Первые образы поэмы, как мы думаем,
стали возникать в воображении Данте примерно в году 1308-м, и тогда же
впервые прозвучали изобретенные им терцины. В последующие годы занятия
теологией в Париже, а затем бурные события на родине, вызванные
итальянским походом Генриха VII, не давали Данте возможности углубиться в
поэму. Он сочинял политические послания, писал «Монархию». Данте
поверил в возможность осуществления в ближайшем будущем своих идей о
совершенном государственном устройстве, всеобщем умиротворении и
процветании. Он надеялся, что скоро наступит час его возвращения в
родную Флоренцию. Внезапная кончина императора была концом политических
мечтаний великого утописта. Оставалось уповать на высшую справедливость и
ожидать неминуемого возмездия, которое поразит всех творящих беззакония
на земле. В уединении Монте Катрии Данте вернулся к своей поэме,
которая зрела в нем все те годы, когда он выступал лишь как политический
писатель. В монастыре у бенедиктинцев была написана первая часть поэмы —
«Ад».
Свое путешествие по трем царствам
потустороннего мира автор поэмы датирует весной 1300 года. Эта условная
дата облегчает «пророчества»: рассказ о событиях, происшедших после 1300
года, облекается в форму предсказаний о грядущем.
Вводная песня начинается в чащах
сумрачного леса, в котором очутился Данте на половине своего жизненного
пути, то есть достигнув тридцатипятилетнего возраста. Лес, в который он
вошел охваченный сновидением, может быть истолкован и как заблуждения
человеческой души и как хаос, царивший в Италии его времени. Подобно
путнику, спасшемуся из пучины, Данте стремится подняться на холм, но
доступ к вершине преграждают три зверя: рысь (или, вернее, пантера), лев
и волчица. Вспоминаются слова Иеремии, любимого ветхозаветного пророка
Данте: «…поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их. барс будет
подстерегать у городов их». Владея системой многосмыслия, о которой
Данте писал в «Пире» и в письме к Кан Гранде, можно понять, что пантера —
это ложь, предательство и сладострастие, лев — гордость и насилие,
волчица — алчность и себялюбие. Лев может означать также
правителей-тиранов, как, например, Филипп Красивый. В высшем
символическом смысле эти звери представляют злые силы, препятствующие
совершенствованию человечества. Больше всего Данте испугался волчицы, в
образе которой олицетворена погрязшая в стяжательстве, алчная и
корыстолюбивая римская церковь — главная виновница всех бед и беспорядка
в мире. Она главная помеха на пути к вершине холма — всемирному
государству, благоустроенному для мирной жизни людей.
Когда Данте теряет всякую надежду
выбраться из мрачного леса, найти верный путь, перед ним появляется
Вергилий. С юных лет Вергилий был любимым поэтом Данте, у него он
выучился почитать древний Рим и гордиться его славой. Вергилий
представлялся Данте символом могучей древней империи, воплощением
античной мудрости и разума, ведущего человека к свету. Данте видел в
Вергилии учителя, наставника, отца:
«Ты мой учитель, мой пример любимый;
Лишь ты один в наследье мне вручил
Прекрасный слог, везде превозносимый.
Смотри, как этот зверь меня стеснил!
О вещий муж, приди мне на подмогу,
Я трепещу до сокровенных жил!»
Вергилий говорит Данте, что есть лишь
один выход — выбрать новую дорогу, пока не придет Пес, который заточит в
Аду волчицу, то есть обуздает ненасытные притязания папского престола.
Современники автора «Комедии» видели в Псе аллегорию Генриха VII,
которого Данте прочил в правители всемирного государства, или после
смерти императора — его преемников. Затем римский поэт открывает Данте,
что на небесах его ожидает Беатриче, но, чтобы вновь увидеть ее, Данте
предстоит долгий и трудный путь. И Данте доверчиво пошел вслед за
язычником Вергилием, обладающим высшим знанием, как ученик за учителем. В
конце глухой тропы, под навесом скал, на священной земле Италии,
родившей их, они нашли ворота в подземное царство. Данте прочел:
Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям.
Был Правдою мой зодчий вдохновлен:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворен.
Древней меня лишь вечные созданья,
Я с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованья.
Три стиха первой терцины начинаются одинаково: «Я увожу
…» Создается впечатление, что говорит сама дверь, предрекая на веки
обреченность грешников. Эта надпись выражает одну из самых сокровенных
мыслей Данте: в мире нарушена законность и справедливость. Чтобы
восстановить нарушенную правду, чтобы ни одно правонарушение не ушло от
всевидящего ока закона, нужна карающая десница немилосердной
справедливости. В Данте говорит юрист, воспитанный на римском праве, и
вместе с тем человек, которого больно ранят неправда и зло, причиненные
ему его близкими и которые он непрестанно видит вокруг себя, о которых
слышит ежедневно. В дантовской системе мироздания, в его космосе
существовал элемент, отсутствующий в картине мира, представляемой
современными нам естественными науками, а именно мораль и
справедливость. Даже девятое кристальное небо, или Перводвигатель,
проникнуто этическим началом.
Когда Вергилий ввел Данте в
таинственные сени, до их слуха донеслись обрывки разных наречий, дикий
ропот, слова, исполненные гневом, крики и жалобы. Все это сливалось в
полутьме в гул и расплывалось в пространстве, как бы не зная времени.
Вергилий поведал Данте о том, что в преддверии Ада находятся души, не
стяжавшие в жизни ни славы, ни позора, а также нейтральные ангелы,
оставшиеся в стороне при схватке архангела Михаила с восставшим против
творца вселенной Люцифером. Нейтральных не принимает ни Ад, ни
Чистилище, ни Рай. И суровый Данте клеймит их тяжким стихом:
Они не стоят слов: взгляни и мимо.
Сюда же Данте поместил папу Целестина
V, человека смиреннейшей жизни, пустынника и бессребреника, которого
вытащил из его отшельнического уединения конклав кардиналов, выбравший
его папой. В 1294 году Целестин въехал в Рим на осле, за ним бежали
босые францисканцы, дети и нищие. Его любили в народе, но он был человек
слабый и безвольный. Будущий папа Бонифаций VIII, а тогда кардинал,
уговорил Целестина отказаться от папского престола и снова удалиться в
уединение, где его вскоре отравили, вероятно, люди Бонифация. Так
Бонифаций пробил себе дорогу к высшей церковной власти. Целестин мог
сделать много добра, но не сделал. Его наследник Бонифаций сделал очень
много зла: он был виновником всех несчастий Данте, поддержав
флорентийских черных гвельфов. Церковь канонизировала Целестина V, Данте
не пожелал его поместить даже в ад — за то, что он оставил свой пост,
за то, что дезертировал и уклонился от борьбы. Таких вещей Данте не
прощал.
Данте и его водитель приближаются к
Ахеронту. Еще Вергилий в своей поэме «Энеида» создал образ Харона,
перевозчика через первую адскую реку. Старик, поросший древней сединою,
загоняет грешные души в ладью и не хочет принять Данте, живого среди
мертвых. Вокруг очей страшного лодочника змеится пламень. Видя Харона и
спешащие в преисподнюю души, Данте упал, как бы схваченный сном. В
нескольких местах «Божественной Комедии» повторяется этот сон во сне,
когда Данте не в силах выдержать явления, предстающего глазам.
Заключительным аккордом сцены переправы является гроза на берегу
Ахеронта; подземное небо бороздят молнии, ослепляя багровым блеском.
Данте пробуждается при звуке грома уже на другой стороне реки, в
пределах античных праведников — Лимбе. В нем Данте поместил также
мусульманских мудрецов и ученых, особенно им почитаемых. Данте ценит
прежде всего высокие качества ума и души, подвиги, смелость и
благородство духа. В Лимбе нет мук, но находящиеся там вечно скорбят о
недоступном им райском блаженстве. Поэтому возвышенная грусть царит в
этих пределах. От некоторых мужей древности исходит свет. Это поэты и
ученые Греции и Рима, и среди них высочайший поэт Гомер, который был
известен Данте только понаслышке или, может быть, через сокращенную
латинскую версию его поэм. Сведения о великом певце Греции он имел также
из произведений Аристотеля.
Знание поэтов античности еще носит у
Данте средневековый отпечаток. Гораций для него поэт сатирический:
Овидий — автор энциклопедии неоплатонической космогонии и мифологии —
«Метаморфоз». Данте чрезвычайно высоко ставил Лу-кана, почитая его
великим наследником автора «Энеиды». В «Чистилище» к числу избранных
причислен еще эпический поэт позднего периода латинской литературы
Стаций. Данте был «принят в их круг», став шестым в высоком собрании и
как бы переступив через все средневековье. Это стремление сравняться с
поэтами античности и даже превзойти их — знамение новой наступающей
эпохи — Возрождения. Когда Данте приближался к великим поэтам, раздался
зов: «Почтите высочайшего поэта!» Эти слова относились к Гомеру, но в
наши дни их применяют к самому Данте.
Душам Лимба предоставлен высокий
замок; пройдя, как посуху, по волнам родника, его окружающего, и миновав
семь стен, Данте увидел зеленый луг. «Там были люди с важностью чела, с
неторопливым и спокойным взглядом; их речь звучна и медленна была». Там
были все, кто прославил в древние времена человечество: Аристотель,
Платон, Сократ, Демокрит, Цицерон, Птолемей и знаменитые арабские ученые
— таджик Авиценна и испанский мавр Аверроэс. Но Данте и Вергилий
покинули благородный замок и пошли иным путем «во тьме, ничем не
озаренной».
В пределах второго круга,
предназначенного для сладострастников, «для тех, кого земная плоть
звала, кто предал разум власти вожделений», царствует Минос, из царя и
полубожества Крита превращенный в ужасного демона. В греческой мифологии
он был одним из трех судей подземного мира. У Данте Минос наделен
страшным оскаленным ртом. Он обвивает хвост, который приличествует
существу демоническому, столько раз вокруг тела, на сколько ступеней
должна спуститься осужденная душа. Миносу не удается отвратить Данте от
его путешествия. Души осужденных несутся в нестихающем вихре. Данте
сравнивает их с птицами, попавшими в осеннюю бурю, а их стоны — с унылой
песней журавлей, летящих на юг. Образ этот навеян Вергилием. Стих Данте
становится необычайно звучен и богат повторами гласных и согласных.
Чтобы дать понятие о поэтической фонетике Данте, приведем одну терцину,
особенно удавшуюся русскому переводчику Лозинскому:
Как журавлиный клин летит на юг
С унылой песнью в высоте надгорной,
Так предо мной стеная несся круг
Теней…
В этом круговом вихре Данте увидел
героев древности и героев старофранцузских романов, столь
распространенных во Флоренции. Заметим, что многие имена имеют
французские ударения на конце: Семирамис, Клеопатрас, Парис, что ясно
указывает на источник, откуда Данте почерпнул о них сведения. В этом
круге Семирамида, царица Вавилона, героиня «Энеиды» Дидона, царица
Карфагена, прекрасная Елена и куртуазный Тристан. Этим перечислением
героев и героинь древности, сраженных богом Любви и предавшихся безумной
страсти, Данте подготовляет встречу с Паоло и Франческой. Как всюду в
поэме, герои разных времен предстоят как бы одновременно, смещая
исторический план.
Франческа да Римини была дочерью
Гвидо да Полента Старшего, сеньора Равенны. Около 1275 года ее выдали
замуж по политическим расчетам за Джанчотто Малатеста, сеньора Римини,
хромого и уродливого. Она влюбилась в красивого брата мужа Паоло.
Правитель Римини убил обоих влюбленных около 1286 года. Слухи об этом
ужасном убийстве дошли до Данте, когда он покидал Болонью. Франческа —
первая душа, заговорившая с Данте в Аду. Данте воззвал к пролетающим в
бешеном вихре Паоло и Франческе. Ему отвечает Франческа:
Я родилась над теми берегами,
Где волны, как усталого гонца,
Встречают По с попутными реками.
Любовь сжигает нежные сердца,
И он пленился телом несравнимым,
Погубленным так страшно в час конца.
Любовь, любить велящая любимым,
Меня к нему так властно привлекла,
Что этот плен ты видишь нерушимым.
Любовь вдвоем на гибель нас вела.
«Со слезами, сострадая», внемлет
Данте этому рассказу. Он преисполнен тоски и сожаления, но
поэт-сердцевед должен проникнуть в тайну зарождения такой безмерной
страсти, и он допытывается у несчастной тени, как начался их любовный
союз. И снова слышится грустный нежный голос Франчески:
Тот страждет высшей мукой,
Кто радостные помнит времена
В несчастии…
Поэт вводит реалистическую деталь:
молодые люди увлечены французскими рыцарскими романами — излюбленным
чтением в Италии XIII века, и повесть о Ланчелоте и его любви к
прекрасной королеве Джиневре явилась той искрой, от которой вспыхнуло
пламя их страсти:
В досужий час читали мы однажды
О Ланчелоте сладостный рассказ;
Одни мы были, был беспечен каждый. —
Над книгой взоры встретились не раз,
И мы бледнели с тайным содроганьем;
Но дальше повесть победила нас.
Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем
Прильнул к улыбке дорогого рта,
Тот, с кем навек я скована терзаньем,
Поцеловал, дрожа, мои уста,
И книга стала нашим Галеотом!
Никто из нас не дочитал листа.
Паоло рыдал, слушая исповедь своей подруги, «и мука их сердец», говорит Данте,
Мое чело покрыла смертным потом.
И я упал, как падает мертвец.
Данте лишился чувств от сострадания к
прекрасной Франческе, от сознания собственной греховности и устрашенный
силою адского вихря, крушащего души осужденных.
Когда к Данте вернулось сознание, он
очутился в третьем круге Ада, где с черного неба «дождь струится,
проклятый, вечный, грузный, ледяной». Земля под ногами смердит от жидкой
грязи. На грешников лает Цербер, которого Данте представляет иначе, чем
греческая мифология. Как и Минос, он превращен в беса со вздутым
животом, багровыми глазами, с жиром в грязной бороде и когтистыми
руками. Вергилий усмиряет Цербера, бросая в его пасть ком земли. Это был
древний способ умиротворения чудищ, к которому в оно время прибегал в
Вавилоне и хитроумный пророк Даниил.
В долине чревоугодников Данте
встречает первого флорентийца — Чакко (Джакомо), известного обжору.
Чакко являлся без приглашения на чужие пиры, однако его любили, так как
он отличался приятным нравом, остроумием и находчивостью.
Известный историк Флоренции Роберт
Давидзон подсчитал, что из 79 упоминаемых в «Аде» лиц 32 флорентийца, да
еще 11 из Тосканы, то есть более половины. В Чистилище Данте поместил
лишь четырех своих сограждан и 11 тосканцев, а в Раю обретаются всего
две флорентийские праведные души. Чакко, с которым Данте, по-видимому,
был в хороших отношениях, «пророчествует» о судьбах Флоренции в первые
годы XIV века и о гражданской войне между черными и белыми гвельфами,
предрекая поэту изгнание из родного города. Данте спрашивает у Чакко, не
слышал ли он об участи пяти их известных соотечественников, и узнает,
что они томятся в нижних кругах за более тяжкие преступления.
Данте спускается вниз, в четвертый
круг, и пред ним подымается Плутос, «великий враг». Бывший царь
подземного царства греческой мифологии также разжалован и получил место
хранителя душ скупцов и расточителей. За пределами его владений
простираются Стигийские болота. Плутос напрасно стремится, так же как
Харон и Минос, не пустить Данте в подвластную ему адскую область.
Там шагают грудь грудью друг на друга
бесконечные шеренги людей, сшибаются и расходятся, и одни кричат «Чего
копить?», другие «Чего швырять?». И те и другие одинаково казнятся
высшей справедливостью, ибо они нарушили меру человеческую, которая
заключается в том, чтобы праведно распределять богатства, а не копить
их, как скупцы, и не швырять деньги, подобно расточителям. Данте
заметил, что среди стяжателей много людей с тонзурами, то есть
священников и монахов. Вергилий поясняет: «Здесь встретишь папу,
встретишь кардинала, не превзойденных ни одним скупцом».
Схватки тех, кто недостойно владел на
земле богатствами, наводят Данте на раздумья о тщетности даров Фортуны,
ибо только жгучую ненависть порождают они на земле. «Что есть Фортуна,
держащая в своих когтях победных счастье всех племен?» — вопрошает
Данте. И Вергилий объясняет:
Все силы в мире распределены так, что
каждой отведена для проявления ее мощи своя сфера. Фортуна отбирает
власть и счастье, с ней нельзя спорить,
Она провидит, судит и царит,
Как в прочих царствах остальные боги.
Напрасно сваливать на Фортуну вину за
свои неудачи и благодарить за благосклонность. Незримо, «как в траве
змея, вершит она свой промысел». Ее поступки кажутся нам нежданными, в
смысл их мы не проникаем.
Ее-то и поносят громогласно,
Хотя бы подобала ей хвала,
И распинают, и клянут напрасно.
Но ей, блаженной, не слышна хула:
Она, смеясь меж первенцев творенья,
Крутит свой шар, блаженна и светла.
В эпоху Возрождения своенравной
богине Счастья и Удачи, «правительнице судеб», ставили статуэтки на
фонтанах площадей. Образ ее долго не сходил с полотен художников и со
страниц поэтических сборников.
Данте и его водитель, идя «гранью
топи и сухой земли», обходят Стигийское болото пятого круга. В грязных
его водах барахтаются гневные, «чьи глотки тиной сперло». Поэты видят
огни града Дита (железный и огненный Дит появляется впервые в поэме
Вергилия), за стенами которого расположены круги нижнего Ада.
Перевозчиком через Стигийские болота
Данте выбрал одного из героев греческой мифологии Флегия, царя лапифов,
сына бога войны Арея и смертной женщины. Разгневанный, что его дочь
Кронида родила от Аполлона сына Асклепия, Флегий сжег в Дельфах храм,
посвященный Аполлону. Этот враг бога поэзии превращен в демоническое
существо. Образ Флегия в «Божественной Комедии» является плодом
гениальной фантазии итальянского поэта. Челн Флегия мчится по стигийским
водам с быстротою, технике XIV века не известной.
Некто «гнусно безобразный» злобно
вцепился в их лодку. Вергилий отталкивает его, сказав: «Иди к таким же
псам, ко дну!» Данте, узнавший грешника, обращается к нему с гневными
словами. Непримиримость Данте вызывает похвалу Вергилия: «Суровый дух,
блаженна несшая тебя в утробе!» (Это место — единственное в
произведениях Данте, где упомянута мать поэта, об отце он не упоминает
никогда!) Вызвавший такую неистовую ярость Данте флорентиец Филиппо
происходил из семьи черных гвельфов Адимари. У нас нет оснований не
доверять комментатору «Божественной Комедии» Ландино, сообщавшему, что
один из Адимари после изгнания Данте завладел его конфискованным
имуществом. Род Адимари Данте называет «нахальным» в шестнадцатой песне
«Рая»; представители этой семьи изображены там, как шайка худородных
насильников, трусливых и подлых. В комментарии XIV века, называемом
Оттимо (автор не известен), так описан Филиппо Адимари: «Кавалер,
любивший роскошную жизнь, чрезвычайно спесивый и расточительный, не
отличавшийся ни добродетелью, ни храбростью». Боккаччо говорит, что
Филиппо был очень богат и подковывал своих лошадей серебряными
подковами, за что и получил прозвище Ардженти (серебряный). Браг Данте
попал в новеллистику XIV века: в «Декамерон» и в сборник Саккетти.
Адский город Дит пылал. Когда челнок
пристал к его стенам, Данте увидел стражу, которая снова преграждала
живому доступ в царство мертвых. Бесы заманивают Данте, стремясь
отделить его от Вергилия, и Вергилий вынужден вступить в переговоры с
дьявольскими сторожами. Он в смятении, голос его становится неуверен, в
первый раз Вергилий испуган — это испытание сверх сил. На стенах и
башнях Дита появляются новые ужасные видения: Эрихто, фессалийская
волшебница, вызывавшая мертвецов из подземного царства, — древние поэты
неизменно сопровождали ее имя эпитетом «злая, свирепая, жестокая»; затем
три фурии, богини мщения древних, Тисифона, Мегера и Алекто «взвиваются
для бешеной защиты», обвитые гидрами; косы их — змеи. Фурии призывают
Медузу Горгону, обращающую всякого, кто взглянет на нее, в камень.
«Закрой глаза и отвернись», — говорит Вергилий, сам поворачивает Данте и
заслоняет его глаза руками. Эта трогательная забота учителя об ученике в
переносном смысле означает защиту силою разума от ужаса, безобразия,
насилия и лжи. Аллегорически фурии и Медуза изображают состояние
Флоренции и Италии во времена Данте. От них Вергилий ограждает своего
ученика как представитель римского правопорядка и поэт мирового
государства. Страшные видения в стенах адского города символизируют
также преграды, которые следует преодолеть человеку для того, чтобы
побороть самые тяжкие грехи и освободиться от них. В Эриниях
сосредоточены угрызения совести поэта, в Медузе — его колебания,
сомнения и отчаяние. Таким образом, эти поэтические видения олицетворяют
реальные психологические состояния самого Данте.
Вергилий, символизирующий
просвещенный разум, может лишь защитить от нежданного нападения Эриний и
Медузы, но не одолеть их. Вергилий отступает от ворот Дита, побледнев, и
ждет помощи. Она появляется в образе Небесного Вестника. Вестник
движется как вихрь, не знающий преград, все сокрушая на своем пути. Он
идет, как посуху, по стигийским водам; стаи испуганных душ и смущенных
демонов бегут перед ним. Он отстраняет от своих глаз липкий и смрадный
дым шестого круга и останавливается, пылая небесным гневом, с поднятой
тростью перед воротами Дита, так как для усмирения нечистых духов уже не
нужен пылающий меч. В Вестнике нет колебания, он уверен в том, что его
приказ будет исполнен. Дантовский Небесный Вестник напоминает ангелов с
картин мастеров раннего Возрождения, особенно Симона Мартини и Фра Беато
Анжелико. Посланец небес — прежде всего поэтический образ. В
морально-политическом значении он олицетворяет мощь империи, разрушающей
феодальный хаос, сокрушающей тиранов и олигархов.
Врата открыты. Поэты входят в город
Дит, и взорам их предстает бесплодный дол, «исхолмленный гробницами». За
ними пылают огни, раскаляющие каменные гробы. Поэты идут «меж полем мук
и выступами башен», и Данте узнает от своего вожатого, что здесь
погребены последователи Эпикура, не верившие в будущую жизнь. Нежданно
из одного гроба встает огромная фигура Фаринаты дельи Уберти, умершего
за год до рождения Данте. Вождь гибеллинов Фарината изгнал гвельфов из
Флоренции, а затем сам подвергся изгнанию. После победы короля Манфреда
при Монтаперти в 1260 году он не дал своим союзникам разрушить
Флоренцию. Посмертно был осужден инквизицией вместе со своей женой как
еретики.
Фарината горделив, надменен и
презрителен, как при жизни. Данте препирается с Фаринатой не о вере и о
спасении души, а о судьбе их семей, принадлежащих к враждующим группам.
Политические страсти вспыхивают в аду сильнее адского пламени. Фарината
менее всего обеспокоен собственной участью, он тревожим земными делами,
тем, что его родственники и сторонники не могут вернуться во Флоренцию. В
огненном пламени адской гробницы он видит только родную Тоскану.
Фарината напоминает, что он спас родной город Флоренцию и не дал ее,
стереть с лица земли. Данте, гвельф по родовым традициям, как бы
сохраняет из семейной гордости старые гвельфские позиции по отношению к
гибеллину Фаринате. Однако, преодолев предрассудки и вражду обеих
партий, он восхищается стоическим мужеством гибеллинского вождя,
которого не в силах сломить даже адские пытки. И восклицание поэта: «О,
если б ваши внуки мир нашли!» — исполнено благожелательства.
Великолепный флорентийский эпикуреец стал прообразом романтических
героев, которые, подняв бунт против бога, не смирились и в аду, как
герои Байрона и Бодлера.
Из соседнего гроба подымается
тщедушная по сравнению с Фаринатой тень Кавальканте деи Кавальканти,
отца поэта Гвидо, «первого друга Данте». Старик в волнении, где его сын,
почему он не с Данте. Данте отвечает двусмысленно. Можно понять, что
Гвидо, будучи атеистом, как и его отец, презирал Беатриче, символ
небесной мудрости. Поняв неверно из слов Данте, что Гвидо умер,
Кавальканте с горестным воплем исчезает, рухнув навзничь в огненную
гробницу. Эта сцена не производит никакого впечатления на Фаринату,
несмотря на то, что Гвидо был женат на его дочери. Он предсказывает
Данте изгнание.
В пылающих гробах эпикурейцев поэты
видят кардинала Октавиана дельи Убальдини, которому приписывались при
жизни слова: «Если душа действительно существует, то я ее потерял ради
партии гибеллинов». Здесь же император Фридрих II и еще много
«еретиков», большинство из них — гибеллины.
На окраине седьмого круга — обвал.
Скат, засыпанный обломками скал между шестым и седьмым кругами ада,
Данте сравнивает с обвалом в горах на пути от Вероны в Тренто, который
он, несомненно, видел. Хранитель седьмого круга, где казнятся убийцы и
насильники, — Минотавр, чудовище с бычьей головой и торсом человека,
представляющее животную бессмысленную силу. В кровавые воды реки
Флегетона, образующей первый пояс седьмого круга, погружены тираны и
грабители. Если грешник высовывается из кипящей волны, его поражает
стрелою кентавр. И снова рядом варятся живьем в кровавой реке тираны
античности и современники Данте, разбойники и феодальные грабители,
которые не давали проезда на дорогах Тосканы и Романьи, — все те, кто
«жаждал золота и крови», «все, кто насильем осквернил свой сан». Здесь
получает воздаяние за нестерпимые муки, которым он предавал находившихся
под его властью граждан, печально знаменитый на всю страну своими
злодеяниями Эццелино да Романо, наместник Фридриха II в Вероне и Падуе.
По словам Джованни Виллани, Эццелино уничтожил значительную часть
населения Падуи; чтоб умножить свои богатства, тиран изгонял из города
жителей, преимущественно нобилей, и отбирал их имущество, обрекая целые
семьи на нищету.
С помощью кентавра Несса Данте и
Вергилий переходят во второй пояс седьмого круга. Здесь простирается
дикий лес, бесплодный и ядовитый. Это лес самоубийц, души которых
превращены в деревья. Ужасные птицы гарпии с лицами, как у дев, со
страшными когтями на руках, некогда нападавшие на спутников Энея,
оказались здесь, в Аду. Данте случайно отломил сучок; из него потекла
кровь и раздалось восклицание: «О, не ломай, мне больно!» Уже не раз
было замечено, что самые невероятные фантастические вещи Данте
представляет с крайним реализмом, как бы заставляя нас поверить в
реальное существование человека-растения. Кажется, что великий поэт
возвращается к древнему мифологическому сознанию, для которого не было
ничего более естественного, чем переход от растения к животному и от
животного к человеку, и весь мир был исполнен метаморфоз. Но у Данте
появляется то, чего не было у древних греков, — психологическое
обоснование метаморфоз, которые вызваны карой за нарушение моральных
законов. Самоубийца насильно разделил тело и душу и в наказание за это
получил плоть растения, с которой он сжился, и клянется, как канцлер
делле Винье не головой, а своими девятью корнями. Некогда бедный юрист,
Пьер делле Винье стал протонотарием и логофетом императора Фридриха II.
Как и его государь, делле Винье писал итальянские стихи. Власть его и
влияние были безграничны. Он держал «оба ключа» от сердца владыки, мог
склонить императора на милость и немилость. Потеряв доверие Фридриха и
брошенный им в тюрьму, некогда могущественный канцлер был ослеплен и в
отчаянии покончил с собой.
Пройдя сквозь лес самоубийц, Вергилий
и Данте вошли в третий пояс Ада, который начинался пустыней, также в
изобилии населенной грешниками. Одни повержены навзничь, другие
съежившись сидят на пыльной почве, третьи без устали снуют вокруг. На
них падает большими хлопьями огненный дождь. На земле лежит, не желая
ничего замечать, как бы не чувствуя огонь, отовсюду его палящий,
огромный человек. Это Капаней, гордый муж античности, презревший богов,
не уступающий в своем высокомерии Фаринате. Взойдя на стены Фив, Капаней
насмехался над Вакхом и Зевсом, за что был поражен молнией разъяренным
олимпийцем. Неугомонившийся ругатель продолжает «богохульствовать» и в
Аду. Любопытно, что Данте, как многие гуманисты, идентифицировал
главного бога языческого Олимпа с богом-отцом христианской троицы.
Внимание Данте привлекает речка,
текущая между песков пустыни. Вергилий говорит, что нет ничего чудеснее
этой речки, из нее берет начало кровавый поток Флегетон. Данте
заинтересован, он просит Вергилия объяснить, как рождаются адские реки. И
узнает, что они образуются из слез и крови, которые сочатся из глаз и
ран Критского старца. Легенда о Критском старце — одно из самых сложных
мест в поэме. Как всегда, Данте соединяет новое, свое, и старое, вернее,
античное. Устами Вергилия Данте рассказывает: посреди моря находится
остров Крит, где в незапамятные времена царствовал Сатурн. На горе Иде
спиною к Дамьяте — дельте Нила в Египте и лицом к Риму стоит «великий
старец некий». Образ старца восходит к сновидению царя Навуходоносора,
истолкованному пророком Даниилом: «У этого истукана голова была из
чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его
— медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью
глиняные». Даниил предсказывает вавилонскому владыке гибель его царства.
Данте соединяет это библейское пророчество с античным преданием о
золотом веке. На основании древних легенд Данте создает новый миф.
Критский старец рассечен от шеи вниз. Сквозь трещину струятся слезы;
стекая вниз, они образуют подземные реки Ада Ахерон, Стикс и Флегетон и
на дне Ада — ледяное озеро Коцит. Критский старец опирается на правую
ступню из глины.
Этот образ не имеет «исторического»
смысла; он олицетворяет смену земных царств или эпох в истории
человечества. В моральном смысле он означает падение человечества,
рассеченного надвое, за исключением головы (начало разума). Критский
старец, в согласии с античной традицией, символизирует также возрасты
человечества. При апагогическом толковании он указывает на прямую связь
падшего человечества с Люцифером. Огненные слезы человечества
превращаются в Флегетон и другие адские реки. Застывая в Коците, они
держат в ледяном плену самого владыку Ада. Почему Данте поместил на Крит
старца, олицетворяющего человечество, пораженное страшной раной, откуда
течет кровь и вода в адские бездны? Эней считал Крит прародиной
троянцев. Как повествуется в поэме Вергилия, Эней приплыл на Крит со
своими путниками из разрушенной Трои и там обосновался, но голос богов
направил его в Италию, чтобы там он стал основателем всемирной империи.
На Крите, колыбели человечества, некогда был золотой век, сменившийся
веком железным. Чтобы излечилась рана старца и иссякли его слезы,
необходима новая эпоха римской всемирной империи, новый золотой век.
Поэтому взор Критского старца и устремлен к руинам Рима — он ждет его
обновления.
Поэты идут дальше по тропе у ручья и
выходят к плотине, которая защищает их от падающих сверху огненных
хлопьев. Данте сравнивает адскую плотину с сооружениями против
наводнения, возведенными фламандцами в Брюгге. Навстречу им идут тени.
Эти тени представлены с реальными подробностями, свойственными
художественной манере Данте. Они щурят глаза, как люди в полнолуние,
поводят бровями, «как старый швец, вдевая нить в иглу». Одна из теней,
опознав Данте, хватает его за полу. Всматриваясь в опаленный лик, Данте
изумленно восклицает: «Это вы, вы, сэр Брунетто?» Данте узнает своего
флорентийского наставника Врунетто Латини.
Эпическое описание превращается в драматическую встречу. Обращаясь к Данте, сэр Брунетто спрашивает:
«Мой сын, тебе не неприятно,
Чтобы, покинув остгльных, с тобой
Латини чуточку прошел обратно?»
Брунетто Латини, известный писатель и
городской нотарий (отсюда его титул «сэр»), сохраняет и в аду
отличавшие его при жизни обходительность и куртуазность. Латини был
учителем, вернее руководителем Данте и многих других молодых
флорентийцев; от него Данте в юные годы воспринял интерес к науке о
государстве и к писателям античности.
Данте сохранил глубокое уважение к
своему учителю. Он идет по плотине, поникнув головой, и почтительно
слушает его речи. Старый Брунетто, наделенный даром предвидения, как
многие души ада, предсказывает своему ученику беды, ожидающие его на
жизненном пути. Обе раздирающие Флоренцию партии, гвельфы белые и
черные, возненавидят Данте и будут стремиться его уничтожить. Эти партии
подобны диким хищным птицам, но «клювы их травы не защипнут» — ни одной
из них не удастся расправиться с Данте. Сэр Брунетто пересыпает свою
речь народными поговорками. Он идет на некотором расстоянии, чтобы на
Данте не попали огненные хлопья. Они возвращаются назад, продолжая
беседу, словно прогуливаются вдоль берега Арно. Данте уверяет своего
старого наставника, что он сохранит в памяти его пророчество, как он
хранил его учение при жизни маэстро.
За что же так страшно наказан
известный флорентийский юрист и учитель молодого поколения, всеми
любимый и уважаемый? Только его, да еще болонского поэта Гвидо
Гвиницелли, основателя сладостного нового стиля, Данте почтительно
именует в первой части своей поэмы «мой отец». Отношение его к Брунетто
сложное: Данте — моралист и богослов осудил своего любимого учителя на
вечные муки, но Данте-поэт не может скрыть своего сочувствия к нему.
Дело в том, что во Флоренции этого времени слишком часто встречались
случай половых извращений, которое во всех его видах именовалось
содомией. Флоренция столь прославилась этим пороком, что в Германии и во
Франции содомитов называли «флорентийцами».
На вопрос Данте, кто из его собратьев
по несчастью, содомитов, особенно высок и знаменит, сэр Брунетто
называет латинского грамматика Присциана из Кесарии, Франческо
д'Аккорсо, одного из самых почитаемых профессоров права в Болонье,
преподававшего также в Оксфорде, и епископа Флоренции в конце XIII века
Андреа де Модзи. Пора расставаться — Данте должен продолжить свой путь
по адским безднам. Брунетто Латини просит своего бывшего воспитанника
позаботиться о судьбе главного его сочинения «Сокровища», написанного
по-французски. Едва успев договорить, подгоняемый все чаще падающим
огненным дождем, Брунетто помчался вскачь. Бег сэра Брунетто,
бросившегося догонять своих сотоварищей, чтобы избежать наказания, Данте
сравнивает (холодно и беспощадно) с состязанием бегунов, которое он
видел со стен Вероны.
Слышится тяжелый гул. Это вода
спадает с кручи вниз в следующий круг. Увы! и здесь Данте встречает
флорентийцев. Появляются три тени. Уже издали они кричат: «Постой, мы по
одежде признаем, что ты пришел из города порока!» — в это время жители
итальянских городов, даже соседних, одевались по-разному. Данте
стремится подчеркнуть, что казнимые в этом круге содомиты пользуются
большой известностью на земле, как военачальники и политические деятели.
«И я любил и почитал измлада ваш громкий труд и ваши имена», — заявляет
Данте грешникам. Но при этом ироническая улыбка не оставляет его, меж
тем как в эпизодах с Франческой или Фаринатой иронии нет и следа.
По-видимому, Данте чувствовал особое отвращение ко всем видам половых
извращений, поэтому вывел столько знаменитых мужей, пораженных этим
пороком.
Три флорентийца под ударами огненного
дождя бегают по кольцу, и Данте их сравнивает с голыми атлетами,
кружащимися по арене. Один из них звался на земле Гвидо Гверра и
происходил из мощной феодальной семьи графов Гвиди. Второй, Теггьяйо
Альдобранди дельи Адимари, известный градоправитель, принадлежавший к
партии гвельфов, пользовался большим авторитетом в Тоскане. Третий,
обратившийся к Данте, был Якопо Рустикуччи — богатый и важный гражданин,
родич Кавальканти. Его жена столь ему досадила, рассказывает один из
ранних комментаторов поэмы Флорентийский Аноним, что Рустикуччи отослал
ее обратно к родителям, а сам из ненависти к женщинам предался содомии.
Тень его вопрошает, действительно ли куртуазия и Еысокие качества
удалились из Флоренции. Недавно прибывший в это адское общество за те же
грехи кавалер Гильельмо Борсиери, которого Боккаччо выведет затем в
«Декамероне» и похвалит за любезность и придворную ловкость, жалуется на
печальное состояние нравов в родном городе. И Данте разражается
филиппикой:
Ты предалась беспутству и гордыне,
Пришельцев и наживу обласкав,
Флоренция, тоскующая ныне!
Земляки просят Данте поведать о том,
что он их видел, когда поэт выберется из царства мертвых, и не без
зависти добавляют: «Счастливец, ты, дарящий правду свету!» Попрощавшись
весьма любезно, тени трех флорентийских содомитов помчались дальше под
огненными хлопьями. «И ноги их мне крыльями казались», — замечает поэт.
Путники слышат нарастающий грохот вод, который заглушает разговоры, вызывая в памяти шум горных рек Италии:
Так рушась вглубь с обрывистого края,
Мы слышали, багровый вал гремит,
Мгновенной болью ухо поражая.
Когда они подходят к горной круче,
Данте снимает веревку, которой был опоясан, и вручает ее своему
водителю. Вергилий швыряет веревку в зияющую тьму, и они напряженно
вглядываются, не появится ли кто из мрака. Вергилий обещает: «Сейчас
всплывет то, что и сам ты ждешь». И наконец:
Я видел — к нам из бездны, как пловец,
Взмывал какой-то образ возраставший,
Чудесный и для дерзостных сердец;
Так снизу возвращается нырявший,
Который якорь выпростать помог,
В камнях иль в чем-нибудь другом застрявший,
И правит станом и толчками ног.
Данте клянется стихами своей
«Комедии», уверяя, что действительно видел Гериона — так зовут чудовище,
олицетворяющее обман и ложь. Он хочет сказать, что поэтический образ,
созданный его фантазией, содержит несомненную моральную истину, в
которую читатель должен проникнуть. Данте дает веревку, которой он
подпоясан, Вергилию для того, чтобы приманить чудовище и заставить
Гериона перенести поэтов в восьмой круг, куда нет пути. Подробность эта
не случайна; как множество других деталей, она продумана и входит в
общий замысел поэмы. Итак, Данте отправился в потустороннее путешествие в
одежде горожанина-флорентийца (вспомним предыдущую сцену), но
подвязанный простой веревкой, как нищенствующий монах-францисканец.
Герион ужасен и отвратителен. Лицо
его величественно и приветливо, а тело его — тело дракона со смертным
жалом скорпиона на хвосте — скрывается в бездне: такова природа обмана.
Пока Вергилий убеждал Гериона перевезти их на своей спине, Данте увидел
направо от того места, где была кинута веревка, группу людей,
обороняющихся от огня и раскаленного песка, с кошелями и книгами, в
которые заносились имена должников. Это знаменитые ростовщики Италии, на
их кисетах Данте распознал гербы многих известных фамилий,
флорентийских и падуанских. Следуя снова своей неизменной манере —
передаче фантастического через реальное, — Данте сравнивает
подплывающего к обрыву Гериона с водолазом, который освободил застрявший
на дне якорь корабля, а ростовщиков — с собаками, которые летом
отгоняют навязчивых насекомых. Заметим, что Герион подымается к краю
пропасти не в том месте, где его манит Вергилий при помощи веревки
Данте, а правее, около того рубежа, где сидят наиболее тяжкие нарушители
законов бога и природы — ростовщики. По-видимому, магическая операция
Вергилия и Данте заключалась в том, чтобы заманить, обмануть и подчинить
своим высшим целям самый Обман — Гериона.
Данте садится на спину Гериона
впереди Вергилия, защищающего его от острого хвоста чудовища. С
предельной смелостью воображения Данте описывает полет над адской
бездной, сравнивая летящего Гериона то с ладьей, то с угрем, то с
соколом. Поэт вспоминает также полет Фаэтона, сына Аполлона, который не
смог удержать коней небесной колесницы своего отца и пал на землю,
пораженный молнией Зевса, а также Икара, чьи скрепленные воском крылья
при полете с острова Крита растопило солнце. Быстрота полета становится
ясна только при посадке, когда Данте видит дно восьмого круга. Во время
же самого полета из-за отсутствия ориентиров ему казалось, что зверь
«неспешно реет», так как кругом простиралась одна черная бездна воздуха и
видна была лишь спина чудовища. Нельзя не поразиться, с какой
удивительной точностью Данте — задолго до начала эры воздухоплавания —
воссоздал ощущения летящего человека. Когда поэты сошли со своего
адского воздушного корабля, Герион «взмыл и исчез, как с тетивы стрела».
Поэты очутились в восьмом круге Ада,
где находятся глубокие рвы, или Злые Щели. Восьмой круг описывается в
двенадцати песнях, то есть занимает больше трети всех песен «Ада».
Топография восьмого круга довольно сложна: от первого возвышения,
идущего кругом под обрывом, над которым находится скала, отделяющая его
от седьмого круга, идут каменные мосты (радиусами к центру) — к
глубокому каменному колодцу гигантов, спускающемуся к самой нижней
бездне Ада — девятому кругу, где находится Люцифер. 10 рвов и 10 плотин
между ними расположены концентрическими кругами. Таким образом, своды
мостов пересекают все плотины (в русском переводе: валы, впадины,
перекаты) и возвышаются над рвами (щелями) с выгнутыми откосами. Данте
сравнивает расположение этой части Ада с виденным им на земле: с замком,
укрепленным для осады рядами рвов, с той только разницей, что мосты,
соединяющие рвы, в средневековой фортификации были обычно подъемными,
деревянными, а над Злыми Щелями идут каменные, горбатые, «древние»
мосты, напоминающие римские. Сначала поэты идут, повернув налево, по
плотине вдоль первого рва. Встретив мост, они сворачивают направо и
следуют по нему, дважды спускаясь в щели: в третью, чтобы посмотреть на
папу Николая III, и в шестую, над которой мост сломан, чтобы продолжать
свой путь по соседнему мосту слева, пока не приходят к возвышению над
десятым рвом у самого обрыва в центральный колодец.
В первом рве, о котором мы уже
говорили в главе о Болонье, находятся преимущественно сводники. Второй
занимают льстецы, погруженные в зловонные нечистоты. Третий ров
предназначен для тех, кто торговал церковными должностями и превратил
церковь в место торговых сделок. В сером камне торчат лишь ноги
грешников, туловища их уходят в землю; огонь змеится над их ступнями.
Вергилий предлагает Данте снести его вниз, в ров, и показать ему, кто
там мучается. Из первого отверстия скважины, где отчаянно брыкаются
чьи-то ноги, на вопрос Данте, кто здесь, раздается удивленное
восклицание: «Как, Бонифаций, ты здесь уже, ты здесь уже так рано!» Это
голос папы Николая III Орсини, который слишком много заботился о
благополучии и доходах своих родственников. В этих словах звучит горькая
ирония Данте: Николай III думает, что пришел папа Бонифаций за три года
до срока, чтобы его сменить. Напомним, что условная дата путешествия —
1300 год, а папа Бонифаций умер в 1303-м. Таким образом, получается, что
Бонифацию еще при жизни уготован Ад. Затем папа Николай
«пророчествует», что «придет с заката пастырь беззаконный», расхититель
церковных имуществ и ставленник французского короля — Климент V, Следует
инвектива Данте:
Сребро и злато ныне бог для вас:
И даже те, кто молятся кумиру,
Чтят одного. Вы чтите сто за раз.
Затем он говорит о несчастном даре
Константина, который, обогатив церковь, испортил ее нравы. Поэт снова
возвращается к своей излюбленной теме, подробно развитой в «Монархии».
В четвертом рву казнятся прорицатели и
волшебники: они поражены немотой, головы их свернуты на спину, грешники
пятятся назад и никогда не видят прямо, движения их медленны, как у
участников церковных шествий. Данте сначала преисполнился сожаления к
этим грешникам, но Вергилий упрекает его. Вергилий особенно строг и
безжалостен к магам и прорицателям. По-видимому, Данте стремился
оградить автора «Энеиды» от средневековой репутации чародея. Он отрицает
древнее предание о том, что Мантую основала Манто, дочь прорицателя
Тирезия, и что город был назван ее именем. Данте не хочет, чтобы род
Вергилия возводили к колдунье, проявляя нетерпимость, граничащую с
ненавистью ко всем астрологам, чудодеям, предсказателям как древности,
так и своего времени. Автор «Божественной Комедии» не замечает или не
хочет замечать, что он противоречит самому себе, то есть заставляет
Вергилия противоречить самому себе, так как великий поэт древнего мира
приписывал волшебнице Манто основание своего родного города Мантуи. Но
Данте упорно настаивает — в жилах Вергилия не текло ни капли проклятой
крови кудесницы, вздорны россказни, превратившие Вергилия в мага, все
эти побасенки умаляют славу великого поэта. Сам Данте также не избежал
обвинений в магии и волшебстве; так его зря припутали к делу о покушении
на убийство папы Иоанна XXII при помощи магических действий. Весьма
возможно, что эта слава Данте как великого мага Италии и побудила
кардинала Поджетто требовать останки поэта для предания их костру.
Данте и Вергилий доходят до рва,
страшного своей чернотой. В этом рве казнятся мздоимцы, среди которых
много граждан города Лукки. Мы уже говорили об адской смоляной купели,
которую устроили черти, и об их простонародном говоре. Добавим к этому,
что Данте и Вергилий едва спаслись от озлобленных дьяволов. Кроме того,
бесы обманули странствующих по Аду поэтов и сказали, что шестой мост
обрушен и что дальше нет пути. Однако Вергилию удалось победить все
козни нечистых. Он схватил Данте и понес его на руках (как мать
спасенного из пожара ребенка) вниз с обрывистого края и скрыл за
пределами пятого рва, куда бесы не могли проникнуть. Это бегство,
несомненно, имеет также иносказательное значение. Бесы из царства
казнокрадов преследуют Данте, как лживое обвинение черных гвельфов после
его бегства из Флоренции. Ему нужна помощь просвещенного разума
(Вергилия), чтобы от них избавиться навсегда. Заметим, что в восьмом
круге Злых Щелей Данте не очищается от грехов, свидетелем которых он
стал, а с презрением и негодованием отстраняет их от себя.
Уйдя от преследований крылатых бесов с
повадками и кличками бандитов, поэты, почувствовав себя, наконец, в
безопасности, идут гуськом, «как братья минориты». Эта фраза вводит
читателя в область лицемеров, которых больше всего в монашеских орденах.
Данте и Вергилий проникли в шестой ров, где медленно и безнадежно
движутся лицемеры, напоминая гробы, изукрашенные снаружи, а внутри
полные всякой мерзости. Каменные одежды лицемеров широки, как мантии
клюнийских монахов бенедиктинского ордена в Бургундии, которые носили
длинные рукава и глубокие капюшоны. Наряд грешников тяжелее свинцовых
плащей, которые по преданию (документами эпохи не подтвержденному)
император Фридрих II надевал на обвиненных в оскорблении его величества;
после чего их будто бы ставили на раскаленные угли, свинец
растапливался, и жертвы погибали в страшных мучениях.
Среди лицемеров Данте видит своих
знакомых — Лодерин-го и Каталано, принадлежавших к полумонашескому
ордену гаудентов. Орден гаудентов был основан в 1261 году в Болонье с
благословения папы Урбана IV и назывался официально «Кавалеры преславной
девы Марии». Название «радующиеся братья» вначале не было насмешкой, но
постепенно приобрело в народе ироническое значение. «Под покровом
лживого лицемерия они были в большем согласии со своей выгодой, чем с
общей пользой», заметил Джованни Виллани в своей «Хронике». Брат
Каталано происходил из гвельфской семьи Каталани; он родился в Болонье в
1210 году и вместе с другим болонцем, гаудентом Лодеринго из
гибеллинской семьи Андало, своим ровесником, был градоправителем
Болоньи, а затем Флоренции, куда оба были призваны для умиротворения
гвельфов и гибеллинов после Беневентской битвы. Вместо того чтобы
смирять политические страсти, они по указаниям папы Климента IV
покровительствовали втайне гвельфам, что привело к новым беспорядкам.
Брат Каталано любезно подтверждает, что бесы обманули Вергилия и что все
мосты над шестым рвом рухнули. И «покорно сладостные слова» гаудента и
обман дьяволов сердят Вергилия. Оба поэта поспешно удаляются от
лицемеров и переходят в седьмой ров, где казнятся воры.
|