Во время пребывания в Нью-Йорке Есенин вместе с
Дункан посетил дом еврейского поэта М. Л. Брагинского (Мани-Лейба) и
читал там начало «Страны негодяев». При большом количестве народа (и
немалом вина). Почти все присутствующие на вечере, в отличие от хозяина,
переводчика Есенина на идиш, русского языка не знали. Но слово «жид»
звучит приблизительно одинаково на всех языках. Было ли бестактностью со
стороны Есенина читать стихи с этим словом в еврейском доме? Во всяком
случае, Мани-Лейб понимал, что автор не идентичен герою, и не обиделся.
Скандал разразился позже и по-другому поводу.
Кто-то начал пошло и неприкрыто ухаживать за
Айседорой Дункан. (Точнее, приставать к ней.) Она старалась освободиться
от непрошеных мужских рук. Но было поздно. Есенин, уже изрядно
выпивший, рассвирепел. Он подбежал к ней, схватил так, что затрещала
материя на ее платье, и разразился трехэтажной матерной бранью. А она,
тихая и смирная, стояла перед ним и ласково повторяла те же слова, вряд
ли понимая их значение.
Вскоре ее оттерли от него и отвели в соседнюю
комнату. Есенин дико кричал: «Где Айседора? Где?» Ему сказали, что она
уехала, и он бросился вниз в одном пиджаке. Его втащили обратно, он
отбивался и орал, пытался выброситься с пятого этажа. Его схватили, он
стал кричать: «Распинайте меня, распинайте!» Пришлось его связать и
уложить на диван. Тогда он стал вопить: «Жиды, жиды, проклятые!»
Мани-Лейб пытался уговаривать: «Слушай, Сергей, ты ведь знаешь, что это
оскорбительное слово, перестань!». Есенин умолк, а потом, повернувшись к
Мани-Лейбу, снова настойчиво сказал: «Жид!»
Терпение Мани-Лейба кончалось: «Если ты не
перестанешь, я тебе сейчас дам пощечину». Есенин вызывающе повторил:
«Жид!» Мани-Лейб выполнил свою угрозу. Есенин в ответ плюнул ему в лицо.
Мани-Лейб выругал его. Есенин полежал некоторое время связанный, потом
успокоился и почти спокойно сказал: «Развяжите меня, я поеду домой».
«Дорогой мой Монилейб! Ради Бога простите меня и не
думайте обо мне, что я хотел что-нибудь сделать плохое или оскорбить
кого-нибудь […]. Это у меня та самая болезнь, которая была у Эдгара По, у
Мюссе. Эдгар По в припадках разб[ивал] целые дома.
Что я могу сделать, мой милый Монилейб, дорогой мой
Монилейб! Душа моя в этом невинна, а пробудившийся сегодня разум
повергает меня в горькие слезы, хороший мой Монилейб! Уговорите свою
жену, чтобы она не злилась на меня, пусть постарается понять и простить.
Я прошу у Вас хоть немного ко мне жалости.
Любящий вас всех
Ваш С. Есенин.
[…] Не думайте, что я такой маленький, чтобы мог
кого-нибудь оскорбить. Как получите письмо, передайте всем мою просьбу
простить меня».
В искренности этого письма сомневаться не приходится.
Трезвый Есенин никогда бы не позволил себе ничего — даже отдаленно —
подобного. Но известно: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Так все-таки был ли Есенин антисемитом? Он сам всегда
отвечал на этот вопрос возмущенно отрицательно. И обычно добавлял: «У
меня дети — евреи». Зинаида Райх еврейкой не была. (Мать — русская, отец
— немец, хотя и поговаривали, что с примесью еврейской крови —
документально это не доказано.) Но Есенину почему-то было приятно
говорить, что он женился на еврейке. Появившийся в 1924 г. его сын
Александр (о нем речь впереди) уж точно будет евреем. Его мать
библейская красавица Надежда Давыдовна Вольпин — чистокровная
галахическая еврейка, читавшая Ветхий Завет в подлиннике. Вообще в своих
личных отношениях с людьми, как с мужчинами, так и с женщинами, Есенин
никогда не руководствовался их национальностью.
Чтобы разобраться с вопросом, вынесенным в заголовок
этой главы, позволим себе географические и временные перескоки. Вот
Есенин вместе с уже упоминавшимся Г. Алексеевым идут по берлинским
улицам. «Не поеду в Москву… не поеду туда, пока Россией правит Лейба
Бронштейн»(таковы настоящие имя и фамилия Льва Троцкого. — Л. П.)
— «Да что ты, Сережа? Ты — антисемит?» Есенин остановился. И с какой-то
невероятной злобой и яростью закричал на Алексеева: «Я — антисемит?!
Дурак ты, вот что! Да я тебя, белого, вместе с каким-нибудь евреем
зарезать могу… и зарежу… понимаешь ты это? А Лейба Бронштейн — это
совсем другое дело, он правит Россией, а не должен ей править… Дурак, ты
ничего этого не понимаешь».
…И тут мы согласны с Сергеем Александровичем. Лейба
Бронштейн (так же, как Иосиф Джугашвили) не должен править Россией. Нет,
Лев Давыдович Троцкий не был русофобом. И Есенин не считал его таковым.
Мечту этого большевистского вождя хорошо сформулировал Маяковский:
«Чтобы в мире,/без Россией,/ без Латвий,/ жить единым человечьим
общежитьем". Это не значит, что не было русских, грезивших о том же
самом. Были, и в немалом количестве. (Далеко за примером не ходить:
Владимир Владимирович Маяковский — чистокровный русский дворянин.) Но
Сергей Александрович Есенин к ним не принадлежал:
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Лично к Троцкому Есенин относился с большим
уважением. (Даже большим, чем тот заслуживал.) Свидетельств тому немало.
«Идеальным, законченным типом человека Есенин считал Троцкого» (В.
Наседкин, поэт, муж Екатерины Есениной); «С большим уважением,
доходившим до почитания, относился [Есенин] к Троцкому» (С. Борисов,
журналист, сотрудник изданий, где печатался Есенин). Сам Есенин в очерке
«Железный Миргород», построенном во многом на скрытой полемике с
Троцким, писал: «Мне нравится гений этого человека, но видите ли, видите
ли?..» Из личного свидания с большевистским лидером (устроенного Я.
Блюмкиным) поэт вынес самое лучшее мнение о нем. «Был у Троцкого. Он
отнесся ко мне изумительно. Благодаря его помощи мне дают сейчас большие
средства на издательство» (из письма к Дункан от 29 августа 1923 г.).
Троцкий предложил Есенину стать во главе журнала крестьянских писателей и
деньги на его издание. Подумав, Есенин отказался: ссылаясь на то, что
он не силен в финансовых вопросах и не хочет «заработать себе на спину
бубнового туза». Этот ответ представляется нам не совсем искренним.
Попроси он хорошего бухгалтера — ему бы, безусловно, не отказали. Но
издавать журнал — ведь это работа. Если и не ежедневная, то, во всяком
случае, регулярная — Есенин же умел только творить. И только, как
говорила М. Цветаева, заслышав «дуновение вдохновения». (Это не значит,
что он не работал над стихами. Вдохновение — это состояние, когда
человек способен работать без устали, не замечая времени. Некоторые
строчки «Пугачева» имеют свыше 30 (!) вариантов.) А может быть, и не
совсем поверил в то, что ему будет предоставлена полная свобода печатать
все, что он захочет.
Троцкий любил и оберегал Есенина. Есть версия, что
существовал неписаный приказ Троцкого: Есенина не трогать. И это очень
похоже на правду. Во всяком случае, на 150 000 000 населения Советского
Союза только один Сергей Александрович Есенин мог прилюдно кричать: «Бей
жидов и коммунистов! Спасай Россию!» — и отделываться лишь приводами в
милицию. Для этого надо было иметь очень высокого покровителя. Любого
другого бы расстреляли.
После смерти Есенина Троцкий многое сделал, чтобы не дать вычеркнуть его имя из советской литературы.
Да будь у Троцкого еще больше положительных качеств,
все равно не следовало ему править Россией. Принадлежа к тому же
племени, что и Лев Давыдович, мы считаем своим долгом сказать: правление
Лейбы Бронштейна не принесло ничего хорошего не только России, но и
народу еврейскому.
Н. Бердяев, не помним уж, в какой работе, передает
свой разговор со старым, умным евреем году в 1918—1919-м: «Вы не будете
отвечать за то, что Ленин — русский, но я буду отвечать за то, что
Троцкий — еврей». Как в воду глядел!
Не будь в Российской империи ни одного еврея,
революция все равно бы состоялась. Но история не знает сослагательного
наклонения: евреи были и приняли активное участие в революции, и в
первом большевистском правительстве их было действительно
непропорционально много. Удивительно ли, что в массовом сознании слова
«еврей» и «коммунист» стали синонимами, со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Одно из стихотворений «Москвы кабацкой» — «Снова пьют
здесь, дерутся и плачут…» (оно цитировалось выше) — имело еще и другой
вариант, существенно отличавшийся от печатного. Он дошел до нас в записи
подруги Есенина Галины Бениславской:
Защити меня, влага нежная.
Май мой синий, июнь голубой,
Одолели нас люди заезжие,
А своих не пускают домой
Знаю, если не в далях чугунных
Кров чужой и сума на плечах,
Только жаль тех дурашливых юных,
Что сгубили себя сгоряча.
Жаль, что кто-то нас смог рассеять
И ничья непонятна вина.
Ты Рассея моя, Рассея,
Азиатская сторона.
«Люди заезжие» — понятно эфемизм. «Своих не пускают домой», очевидно, намек на «философский пароход». Но Есенин осторожен в выводах. («И ничья не понятна вина»).
Точнее и подробнее других об антисемитизме Есенина рассказала Галина Бениславская:
«Трудно […] наспех передать это сложное и противоречивое отношение [Есенина] к евреям.
1. Была древняя российская закваска по отношению к
«жидам». Это еще из деревни принес он, и в дореволюционный период такое
отношение, вероятно, поддерживалось в среде Ломана и пр. ему подобных.
2. В революционных кругах, в эсеровской среде
создалось новое понятие и прежнее исчезло или, вернее, забылось, — да и
стыдно было «культурному» Есенину помнить об этом.
3. Появилась обида на советскую власть за себя, за
то, что отмели его, за то, что он в стороне от новой жизни. Что не он ее
строит. Обиделся и за то, что даже в своей области, в поэзии, не он
хозяин. Кого винить? Советскую власть, которую ждал, которую
приветствовал, — невозможно. Но виновник нужен. Искать долго не пришлось
— кстати, попал в окружение Клычковых, Ганиных, Орешиных и Наседкиных (много их у нас на Руси). У них все ясно — жиды,
кругом жиды виноваты. Во всем виноваты — не печатают стихов, гонорар не
сыпется, как золотые монеты из сказочного ослика, слава и признание не
идут навстречу — во всем жиды виноваты.
Почва, вероятно, была готова. Но рассудок еще
боролся. Клычковы и пр. для [Есенина] не авторитет. Решительную роль
сыграл […] Николай Алексеевич Клюев. […] хорошо учел […] мутное
состояние Есенина, старое из деревни царской России, воспоминание о
«жидах», личная обида и неумение разобраться в том, чья вина («и ничья
непонятна вина»), торгашеская Америка с ее коммерсантами («евреи и
там»). Добавил Клюев еще историю о себе: «Жиды не дают печататься,
посадили в тюрьму»)».
Ноябрь 1923 г. Москва. Так называемое «Дело четырех
поэтов» — Есенин, Орешин, Ганин и Клычков обвиняются в антисемитизме.
Место действия — столовая-пивная. Все действующие лица — в подпитии.
Из протокола допроса Есенина в милиции (с сохранением
стилистики, орфографии и пунктуации): «…во время разговоров про
литературу вспоминали частично т.т. Троцкого и Каменева, говорили
относительно их только с хорошей стороны то что они-то нас и
поддерживают. О евреях в разговоре поминали только мы в русской
литературе не хозяева и понимают они в таковой в тысячу раз хуже чем в
черной бирже, где большой процент евреев обитает и специалистов. Когда
милиционер предложил идти, мы расплатились, последовали в отделение
милиции неизвестный гражданин назвал нас «мужичье», «русскими хамами» и
когда была нарушена интернациональная черта национальность — словами
этого гражданина мы некоторые из товарищей назвали его жидовской
мордой».
Итак, Есенин не скрывает своего убеждения: евреи мало
что понимают в русской литературе («в тысячу раз хуже, чем в черной
бирже»). Не беря сторону Есенина, скажем, что так рассуждали не только
антисемиты. Еще до революции в либеральной прессе шла большая дискуссия
по этому поводу с участием евреем.[105] Открыла дискуссию статья К. Чуковского «Евреи и
русская литература», автора которой никто и никогда, слава богу,
антисемитом не считал. (В большевистских изданиях 20-х гг. статья с
таким названием появиться не могла — вне зависимо от содержания.)
Чуковский с большим уважением говорит о талантливости еврейского народа,
в том числе и в литературе, но в литературе еврейской. По его мнению,
ни один русский писатель не мог бы рассказать о еврейских погромах с
такой художественной силой, как это сделал Бялик, но и ни один еврей не
может говорить о чисто русских проблемах так, как русские классики.
Здесь надо сделать оговорку: статья писалась в
1908 г., когда среди звезд русской литературы первой величины еще не
было еврейских фамилий. В 1920-е гг. в русской литературе уже появились
еврейские гении. Прежде всего Б. Пастернак и О. Мандельштам. Есенин их
гениями не считал. (Впрочем, как и большинство критиков того времени.) И
наверное, все-таки не из-за анкетных данных, а потому, что их поэзия
была ему чужда. (Но не более чем поэзия Маяковского.) Совершенно не
обязательно соглашаться по этому вопросу с Есениным, но необходимо
помнить, что его точка зрения традиционна для русской интеллигенции,
причем для далеко не худшей ее части.(Примерно в таком духе будет
высказываться и А. Солженицын, знавший уже о существовании не только
Пастернака и Мандельштама, но и Бродского.)
Кроме того, во времена Есенина наличие партбилета
сильно облегчало карьеру. И бездарные еврейские литераторы с таковыми в
кармане получали преимущество перед бездарными русскими литераторами, в
РКП(б) не состоящими.
В наше время изъять из русской культуры еврейские
имена — значит обеднить ее, но изъять имена антисемитов — значит
оставить от нее рожки да ножки. Чем бы была русская литература без
Гоголя, Достоевского, Лескова, Блока, Булгакова? Мы любим и ценим их
несмотря на. Отчего же не любить Есенина, который «не был антисемитом в
глубоко укорененном «философском» смысле […]. Он был больным, путаным
гением. Сегодня он провозглашал свою большую любовь к евреям и к своим
еврейским друзьям, а назавтра тех же самых друзей обзывал «грязными
жидами». Но это было не антисемитизмом, а вспышками болезненного
настроения», — сообщал хорошо знавший Есенина поэт и переводчик Н.
Гребнев английскому исследователю творчества Есенина Г. Маквею.
Защиты от обвинений в антисемитизме Есенин пытается
искать не у кого-нибудь, а у Троцкого. И в этом нет ничего
удивительного. Один из участников «Дела четырех» — Клычков, в отличие от
Есенина, антисемит совершенно оголтелый, — показывает: «Тов. Троцкого и
Каменева жидами не называли, а наоборот говорили, что эти люди вышли из
своей национальности…» И он совершенно прав. Евреи-большевики были
Иванами (если угодно, Абрамами), родства не помнящими. Ни традиций, ни
культуры, ни тем паче религии своего народа они не уважали. И именно
поэтому считали себя вправе стоять во главе России. Надо ли говорить,
что плохой еврей не становится автоматически русским? (По крайней мере в
первом поколении.)
«Никаких антисемитских речей я и мои товарищи не
вели. — пишет Есенин Троцкому. — Все было иначе. Во время ссоры Орешина с
Ганиным я заметил нахально подсевшего к нам типа, выставившего свое
ухо, и бросил фразу: «Дай ему в ухо пивом». Тип обиделся и назвал меня
мужицким хамом, а я обозвал его жидовской мордой. Не знаю, кому нужно
было и зачем было делать из этого скандала общественный характер. Мир
для меня делится исключительно только на глупых и умных, подлых и
честных. В быту — перебранки, прозвища существуют так же, как у
школьников» (письмо не было отправлено).
В этом письме Есенин, разумеется, ничего не говорит о
том, как он понимает роль евреев в русской культуре, зато признается,
что слово «жид» было произнесено еще в пивной, а не по дороге в милицию.
«Мир для меня делится исключительно только на глупых и умных, подлых и честных», — в светлые минуты Есенин рассуждал именно так. |