в этих разухабистых строчках проглядывает
утаенная ревность: о том, что его никак не затрагивало, Есенин не писал
никаких стихов.
После романа и разрыва с Айседорой Дункан он начнет
корить себя за то, что «свою жену легко отдал другому». И вспомнит, что у
него есть дети. Время от времени он будет приходить посмотреть на них
(почти всегда пьяный) и устраивать пьяные истерики перед дверью квартиры
Мейрхольда. В те несколько раз, когда он приходил трезвым, занимался с
Таней, почти не обращая внимания на сына. Выросши, Константин Сергеевич
объяснит это так: отцы больше любят дочерей, чем сыновей. Из всех
вопросов воспитания Есенина интересовал один: дети должны знать его
стихи. Никаких подарков никогда не приносил. («Не хочет, чтобы дети
любили его за подарки», — объясняла Зинаида Николаевна.)
В 1924 г. он напишет «Письмо к женщине», обращенное к
Зинаиде Райх, — один из шедевров есенинской лирики. (Мы даже не
уверены, что его следует цитировать — наверняка, большинство читателей
знает эти стихи наизусть.) Здесь и покаяние:
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах…
— и, по-видимости, несправедливые упреки, попытка перенести вину за их разрыв на Зинаиду Николаевну:
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
У Есенина своя правда — не любили меня таким, каков я
есть. Не понимали, почему я «склонился над стаканом». Как точно
выразился по этому поводу хорошо знавший и Есенина и Райх в пору их
супружества В. Левин, у нее «не хватило сил на подвиг прощения, и
неосуждения, и терпения». Не случайно «Письмо» написано уже после того,
как в жизни Есенина появились женщины, которые принимали его всяким, —
Айседора Дункан и Галина Бениславская.
Выяснение отношений продолжалось и после второго
замужества Райх. И приведенное выше стихотворение, по-видимому, имеет
«жизненный подтекст». Константин Сергеевич Есенин вспоминает: «Четко
осталась перед мысленным взором сцена, когда в нашей столовой между
отцом и матерью происходил энергичный деловой разговор. Он шел в резких
тонах. Содержания его я, конечно, не помню, но обстановка была очень
характерная: Есенин стоял у стены, в пальто, с шапкой в руках. Говорить
ему приходилось мало. Мать в чем-то его обвиняла, он защищался.
Мейрхольда не было. Думаю, что по инициативе матери. Несколько лет
спустя я прочитал строки (далее идет начало «Письма к женщине. — Л. П.).
Я наивно спросил маму: «А что, это о том случае написано?» Мать
улыбнулась. Вероятнее всего, характер разговора, его тональность были
уже как-то традиционны при столкновении двух таких резких натур, какими
были мои отец и мать».
Ревность так и выпирает из этого стихотворения
(«Живете вы / С серьезным умным мужем…»). «Серьезный, умный муж» обожал
свою молодую жену. Для прославленного режиссера Зинаида Николаевна (а не
театр) стала самым главным в жизни. Театр он из-за нее чуть не погубил.
Он сделал из нее артистку и отдавал ей лучшие роли. Хотел поручить даже
роль… Гамлета. Понятно, что наиболее талантливые актрисы из труппы
уходили.
Он повез ее в Рим и там целовал, «опираясь на
достопримечательности». За что был приведен в полицию. Каково же было
удивление полицейских, когда они узнали, что целовал женщину ее законный
муж! Такого они еще не видели.
И тем не менее ближайшие подруги Зинаиды Николаевны
уверяют: помани ее Сергей пальцем — побежала бы, не задумываясь. «При
любой погоде, без плаща и зонтика» — это уже добавляет циничный и зело
не любящий Райх Мариенгоф. Ну, побежала бы навсегда или не побежала бы —
того мы не знаем. Но что она продолжала всю жизнь любить своего первого
мужа и ходила на свидания к нему, уже будучи замужем за Мейрхльдом, —
факт. После разрыва Есенина с Дункан бывшие супруги встречались уже как
любовники на квартире подруги Райх — Зинаиды Вениаминовны Гейман. Узнав
об этом, Всеволод Эмильевич имел серьезный разговор с ней: «Вы знаете,
чем все это кончится? Сергей Александрович и Зинаида Николаевна снова
сойдутся, и это будет новым несчастьем для нее». (Возможно, «Письмо к
женщине» навеяно отказом Зинаиды Райх вернуться окончательно.) На
похоронах Есенина она (в присутствии Мейрхольда) крикнет: «Прощай, моя
сказка!» И через некоторое время заболеет психически.
Все женщины, любившие Есенина, любили его всю жизнь.
Мужчины завидовали черной завистью. (Думается, и Владимир Маяковский не
был исключением, и это обстоятельство еще более подогревало его
неприязнь к «балалаечнику».) Они объясняли такой — бешеный — успех
просто: известной пушкинской формулой: «Чем меньше женщину мы любим/ Тем
легче нравимся мы ей». Но, нет, тут было другое, что знали только
женщины: «Как умеет любить хулиган/ Как умеет он быть покорным…»
Жизнь Зинаиды Райх закончилась трагически: после
ареста Мейрхольда, в ночь с 14 на 15 июля 1939 г. она была зверски убита
в собственной квартире. «Убийство с целью ограбления» — таков был
вердикт советских юристов. Однако ее сын Константин с полной
уверенностью утверждает: «Ограбления не было, было одно убийство». Кто
знаком с советской действительностью тех лет, тому не надо объяснять,
кто же были убийцы. Для остальных скажем: вне сомнения, сотрудники НКВД,
выполнявшие приказ свыше. |