Москва, июль 1925 г. С. Есенин — Н. Вержбицкому.
«Милый друг мой, Коля! Все, на что я надеялся, о чем
мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная
жизнь не клеится, хочу бежать. Куда? На Кавказ! […]
С новой семьей вряд ли что получится, слишком все
здесь заполнено «великим старцем», его так много везде, и на столах, и в
столах, и на стенах, кажется, даже на потолках, что для живых людей
места не остается. И это душит меня…»
Своего дома не получилось. И Есенин по-прежнему
мечется, нигде не находя себе места. Зачем-то снова уезжает в
Константиново, через три дня возвращается…И привозит оттуда два
стихотворения («Спит ковыль. Равнина дорогая…» и «Каждый труд благослови
удача…»). Этот вконец опустившийся человек, которого уже почти все
считают нужным отправить в сумасшедший дом, продолжает создавать
шедевры. Полные поэтической грусти, но не безнадежности. Есенин
абсолютно честен:
Только я забыл, что я крестьянин,
И теперь рассказываю сам,
Соглядатай праздный, я ль не странен
Дорогим мне пашням и лесам.
Еще в предыдущий приезд Есенина в Константиново
Галина Бениславская заметила, как отвык он от деревни, даже коня не
может запрячь, и как отвыкли от него односельчане — не признают за
своего. Теперь здесь «чужая юность брызжет новью/ На мои поляны и луга».
Но «поляны и луга» все-таки «мои». И этого последнего прибежища никто
не может отнять у поэта. Как никто не может отнять воспоминаний.
Хорошо лежать в траве зеленой
И, впиваясь в призрачную гладь,
Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
На себе, уставшем, вспоминать.
В оценке своих стихов Есенин в это время бросается из
крайности в крайность. То — «у меня нет соперников», то — «я утратил
свой дар». Понятно, что за признаниями вроде последнего немедленно
следовал стакан водки. За ним другой… И мысль о самоубийстве. Вольф
Эрлих вспоминает: «Его тянуло к балконам, к окнам. Он стоял у открытого
окна и смотрел вниз. Я подошел и тронул его за плечо. «Сергей, не смотри
так долго вниз, это нехорошо!». Он повернул ко мне свое мертвенно
бледное лицо. «Ах, кацо, как все надоело!»» Ему не спалось ночами. И
однажды, разбудив в три часа того же Эрлиха, гостившего у него в Москве,
повел его гулять по городу. «Слушай… я обреченный человек…Я очень
болен… И самое главное — труслив. Я очень несчастлив. У меня нет никого в
жизни. Все меня предали. Понимаешь? Все! […] Если ты когда-нибудь
захочешь написать обо мне, то напиши: «Он жил только ради своего
искусства и только с ним прошел по жизни.»
Кто эти все, что «предали»? Собутыльники? Этот «чужой
и хохочущий сброд»? Есенин всегда знал им цену. Мариенгоф? Но после
серьезной ссоры в 1923 г. они помирились. Сдается, он прежде всего имеет
в виду Галю Бениславскую. Он был так в ней уверен… что перегнул палку. А
Софья Андреевна? Как — будто бы в его жизни и не было этой любящей и
терпеливой женщины. Он ее не любит? Галю Бениславскую как женщину он
тоже не любил. Но Галя была своя. Не чуждая богемы. Способная жить в
одной комнате не только с ним, но и с его сестрами и «друзьями». Не
питавшая иллюзий по поводу его излечения. Когда было нужно, она сама
могла налить ему стакан водки. Ее комнатушка в коммунальной квартире
была каким-никаким, но его домом, где все отвечало его вкусам. Роскошную
же квартиру Толстой он ощущал как квартиру Льва Николаевича, и уж никак
не свою. Те, кто не любил Есенина (хотя бы на словах), никогда не
осмелились бы переступить порог Галиной комнаты. К Толстой же вечно
приходили ее родственники, не скрывавшие своей антипатии к беспутному
поэту и отнюдь не восторгавшиеся его стихами. |